АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-5656/2013
г. Кострома
25 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен октября 25 октября 2013 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола помощником судьи Лахтиной Кариной Владимировной
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Администрации городского округа город Буй
заинтересованное лицо: Буйская межрайонная прокуратура, Государственная жилищная инспекция Костромской области.
третьи лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19
о признании незаконным решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО20, паспорт, доверенность 44 АА 0276652
от ответчика: ФИО21, доверенность от 17.04.2013 г.
от третьих лиц: ФИО8, паспорт, ФИО22, паспорт.
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Кострома, обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа город Буй, выраженного в уведомлении от 26.04.2013 г., которым ему отказано в переводе принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по адресу <...>, в нежилое.
Определением от 08.08.2013 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Буйская межрайонная прокуратура, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены жильцы дома, расположенного по адресу <...>: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19
Определением от 03.09.2013 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная жилищная инспекция Костромской области.
Буйская межрайонная прокуратура, Государственная жилищная инспекция Костромской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены (почтовые уведомления в деле).
Третьи лица - ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО9, ФИО3, ФИО12, ФИО19, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены (почтовые уведомления в деле).
Копии определений о времени и месте рассмотрения дела, направленные другим третьим лицам вернулись с отметками организации связи, свидетельствующими об их невручении по причине неявки адресата за получением корреспонденции.
В судебном заседании представителем заявителя заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем что 22.10.2013 года ФИО1 в отдел архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Буй Костромской области предоставил проектную документацию, протокол общего собрания жителей с листом регистрации, которые не возражают в переводе жилого помещения в нежилое для дальнейшего положительного решения вопроса ФИО1 о переводе жилого помещения, в нежилое.
Все недостатки в представленном проекте по переводу жилого помещения в нежилое помещение, которые были обозначены ответчиком в отзыве, в настоящее время устранены, проект доработан и соответствует всем нормам и правилам, предусмотренным действующим законодательством.
Для рассмотрения указанных документов и положительного решения вопроса о переводе жилого помещения ответчику необходимо время.
В подтверждение приведенных доводов представитель заявителя представил доказательства, которые исследованы судом и приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика и третьи лица считают данное ходатайство не подлежащим удовлетворению.
Суд, заслушав представителей заявителя, ответчика и третьих лиц, признает ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку обращение заявителя в орган местного самоуправления с данными документами не препятствует рассмотрению данного дела по существу.
В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия не явившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, третьих лиц – ФИО8, ФИО22, суд установил следующие обстоятельства.
ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации права 44-АБ № 587966 от 11 октября 2012 г. является собственником жилого помещения - квартиры № 4, расположенной в дома № 49, находящемся по адресу <...> (том 1 лист дела 9).
18.02.2013 г. в администрацию городского округа город Буй Костромской области поступило обращение генерального директора ОАО «Наш дом» (исх. № 322 от 18.02. 2013 г.) об участии в комиссии по обследованию квартиры № 4 дома № 49 ул. Октябрьской революции в г. Буе. (том 1 лист дела 43).
Созданной комиссией при обследовании указанного помещения было установлено, что в жилом помещении производились строительные работы по перепланировке жилого помещения без оформления проектной документации и без согласования с Администрацией городского округа город Буй Костромской области. По результатам работы комиссии был составлен акт обследования квартиры № 4 дома № 49 по ул. Октябрьской революции от 20.02.2013 г. (том 1 лист дела 45).
Собственнику указанного жилого помещения ФИО1 было направлено сообщение от 27.02.2013 года № 584 о необходимости получения согласования перепланировки в установленном законом порядке либо приведении помещения в прежнее состояние (том 1 лист дела 47).
ФИО1 14.03.2013 года обратился в Администрацию городского округа город Буй Костромской области с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение и документами (том 1 лист дела 48).
22.03.2013 года в Администрацию городского округа город Буй Костромской области поступило обращение из Буйской межрайонной прокуратуры о принятии мер, направленных на побуждение ФИО1 привести жилое помещение – квартиру, в прежнее состояние (том 1 лист дела 73).
Также в Администрацию городского округа город Буй Костромской области был направлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...> от 29.03.2013 года, с отказом собственников в переводе жилого помещения в нежилое помещение (том 1 листы дела 67-70).
25.04.2013 г. состоялась комиссия по решению вопросов по переводу жилого помещения в нежилое помещение.
Комиссия установила, что согласно акту обследования от 20.02.2013 г., составленному ОАО «Наш дом», ФИО1 выполнил ремонтно-строительные работы по перепланировке жилого помещения без оформления согласования с органом местного самоуправления соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса РФ. В результате работы комиссии от 20.02.2013 г. был зафиксирован факт произведенных работ по демонтажу перегородок между жилой комнатой, кухней и коридором, перегородки между кухней и коридором, перегородок санузла. Произведен демонтаж полов.
По результатам заседания комиссии составлен протокол от 25.04.2013 г. (том 1 листы дела 78-80).
Уведомлением от 26.04.2013 г. Администрация городского поселения городского округа город Буй отказала ФИО1 в переводе жилого помещения в нежилое (том 1 лист дел 81).
Не согласившись с данным уведомлением и оценив его как решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, ФИО1 обратился в арбитражный суд.
Заявитель считает выводы Администрации ошибочными, а отказ не соответствующим законодательству.
Считает, что перепланировка и переустройство жилого помещения по общему правилу не связаны с переводом его в нежилое помещение.
Администрация, отказывая в удовлетворении заявления, фактически перечислила в уведомлении статьи и законодательство, по которым возможно принятие решения об отказе в переводе, без учета обстоятельств конкретного перевода.
В связи с тем, что ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации в основаниях отказа не указана, можно сделать вывод, что условия перевода жилого помещения в нежилое помещение ФИО1 соблюдены и выполнены. Кроме того, пункт 5 части 1 статьи 23, который указан в уведомлении, в Жилищном кодексе Российской Федерации не существует.
Выводы Администрации о том что переводом жилого помещения в нежилое помещение затрагиваются интересы собственников помещений в многоквартирном доме, считает несостоятельными, так как в уведомлении от 26.04.2013 года ссылки на часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствует.
Доступ к нежилому помещению возможен через принадлежащее ФИО1 на праве собственности помещение. Дверной проем, который предусмотрен проектом перепланировки квартиры № 4 не будет расположен на земельном участке, поэтому не будет затрагивать общее имущество собственников дома. Нарушений прав и законных интересов жильцов многоквартирного дома в настоящее время не выявлено, а проведенные работы по перепланировке не затронули несущие конструкции жилого дома, в связи с чем необходимость в получении согласия на это всех собственников жилых помещений не имеется.
В качестве одного из оснований отказа Администрация городского округа город Буй указывает, что проект разработан не в полном объеме.
ФИО1 считает, что проект «Перевод жилого помещения в нежилое» разработанный ПСК «БЭСТ», соответствует всем нормам и правилам, предусмотренным действующим законодательством.
Переоборудование и перепланировка, которые указаны в проекте, не приводят к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств. Заявитель произвел косметический ремонт фасада дома (дворовый фасад), тем самым улучшил внешний вид многоквартирного дома.
Администрация представила отзыв и дополнительный отзыв, требования не признает.
В жилом помещении по указанному адресу производились строительные работы по перепланировке жилого помещения без оформления проектной документации и без согласования Администрацией в нарушение статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В заявлении о переводе жилого помещения в нежилое помещение ФИО1 указал срок производства работ с 17.03.2013 года по 17.05.2013 год, что не соответствует части 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации в том, что если для использования помещения в качестве нежилого помещения требуется решение о переводе жилого помещения в нежилое, проведение его переустройства и (или) перепланировки, указанный документ является основанием проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки.
В Администрацию был направлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 2 от 29.03.2013 года с отказом собственников в переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно обращению жителей, собственником квартиры № 4 произведена не только перепланировка жилого помещения, но и переустройство этого помещения.
Администрация отказала ФИО1 в переводе жилого помещения нежилое, так как в данном случае переводом жилого помещения в нежилое помещение затрагиваются интересы собственников помещений в многоквартирном доме, проект разработан не в полном объеме, собственник жилого помещения выполнил перепланировку и переустройство жилого помещения без согласования Администрацией в нарушение статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения об отказе были приняты во внимание доводы жителей о том, что в связи с ремонтными работами не было обследовано техническое состояние конструкций дома (год постройки дома 1961). Интересы жителей дома были нарушены и в том, что в проектной документации отсутствует акт обследования состояния несущих конструкций дома, не исследована возможность демонтажа перегородок и пробивки проемов в несущей стене многоквартирного дома.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, что подтверждается проектом «Перевод жилого помещения в нежилое (магазин «Инструменты»), где на листе 2 указан план квартиры после перепланировки. В проекте (листы №2, №3, №4 «Перепланировка квартиры №4) запроектирована пробивка проемов во внутренней несущей стене, изменен фасад многоквартирного дома, использован земельный участок. Заключение ГП Костромской области «Архитектурно-градостроительный центр» от 06.06.2013г. на которое ссылается заявитель, касается лишь определенного этапа работ, а не охватывает всех работ с учетом представленного проекта.
У ФИО1 была возможность решить вопросы с собственниками помещений многоквартирного дома, но согласно протоколу №2 от 29.03.2013 года общего собрания собственники отказали в переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Буйская межрайонная прокуратура также представила отзыв, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
ФИО1 выполнил перепланировку самовольно, в отсутствие решения о согласовании перепланировки, жилое помещение в прежнее состояние не приведено.
Подробно позиция изложена в отзыве (том 1 листы дела 130-131).
Третьи лица – жильцы дома, расположенного по адресу <...> ФИО8, ФИО23 представили заявления, сообщили, что действия ФИО1 по переустройству и перепланировке жилого помещения не соответствует требованиям законодательства, нарушает права жильцов, отсутствует согласие жильцов дома на перевод жилого помещения в нежилое.
Реконструкция помещения привела к нарушению целостности здания, в конструкциях данного дома появились продольные и поперечные трещины и щели.
В подтверждение приведенных доводов третьими лицами были представлены аналогичные по содержанию заявления об этом других жильцов.
Государственная жилищная инспекция Костромской области представила отзыв. ФИО1 в период с 05.02.2013г. по 10.02.2013 г. выполнены работы по перепланировке квартиры. Данные действия повлекли изменение конфигурации жилого помещения и требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Согласование на данные работы в установленном порядке собственником не получено. ФИО1 было допущено нарушение, образующие состав административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 2 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
В подтверждение данного довода была представлена копия постановления от 22.04.2013 г. № 24-05 (том 2 лист дела 116).
В судебном заседании представители сторон и третьих лиц поддержали свои позиции.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон и третьих лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В силу пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно частям 1 - 2 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1). Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 2).
Частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение предусмотрен в статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.
В соответствии с пунктами 3 - 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (пункт 3); несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 4).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт).
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Требования к проектной документации установлены в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
Статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1). Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу частей 1 - 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме) (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3).
Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 (определение состава общего имущества) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
Согласно части 1 статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Из части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1, пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1). К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме (часть 2).
Таким образом, положения частей 2 и 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44 данного Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (часть 1). Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5).
Пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта.
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Приложением 1 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденному приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312, предусмотрено, что реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.
Из указанных норм следует, что перевод жилого помещения в нежилое помещение, сопровождающийся реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанный с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, возможен только в установленном порядке и при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, ФИО1 нарушен порядок перевода жилого помещения в нежилое, осуществлена перепланировка квартиры в отсутствие решения о согласовании перепланировки, выдаваемого отделом архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Буй., выполнены работы по перепланировке квартиры, а именно выполнен снос перегородок квартиры, заложен кирпичом оконный проем в большой комнате, разобран пол. Данные действия повлекли изменение конфигурации жилого помещения и требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Согласование органа местного самоуправления на данные работы в установленном порядке ФИО1 не получено, что является нарушением части 2 статьи 25, части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 1.7.1: 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.03г. № 170.
Данный факт подтверждается материалами дела. Кроме того, за данные нарушения постановлением Государственной жилищной инспекции Костромской области от 22.04.2013 г. № 24-05 ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
Кроме того, из представленного в материалы дела проекта «Перевод жилого помещения в нежилое (магазин «Инструменты») по адресу: ул. Октябрьской революции, д.49, кв.4 в г. Буе Костромской области» следует, что при реконструкции затрагивается несущая стена дома (пробиваются два проема шириной 2,0м. и 0,9м. (лист №4 проекта). Проектом предусмотрен демонтаж газового, сантехнического оборудования и электропроводки (пояснительная записка проекта, лист №1), закладывается оконный проем (лист №2,3 проекта) изменяется внешний вид фасада (том 1 листы дела 55-60).
Такие мероприятия свидетельствуют о реконструкции объекта в соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), что предусматривает получение для этого согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Все это нарушает требования пунктов 1.7.1. 1.7.2, 1.7,3 части 1.7 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», согласно которым переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Доказательства согласия всех жильцов дома по адресу <...>, на перевод жилого помещения в нежилое, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы не допускается.
Утверждение заявителя о том, что устройство входа не повлияет на прочность несущих конструкций, не может быть признано обоснованным, поскольку оно не позволяет игнорировать требования, установленные в пункте 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Кроме того, ФИО1 в представленном в Администрацию проекте по переводу жилого помещения в нежилое помещение отсутствовали:
- свидетельство СРО организации разработавшей проект;
- обоснования по устройству новых полов (требования подпунктов м), л), п. 14 постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»);
- чертежи по демонтажу оборудования санузла;
- чертежи фасада с заложенным оконным проемом (паспорт цветового решения фасада) (требование раздела 3, п. 13 постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»);
-схема планировочной организации земельного участка (требования раздела 2 п. 12 постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»).
- перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (подп. л). п. 14 постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»).
В силу пункта 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
Таким образом, поскольку в данном случае проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не соответствует требованиям законодательства и отсутствует согласие всех жильцов дома на перевод жилого помещения в нежилое, решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое является правомерным.
Доводы заявителя о том, что администрация, отказывая в удовлетворении заявления, фактически перечислила в уведомлении статьи и законодательство, по которым возможно принятие решения об отказе в переводе, без учета обстоятельств конкретного перевода, а также о том, что ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации в основаниях отказа не указана, а пункт 5 части 1 статьи 23 в Жилищном кодексе Российской Федерации не существует, о том, что в уведомлении ссылки на часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствует, не свидетельствуют о незаконности отказа Администрации в переводе жилого помещения в нежилое и не свидетельствуют об отсутствии выявленных администрацией нарушений и оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем решение, выраженного в уведомлении от 26.04.2013 г., которым ему отказано в переводе принадлежащего ему жилого помещения в нежилое, является законным и обоснованным, основания для признания его недействительным у суда отсутствуют.
Доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов предпринимателя, отсутствуют. При этом ФИО1 не лишен права после устранении всех имеющихся недостатков и получения согласия жильцов дома повторно обратиться в Администрацию за разрешением на перевод квартиры в нежилое.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Исследовав материалы дела, суд установил, что заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государстве государственная пошлина подлежит уплате физическими лицами в размере 200 рублей.
При указанных обстоятельствах излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1800 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Возвратить ФИО1, <...>, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину перечисленную чеком ордером от 21.05.2013 г. № 2267239763, в сумме 1800 рублей.
Справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины выдать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Д.А. Мосунов