ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-5712/12 от 08.11.2012 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-5712/2012

г. Кострома 26 ноября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2012 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Гепард-сервис»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области

о незаконным решения от 16.05.2012 г. № 01/025/2012-743

при участии в заседании:

от заявителя - не явился;

от ответчика – ФИО1 по доверенности № 20 от 05.04.2012 г., удостоверение ТО № 041802 от 25.04.2012 г.

конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Гепард-Сервис» ФИО2 (далее – конкурсный управляющий, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее – Управление Росреестра, ответчик) о признании незаконным решения от 16.05.2012 г. № 01/025/2012-743 об отказе в выдаче запрошенной информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и направлении копии принятого решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган – Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Заявитель в судебное заседание не явился.

Ответчик против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя, по правилам статей 123, 156 АПК РФ.

Заявленные требования мотивированы тем, что Управлением при рассмотрении запроса конкурсного управляющего и вынесении решения № 01/025/2012-743 от 16.05.2012 г. об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним допущено нарушение требований Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), а также Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14 мая 2010 года № 180 (далее – Порядок предоставления сведений).

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 02.03.2012 г. общество с ограниченной ответственностью «Гепард-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом) как ликвидируемый должник и в отношении него открыто конкурсное производство в срок до 20.08.2012 г.

Определением Арбитражного суда Костромской области от 27.02.2012 конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Гепард-Сервис» утвержден ФИО2.

10.05.2012 г. конкурсный управляющий ООО «Гепард-Сервис» ФИО2 обратился Управление Росреестра с запросом о предоставлении сведений, содержащихся Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах ООО «Гепард-сервис» на имеющиеся объекты недвижимого имущества на территории Костромской области.

Указанный запрос был принят сотрудником канцелярии специалистом 1 разряда ФИО3, о чем свидетельствуют оттиски печатей канцелярии Управления Росреестра и подпись должностного лица (л.д. 17).

16.05.2012 г. государственным регистратором Управления Росреестра вынесено решение № 01/025/2012-743 об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП, в обоснование которого было указано на нарушение порядка подачи заявления (запроса) со ссылками на положения пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 122-ФЗ, Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 504 «О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и пункта 25 Порядка предоставления сведений. Посчитав, что запрос конкурсным управляющим сделан посредством почтового отправления, Управление в качестве причин отказа указало, что подлинность подписи лица, запрашивающего сведения или его представителя и верность копий документов, прилагаемых к запросу, в нотариальном порядке не засвидетельствованы, а сам запрос подан на бланке старой формы.

Указанное решение было направлено сообщением от 18.05.2012 г. № 2.32/9671.

Посчитав данный отказ в предоставлении сведений из ЕГРП незаконным, конкурсный управляющий ООО «Гепард-Сервис» ФИО2 обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Костромской области.

Изучив представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

На основании седьмого абзаца части 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления

Положения части 1 статьи 7 Федерального закона № 122-ФЗ предусматривают, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона № 122-ФЗ установлен закрытый перечень лиц, которым предоставляются сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества входит в указанный выше перечень лиц в соответствии с положениями абзаца 10 части 3 статьи 7 Федерального закона № 122-ФЗ.

Согласно части 7 статьи 7 Федерального закона № 122-ФЗ орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав устанавливает порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав.

Приказом Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 № 180 установлен порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определяющий форму запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - запрос), а также требования к составу сведений такого запроса;

- перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении сведений, указанных в пункте 3 статьи 7 Федерального закона № 122-ФЗ, и способы их представления в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные органы, подведомственные ей государственные учреждения (далее - органы, осуществляющие государственную регистрацию прав);

- требования к форматам: выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащей общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости), выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, справки о содержании правоустанавливающего документа, справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества (далее - документы, в виде которых предоставляются сведения), уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, отказа в предоставлении запрашиваемых сведений, а также к формату запросов, если такие документы и запросы направляются в электронной форме;

- порядок направления в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, запросов, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования и иных технических средств связи;

- порядок направления документов, в виде которых предоставляются сведения, а также копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме, решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования и иных технических средств связи;

- сроки предоставления сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в зависимости от способов их предоставления и с учетом максимального срока предоставления таких сведений, установленного Законом;

- правила засвидетельствования верности электронных образов документов, представляемых с запросом.

Согласно пункта 2 Порядка предоставления сведений запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по выбору заявителя:

- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении (далее - представление запроса при личном обращении);

- в виде бумажного документа путем его отправки по почте (далее - представление запроса почтовым отправлением);

- в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет (далее - представление запроса через официальный сайт);

- в электронной форме посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов (далее - представление запроса с использованием веб-сервисов).

Запрос в виде бумажного документа составляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 3 Порядка).

Пунктом 13 Порядка предоставления сведений установлено, что запрос о предоставлении сведений, указанных в пункте 3 статьи 7 Федерального закона № 122-ФЗ, в том числе копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме, представленный заявителем (его представителем), не указанным в абзаце первом пункта 15 настоящего Порядка, заверяется подписью арбитражного управляющего, если заявителем является арбитражный управляющий, запрашивающий сведения в отношении имущества соответствующего должника.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.09.2010 П/492 «О наделении отдельных федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании части 2 статьи 9 Федерального закона № 122-ФЗ полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставлению сведений из ЕГРП с 01.10.2010 наделено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Костромской области правопредшественник филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Костромской области.

На основании вышеуказанного приказа между Управлением и Палатой утвержден совместным Приказ от 15.09.2012 №42/226А о плане совместных мероприятий по наделению обозначенных полномочий, в порядке эксперимента, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Костромской области.

Утвержденной от 01.10.2010 Схемой внутриведомственного взаимодействия между Палатой и Управлением при приеме и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на представление сведений из ЕГРП регламентирован порядок взаимодействия между государственными органами по указанным функциям.

Разделом II Схемы определен порядок по взаимодействию Управления и Палаты по приему заявлений и выдача документов по представлению сведений из ЕГРП.

Основанием для начала процедуры выдачи информации из ЕГРП является обращение заявителя к специалисту ФГУ «ЗКП» по Костромской области с документом, удостоверяющим личность, документом об оплате и заполненным заявлением о выдаче информации.

Специалист, ответственный за выдачу информации, проверяет личность заявителя, правомочность представления ему информации из ЕГРП, наличие оплаты, регистрирует поступившее заявление в книге учета выданной информации о зарегистрированных правах (в электронном виде). При отсутствии у заявителя заполненного заявления или неправильном его заполнении специалист, ответственный за прием документов, заполняет его самостоятельно в программно-техническом комплексе (с последующим представлением на подпись заявителю) или помогает заявителю собственноручно заполнить заявление. К заявлению прикладываются квитанция и ее копия об оплате за предоставление информации (на квитанции проставляется штамп «погашено»), а также другие необходимые документы.

Все принятые заявления с приложенными документами ежедневно до 16.00 с описью принятых пакетов документов передаются ответственным сотрудникам ФГУ «ЗКП» по Костромской области сотруднику Управления.

Вышеуказанная процедура регламентирует порядок предоставления информации из ЕГРП при личном обращении заявителя в соответствии с со статьями 7, 8 Федерального закона № 122-ФЗ.

Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 10.05.2011 N П/161 «О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Костромской области наделено полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно пункту 20 Плана-графика с 1 июля 2011 года с одновременным сохранением и осуществлением указанных полномочий Управлением Росреестра по Костромской области.

В соответствии с п.4 совместного Приказа Управления и Палаты от 12.05.2011 № П/82/078 «О допуске работников ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Костромской области к осуществлению полномочий по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на представление сведений из ЕГРП, в порядке эксперимента» (прилагаем к дополнительному отзыву) допускаются к выполнению государственных функций по представлению сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, в порядке эксперимента, следующих работников Палаты: в г.Костроме - инженеры ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 по адресу: <...>.

В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления сведений перечень адресов органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, по которым осуществляется прием запросов при личном обращении, публикуется на официальном сайте.

Согласно представленной информации с официального сайта www.rosreestr.ru в городе Кострома действуют следующие органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, по которым осуществляется прием запросов при личном обращении:

1) Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области рабочее место в г. Костроме (МФЦ) по адресу: <...>;

2) Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области межрайонный отдел № 1 г. Кострома и Костромской р-н, по адресу: <...>;

3) Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области центральный аппарат по адресу: г. Кострома, п. Новый, 3;

4) Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области центральный аппарат по адресу: <...>;

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Гепард-Сервис» ФИО2 лично обратился с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в канцелярию Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области.

Запрос конкурсного управляющего был принят сотрудником канцелярии специалистом 1 разряда ФИО3

Должностной регламент специалиста 1 разряда отдела организационно-контрольного и общего обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области определяет круг прав и обязанностей, лиц занимающих указанную должность, пунктом 4.4 которого установлено, что специалист 1 разряда в соответствии с задачами и функциями отдела исполняет следующие должностные обязанности:

1) обеспечивает ведение дел, журналов отдела и Управления в соответствии с утвержденной номенклатурой;

2) ведет прием, регистрацию, учет, хранение: документов, поступающих в Управление;

3) обеспечивает направление исходящей корреспонденции Управления;

4) принимает участие в разработке номенклатуры дел Управления;

5) вносит предложения начальнику отдела по совершенствованию делопроизводства, по сокращению и оптимизации документооборота Управления;

6) участвует в проведении комплексных, тематических проверок работы
 структурных и обособленных отделов Управления;

7) участвует в семинарах, совещаниях, организуемых Управлением и другими органами;

8) ведет учет, обработку, формирование номенклатурных дел и обеспечивает хранение документов, касающихся деятельности отдела и Управления;

9) по поручению начальника отдела обобщает и анализирует работу по
 выполнению возложенных на отдел функций;

10) Запрашивает в установленном порядке и знакомится в структурных и территориальных отделах Управления с информационными справочными материалами, необходимыми для реализации задач и функций отдела;

11) обеспечивает контроль, сбор, обработку и обобщение информации, показателей работы, поступающей из структурных и территориальных отделов Управления, готовит необходимые проекты документов о ходе и результатах выполнения плановых мероприятий;

12) обеспечивает контроль в части выполнения Плана-графика проверок и служебных командировок Федеральных государственных гражданских служащих Управления и исполнения требований инструкции об организации комплексных, тематических и контрольных проверок в Управлении.

13) участвует в семинарах, совещаниях, организуемых Управлением и другими органами, в том числе в качестве лектора (докладчика);

14) поддерживает уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей.

Таким образом, у сотрудника канцелярии Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области, принявшего запрос конкурсного управляющего ООО «Гепард-Сервис» ФИО2, отсутствовали полномочия для осуществления процедуры выдачи информации из ЕГРП при личном обращении, в том числе по удостоверению личности заявителя.

Довод Управления о том, что поступивший запрос конкурсного управляющего ООО «Гепард-Сервис» ФИО2 необходимо рассматривать как поступивший по почте, судом отклоняется как несостоятельный, в виду того, что по смыслу положений абзаца 16 части 3 статьи 7 Федерального закона № 122-ФЗ и абзаца 3 пункта 2 Порядка предоставления сведений запрос о предоставлении сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в виде бумажного документа путем его отправки по почте (почтовым отправлением), то есть путем использования почтовых средств связи или аналогичных им, исключающего личное присутствие заявителя.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Гепард-Сервис» требований.

Требование заявителя о направлении арбитражным судом копии принятого решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган – Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии судом отклонено.

В соответствии с частью 9 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Таким образом, направление копии решения суда в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу является правом, а не обязанностью арбитражного суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Гепард-сервис» – отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия через арбитражный суд Костромской области.

Судья Т.Ю. Беляева