АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-7727/2012
г. Кострома 22 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2012 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Мофа Виталия Дмитриевича, при ведении протокола помощником судьи Бабинцевой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Рестмастерская АПН" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Костромской области в лице департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), департамента культуры Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 329 923 рублей долга по государственным контрактам № 1 от 16 мая 2011 года, № 5 от 10 августа 2011 года, 12 945 рублей 84 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Дело рассмотрено при участии: от истца ФИО1 (представитель, доверенность от 20.06.2012), от департамента имущественных отношений ФИО2 (представитель, доверенность от 15.08.2012), от департамента культуры ФИО3 (доверенность, от 3.08.2012).
Суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Рестмастерская АПН» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к департаменту государственного имущества и культурного наследия Костромской области о взыскании 329 923 рублей долга по государственным контрактам № 1 от 16 мая 2011 года, № 5 от 10 августа 2011 года, 12 945 рублей 84 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом установлено, что 31 мая 2012 года состоялось переименование департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области в департамент имущественных и земельных отношений Костромской области.
Определением суда с согласия истца ответчик заменен на Костромскую область в лице департамента имущественных и земельных отношений Костромской области. В дальнейшем для представления интересов Костромской области к участию в деле привлечен департамент культуры Костромской области.
Истец настоял на иске.
Ответчики заявили возражения по иску, ссылаясь на отсутствие средств для оплаты выполненных истцом работ.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
16 мая 2011 года истец (исполнитель) и департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области (государственный заказчик) заключили государственный контракт № 1(далее – контракт № 1).
Из содержания преамбулы контракта следует, что он заключен во исполнение плана проведения мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Костромской области.
Согласно п. 1.1 контракта № 1 государственный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия в соответствии с техническим заданием.
Цена контракта – 179 000 рублей (п. 2.1 контракта № 1).
Срок выполнения работ: начало работ – со дня заключения государственного контракта, окончание работ – 1 августа 2011 года (п. 3.1 контракта № 1).
Государственный заказчик принимает фактически выполненные работы на основании актов приемки (п. 5.2 контракта № 1).
Оплата за выполненные работы производится государственным заказчиком в течение 90 дней после полного завершения работ (п. 6.1 контракта № 1).
1 августа 2011 года сторонами без возражений подписан акт приемки выполненных работ, общая стоимость которых составила 179 000 рублей.
10 августа 2011 года истец (исполнитель) и департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области (государственный заказчик) заключили государственный контракт № 1(далее – контракт № 5).
Из содержания преамбулы контракта следует, что он заключен во исполнение плана проведения мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Костромской области.
Согласно п. 1.1 контракта № 5 государственный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение работ по изготовлению проекта «Историко-архитектурный паспорт фасадов» объекта культурного наследия «Ансамбль доходных домов Третьякова», расположенного по адресу: <...>, литеры А. Б.
Цена контракта – 150 923 рубля (п. 2.1 контракта № 5).
Срок выполнения работ установлен в течение 60 дней со дня заключения контракта (п. 3.1 контракта № 5).
Государственный заказчик принимает фактически выполненные работы на основании актов приемки (п. 5.2 контракта № 5).
Оплата за выполненные работы производится государственным заказчиком в течение 90 дней после полного завершения работ (п. 6.1 контракта № 5).
25 ноября 2011 года сторонами без возражений подписан акт приемки выполненных работ, общая стоимость которых составила 150 923 рубля.
11 мая 2012 года истец обратился департаменту государственного имущества и культурного наследия Костромской области с претензией, требуя оплаты выполненных работ.
4 июня 2012 года департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области в ответе на претензию указал на отсутствие средств для оплаты.
31 мая 2012 года губернатором Костромской области (постановление № 117) принято постановление № 117, которым утверждено положение о департаменте культуры Костромской области.
Согласно п. 19 положения в компетенцию департамента культуры Костромской области включены полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Костромской области.
На основании п. 67 положения департамент культуры Костромской области представляет в судах всех уровней государственные интересы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 54 положения департамент культуры Костромской области выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на департамент функций.
По результатам анализа установленных фактических обстоятельств, норм действующего законодательства суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и необходимости их удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса РФ по государственному контракту на выполнение проектных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить проектные работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно п. 3 ст. 764 Гражданского кодекса РФ по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать органы государственной власти при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В силу п. 1, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени субъекта Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Контракты № 1 и № 5 составлены сторонами в письменной форме, соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем признаются судом заключенными и действительными.
На основании п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что целью заключения контрактов являлись проектные работы, необходимые для удовлетворения нужд Костромской области.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона государственными заказчиками, могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В связи с этим выполнение работ по контрактам для нужд Костромской области определяет обязанность данного публично-правового образования оплатить работы или обеспечить их оплату.
В виду изложенного иск подлежит удовлетворению за счет средств Костромской области (казны).
Статусом главного распорядителя средств бюджета наделен в настоящее время департамент культуры Костромской области, в компетенцию которого включены полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Костромской области (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года № 23).
В виду указанных обстоятельств суд определяет данный государственный орган как лицо, представляющее Костромскую область в рассматриваемых обязательствах.
Требование истца о взыскании процентов также подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Расчет процентов ответчиком не оспорен, судом проверен и принимается в заявленной сумме.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Взыскать с Костромской области в лице департамента культуры Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет казны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Рестмастерская АПН" (ИНН <***>, ОГРН <***>) долг в сумме 329923 рублей, проценты в сумме 12945 рублей 84 копеек, а также 9857 рублей 38 копеек в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рестмастерская АПН" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 148 рублей 51 копейку государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 51 от 12.07.2012.
Исполнительный лист, справку выдать по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области.
Судья В.Д. Мофа