ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-7795/09 от 04.12.2009 АС Костромского области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-7795/2009

г. Кострома «04» декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2009 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Цветков Сергей Владимирович, рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью «Производственное лесопромышленное объединение «Галичлес», Костромская область, Галичский район, п. Лопарево

о возврате налога, излишне взысканного Межрайонной инспекцией ФНС России №2 по Костромской области

протокол вел: судья

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, конкурсный управляющий (паспортные данные указаны в протоколе);

от ответчика: не явился (уведомлен надлежащим образом);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Производственное лесопромышленное объединение «Галичлес», Костромская область, Галичский район, п. Лопарево (далее – Общество, заявитель) в лице конкурсного управляющего ФИО1 обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате налога в размере 36392 руб. 41 коп., излишне взысканного Межрайонной Инспекцией ФНС России №2 по Костромской области (далее – Инспекция, налоговый орган), а также уплате процентов в сумме 3231 руб. 56 коп.

Инспекция требования Общества не признает, полагая свое решение обоснованным и законным, представила отзыв.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество неоднократно уточняло заявленные требования и окончательно просило обязать Инспекцию возвратить проценты, начисленные за нарушение срока возврата налога, в сумме 102 руб. 57 коп.

В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Согласно части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о дате и времени проведения судебного заседания (почтовое уведомление в деле), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств не заявляла.

В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия Инспекции, поскольку обязательной явку ее представителя в судебное заседание суд не признавал.

Суд, исследовав материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства.

14.08.2008 Инспекцией налогоплательщику направлено требование №31502 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

По причине неисполнения названного требования в установленный в нем срок (04.09.2008), руководителем Инспекции принято решение №9180 от 10.09.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.

10.09.2008 в Костромское ОСБ №8640 налоговым органом были направлены 14 инкассовых поручений №№ 19800-19813 на общую сумму 91193 руб. 39 коп., которые 16.09.2008 помещены в картотеку в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете должника.

В период с 20.10.2008 по 28.07.2009 на основании вышеназванных инкассовых поручений банком произведено списание денежных средств в размере 36392 руб. 41 коп. с расчетного счета Общества.

Определением Арбитражного суда Костромской области от 14.10.2008 по делу №А31-4355/2008-28 в отношении Общества введена процедура наблюдения сроком до 12.02.2009, в дальнейшем продленная до 12.05.2009. Временным управляющим утвержден ФИО1

Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.05.2009 по тому же делу Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден ФИО1

Посчитав, что взыскание спорной суммы произведено Инспекцией незаконно, поскольку с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, конкурсный управляющий обратился с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (лист дела 51), в арбитражный суд о возврате 36392 руб. 41 коп. и процентов в сумме 3551 руб. 56 коп.

В дальнейшем, Инспекция, приняв решение о возврате, о чем известила налогоплательщика 03.11.2009 (листы дела 48-49), осуществила возврат налога в полном размере и процентов в сумме 3448 руб. 99 коп.

Не согласившись с расчетом процентов, представленных Инспекцией, заявитель настаивает на возврате 102 руб. 57 коп.

В судебном заседании представитель Общества поддержал уточненные требования в полном объеме.

Инспекция представила свой расчет процентов.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, в том числе порядок уплаты ими обязательных платежей, урегулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам, срок которых наступил на дату введения наблюдения, могут быть заявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного настоящим Федеральным законом.

Согласно абзацу 4 части 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда.

Из приведенных норм следует, что с даты введения судом процедуры наблюдения приостанавливается исполнение всех исполнительных документов, за исключением исполнительных документов перечисленных в названной норме Закона о банкротстве.

Кроме того, пунктом 12 постановления от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 предусматривает, что при применении положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Инспекции от 10.09.2008 № 9180 (лист дела 16) с Общества в бесспорном порядке на основании статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивались налог на имущество и транспортный налог за 2007 год, налоговые периоды по которым составляют один год, и окончились 31.12.2007.

Процедура наблюдения в отношении Общества введена определением Арбитражного суда Костромской области от 14.10.2008 (лист дела 8). Таким образом, на основании решения Инспекции от 10.09.2008 № 9180 взыскивается задолженность по налогам, возникшая до введения в отношении Общества процедуры наблюдения.

Следовательно, задолженность по налогу на имущество и транспортному налогу, возникшая до введения в отношении Общества процедуры наблюдения не относится к текущим платежам и может быть предъявлена Обществу только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

Доказательства того, что суммы, взысканные Инспекцией на основании инкассовых поручений №№ 19800-19813 от 10.09.2008 (листы дела 19-29), относятся к указанным в абзаце 4 части 1 статьи 63 Закона о банкротстве, либо являются текущими требованиями, в материалы дела не представлены.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для безакцептного списания денежных средств с расчетного счета Общества.

При этом, Инспекция самостоятельно и обоснованно возвратила заявителю излишне взысканный налог в размере 36392 руб. 41 коп.

Также обоснованны требования Общества и об уплате процентов, поскольку в пункте 5 статьи 79 НК РФ определено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Материалы дела свидетельствуют, что суммы взысканного налога фактически возвращены на расчетный счет Общества 06.11.2009 в размере 16716 руб. 96 коп. (листы дела 55-59) и 10.11.2009 в размере 19675 руб. 45 коп. (листы дела 60-64) на основании платежных поручений №№494-496, 504 и №№478-481, поступивших в ООО КБ «Аксонбанк» соответственно 06.11.2009 и 10.11.2009.

Проверив расчет процентов, представленных заявителем, на сумму 3551 руб. 56 коп. (лист дела 34), суд находит его правильным.

При этом, в силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 08.10.1998 (ред. от 04.12.2000) при расчете подлежащих уплате процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням.

Ссылку Инспекции на приказ ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ суд считает несостоятельной, поскольку данный ведомственный правовой акт не относится к законодательству о налогах и сборах, не был опубликован и не может применяться.

Таким образом, требования заявителя о возврате 102 руб. 57 коп. правомерны и подлежат удовлетворению.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался судом, поскольку заявителю при обращении в арбитражный суд была предоставлена отсрочка в ее уплате и Общество не понесло расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а Инспекция, в силу статьи 333.37 освобождена от уплаты государственной пошлины.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Костромской области произвести возврат из бюджета Обществу с ограниченной ответственностью «Производственное лесопромышленное объединение «Галичлес», место нахождения: Костромская область, Галичский район, п. Лопарево, зарегистрированному в качестве юридического лица Администрацией Галичского района Костромской области 07.09.2000 за № 192, процентов в сумме 102 руб. 57 коп., начисленных за нарушение срока возврата излишне взысканных сумм налога на имущество и транспортного налога.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья С.В. Цветков