ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-8043/16 от 03.02.2017 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-8043/2016

г. Кострома

6 февраля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 3 февраля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 6 февраля 2017 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола помощником судьи Орловой Д.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Экспертизпром» к Государственному учреждению – Костромскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании недействительными решений № 150 от 28.04.2016 г.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Дунаева О.В., доверенность от  03.11.2016 г.

от ответчика: Блинов А.С., доверенность № 65 от 29.12.2015 г., Долгих С.В., доверенность № 48 от 18.10.2016 г.

установил:

ООО «Экспертизпром» (далее также – заявитель Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Костромскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее также – Фонд) о признании недействительным решения № 150 от 28.04.2016 г., о признании недействительными решения от 28.04.2016 г.

Определением суда от 29.08.2016 года заявление принято к производству и дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 АПК РФ.

Определением от 27.09.2016 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

В ходе рассмотрения дела Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило требования, просит признать недействительными:

1) решение Фонда от 28.04.2016 г. № 150 в части включения в базу для начисления страховых взносов расходов по командировкам в сумме 11480 рублей 46 копеек, материальной помощи свыше 4000 рублей – 126179 рублей, оплаты медицинских услуг в сумме 41740 рублей, начисления страховых взносов в сумме 5202 рубля 30 копеек, пени в сумме 110 рублей 77 копеек, штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона  от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в сумме 1040 рублей 46 копеек;

2) решение Фонда от 28.04.2016 г. № 150 в части включения в базу для начисления страховых взносов расходов по командировкам в сумме 11480 рублей 46 копеек, материальной помощи свыше 4000 рублей – 126179 рублей, оплаты медицинских услуг в сумме 41740 рублей, начисления  страховых взносов в сумме 358 рублей 78 копеек, пени в сумме 76 копеек, штрафа по абзацу 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в сумме 71 рубль 76 копеек.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 31.01.2017 г. по 03.02.2017 г.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Государственным учреждением – Костромским региональным отделением Фонда социального страхования РФ в период с 15.02.2016 г. по 28.03.2016 г. была проведена проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г.

По результатам проверки  установлены нарушения:

1) части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ: страхователем не включены в сумму выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, а следовательно, и в базу для начисления страховых взносов следующие виды выплат на общую сумму 10545 рублей 17 копеек: оплата праздничных и выходных дней в 2013 году на сумму 3545 рублей 17 копеек, оплата по производственным нарядам в 2013 году на сумму 7000 рублей.

2) статьи 9 Закона № 212-ФЗ: страхователем не включены в сумму выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, а следовательно, и в базу для начисления страховых взносов следующие виды выплат на общую сумму 418281 рублей 41 копейка:

- суммы излишне уплаченных суточных: в 2013 году - 2100 рублей, в 2014 году - 17500 рублей, в 2015 году - 3600 рублей;

- дополнительные расходы в командировках, не поименованные в статье 9 Закона № 212-ФЗ: в 2013 году - 4275,96 рублей, в 2014 году - 8901,50 рублей, в 2015 году-360 рублей;

- оплата расходов, произведенных в командировках, при отсутствии подтверждающих документов: в 2013 году - 11782,01 рублей, в 2014 году -29550,83 рублей, в 2015 году-20223,71 рублей;

- оплата командировочных расходов при отсутствии командировочного удостоверения: в 2013 году - 8011 рублей, в 2014 году - 5236,40 рублей;

- суммы материальной помощи, выплачиваемой свыше 4000 рублей: в 2013 году - 208000 рублей, в 2014 году - 57000 рублей;

- оплата платных медицинских услуг Меньшиковой Р.В. в ООО «МЦ Мирт»: в 2015 году - 41740 рублей;

Кроме того, страхователем не включены в сумму выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, а следовательно, и в базу для начисления страховых взносов суммы непринятых к зачету расходов по акту выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 31.03.2016 № 55 Р - 2686 рублей 59 копеек, в т.ч. за счет средств Фонда социального страхования РФ – 2065 рублей 39 копеек.

Данные нарушения были отражены в акте выездной проверки страхователя от 31.03.2016 № 55 «Д».

Решением Фонда № 150 от 28.04.2016 г. Общество привлечено к ответственности, установленной частью 1 статьи 47 Федерального закона  от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ) за неуплату или неполную уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в  виде штрафа в размере 2502 рубля 78 копеек, ему начислены пени за несвоевременную уплату взносов в сумме 911 рублей 32 копейки, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 12513 рублей 91 копейка,

Решением Фонда № 150 от 28.04.2016 г., Общество привлечено к ответственности, установленной в абзаце 5 части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 172 рублей 61 копейка, ему начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 123 рубля 17 копеек, предложено уплатить недоимку в сумме 863 рубля 02 копейки.

Не согласившись с данными решениями в части включения в базу для начисления страховых взносов расходов по командировкам в сумме 11480 рублей 46 копеек, материальной помощи свыше 4000 рублей – 126179 рублей, оплаты медицинских услуг в сумме 41740 рублей, начисления пени за не уплату указанных сумм и назначения штрафов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в сумме 1040 рублей 46 копеек, штрафа по абзацу 5 части 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, Общество обратилось в арбитражный суд.

Общество считает, что Фонд неправомерно посчитал, что с данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами, так как данные выплаты не являются оплатой труда работников, не предусмотрены трудовыми договорами, не носят систематический характер, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, квалификации. Данные выплаты являются выплатами социального характера, не являются стимулирующими.

Фонд представил отзыв, считает решения в оспариваемой части законными и обоснованными. Данные выплаты не указаны в статье 9 Закона N 212-ФЗ, 20.1 Закона № 125-ФЗ, соответственно являются объектом обложения страховыми взносами.  Также просит учесть, что  заявитель  в досудебном порядке, установленном частью 5 статьи 38 Закона № 212-ФЗ в Фонд не обращался, возражения по акту не представил, в связи с чем  расходы по уплате государственной пошлины просит отнести не заявителя.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из приведенных норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие двух условий: несоответствие ненормативного правового акта закону или иным нормативным правовым актам; нарушение ненормативным правовым актом прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания (статьи 65, 198, 200 АПК РФ) обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Отношения, связанные с социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы положениями Закона N 125-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ, страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и полно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

В силу статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями статей 19, 19 - 23, 25 - 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Закон № 212-ФЗ, действовавший в период возникновения правоотношений и утративший силу с  01.01.2017 г.) регулировал отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Согласно абзацу 7 статьи Закона N 125-ФЗ страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

Согласно  части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам установлен в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с абзацем 19 статьи 3 Закона № 125 –ФЗ заработок застрахованного - все виды выплат и иных вознаграждений (как по основному месту работы, так и по совместительству) в пользу застрахованного, выплачиваемых по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Согласно части 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами по  обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период;

Аналогичные положения содержатся в части 11 части 1  статьи 9 Закона № 212-ФЗ, согласно которой не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона  суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период.

Согласно подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ при оплате страхователями расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности (статья 16 ТК РФ).

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 164 ТК РФ).

Согласно статье 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии со статьей 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В разделе 5 Положения о служебных командировках Общества от 01.07.2012 г. установлены размер и порядок возмещения работнику расходов, связанных со служебными командировками.

Согласно пункта 5.1. Положения при направлении в командировку работнику возмещаются:

расходы на проезд;

расходы на найм жилого помещения (кроме случаев направления работника в однодневную служебную командировку, предоставления бесплатного жилого помещения);

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (кроме случаев направления работника в однодневную служебную командировку и имеет возможность возвращаться к месту постоянного жительства);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

В соответствии с пунктом 5.9 Положения расходы на проезд от места  проживания до места проведения  работ возмещаются по фактически произведенным и документально подтвержденным расходам (том 1 лист дела 64-65).

Как следует из материалов дела, Фонд посчитал, что объектом обложения страховыми взносами расходы по командировкам, произведенные работниками Общества в период нахождения в командировке от места проживания вы командировке до места выполнения работ в сумме 11480  рублей 46 копеек.

Между сторонами отсутствуют какие-либо разногласия по фактическим обстоятельствам дела, в том числе, в части содержания данных выплат, их документального подтверждения и размера.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил, что по своему характеру данные выплаты не являются заработной платой работника (платой за труд),  не зависят от квалификации работника, не предусмотрены трудовым договором, не относятся к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Они не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, не являются доходом физического лица, что исключает возможности начисления на указанные выплаты страховых взносов.

Исходя из взаимосвязанного токования части 2 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ, статьей 166, 167, 168 ТК РФ следует, что данные выплаты связаны с расходами на командировку работников, относятся к иным расходам работника, связанным со служебной  командировкой, вызванных необходимостью работника осуществлять трудовые функции вне места проживания в командировке, производимые с разрешения и ведома работодателя, и возмещаемые работнику, что предусмотрено локальным актом Общества  - Положением служебных командировках Общества от 01.07.2012 г.

Таким образом, данные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.

Из материалов дела следует, что Фонд посчитал подлежащими обложению страховыми взносами материальную помощь, превышающую 4000 рублей (пункт 11 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, подпункт 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125 –ФЗ) -  оплата ООО «МИРТ» за оказание медицинских услуг  в сумме 41750 рублей  работнику Маньшиковой Р.В. (платежное поручение № 14 от 13.01.2015 г.),  а также материальной помощи в сумме 200000 рублей Махмудовой Е.А. на лечение (платежное  поручение № 751 от 18.11.2013 г.) (том 1 листы дела 110, 113). Материальная помощь была выплачена по заявлению Махмудовой Е.А. в размере 200000 рублей, при этом документально подтверждены расходы непосредственно на лечение в размере 81600 рублей и на приобретение медикаментов в размере  44570 рублей, т.е. в общем размере 126170 рублей.

Вместе с тем, из положений статьи 20.2 Закона  N 125-ФЗ и статей 191, 129, 135 ТК РФ следует, что не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты, перечисленные в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ, а также выплаты социального характера. При этом стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть выплаты, которые зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, в базу для начисления страховых взносов включаются.

О социальных выплатах в пункте 1 статьи 129 ТК РФ не упоминается, но они указаны в последующих пунктах этой статьи.

В данной статье указано, что тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428 "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации" (утратил силу с 01.01.2017 г.) утверждены рекомендации по заполнению отчетности.

В пункте 90 указаний определено, что в выплаты социального характера включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных фондов). К выплатам социального характера, в частности, относятся:

- выходное пособие при расторжении трудового договора, выходное пособие в случае прекращения трудового договора, вследствие нарушения правил заключения трудового договора не по вине работника;

- суммы, начисленные при увольнении работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

- дополнительная компенсация работникам при расторжении трудового договора без предупреждения об увольнении за два месяца при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников; компенсация при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации и т.п.;

- единовременные пособия (выплаты, вознаграждения) при выходе на пенсию, единовременные пособия увольняемым работникам;

- доплаты (надбавки) к пенсиям работающим пенсионерам за счет средств организации;

- страховые премии (страховые взносы), уплаченные организацией по договорам личного, имущественного и иного добровольного страхования в пользу работников (кроме обязательного государственного страхования работников);

- страховые премии (страховые взносы), уплаченные организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников и членов их семей;

- расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам (кроме расходов на обязательные медицинские осмотры, обследования);

- оплата путевок (компенсации) работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия (кроме выданных за счет средств государственных внебюджетных фондов);

- оплата абонементов в группы здоровья, занятий в спортивных секциях, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы;

- оплата подписки на газеты, журналы, оплата услуг связи в личных целях;

- возмещение платы работников за содержание детей в дошкольных учреждениях;

- стоимость подарков и билетов на зрелищные мероприятия детям работников за счет средств организации;

- суммы, выплаченные за счет средств организации, в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением их здоровья (кроме сумм страховых взносов в ПФР, ФСС России, ФФОМС, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также сумм пособий и других выплат за счет средств государственных внебюджетных фондов, страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

- компенсация работникам морального вреда, определяемая соглашением сторон трудового договора или судом, за счет средств организации;

- оплата стоимости проездных документов;

- оплата (полностью или частично) стоимости проезда работников и членов их семей;

- оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно (включая оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей);

- материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на медикаменты, рождение ребенка, погребение и т.п.;

- расходы на платное обучение работников, не связанное с производственной необходимостью, расходы на платное обучение членов семей работников (кроме расходов (включая стипендии) на подготовку и переподготовку работников, обучающихся в образовательных учреждениях, связанных с производственной необходимостью, на основе договоров между организацией и образовательным учреждением, получившим государственную аккредитацию (имеющим государственную лицензию), а также оплаты проезда обучающихся работников к месту нахождения образовательного учреждения и обратно; стипендии по ученическому договору на профессиональное обучение);

- компенсационная выплата лицам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и вышедшим на работу ранее установленного срока;

- суммы выходных пособий, начисленных с задержкой уволенным работникам (по тому виду деятельности, где работал уволенный работник);

- суммы материальной помощи членам профсоюза, начисленные профсоюзной организацией и показываемые в отчете профсоюзной организации;

- суммы материальной помощи лицам несписочного состава.

Из вышеизложенного следует, что к выплатам социального характера можно отнести такие целевые выплаты, которые направлены на удовлетворение потребностей работника в дополнительной социальной защите, например, перечисления работодателем денежных средств, выделяемых на материальную помощь работникам (при рождении ребенка, смерти близкого родственника, иных сложных семейных обстоятельствах), оплату отдыха, лечения,  носящие компенсационный характер.

Таким образом, выплаты работникам Меньшиковой Р.В., Махмудовой Е.А. имели социальный характер и были осуществлены в целях их финансовой поддержки, не были связаны с трудовыми показателями работников и не зависели от их трудовых результатов.

Кроме того суд считает, что оплата Обществом ООО «МИРТ» за оказание услуг Меньшиковой Р.В. по своему характеру не является материальной помощью, так как сама Меньшикова Р.В. ее не получала. Фактически Общество оплатило за нее оказанные ей лечебным учреждением услуги, что  можно отнести к иным выплатам социального характера, мерам социальной поддержки.

Отсутствие же коллективного договора в организации правового значения не имеет, поскольку определяющим критерием  в данном случае является направленность выплат и их целевое назначение. Соответственно такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Фонд необоснованно включил в базу для начисления страховых взносов расходы по командировкам в сумме 11480 рублей 46 копеек, материальной помощи свыше 4000 рублей – 126179 рублей, оплаты медицинских услуг в сумме 41740 рублей, начислил пени в сумме 110 рублей 77 копеек и 76 копеек, а также привлек к ответственности по части 1 статьи 47 Закона 212-ФЗ  в виде штрафа  в сумме 1040 рублей 46 копеек, штрафа по абзацу 5 части 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ в сумме 71 рубль 76 копеек.

При указных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности оспариваемых решений в данной части. Данные решения нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагают на него обязанность по уплате страховых сносов, пени и штрафов.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Довод Фонда о том, что Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный в части 5 статьи 38 Закона № 212-ФЗ, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению  на заявителя суд отклоняет исходя из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Из содержания данной нормы следует, что заявитель в праве, но не обязан представить возражения к акту. Данной нормой не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в противном случае данное обстоятельство  являлось бы препятствием для реализации его права на обращение в суд и основанием  для оставления судом заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи  148 АПК РФ.

Отсутствуют и доказательства, подтверждающие наличие оснований для применения частей 1, 2 статьи 111 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 АПК РФ относит на Фонд.

Из материалов дела следует, что заявителем оспаривается два решения Фонда, в то время как государственная пошлина уплачена только по одному требованию.

С учетом того, что судебный акт состоялся в пользу заявителя, а Фонд в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, государственная пошлина взысканию в данной части не подлежит.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования  ООО «Экспертизпром» - удовлетворить.

Признать недействительными:

1) решение Государственного учреждения – Костромского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 28.04.2016 г. № 150 в части включения в базу для начисления страховых взносов расходов по командировкам в сумме 11480 рублей 46 копеек, материальной помощи свыше 4000 рублей – 126179 рублей, оплаты медицинских услуг в сумме 41740 рублей, начисления страховых взносов в сумме 5202 рубля 30 копеек, пени в сумме 110 рублей 77 копеек, штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона  от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в сумме 1040 рублей 46 копеек;

2) решение Государственного учреждения – Костромского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 28.04.2016 г. № 150 в части включения в базу для начисления страховых взносов расходов по командировкам в сумме 11480 рублей 46 копеек, материальной помощи свыше 4000 рублей – 126179 рублей, оплаты медицинских услуг в сумме 41740 рублей, начисления  страховых взносов в сумме 358 рублей 78 копеек, пени в сумме 76 копеек, штрафа по абзацу 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в сумме 71 рубль 76 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения – Костромского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, г. Кострома ул. Стопани, д. 35 «а», в пользу ООО «Экспертизпром», г. Кострома, ул. Гагарина, д. 2 «г»,  расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание  судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                Д.А. Мосунов