ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-8523/16 от 30.01.2017 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-8523/2016

г. Кострома 02 февраля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Зиновьева Андрея Викторовича, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «ЭкспертизПром»

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области

о признании недействительным решения от 11 мая 2016 № 30

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шабаровой К.И.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Дунаева О.В., доверенность от 23.11.2016,

от ответчика – Семенкова М.Г., доверенность от 09.01.2017,

Овчаренко С.В., доверенность от 09.01.2017.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкспертизПром» обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области (в настоящее время - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области) от 11 мая 2016 № 30.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил свои требования и просил признать недействительным данное решение в части включения в базу для начисления страховых взносов на пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование 180390 руб.46 коп. и доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на данные выплаты, начисления пени и привлечения к ответственности в соответствующих размерах.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, дополнениях и пояснениях.

Представители УПФ в судебном заседании возражают против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях.

Суд, исследовав материалы дела, установил.

В период с 15 февраля 2016 года по 07 апреля 2016 года ответчиком осуществлялась выездная проверка соблюдения требований законодательства о правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов в период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

Решением от 11 мая 2016 года истец привлечен к ответственности. В результате проверки, как следует из решения, установлены следующие нарушения: занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование на сумму 428826,58 рублей, в том числе, 3545,17 - оплата праздничных и выходных дней; 7000 руб. - оплата по производственным нарядам; 23200 руб. - сумы излишне оплаченных суточных; 265000 руб. - материальна помощь свыше 4000 руб.; 41740 руб. - оплата медицинских услуг сотруднику организации; 13247 руб. 40 коп. - оплата командировочных расходов без командировочного удостоверения; 13537 руб. 46 коп. - дополнительные расходы в командировках.

По результатам проверки выявлена недоимка:

- по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 94482 руб. 94 коп. за период с 2013 по 2015 год, в том числе, занижение базы для начисления страховых взносов в указанной сумме;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС в сумме 21377 руб. 36 коп., образовавшаяся за период с 2013 по 2015, в том числе в результате занижения базы для начисления в указанной сумме.

Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 2407.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 20 % от неоплаченной суммы, и оплатить недоимку, а всего 115860 рублей.

Заявитель обратился в арбитражный суд, считая указанное решение недействительным в части включения выплат на материальную помощь, оплату медицинских услуг, оплату командировочных. Заявитель указал, что указанные выплаты не являются объектом обложения и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Оспариваемое решение мотивировано УПФ нарушением заявителем статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", что повлекло за собой необоснованное (по мнению УПФ) занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2013-2015 гг.

Решением были доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, начислены пени на недоимку, заявитель привлечен к ответственности в виде штрафа за неуплату страховых взносов.

Заявитель оспорил решение в части.

Заявителем оспаривается включение в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование 126170 рублей, выплаченных в качестве материальной помощи работнику Махмудовой Е.А. на лечение.

Материальная помощь была выплачена по заявлению работника в размере 200000 рублей, при этом документально подтверждены расходы непосредственно на лечение в размере 81600 рублей и на приобретение медикаментов в размере 44570 рублей, т.е. в общем размере 126170 рублей.

Заявителем оспаривается включение в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование 41740 рублей, которые были оплачены им (заявителем) за оказание медицинских услуг работнику Меньшиковой Р.В.

Оплата была произведена по заявлению Меньшиковой, документально подтверждена.

Заявителем оспаривается включение в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование 11480 рублей 46 коп. – дополнительных расходов в командировках (проезд), которые полностью подтверждены оправдательными документами – билетами.

Между сторонами отсутствуют какие-либо разногласия по фактическим обстоятельствам дела, в том числе, в части содержания выплат, их документального подтверждения и размера.

Разногласия сторон заключаются в разной правовой оценке данных выплат и возможности (необходимости) включения данных выплат в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В проверяемый период и на момент вынесения решения отношения исчислению и уплате страховых взносов регулировались законом № 212-ФЗ.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.

В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Из статьи 57 ТК РФ следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Между тем, в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Материалами дела подтверждается, что выплата материальной помощи Махмудовой (в спорной части) на лечение, оплата медицинских услуг лицензированной медицинской организации за Меньшикову произведенная Обществом по своему характеру являются социальными выплатами

Рассматриваемые выплаты носили социальный характер, не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации работника, сложности, качества, конкретных условий выполнения самой работы. Эти выплаты производились в целях поддержания социальной защищенности работников предприятия. Данные выплаты не носили систематического характера, были разовыми.

Взаимосвязанное толкование приведенных норм трудового законодательства и нормы части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.

В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Правовая природа выплат в рамках социальных взаимоотношений является специальным видом выплаты, связанной исключительно с возможностями работодателя.

Именно в этой связи данные выплаты не поименованы в качестве гарантированных выплат ни в трудовом, ни в страховом законодательстве и не установлены в каком-либо нормативно-правовом акте.

С учетом этого суд приходит к выводу о том, что спорные выплаты подлежат исследованию и оценке как выплаты социального характера, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть, носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Пенсионным фондом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено, в связи с чем довод фонда о том, что спорные выплаты начислены работникам в связи с выполнением ими трудовых обязанностей, судом отклоняется.

Заявителем оспаривается решение УПФ в части включения в базу по страховым взносам дополнительных расходов, произведенных работниками в командировках в размере 11480 рублей 46 копеек.

Данные расходы произведены в целях оплаты проезда «внутри» командировки, подтверждены оправдательными документами (проездные билеты и т.п.).

Фактические обстоятельства этого эпизоды (размер понесенных расходов, подтвержденность оправдательными документами) УПФ не оспаривается.

При этом, ответчик, ссылаясь на часть 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, полагает, что заявитель необоснованно исключил данные выплаты из базы по страховым взносам.

Между тем, ответчиком не учтено следующее.

В части 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В Обществе действует Положение о служебных командировках, утвержденное 01.07.2012 г. (т. 1 л.д. 146-150).

В соответствии с пунктами 5.1., 5.3., 5.9. Положения Общество обязано в полном объеме при наличии оправдательных документов возместить работникам все понесенные расходы, в т.ч. и по проезду «внутри» командировки.

Обществом представлены командировочные удостоверения, задания на командировку, подтверждающие, что расходы на проезд в командировках были понесены работниками (а потом компенсированы им Обществом) именно в целях выполнения производственных задач.

Доказательств обратного УПФ не представлено.

При таких обстоятельствах УПФ неправомерно включил в базу для обложения страховыми взносами данные выплаты в размере 11480 рублей 46 копеек.

С учетом изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению, а решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области от 11 мая 2016 № 30 о привлечении ООО «ЭкспертизПром» - плательщика страховых взносов – к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах подлежит признанию недействительным в части включения в базу для начисления страховых взносов на пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование 180390 руб.46 коп. и доначисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование на данные выплаты, начисления пени и привлечения к ответственности в соответствующих размерах.

Поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на орган Пенсионного фонда РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170, 201 АПК РФ, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкспертизПром» удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области от 11 мая 2016 № 30 о привлечении ООО «ЭкспертизПром» - плательщика страховых взносов – к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах признать недействительным в части включения в базу для начисления страховых взносов на пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование 180390 руб.46 коп. и доначисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование на данные выплаты, начисления пени и привлечения к ответственности в соответствующих размерах.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области осуществить перерасчет обязательств ООО «ЭкспертизПром» по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплате пени и штрафных санкций.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области, Костромская область, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 120, зарегистрированного в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме 01.07.2016 (ИНН 4401172893, ОГРН 1164401055983), в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкспертизПром», г. Кострома, ул. Гагарина, д.2 «г», ИНН 4414013097, ОГРН 1084437001230, зарегистрированного в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме 07.11.2008, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья А.В. Зиновьев