ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-9230/15 от 22.03.2016 АС Костромского области


                 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-9230/2015

г. Кострома                                                                 22 марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 22 марта 2016 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубевой Н.В.

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 18.01.2016,

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 11.01.2016 № 05,

от третьих лиц: не явились,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке от 21.07.2015 № 4400/401/15-8108, а также обязании внести сведения, третьи лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5 в лице законного представителя, ФИО5 в лице законного представителя,

установил:

администрация городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке от 21.07.2015 № 4400/401/15-8108, а также обязании внести сведения, третьи лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5 в лице законного представителя, ФИО5 в лице законного представителя.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии со статьей 123, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия третьих лиц.

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве.

Как следует из материалов дела, 07.07.2015 администрация муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области с заявлениями о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <...>.

Вместе с заявлением в орган кадастрового учета администрацией были представлены следующие документы:

-договор о праве застройки земельного участка от 12.06.1929;

-письмо главы администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта Костромской области от 26.06.2015 № 1532;

-постановление главы администрации городского поселения город Нерехта Костромской области от 10.03.2015 № 100;

-постановление главы администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта Костромской области от 25.06.2015 № 347;

-ситуационный план от 26.06.2015.

По итогам рассмотрения указанных документов органом кадастрового учета было принято решение от 21.07.2015 № 4400/401/15-8108 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Основанием для отказа в соответствии с пунктом 2 части 17 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» послужило отсутствие в представленных документах оснований для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.

По мнению органа кадастрового учета, представленный заявителем договор на право застройки земельного участка от 12.06.1929 не является ни правоустанавливающим, ни правоудостоверяющим документом, на основании которого возможно внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

По данному договору застройщиком является ФИО6, а сдатчиком земельного участка - Нерехтский городской Совет.

Согласно договору ФИО6 - застройщику сроком на тридцать три года предоставлен для застройки (для возведения деревянного одноэтажного дома) земельный участок площадью 758,4 кв.м в <...>.

В пункте 23 договора на право застройки указано, что по окончании срока действия договора сданный под застройку участок земли со всеми возведенными на нем жилыми и нежилыми постройками, изгородями, зелеными насаждениями, со всеми водопроводными, канализационными и электрическими сооружениями, если таковые на этом участке будут устроены, и вообще со всеми улучшениями, составляющими принадлежность земельного участка или построек, переходит сдатчику.

Пунктом 26 договора на право застройки предусмотрено, что в случае сдачи сдатчиком участка по истечении срока договора застройки в аренду, застройщику принадлежит преимущественное право найма этого участка и всех находящихся на нем строений.

В указанном договоре отсутствует указание на решение компетентного органа о предоставлении земельного участка на определенном праве.

Администрация, не согласившись с решением от 21.07.2015 № 4400/401/15-8108 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Требования мотивированы тем, что договор о праве застройки земельного участка от 12.06.1929, по мнению заявителя, является правоустанавливающим документом на спорный земельный участок, который был представлен заинтересованным лицом – администрацией муниципального образования городское поселение город Нерехта при обращении с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет как ранее учтенного.

Заявитель полагает, что земельный участок, предоставленный под застройку дома на основании договора от 12.06.1929, соответствует признакам ранее учтенного объекта с индивидуальными и определенными характеристиками.

Ответчик, возражая против заявленных требований, указывает, что договор на право застройки не свидетельствует о зарегистрированном ранее праве заявителя, поэтому оспариваемое решение не нарушает его права и законные интересы; договор на право застройки не является документом, устанавливающим или удостоверяющим право на земельный участок; к заявлению от 07.07.2015, поступившему в орган кадастрового учета, других документов, свидетельствующих о дальнейшей судьбе земельного участка площадью 758,4 кв.м. в <...> не приложено; представленные администрацией документы не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок является ранее учтенным.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 122-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Частью 5 статьи 4 Закона № 122-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно части 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу части 2 статьи 20 Закона № 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Частью 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что необходимые для кадастрового учета документы представляются вместе с заявлением.

Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 843 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, который определяет стандарт предоставления указанной государственной услуги и устанавливает сроки и последовательность административных процедур и действий при предоставлении государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества.

Из пункта 46 указанного Административного регламента следует, что внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется в порядке, установленном частью 7 статьи 45 Закона № 221-ФЗ, на основании заявления заинтересованного лица и соответствующих документов.

В силу пункта 48 Административного регламента для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке необходимы документы, указанные в пункте 21 Порядка ведения ГКН:

1) свидетельство о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";

2) государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленный в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";

3) свидетельство на право собственности на землю, оформленное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

4) выписка из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Законом о регистрации;

5) документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданный уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;

6) договор аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;

7) иной документ, устанавливающий или подтверждающий право на земельный участок.

Согласно части 1 статьи 45 Закона № 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).

В силу части 3 статьи 45 Закона № 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01.01.2013 органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с частью 7 статьи 45 Закона № 221-ФЗ если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.

Согласно пункту 2 части 17 статьи 45 Закона № 2221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (зарегистрирован в Минюсте России 31.03.2010 за № 16771), который устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

В соответствии с пунктом 21 указанного Порядка решение о внесении сведений в реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя с приложением следующих документов: свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177; государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493; свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.

Основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются: отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия; противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости); отсутствие в представленных документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном (пункт 34 Порядка).

Как установил суд, администрацией к представленному в орган кадастрового учета заявлению о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <...>, в качестве правоустанавливающего документа на спорный земельный участок был представлен договор от 12.06.1929 о праве застройки земельного участка.

По данному договору застройщиком является ФИО6, а сдатчиком земельного участка - Нерехтский городской Совет.

Согласно договору ФИО6 - застройщику сроком на тридцать три года предоставлен для застройки (для возведения деревянного одноэтажного дома) земельный участок площадью 758,4 кв.м в <...>.

В пункте 23 договора на право застройки указано, что по окончании срока действия договора сданный под застройку участок земли со всеми возведенными на нем жилыми и нежилыми постройками, изгородями, зелеными насаждениями, со всеми водопроводными, канализационными и электрическими сооружениями, если таковые на этом участке будут устроены, и вообще со всеми улучшениями, составляющими принадлежность земельного участка или построек, переходит сдатчику.

Пунктом 26 договора на право застройки предусмотрено, что в случае сдачи сдатчиком участка по истечении срока договора застройки в аренду, застройщику принадлежит преимущественное право найма этого участка и всех находящихся на нем строений.

Орган кадастрового учета правомерно отметил, что в указанном договоре отсутствует указание на решение компетентного органа о предоставлении земельного участка на определенном праве, представленный заявителем договор на право застройки земельного участка от 12.06.1929 не является ни правоустанавливающим, ни правоудостоверяющим документом, на основании которого возможно внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

В орган кадастрового учета заявителем не были представлены необходимые документы для внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <...>.

Согласно технической документации на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, возведен индивидуальный жилой дом.

В 1940 году домовладение перешло от ФИО6 ФИО7 по договору купли от 15.01.2040 № 149; в 1960 году от ФИО7 домовладение перешло к ФИО8 на основании договора дарения от 27.08.1960 № 1721; в 1972 году домовладение от ФИО8 перешло в собственность ФИО9 по договору купли-продажи от 04.08.1972; после ФИО9 и ее дочери ФИО10 ¾ домовладения унаследовала ФИО3 (правнучка ФИО9 и внучка ФИО10), которая в 2011 году совместно членами семьи (ФИО4, ФИО5 и  ФИО5) по договору от 28.10.2011 выкупили ¼ домовладения у второго наследника. Таким образом, на дату рассмотрения дела указанный индивидуальный жилой дом находится в общей долевой собственности физических лиц (ФИО3, ФИО4, несовершеннолетние ФИО5 и  ФИО5), что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности.

Из материалов дела по зданию (жилой дом) с кадастровым номером 44613:140308:133, расположенному по адресу: <...>, следует, что площадь земельного участка, на котором расположен данный дом, составляет 781,3 кв.м (л.д. 81); аналогичная площадь указана и в свидетельствах о праве на наследство по завещанию (л.д. 52, 53), что не соответствует площади земельного участка, указанной в договоре от 12.06.1929 о праве застройки земельного участка (758,4 кв.м).

Принимая во внимание, что в соответствии с положениями части 1 статьи 7 Закона № 221-ФЗ площадь и описание местоположения границ относятся к уникальным характеристикам земельного участка, надлежит сделать вывод о том, что земельный участок площадью 758,4 кв.м, указанный в договоре от 12.06.1929 на право застройки, и земельный участок площадью 781,3 кв.м под жилым домом по адресу: <...>, указанный в технической документации на здание, не являются одним и тем же земельным участком.

Из представленных в дело сведений об инвентаризации земель города Нерехты, которая проводилась в 1998 году, видно, что спорный земельный участок входит в квартал 16:9. Согласно землеустроительному делу квартала 16:9 местом положения землевладения, землепользования является <...>, общая площадь – 0,5943 га.

Сведений о формировании отдельного земельного участка по переулку Свердлова в <...>, в инвентаризации земель города Нерехты не усматривается.

Таким образом, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что земельный участок по адресу: <...>, учитывался ранее как самостоятельный объект недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований администрации городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области о признании незаконным решения от 21.07.2015 № 4400/401/15-8108 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, а также об обязании внести сведения отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья                                                          Т.Н. Смирнова