АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-9366/2011
г. Кострома 06 февраля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекрыжовой Е.А.
с участием представителей:
от заявителя: ФИО1 – генеральный директор, протокол от 21.06.2010 № 02,
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 08.06.2011 № 24,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью Лизинговая компания «Прогресс-Лизинг Кострома» (ОГРН <***>), г. Кострома к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Костромской области, г. Кострома о признании незаконными действий, выразившихся в государственной регистрации катера «Silver Husky-630», регистрационный номер РЭР 03-08, с подвесным лодочным мотором «Сузуки» 200 л.с. № 781433,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Лизинговая компания «Прогресс-Лизинг Кострома» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Костромской области, г. Кострома о признании незаконными действий, выразившихся в государственной регистрации катера «Silver Husky-630», регистрационный номер РЭР 03-08, с подвесным лодочным мотором «Сузуки» 200 л.с. № 781433.
В судебном заседании представители сторон поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве на него.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, общество с ограниченной ответственностью Лизинговая Компания «Прогресс-Лизинг Кострома» (лизингодатель) и общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Мобилис МД» (лизингополучатель) заключили договор лизинга от 08.07.2008 № 424, согласно которому лизингодатель в соответствии с заявлением лизингополучателя обязуется оплатить и приобрести для последующей передачи в лизинг катер Silver Husky в комплектации, указанной в приложении № 1 к договору.
Пунктом 1.8 договора установлено, что балансодержателем объекта лизинга является лизингодатель, лизингополучатель приобретает право владеть и использовать объект лизинга в соответствии с его хозяйственным назначением в течение всего срока действия настоящего договора.
В пункте 2.5 договора лизинга от 08.07.2008 № 424 стороны определили, что объект лизинга, подлежащий государственной или иной, предусмотренной законом регистрации, регистрируется на имя лизингополучателя в течение пяти рабочих дней с момента подписания акта приема-передачи.
В пункт 2.6 договора лизинга стороны включили условие о том, что плательщиком транспортного налога является лизингополучатель.
10.07.2008 общество с ограниченной ответственностью «Барс» (продавец), общество с ограниченной ответственностью ЛК «Прогресс-Лизинг Кострома» (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Мобилис МД» (лизингополучатель) заключили договор купли-продажи № 55, в соответствии с которым продавец передает в собственность покупателя, покупатель оплачивает, а лизингополучатель принимает катер Silver Husky в комплектации.
Согласно пункту 1.2 договора купли-продажи от 10.07.2008 № 55 лизингополучатель принимает на себя все права и обязанности покупателя по договору, связанные с приемом товара по количеству, качеству и комплектности.
Пунктом 2.1.2 договора купли-продажи предусмотрено, что передача товара осуществляется представителю лизингополучателя при наличии оформленной надлежащим образом доверенности, выданной ему покупателем.
В соответствии с пунктом 3.2 указанного договора в момент приема-передачи товара лизингополучателем, покупателем и продавцом подписывается трехсторонний акт приема-передачи товара. После подписания акта товар считается переданным в полной комплектности в собственность покупателя и временное владение и пользование лизингополучателя.
В пункте 3.7 договора предусмотрено, что с момента подписания акта право собственности на товар переходит к покупателю, а риски случайной гибели или случайного повреждения товара переходят к лизингополучателю.
На основании трехстороннего акта от 06.08.2008 продавец передал, а покупатель принял в собственность катер Silver Husky в комплектации.
Доверенностью от 04.08.2008 № 1 общество с ограниченной ответственностью ЛК «Прогресс-Лизинг Кострома» уполномочило ФИО3 на получение катера в комплектации у поставщика - ООО «БАРС», осуществление доставки, а также на выполнение всех действий и формальностей, связанных с выполнением данного поручения, от имени ООО ЛК «Прогресс-Лизинг Кострома».
На основании трехстороннего соглашения от 01.06.2009 с согласия общества с ограниченной ответственностью Лизинговая компания «Прогресс-Лизинг Кострома» общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Мобилис МД» передало, а открытое акционерное общество «Костромской завод Мотордеталь» приняло на себя в полном объеме все права и обязанности, возникшие на основании договора лизинга от 08.07.2008 № 424, а также ответственность в случае их невыполнения или ненадлежащего выполнения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Мобилис МД» было ликвидировано вследствие банкротства, о чем 22.12.2010 была внесена соответствующая запись.
Договор лизинга от 08.07.2008 № 424 с открытым акционерным обществом «Костромской завод Мотордеталь» был расторгнут заявителем в одностороннем порядке уведомлением от 31.03.2010 № 96 в связи ненадлежащим исполнением лизингополучателем обязанности по внесению лизинговых платежей.
В 2011 году в отношении общества с ограниченной ответственностью Лизинговая Компания «Прогресс-Лизинг Кострома» была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой инспекцией было вынесено решение от 27.10.2011 № 60/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122, статьям 126 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату транспортного налога за 2008, 2009 и 2010 годы, за непредставление налогоплательщиком расчетов авансовых платежей и налоговых деклараций по транспортному налогу в виде штрафа в сумме 15 096 рублей, обществу начислены пени в сумме 6 764 рублей, а также предложено уплатить недоимку по транспортному налогу за 2008, 2009 и 2010 годы в сумме 36 920 рублей.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод налогового органа о том, что ООО Лизинговая Компания «Прогресс-Лизинг Кострома» является плательщиком транспортного налога в связи с тем, что на него в соответствии с законодательством Российской Федерации в проверяемый период было зарегистрировано транспортное средство - катер Silver Husky, признаваемое объектом налогообложения.
По мере выявления в ходе налоговой проверки данного факта общество обратилось в Центр ГИМС МЧС России по Костромской области с соответствующим запросом от 04.08.2011, в ответе на который (исх. от 14.09.2011 № 234-1-14) ответчик указал, что в период с 15.08.2008 по 28.10.2010 за ООО ЛК «Прогресс-Лизинг Кострома» был зарегистрирован катер «Silver Husky-630», регистрационный номер РЭР 03-08, с подвесным лодочным мотором «Сузуки» 200 л.с. № 781433.
Полагая, что государственная регистрация транспортного средства за лизингодателем осуществлена незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанных действий регистрирующего органа.
Заявленные требования мотивированы тем, что у ответчика не было законных оснований для регистрации маломерного судна за лизингодателем, так как с заявлением о регистрации катера за ООО ЛК «Прогресс-Лизинг Кострома» лизингодатель не обращался, другим лицам доверенности на совершение действий по государственной регистрации маломерного судна за лизинговой компанией не выдавал. Кроме того, в пункте 2.5 договора лизинга от 08.07.2008 № 424 стороны предусмотрели, что объект лизинга, подлежащий государственной или иной, предусмотренной законом регистрации, регистрируется на имя лизингополучателя.
Заявитель также указал, что, установив отсутствие у лица, обратившегося по вопросу регистрации катера за обществом с ограниченной ответственностью ЛК «Прогресс-Лизинг Кострома» соответствующих полномочий, ответчику в соответствии с положениями Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 500, надлежало отказать в государственной регистрации маломерного судна.
При наличии такого отказа у заявителя была бы возможность зарегистрировать за собой транспортное средство, представив надлежащий пакет документов, и при этом решить с лизингополучателем вопрос о возмещении им лизингодателю расходов по уплате транспортного налога, либо непосредственно после государственной регистрации судна и права собственности на него за лизингодателем осуществить государственную регистрацию за лизингополучателем соответствующего ограничения (обременения) прав на судно (лизинг), в результате чего последний приобрел бы статус плательщика транспортного налога.
Изложенное позволило бы обществу как добросовестному налогоплательщику, не имеющему цели уклоняться от уплаты транспортного налога, избежать нарушений налогового законодательства и не повлекло бы для него убытки, возникшие в результате доначисления налоговым органом транспортного налога, пеней за его несвоевременную уплату, а также штрафных санкций.
Ответчик заявленные требования не признал, в отзыве и в судебном заседании пояснил, что регистрация транспортного средства за заявителем является законной и не нарушает его прав и законных интересов.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу общего правила статьи 665 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» по договору финансовой аренды (лизинга) обязанности лизингодателя сводятся к приобретению в собственность у третьей стороны (продавца) имущества и предоставлению данного имущества лизингополучателю во временное владение и пользование.
В пункте 1 статьи 10 Закона о лизинге предусмотрено, что права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим законом и договором лизинга.
Согласно статье 11 Закона № 164-ФЗ предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 164-ФЗ договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением.
В статье 20 Закона № 164-ФЗ закреплено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации. Специальные требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к собственнику регистрируемого имущества (авиационной техники, морских и других судов, другого имущества), распространяются на лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. По соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.
В соответствии с пунктом 3 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 500, судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге.
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что государственной регистрации в судовой книге подлежат следующие вещные права на судно: право собственности; право хозяйственного ведения; право оперативного управления.
Пунктом 5 Правил также установлено, что государственной регистрации в судовой книге подлежат следующие ограничения (обременения) прав на судно: залог (ипотека); аренда (лизинг); доверительное управление; арест судна; иные ограничения (обременения).
Ипотека и другие ограничения (обременения) прав на судно регистрируются на день подачи заявления об их государственной регистрации.
Согласно пункту 12 Правил государственной регистрации маломерных судов физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов, документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Суда и вещные права на них регистрируются по заявлению их владельцев, правомочность которых регламентируется положениями гражданского законодательства Российской Федерации, по месту их жительства (месту нахождения) либо по месту постоянного базирования (стоянки) судов в течение трех рабочих дней со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых документов (пункт 13 Правил).
В силу пункта 15 Правил государственной регистрации маломерных судов судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна после государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна, который устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу.
В соответствии с пунктом 18 Правил государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов:
1) заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги;
2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется);
3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации;
5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.
Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.
В соответствии с пунктом 19 Правил для государственной регистрации судна, принадлежащего юридическому лицу, дополнительно представляются:
подлинники и копии документов, подтверждающие его государственную регистрацию как юридического лица;
справка о наличии на его балансе регистрируемого судна;
копия приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна;
надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, представляющее материалы для государственной регистрации судна.
Пунктом 27 Правил установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации.
В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если:
1) с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
2) не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов (судовой книги);
3) документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
4) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на судно, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
5) правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
6) права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оформление отказа в государственной регистрации судна и прав на него производится руководителем соответствующего органа государственной регистрации письменно с указанием конкретных причин отказа (пункт 28 Правил).
Суд установил, что в регистрирующий орган с заявлением о регистрации маломерного судна за обществом с ограниченной ответственностью Лизинговая Компания «Прогресс-Лизинг Кострома» обратился ФИО3, действующий на основании доверенности от 04.08.2008 № 1, выданной лизинговой компанией. Из содержания указанной доверенности следует, что ФИО3 указанной доверенностью уполномочен на получение от поставщика – ООО «Барс» катера Silver Husky в комплектации, осуществление доставки, а также на выполнение всех действий и формальностей, связанных с исполнением данного поручения.
Полномочия на решение вопроса, связанного с государственной регистрацией судна за ООО ЛК «Прогресс-Лизинг Кострома», в доверенности от 04.08.2008 № 1 не оговорены.
Таким образом, вопреки требованиям пункта 18 Правил Центром государственной инспекциеи по маломерным судам МЧС России по Костромской области заявление и документы для регистрации за ООО ЛК «Прогресс-Лизинг Кострома» катера «Silver Husky-630», регистрационный номер РЭР 03-08, с подвесным лодочным мотором «Сузуки» 200 л.с. № 781433 были приняты у лица, полномочия которого не подтверждены надлежащим образом, и на основании данного обращения маломерное судно было зарегистрировано за заявителем.
Как указано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Таким образом, для признания незаконным ненормативного акта государственного органа необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в результате принятия оспариваемого акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
В рассматриваемом случае до приобретения заявителем маломерного судна государственная регистрация ранее возникших прав на данный объект не осуществлялась (год выпуска 2008, ПТС выдан 23.07.2008).
Согласно пункту 33 Правил государственной регистрации маломерных судов государственная регистрация ипотеки судна, ограничений (обременений) прав на него или иной сделки с судном возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное судно.
Из содержания приведенных норм следует, что государственная регистрация судна за лизингополучателем на основании договора лизинга (ограничение (обременение) права на судно) может быть осуществлена только после государственной регистрации права собственности лизингодателя на данный объект.
То есть ответчик был не вправе осуществить государственную регистрацию объекта лизинга за лизингополучателем, как предусмотрено пунктом 2.5 договора лизинга от 08.07.2008 № 424, до регистрации права собственности лизингодателя на маломерное судно.
Изложенное свидетельствует о том, что государственная регистрация катера «Silver Husky-630», регистрационный номер РЭР 03-08, с подвесным лодочным мотором «Сузуки» 200 л.с. № 781433 за обществом с ограниченной ответственностью Лизинговая Компания «Прогресс-Лизинг Кострома» не повлекла нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих невозможность урегулирования сторонами вопроса, связанного с возмещением лизингополучателем расходов лизингодателя на уплату транспортного налога, на дату заключения договора лизинга от 08.07.2008 № 424, равно как и доказательств того, что именно оспариваемые действия ответчика повлекли причинение обществу ущерба, возникшего в результате доначисления налоговым органом транспортного налога, пеней и налоговых санкций.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности ложатся на лицо, заключившее сделку.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Лизинговая компания «Прогресс-Лизинг Кострома», г. Кострома о признании незаконными действий Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Костромской области, г. Кострома, выразившихся в государственной регистрации катера «Silver Husky-630», регистрационный номер РЭР 03-08 с подвесным лодочным мотором «Сузуки» 200 л.с. № 781433, отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационный инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Т.Н. Смирнова