АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-9977/2011
г. Кострома «26» декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена «20» декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен «26» декабря 2011 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения ФИО1 основная общеобразовательная школа Вохомского района Костромской области, ИНН <***>
к территориальному отделению надзорной деятельности Вохомского района УНД ГУ МЧС России по Костромской области
о признании незаконными и отмене постановления от 28.10.2011 № 133-135 о привлечении к административной ответственности
протокол вел: секретарь судебного заседания Кузнецова Ольга Юрьевна
при участии: стороны не явились;
установил:
Муниципальное общеобразовательное учреждение ФИО1 основная общеобразовательная школа Вохомского района Костромской области (далее – учреждение, МОУ ФИО1 ООШ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному отделению надзорной деятельности Вохомского района УНД ГУ МЧС России по Костромской области (далее – отделение, ТОНД Вохомского района) о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2011 № 133-135 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Стороны при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явились, заявили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В заявлении учреждение пояснило, что, являясь бюджетной организацией, в настоящее время не имеет возможности устранить в полном объеме выявленные нарушения в связи с отсутствием финансирования.
Полагает, что допущенные нарушения являются несущественными, поскольку не повлекли негативных последствий. Часть нарушений учреждением устранена. Просит переквалифицировать совершенное правонарушение с части 4 статьи 20.4 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ и изменить меру ответственности на предупреждение.
ТОНД Вохомского района представило отзыв, согласно которому считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а применение более мягкого наказания с учетом выявленных нарушений - нецелесообразным.
В соответствии со статьями 123 и 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В период с 27.10.2011 по 28.10.2011 территориальным отделением надзорной деятельности Вохомского района УНД ГУ МЧС России по Костромской области на основании распоряжения от 03.10.2011 № 87 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объектах Муниципального общеобразовательного учреждения ФИО1 основная общеобразовательная школа Вохомского района Костромской области по адресам:
- здание Сосновской основной общеобразовательной школы Вохомского района Костромской области, Костромская область, Бельковское сельское поселение, <...>;
- здание детского сада Сосновской основной общеобразовательной школы Вохомского района Костромской области, находящееся в оперативном управлении, Костромская область, Бельковское сельское поселение, <...>;
- здание структурного подразделения Сосновской основной общеобразовательной школы Вохомского района Костромской области, находящееся в оперативном управлении, Костромская область, Бельковское сельское поселение, <...>.
В ходе проверки Отделением выявлено следующее:
1. своевременно не проводятся противопожарные инструктажи (нарушен пункт 7 ППБ 01-03);
2. на территории школы в непосредственной близости к котельной допускается складирование штабелей леса (нарушен пункт 21 ППБ 01-03);
3. отсутствуют знаки пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (нарушены пункты 3, 27, 51 ППБ 01-03);
4. в здании школы (<...>):
- деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки не отштукатурены и (или) не покрыты огнезащитными красками, лаками (нарушен пункт 3 ППБ 01-03, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- огнетушители своевременно не перезаряжаются (нарушен пункт 17 ППБ 01-03);
- не оборудован пожарный щит (нарушен пункт 21 ППБ 01-03);
- светильники в котельной эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушен пункт 60 ППБ 01-03);
- не подвергнута соответствующим эксплуатационным испытаниям наружная пожарная лестница (нарушены пункты 3, 41 ППБ 01-03);
5. в здании детского сада (<...>):
- не проведена огнезащитная обработка строительных конструкций чердачного помещения (нарушен пункт 36 ППБ 01-03);
- отсутствует система автоматической пожарной сигнализации (нарушены пункт 3 ППБ 01-03, пункты 4, 14 НПБ 110-03);
- отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушены пункт 3 ППБ 01-03, пункт 5.1 НПБ 104-03);
- не оборудован пожарный щит (нарушен пункт 21 ППБ 01-03);
6. в здании детского сада (<...>):
- не оборудован пожарный щит (нарушен пункт 21 ППБ 01-03);
- не производится проверка огнезащитной обработки строительных конструкций чердачного помещения специализированными организациями, имеющими лицензию (нарушен пункт 36 ППБ 01-03).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 28.10.2011 № 87.
28.10.2011 учреждению выдано предписание № 88/1/98 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым установлен срок исполнения – 30.11.2011.
За нарушение пунктов 3, 7, 21, 36, 41, 51 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003, в отношении МОУ ФИО1 ООШ 28.10.2011 составлен протокол № 133 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
За нарушение пунктов 17, 21, 60 ППБ 01-03 в отношении МОУ ФИО1 ООШ 28.10.2011 составлен протокол № 134 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
За нарушение пунктов 3 ППБ 01-03, пунктов 4, 14 НПБ 110-03, части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении МОУ ФИО1 ООШ 28.10.2011 составлен протокол № 135 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Рассмотрев протоколы об административном правонарушении №№ 133, 134, 135 от 28.10.2011 главный государственный инспектор территориального отделения надзорной деятельности Вохомского района УНД ГУ МЧС России по Костромской области, руководствуясь статьей 4.4 КоАП РФ, вынес постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Рассмотрев заявление, суд пришел к следующим выводам.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.08.2003 № 313, Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)».
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.
В соответствии с пунктом 7 ППБ 01-03 все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
Согласно пункту 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 27 ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.
Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Согласно пункту 41 ППБ 01-03 наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
В соответствии с пунктом 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, установлена в части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 17 приложения 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться.
При эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03).
Согласно пункту 21 приложения 3 ППБ 01-03 для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий на расстояние более 100 м от наружных пожарных водоисточников должны оборудоваться пожарные щиты.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 4 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами; венткамер, насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
В соответствии с пунктом 5.1 (таблица 2) Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) МОУ ФИО1 ООШ входит в перечень зданий, подлежащих оснащению системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений установлена в части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В пункте 10 ППБ 01-03 также предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
На момент проверки здания школы (<...>), детского сада (<...>), детского сада (<...>) принадлежали Муниципальному общеобразовательному учреждению ФИО1 основная общеобразовательная школа Вохомского района Костромской области на праве оперативного управления, поэтому учреждение является субъектом административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт наличия нарушений правил пожарной безопасности подтверждается материалами административного дела и заявителем не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.
Согласно статье 1.5 Кодекса, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2005 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм пожарной безопасности, однако им не были своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм.
Довод заявителя о переквалификации правонарушения с части 4 статьи 20.4 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначении наказания в виду предупреждения суд отклоняет, поскольку в ходе проведения проверки административным органом доказан факт совершения учреждением нарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктами 1, 3, 4 статьи 20.1 КоАП РФ.
При рассмотрении протоколов об административных правонарушениях Отделением вынесено постановление о привлечении учреждения к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями статьи 4.4 Кодекса, согласно которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:
1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Таким образом, назначение наказания учреждению на основании части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150000 руб. соответствует положениям, установленным статьей 4.4 КоАП РФ.
Кроме того, суд полагает, что с учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, допущенных нарушений в области пожарной безопасности, могущих повлечь значительные неблагоприятные последствия, обстоятельств рассматриваемого дела, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП отсутствуют.
Частичное выполнение предписания и устранение выявленных нарушений не являются основанием для освобождения виновного лица от ответственности.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение МОУ ФИО1 ООШ к ответственности, судом не установлено. Штраф в сумме 150000 рублей назначен уполномоченным лицом в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является, по мнению суда, соразмерным совершенному административному правонарушению, которое совершено в зданиях учреждения с массовым пребыванием несовершеннолетних.
При таких обстоятельствах, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.
Судебные расходы не распределялись, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 –170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Муниципального общеобразовательного учреждения ФИО1 основная общеобразовательная школа Вохомского района Костромской области о признании незаконным постановления территориального отделения надзорной деятельности Вохомского района УНД ГУ МЧС России по Костромской области от 28.10.2011 № 133-135 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия через арбитражный суд Костромской области, а также в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.Ю. Беляева