АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-10558/2010-1/262-45/319
23 декабря 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2010 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе: судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кунейко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Краснодар», г. Краснодар
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, г. Краснодар
о возврате 1 856 266 руб. излишне взысканного налога на добавленную стоимость
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Краснодар» (с учетом заявленного ходатайства об изменении наименования заявителя) (далее – общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее – инспекция, заинтересованное лицо) о возврате 1 856 266 руб. излишне взысканного налога на добавленную стоимость.
Заявитель изложил свои доводы в заявлении, пояснении по делу, обосновывая их приложенными к заявлению документальными доказательствами. Не явился, извещен о месте и времени проведения судебного заседания; указывает на наличие у общества права и оснований для возврата излишне взысканного налога в сумме 1 856 266 руб. в порядке ст. 79 НК РФ, его излишнее взыскание инспекцией с учетом принятого требования об уплате налога № 12 от 06.02.2008 и фактического взыскания; отсутствие у инспекции законных оснований для взыскания указанной суммы НДС.
Инспекция возражает против удовлетворения заявленных требований. Представила отзыв, в котором указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований; инспекцией с учетом и в порядке ст. 79 НК РФ не производилось взыскание спорной суммы налогов; инспекция не производила принудительного взыскания НДС в сумме 1856266 руб.; уменьшение суммы переплаты в карточке лицевого счета не может рассматриваться как принудительное взыскание налога. Направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя инспекции.
При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» зарегистрировано в качестве юридического лица, ИНН <***>.
ООО «Краснодаррегионгаз» в соответствии с договором поставки газа № К-5-25-0121 от 27.12.2002, заключенным сроком с 01.01.2003 по 31.12.2003 с ООО «Межрегионгаз», получен природный газ, что подтверждается товарной накладной на поставку природного газа № 52117/03Ф от 31.12.2003. Поставщиком выставлен счет-фактура № 52117/ОЗФ от 31.12.2003.
В соответствии с представленной карточкой счета 60.11 - расчеты с внешними поставщиками по контрагенту ООО «Межрегионгаз» взаиморасчеты с поставщиком произведены в декабре 2003 денежными средствами, ценными бумагами, собственными простыми векселями ООО «Краснодаррегионгаз». Векселя выданы в качестве обеспечения в расчетах с ООО «Межрегионгаз» по периоду поставки декабрь 2003.
В представленной копии акта приемки-передачи простых векселей № 8043/14 от 25.12.2003, указано, что простые векселя по номиналу на сумму 92 689 000 руб., в т.ч. НДС 15 448 166,67 руб. переданы за поставленный газ по договору № К-5-25-0121 от 27.12.2002 за декабрь 2003 с датой погашения по предъявлению, но не ранее 22.12.2004.
В соответствии с договором мены векселей № 6-038/256-0069-2 от 07.02.2006 векселя ООО «Краснодаррегионгаз» в количестве 6 штук, выданные ранее, заменены на простые векселя в количестве 4 штуки на общую вексельную сумму 92 689 000 руб., которая осталась неизменной. Изменилась дата платежа «по предъявлении, не ранее 02.10.2006».
Погашение векселей ООО «Краснодаррегионгаз» ЗАО АБ «Газпромбанк» произведено платежным поручением № 8685 от 29.12.2006 года на сумму 92 689 000, без НДС. В соответствии с актом № 9573/14 от 18.01.2007 векселя №0004077, №0004078, №0004079, №0004080, как оплаченные, переданы поставщику ООО «Межрегионгаз». Погашение задолженности перед поставщиком имеет место в январе 2007 по факту передачи оплаченных векселей на сумму 92 689 000 руб..
ООО «Краснодаррегионгаз» заключило договоры аренды муниципального имущества: договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения, здания, сооружения) № 25-6-0318/1 от 20.11.2006, заключенный с Администрацией муниципального образования Щербиновского района для использования под хранение служебного автомобиля арендатора, копия пл/пор. №40 от 10.01.2007 на сумму оплаты НДС 416,07 руб.; договор аренды нежилых помещений, заключенный с Комитетом имущественных отношений Отрадненского района № 25-6-0116-6 от 01.05.2006 по аренде помещения для обеспечения работы Участка ООО «Краснодаррегионгаз» по работе с потребителями газа, копия пл/пор. № 34 от 10.01.2007 на сумму оплаты НДС 246,29 руб.;договор аренды нежилых помещений, заключенный с Комитетом имущественных отношений Отрадненского района № 25-6-0116-5 от 01.05.2006 по аренде помещения для обеспечения работы Участка ООО «Краснодаррегионгаз» по работе с потребителями газа, копия пл/пор. № 34 от 10.01.2007 на сумму оплаты НДС 1634,88 руб.; договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, заключенный с Администрацией Новобейсугского сельского поселения Выселковского района №25-6-0142/1-2/3 от 02.06.2006 для предоставления населению услуг учета и оплаты за природный газ, копия пл/пор. № 44 от 10.01.2006 на сумму оплаты НДС 48,87 руб.; договор аренды нежилых помещений, заключенный с Администрацией Малотенгинского сельского поселения Отрадненского района №25-6-0142/1/2 от 01.06.2006 для обеспечения работы Участка ООО «Краснодаррегионгаз» по работе с потребителями газа в Отрадненском районе, копия пл/пор. № 38 от 10.01.2007 на сумму оплаты НДС 36,00 руб.; договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения, здания, сооружения) № 25-6-0142/2/873 от 01.06.2006, заключенный с Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район, с. Киевское Краснодарского края для осуществления приема абонентов-потребителей природного газа, копия пл/пор. № 458 от 19.01.2007 на сумму оплаты НДС 219,86 руб.; договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения, здания, сооружения) № 25-6-0142/1/872 от 01.06.2006, заключенный с Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края, Кеслеревское сельское поселение для осуществления приема абонентов-потребителей природного газа, копия пл/пор. № 460 от 19.01.2007 на сумму оплаты НДС 297,76 руб.; договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления № 25-6-0274/1/435-06 от 29.12.2006, заключенный с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (Арендодатель) по соглашению с Краснодарским Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (Балансодержатель) для использования под офис для размещения сотрудников, копия пл/пор. № 316 от 17.01.2007 на сумму оплаты НДС 6626,62 руб.; договор аренды объекта нежилого фонда, заключенный с Комитетом имущественных отношений администрации муниципального образования Красноармейского района №1310000026 от 28.04.2006 для осуществления приема абонентов-потребителей природного газа., копия пл/пор. № 42 от 10.01.2007 на сумму оплаты НДС 157,08 руб. и л/пор. № 314 от 17.01.2007 на сумму оплаты НДС 22336,50 руб.;договор аренды нежилых муниципальных помещений (зданий, объектов, сооружений), расположенных на территории г. Новороссийска и его населенных пунктов, заключенный с МУ «Комитет по учету и управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г. Новороссийска № 25-6-0311-11 от 01.11.2006 для использования под кассы по приему платежей, копия пл/пор. № 508 от 22.01.2007 на сумму оплаты НДС 288,36 руб., № 507 от 22.01.2007 на сумму оплаты НДС 1348,74 руб.;договор аренды нежилых муниципальных помещений (зданий, объектов, сооружений), расположенных на территории г. Новороссийска и его населенных пунктов, заключенный с МУ «Комитет по учету и управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г. Новороссийска № 25-6-0311-12 от 01.11.2006 для использования под кассы по приему платежей, копия пл/пор. № 499 от 22.01.2007 на сумму оплаты НДС 274,32 руб., № 498 от 22.01.2007 на сумму оплаты НДС 1283,04 руб.
По данным договорам обществом, как налоговым агентом, произведено перечисление в бюджет суммы НДС.
В налоговой декларации за январь 2007 налогоплательщик заявил к вычету сумму НДС 12 864 429,73 руб.
02.08.2007 ООО «Краснодаррегионгаз» представило в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю уточненную декларацию по НДС за январь 2007 с изменениями, а также заявленной к возмещению суммой НДС в размере 11 018 410 руб.
По результатам проведения камеральной проверки указанной декларации инспекцией вынесено решение №06-22/140 от 14.01.2008 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу отказано в возмещении НДС в размере 11 018 410 руб., установлена неуплата обществом НДС в размере 1 856 266 руб.
В обоснование своей позиции в решении от 14.01.2008 № 06-22/140 налоговый орган ссылается на то, что первичные документы по указанной хозяйственной операции датированы декабрем 2003: договор поставки газа № К-5-25-0121 от 27.12.2002, заключенный сроком с 01.01.2003 по 31.12.2003; копия товарной накладной на поставку природного газа № 52117/ОЗФ от 31.12.2003; счет-фактура №52117/ОЗФ от 31.12.2003; акт приемки-передачи простых векселей № 8043/14 от 25.12.2003, переданных в качестве обеспечения в расчетах с ООО «Межрегионгаз» по периоду поставки декабрь 2003.
Таким образом, периодом возникновения кредиторской задолженности по данной операции следует считать декабрь 2003.
Сумма налога, предъявленная к вычету в декларации по НДС в качестве налогового агента за январь 2007, начислена в декларации по НДС за январь 2007, уплачена ООО «Краснодаррегионгаз» в январе 2007 с указанием в платежных поручениях, что оплата произведена по декларации за январь 2007.
Вычет предоставлен по счетам-фактурам, датированным январем 2007; фактически услуга по предоставлению аренды оказывается до конца месяца, датой оказания услуг по предоставлению имущества в аренду считается последний день текущего месяца. Таким образом, по мнению налогового органа, право на вычет возникает (при выполнении всех условий статьи 172 НК РФ) только в следующем налоговом периоде.
Общество, указывая на фактическое излишнее взыскание НДС инспекцией в сумме 1 856 266 руб., обратилось в суд с заявлением о его возврате в порядке ст. 79 НК РФ.
Суд, принимая решение по делу, исходил из следующего.
В соответствии с требованиями пункта 3 ст. 79 НК РФ исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Общество в установленном законом порядке не обжаловало решение налогового органа № 06-22/140 от 14.01.2008.
Общество узнало о факте излишнего взыскания налога в 2008 после получения решения № 06-22/140 от 14.01.2008 (отметка о получении от 21.01.2008) и проведения с налоговым органом сверки расчетов по платежам в бюджет.
Реализация, предусмотренного статьей 79 НК РФ права налогоплательщика на возврат излишне взысканных сумм налога, при незаконности оснований для их начисления, не ставится в зависимость от предварительного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, на основании которого произведены соответствующие начисления.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65 разъяснено, что налогоплательщик вправе предъявить в суд самостоятельное требование материального характера, при рассмотрении которого суд проверяет законность и обоснованность мотивов отказа, изложенных в решении налогового органа (при наличии такового) и по результатам исследования принимает решение об удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Из решения налогового органа следует, что основанием для доначисления обществу к уплате суммы НДС в размере – 1 856 266 руб., послужил отказ обществу в применении налогового вычета по счету-фактуре № 52117/ОЗФ от 31.12.2003, выставленному ООО «Межрегионгаз» в сумме 12 864 429,73 руб.
По мнению инспекции, поскольку оплата по счету-фактуре № 52117/ОЗФ от 31.12.2003 произведена в январе 2007, то у него отсутствует право на принятие сумм НДС к вычету, так как оплата задолженности произошла после истечения срока исковой давности.
Как следует из материалов дела, обществом на основании договора поставки газа №К-5-25-0121 от 27.12.2002, заключенного с ООО «Межрегионгаз» (Поставщиком), приобретен природный газ на сумму 736 007 343, 21 руб., что подтверждается товарной накладной № 52117/ОЗФ от 31.12.2003. В связи с отгрузкой обществу выставлен счет-фактура № 52117/ОЗФ от 31.12.2003.
В счет частичной оплаты поставленного газа общество по акту приемки-передачи №8043/14 от 25.12.2003 передало шесть собственных векселей на общую сумму 92 689 000 руб.
По смыслу главы 25 ГК РФ одним из оснований прекращения обязательств является новация. Согласно п.1 ст. 414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Соответственно, в случае передачи собственных векселей в оплату за газ обязательство по оплате за газ из договора поставки газа прекращается новацией и возникает обязательство по оплате собственных векселей.
Таким образом, обязательство по оплате за газ по договору поставки газа прекращено декабре 2003.
В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-Ф3 налогоплательщики налога по товарам (работам, услугам), принятым на учет до вступления в силу данного Федерального закона (до 01.01.2006), производят налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость.
При этом согласно п. 2 ст. 172 НК РФ и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ при прекращении встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем-векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» приняло поставленный газ к учету в 2003. Наличие счета-фактуры от 31.12.2003 № 52117/03Ф, выставленного заявителю поставщиком (ООО «Межрегионгаз») при реализации газа в 2003, также подтверждается решением налогового органа № 06-22/140 от 14.01.2008.
Согласно акту приемки-передачи векселей от 25.12.2003 № 8043/14, первоначально (в 2003) в оплату газа передано шесть собственных векселей (дата составления 18.12.2003). Затем по договору мены от 07.02.2006 № 6-038/25-6-0069-2 указанные векселя обменены на четыре собственных векселя (дата составления 06.02.2006) ООО «Краснодаррегионгаз» на ту же общую вексельную сумму.
Поэтому суммы налога, указанные в счетах-фактурах за поставленный газ, не могли быть приняты к вычету при исчислении налогоплательщиком - векселедателем налога, подлежащего уплате в бюджет, до момента платежа по векселю
Таким образом, на основании п. 2 ст. 172 НК РФ и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ право на вычет у ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» могло возникнуть только после оплаты собственных векселей.
Налоговый орган не оспаривает тот факт, что указанные собственные векселя погашены ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в январе 2007.
Таким образом, общество правомерно, с соблюдением всех условий возникновения права на вычет, установленных ст.ст. 171-172 НК РФ и положениями пунктов 1, 2, 5 и 8 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», приняло к вычету 12 864 429,73 руб. НДС в налоговом периоде - январе 2007.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, которые были предметом исследования арбитражным судом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в рамках судебного дела № А32-14146/2007-11/308, по результатам рассмотрения которого принято решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2007, которым суд признал обоснованным применение обществом налогового вычета на основании счета-фактуры № 52117/ОЗФ от 31.12.2003, выставленного ООО «Межрегионгаз» в сумме 12 864 429,73 руб.
В решении налогового органа указано, что общество, выступая налоговым агентом по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ) необоснованно применило налоговые вычеты по НДС в сумме 10 246 рублей в периоде удержания этих сумм с арендодателя и их перечисления в бюджет. Общество было вправе применить указанные налоговые вычеты в следующем периоде после отражения данных сумм в налоговой декларации, то есть в феврале 2007.
В налоговый орган обществом были представлены:договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения, здания, сооружения) № 25-6-0318/1 от 20.11.2006, заключенный с Администрацией муниципального образования Щербиновского района для использования под хранение служебного автомобиля арендатора, копия пл/пор. №40 от 10.01.2007 на сумму оплаты НДС 416,07 руб.; договор аренды нежилых помещений, заключенный с Комитетом имущественных отношений Отрадненского района № 25-6-0116-6 от 01.05.2006 по аренде помещения для обеспечения работы Участка ООО «Краснодаррегионгаз» по работе с потребителями газа, копия пл/пор. № 34 от 10.01.2007 на сумму оплаты НДС 246,29 руб.;договор аренды нежилых помещений, заключенный с Комитетом имущественных отношений Отрадненского района № 25-6-0116-5 от 01.05.2006 по аренде помещения для обеспечения работы Участка ООО «Краснодаррегионгаз» по работе с потребителями газа, копия пл/пор. № 34 от 10.01.2007 на сумму оплаты НДС 1634,88 руб.; договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, заключенный с Администрацией Новобейсугского сельского поселения Выселковского района №25-6-0142/1-2/3 от 02.06.2006 для предоставления населению услуг учета и оплаты за природный газ, копия пл/пор. № 44 от 10.01.2006 на сумму оплаты НДС 48,87 руб.; договор аренды нежилых помещений, заключенный с Администрацией Малотенгинского сельского поселения Отрадненского района №25-6-0142/1/2 от 01.06.2006 для обеспечения работы Участка ООО «Краснодаррегионгаз» по работе с потребителями газа в Отрадненском районе, копия пл/пор. № 38 от 10.01.2007 г. на сумму оплаты НДС 36,00 руб.; договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения, здания, сооружения) № 25-6-0142/2/873 от 01.06.2006, заключенный с Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район, с. Киевское Краснодарского края для осуществления приема абонентов-потребителей природного газа, копия пл/пор. № 458 от 19.01.2007 на сумму оплаты НДС 219,86 руб.; договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения, здания, сооружения) № 25-6-0142/1/872 от 01.06.2006, заключенный с Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края, Кеслеревское сельское поселение для осуществления приема абонентов-потребителей природного газа, копия пл/пор. № 460 от 19.01.2007 на сумму оплаты НДС 297,76 руб.; договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления № 25-6-0274/1/435-06 от 29.12.2006, заключенный с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (Арендодатель) по соглашению с Краснодарским Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (Балансодержатель) для использования под офис для размещения сотрудников, копия пл/пор. № 316 от 17.01.2007 на сумму оплаты НДС 6626,62 руб.; договор аренды объекта нежилого фонда, заключенный с Комитетом имущественных отношений администрации муниципального образования Красноармейского района №1310000026 от 28.04.2006 для осуществления приема абонентов-потребителей природного газа., копия пл/пор. № 42 от 10.01.2007 на сумму оплаты НДС 157,08 руб. и л/пор. № 314 от 17.01.2007 на сумму оплаты НДС 22336,50 руб.;договор аренды нежилых муниципальных помещений (зданий, объектов, сооружений), расположенных на территории г. Новороссийска и его населенных пунктов, заключенный с МУ «Комитет по учету и управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г. Новороссийска № 25-6-0311-11 от 01.11.2006 для использования под кассы по приему платежей, копия пл/пор. № 508 от 22.01.2007 на сумму оплаты НДС 288,36 руб., № 507 от 22.01.2007 на сумму оплаты НДС 1348,74 руб.; договор аренды нежилых муниципальных помещений (зданий, объектов, сооружений), расположенных на территории г. Новороссийска и его населенных пунктов, заключенный с МУ «Комитет по учету и управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г. Новороссийска № 25-6-0311-12 от 01.11.2006 для использования под кассы по приему платежей, копия пл/пор. № 499 от 22.01.2007 на сумму оплаты НДС 274,32 руб., № 498 от 22.01.2007 на сумму оплаты НДС 1283,04 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговыми агентами, которыми признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается налоговыми агентами.
При этом в силу пункта 3 ст. 171 НК РФ налоговый агент вправе применить налоговые вычеты, в виде сумм НДС, уплаченных в соответствии со статьей 173 НК РФ при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.
Таким образом, из приведенных норм следует, что право на применение налогового вычета возникает у налогового агента в том налоговом периоде, когда сумма налога на добавленную стоимость, удержанная налоговым агентом с арендодателя, фактически перечислена в бюджет.
Основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), являются их производственное назначение, учет, удержание и уплата налога налоговым агентом. Условия о предъявлении к вычету в следующем налоговом периоде уплаченного налога законодательство о налогах и сборах не содержит.
Таким образом, право на применение налогового вычета по НДС возникает у налогового агента, выступающего арендатором муниципального имущества, в том налоговом периоде, когда сумма налога, удержанная налоговым агентом со стоимости услуг аренды, фактически перечислена им в бюджет, в связи с чем отказ в применении обществом налоговых вычетов в размере 10 246 рублей является необоснованным.
Доказательств неисполнения обществом каких-либо налоговых обязанностей, неосновательное получение налоговой выгоды, инспекция не представила.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, которые были предметом исследования арбитражным судом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в рамках судебного дела № А32-5906/2010-5/198, по результатам рассмотрения которого принято решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2010, которым суд признал обоснованным применение обществом налогового вычета суммы НДС в размере – 10 246 руб.
Кроме того, судом установлено, что сумма НДС, доначисленная к возмещению, в размере 1 856 266 руб., взыскана с общества налоговым органом в феврале 2008 за счет имевшейся у общества переплаты по НДС, что подтверждается соответствующим отражением указанной операции в Выписке операций по расчету с бюджетом.
Данный факт подтверждается выпиской операций по расчету с бюджетом, представленной в материалы дела и инспекцией не оспаривается.
Соответственно, согласно содержанию выписки операций по расчету с бюджетом 05.02.2008 (дата записи операции в карточку «Расчеты с бюджетом»), операция – доначислено по камеральной проверке, отчетный период - январь 2007, произведено уменьшение имеющейся у общества переплаты НДС (10690405,58 руб.) на спорную сумму налога (1 856 266 руб.); в дальнейшем названная сумма налога обществу инспекцией восстановлена не была; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Согласно требований п. 3.1.4. приказа ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» при выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа осуществляется сверка расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика. Также по данным информационных ресурсов налоговым органом формируется выписка операций по расчету (раздел 2 «Описание состава и форм документов при предоставлении информационных услуг через Интернет и по каналам связи», утвержденного письмом ФНС от 31.10.2006 № ЧД-6-25/1048 (1)).
В материалы дела лицами, участвующими в деле, представлен акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 2121 за период с 01.01.2010 по 28.09.2010, который подтверждает уменьшение имеющейся у общества переплаты налога - по данным налоговой инспекции сальдо в пользу налогоплательщика составляет – 13 488 469,83 руб., а по данным налогоплательщика сальдо должно составлять – 15 344 735,83 руб., т.е. разница составляет 1 856 266 руб. (доначисленная сумма НДС по решению)
Размер доначисления сложился следующим образом:
- 364 960 598 руб. (общая сумма НДС с реализации по декларации) – 375 979 008 руб. (общая сумма вычетов НДС по декларации) = 11 018 410 руб. (сумма НДС к возмещению по декларации за январь 2007);
- 11 018 410 руб. – 12 864 429,73 руб. (отказано в применении вычета по с/ф № 52117/03Ф, в связи с пропуском срока исковой давности) - 10 246 руб. (отказано в применении вычета, в отношении НДС, уплаченного обществом как налоговым агентом) = 1 856 266 руб. (сумма НДС, доначисленная налоговым органом к уплате по решению).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговый орган направил обществу требование № 12 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.02.2008 со сроком оплаты до 22.02.2008; указанным требованием обществу предлагалось уплатить недоимку по НДС в сумме 1 856 266 руб.; срок уплаты налога – 20.02.2007; основание взимания налога – решение от 14.01.2008 № 06-22/140 по камеральной проверке.
Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
Аналогичный правовой вывод изложен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 79 НК РФ возврат налогоплательщику излишне взысканного налога производится при отсутствии у него недоимки.
У общества отсутствует недоимка, что подтверждается актом сверки, представленным в материалы дела; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; отсутствие у общества недоимки инспекция также фактически не оспаривает; фактически доводы инспекции сводятся к тому, что инспекция не производила принудительного взыскания НДС в сумме 1856266 руб.; уменьшение суммы переплаты в карточке лицевого счета не может рассматриваться как принудительное взыскание налога; арифметических разногласий, в отношении указанной суммы НДС, подлежащей возврату с учетом заявленных обществом требований, между лицами, участвующим в деле, не имеется.
Суд, оценивая указанные доводы инспекции, также исходит из того, что при проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.
На основании статей 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04 по делу № А03-13136/03-3.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (пункт 1 статьи 69). Из приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке). Вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в статьях 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать, в частности, сведения о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (пункт 4 статьи 69); в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках; взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика; решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункты 1, 2 и 3 статьи 46); при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации об этих счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание (пункт 7 статьи 46, абзац первый пункта 1 статьи 47); для обеспечения исполнения решения о взыскании налога в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, может быть принято решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке (пункт 2 статьи 76); как инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании и перечислении налога в бюджет, так и решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежат безусловному исполнению банком (пункт 4 статьи 46, пункт 4 статьи 76); постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", при этом исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (абзац второй пункта 1, пункт 4 статьи 47).
Из приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, представляет собой начальный этап принудительного взыскания налога.
Из материалов дела усматривается, что фактически сумма переплаты, имеющаяся у общества, уменьшена инспекцией на сумму налога, подлежащего уплате и поименованного в указанном требовании № 12 от 06.02.2008; доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
С учётом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку материалами дела подтвержден факт излишнего взыскания с общества указанной суммы НДС; требования общества соответствуют положениям ст. 79 НК РФ, регламентирующим порядок возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога; доказательств, как исключающих правомерность заявленных обществом требований, так и подтверждающих наличие законных оснований для уплаты обществом спорной суммы НДС с учетом выводов судебных инстанций, изложенных по делам № А32-5906/2010-5/198, № А32-14146/2007-11/308, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем представлены суду документальные доказательства, подтверждающие обоснованность и документальное подтверждение заявленных требований, в том числе и документальные доказательства, подтверждающие факт излишнего взыскания инспекцией указанной суммы НДС.
Судом не принимаются доводы инспекции, как не основанные на верном толковании норм законодательства о налогах и сборах, так и не исключающие излишнего взыскания с общества указанной суммы НДС с учетом указанных фактических обстоятельств дела, установленных судом.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей ст. 120 Конституции Российской Федерации, статьями 27, 29, 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Краснодар» излишне взысканный налог на добавленную стоимость в размере 1 856 266 руб.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краюв пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Краснодар» 31 562 руб. 66 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Л.О. Федькин