г. Краснодар Дело № А32-10975/2020
18.08.2020
Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2020
Решение в полном объеме изготовлено 18.08.2020
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Министерства просвещения Российской Федерации, г. Москва
к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 8 им. Ц.Л. Куникова муниципального образования город-курорт Геленджик, г. Геленджик
при третьем лице:
ООО «Альмира», г. Москва
о взыскании
при участии:
от истца: не явились, уведомлены
от ответчика: не явились, уведомлены
от третьего лица: не явились, уведомление возвращено
установил:
Министерство просвещения Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 8 им. Ц.Л. Куникова муниципального образования город-курорт Геленджик (МАОУ СОШ № 8 им. Ц.Л. Куникова) о взыскании гранта в размере 1 009 000 руб.
Основания исковых требований изложены в иске.
Истец, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, направив в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на удовлетворении требований настаивает.
Ответчик, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на иск не направил.
Третье лицо в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, почтовое отправление возвращено с отметкой «истек срок хранения», направив в материалы дела отзыв на заявление, в котором поддерживает позицию истца.
В соответствии с подпунктами 1-3 пункта 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом; несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд; копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьего лица.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как указано в исковом заявлении, между Министерством просвещения Российской Федерации и МАОУ СОШ № 8 им. Ц.Л. Куникова заключено Соглашение от 28.11.2018 № 073-15-2018-149 о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Соглашение).
В пункте 1.1.1. соглашения в редакции дополнительного соглашения к нему от 25.12.2018 № 073-15-2018-149/1 установлено, что грант в форме субсидии предоставляется министерством ответчику на реализацию мероприятий «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании» основного мероприятия/приоритетного проекта «Содействие развитию общего образования» направления (подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
В целях исполнения обязательств по соглашению приказом Министерства просвещения России от 13.11.2018 № 208 создана комиссия по приемке отчетов о расходовании грантов в рамках реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ и внепрограммных мероприятий в области образования и науки, по приемке выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, заказчиком которых является Министерство просвещения Российской Федерации, поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельных этапов исполнения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Как указано в заявлении, в рамках указанного соглашения получателю гранта министерством выдан гран в сумму 1 009 000 руб. Данный факт ответчиком не оспорен.
При проведении проверки отчетных материалов, представленных ответчиком на предмет выполнения соглашения по срокам и объемам выполненных работ, комиссией дополнительно принято к сведению экспертное заключение Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» по результатам проверки отчетной документации (далее - экспертное заключение).
Вышеуказанная экспертная организация действовала как соисполнитель Общества с ограниченной ответственностью «Альмира», являющегося исполнителем по государственному контракту на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 17.04.2018 № 08.043.11.0004, в соответствии с которым ООО «Альмира» обязалось выполнить работы (оказать услуги) по проекту: «Формирование организационно-методических механизмов выявления и распространения инновационных технологий реализации и содержания образовательных программ, лучших практик, опыта инновационных школ».
Как следует из экспертного заключения, проект реализован получателем гранта лишь частично, результаты достигнуты формально, усматриваются признаки нецелевого использования средств гранта.
В связи с изложенным, комиссией министерства принято решение отклонить представленные получателем гранта отчетные материалы на предмет выполнения соглашения, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом от 06.03.2019.
На основании решения комиссии от 06.03.2019 и во исполнение пункта 4.1.6. соглашения министерством в адрес получателя гранта направлено письмо от 06.06.2019 исх. № 09-754 с реквизитами для возврата в федеральный бюджет суммы гранта в размере 1 009 000 руб. и просьбой в срок до 01.10.2019 представить документ, подтверждающий проведение финансовой операции.
Так как получателем гранта документ, подтверждающий возврат средств гранта в федеральный бюджет, не представлен, министерство направило в адрес ответчика претензию от 05.11.2019 № 09-1340 с требованием представить копию платежного документа о перечислении федеральных средств на реквизиты Министерства просвещения России в срок до 25.11.2019.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
При вынесении решения суд исходит из следующего.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (далее – Государственная программа).
В приложении № 13 государственной программы содержатся Правила, устанавливающие порядок и условия предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Как следует из материалов дела, между Министерством просвещения Российской Федерации и МАОУ СОШ № 8 им. Ц.Л. Куникова заключено Соглашение от 28.11.2018 № 073-15-2018-149 о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее – Соглашение).
Соглашение заключено в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенными в приложении № 13 Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 23 Правил, контроль за соблюдением получателем гранта условий, установленных соглашением, осуществляют Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и уполномоченные органы государственного финансового контроля.
Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и уполномоченные органы государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, установленных настоящими Правилами и соглашением.
В случае нарушения целей и условий предоставления гранта, установленных соглашением, соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет:
а) на основании требования Министерства просвещения Российской Федерации, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - не позднее 10-го рабочего дня с даты получения получателем гранта указанного требования;
б) на основании представления или предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля - в срок, установленный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Предметом соглашения являются взаимоотношения сторон по реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании» основного мероприятия/приоритетного проекта «Содействие развитию общего образования» направления (подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Приложениями к соглашению № 1 и № 5, которые являются его неотъемлемой частью, предусмотрены перечень затрат и перечень работ, выполняемых получателем гранта, в соответствии с которыми ответчиком должен был реализован грант (пункты 4.3.3, 4.3.5 соглашения).
В соответствии с пунктом 4.3.4 соглашения, получатель гранта обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности использования гранта, согласно приложению № 3 к соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.
В рамках указанного соглашения министерство обязуется осуществлять оценку достижения получателем гранта показателей результативности использования гранта (пункт 4.1.4 соглашения) и контроль соблюдения получателем гранта порядка, целей и условий предоставления гранта (пункт 4.1.5 соглашения).
В соответствии с пунктом 4.1.6 соглашения, в случае установлением министерством или органом государственного финансового контроля фактов нарушения получателем гранта порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами и соглашением, в том числе, указание в документах, представленных получателем гранта в соответствии с Правилами и соглашением, недостоверных сведений, министерство обязано направить получателю гранта требование об обеспечении возврата гранта в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с соглашением учреждению предоставлен грант на реализацию мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании» основного мероприятия/приоритетного проекта «Содействие развитию общего образования» направления (подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 год в сумме 1 009 000 руб.
31.12.2018 получателем гранта представлены отчет о расходовании гранта в форме субсидии, предоставленного из федерального бюджета в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», отчет о достижении значений показателей результативности использования гранта на 31.12.2018, отчет о ходе реализации мероприятий по состоянию на 31.12.2018 и краткая справка о реализации проекта на 31.12.2018.
В ходе проверки комиссией по приемке отчетов о расходовании грантов в рамках реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ и внепрограммных мероприятий в области образования и науки, по приемке выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, заказчиком которых является Министерство просвещения Российской Федерации, поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельных этапов исполнения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее – Комиссия) отчетной документации учреждения установлено следующее.
При проведении проверки отчетных материалов, представленных ответчиком на предмет выполнения соглашения по срокам и объемам выполненных работ, комиссией дополнительно принято к сведению экспертное заключение Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» по результатам проверки отчетной документации по итогам расходования гранта в целях реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании» основного мероприятия/приоритетного проекта «Содействие развитию общего образования» направления (подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - экспертное заключение).
Вышеуказанная экспертная организация действовала как соисполнитель Общества с ограниченной ответственностью «Альмира», являющегося исполнителем по государственному контракту на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 17.04.2018 № 08.043.11.0004, в соответствии с которым ООО «Альмира» обязалось выполнить работы (оказать услуги) по проекту: «Формирование организационно-методических механизмов выявления и распространения инновационных технологий реализации и содержания образовательных программ, лучших практик, опыта инновационных школ».
Как следует из материалов дела, в рамках сопровождения проведена техническая и экспертная проверка отчетной документации (далее - отчёт) каждой организации-грантополучателя, в том числе проверен отчёт ответчика.
На основании проведенной экспертизы отчетных материалов по расходованию средств гранта экспертом было сделано следующее заключение:
1. Описание полученных результатов и отчёт о достижении значений показателей результативности использования гранта не подтверждают факт реализации проекта «Цифровая образовательная среда как средство формирования у учащихся 9-х - 11-х классов ключевых компетенций XXI века», несмотря на достижение значений показателей результативности использования гранта, установленных в приложении № 2 к соглашению № 073-15-2018-149 от 28.11.2018.
2. Средства гранта использованы в соответствии с перечнем направлений расходования средств гранта согласно приложению № 1 к соглашению № 073-15-2018-149 от 28.11.2018, но цели и задачи проекта не достигнуты. К выполнению отдельных видов работ привлечены внебюджетные средства в размере 50 000 руб., а также средства бюджета Краснодарского края в размере 124 000 руб., что подтверждается отчетными документами. Документы, подтверждающие расходование средств гранта и средств софинансирования, прилагаются, но частично отсутствуют документы, подтверждающие выполнение заявленных в договорах работ.
3. К отчету приложены не все копии документов, информационных материалов, подтверждающих сведения, представляемые в отчете. В наличии копии платёжных и иных первичных документов, подтверждающих фактически произведённые расходы, документы, на основании которых эти платежи произведены, но частично отсутствует документация, подтверждающая обоснованность произведенных расходов гранта.
4. Документы, подтверждающие соответствие минимальным требованиям к показателям непосредственного результата мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании», представлены. В наличии документы, подтверждающие сетевое взаимодействие между образовательными организациями, но отсутствуют документы, подтверждающие тиражирование результатов проекта.
По результатам экспертной проверки отчетной документации ответчика сделан вывод о том, что проект не реализован, а результаты носят формальный характер, имеются признаки нецелевого использования средств гранта.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что МАОУ СОШ № 8 им. Ц.Л. Куникова как получателем гранта допущено нарушение порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами и соглашением, а именно проект, на который предоставлен грант в размере 1 009 000 руб., учреждением не реализован.
В связи с изложенным, комиссией министерства принято решение отклонить представленные получателем гранта отчетные материалы на предмет выполнения соглашения, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом от 06.03.2019.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 4.1.6 соглашения, в случае установлением министерством или органом государственного финансового контроля фактов нарушения получателем гранта порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами и соглашением, в том числе, указание в документах, представленных получателем гранта в соответствии с Правилами и соглашением, недостоверных сведений, министерство обязано направить получателю гранта требование об обеспечении возврата гранта в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
На основании решения комиссии от 06.03.2019 и во исполнение пункта 4.1.6. соглашения министерством в адрес получателя гранта направлено письмо от 06.06.2019 исх. № 09-754 с реквизитами для возврата в федеральный бюджет суммы гранта в размере 1 009 000 руб. и просьбой в срок до 01.10.2019 представить документ, подтверждающий проведение финансовой операции.
Так как получателем гранта документ, подтверждающий возврат средств гранта в федеральный бюджет, не представлен, министерство направило в адрес ответчика претензию от 05.11.2019 № 09-1340 с требованием представить копию платежного документа о перечислении федеральных средств на реквизиты Министерства просвещения России в срок до 25.11.2019.
В соответствии со ст. 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При непредставлении доказательств и неисполнении определений суда лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий в соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Средства гранта в размере 1 009 000 руб. ответчиком в федеральный бюджет возвращены не были, доказательство обратного в материалы дела не представлено.
Выводов, свидетельствующих об обратном, указанные фактические обстоятельства, установленные судом, сделать не позволяют.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что полученные МАОУ СОШ № 8 им. Ц.Л. Куникова средства гранта в сумме 1 009 000 руб. подлежат возврату в федеральный бюджет, в связи с тем, что проект, на реализацию которого выдан грант, учреждением не реализован.
При изложенных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в размере 1 009 000 руб.
Поскольку истец на основании подпункта 1.1. п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство истца о рассмотрении дела в отсутствие представителя удовлетворить.
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 8 им. Ц.Л. Куникова муниципального образования город-курорт Геленджик, г. Геленджик в пользу Министерства просвещения Российской Федерации, г. Москва сумму гранта в размере 1 009 000 руб.
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 8 им. Ц.Л. Куникова муниципального образования город-курорт Геленджик, г. Геленджик в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 23 090 руб.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.
Судья Р.А. Нигоев