ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-11413/12 от 15.03.2013 АС Краснодарского края

г. Краснодар Дело № А32-11413/2012

24 мая 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 15.03.2013

Полный текст мотивированного решения изготовлен 24.05.2013

Арбитражный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи: Ивановой Н.В., Погорелова И.А., Руденко Ф.Г.   рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Олимп», г. Славянск-на-Кубани

к Совету Славянского городского поселения Славянского района, г. Славянск-на-Кубани

3-е лицо: 1.Общество с ограниченной ответственностью «Теплосети», г. Славянск-на-Кубани

2.РЭК Краснодарского края, г.Краснодар

о признании недействующим П.1 Решение Второй сессии второго созыва Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27 ноября 2009 года №8 «Об утверждении тарифа на горячее водоснабжение для Общества с ограниченной ответственностью «Теплосети» на 2010год» не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 307

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Красильникова Н.В. – доверенность от 09.02.12;

от ответчика: Кутернега Н.Ю.– доверенность от 22.10.2012 ;

от третьего лица: 1. не явился;

2.не явился.

при ведении протокола открытого судебного заседания судьей Н.В.Ивановой

Установил:

Товарищество собственников жилья «Олимп», г. Славянск-на-Кубани (далее – ТСЖ «Олимп») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим п. 1 Решение Второй сессии второго созыва Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27 ноября 2009 года №8 «Об утверждении тарифа на горячее водоснабжение для Общества с ограниченной ответственностью «Теплосети» на 2010год» не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Заявитель в судебном заседании поддерживает заявленные требования в полном объеме, представил уточненные требования, настаивает на их удовлетворении.

Ответчик в судебном заседании и пояснениях приобщенным к материалам дела , возражает против удовлетворения заявленных требований , считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Третье лицо – ООО «Теплосети», г. Славянск-на-Кубани , считает, что в удовлетворении заявления следует отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Второй сессии Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27.11.2009 г. № 8 «Об утверждении тарифа на горячее водоснабжение для общества с ограниченной ответственностью «Теплосети» на 2010 год, был утвержден тариф за 1 куб.м горячей воды для общества с ограниченной ответственностью «Теплосети» в размере 133 руб.28 коп., в том числе НДС-18%. При наличии у потребителей приборов учета тепловой энергии, учитывающих фактический расход тепловой энергии на подогрев воды, расчеты производятся исходя из фактических показаний приборов учета.

Считая, что п. 1 оспариваемого нормативного акта не соответствует требованиям п.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 5, 9, 10, 14, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.

Частью 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и инее лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд должен в полном объеме проверить соответствие оспариваемого нормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и по результатам проверки принять одно из решений, предусмотренных ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно положений части 2 статьи 157 ЖК РФ (действовавших на момент принятия Решения Совета) Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. Причем размер платы граждан за коммунальные услуги должны соответствовать предельным индексам, устанавливаемым в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Также данной статьей установлено, что:

1.1. Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (далее также - предельные индексы).

2. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.

6.1. При приведении размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граж­дан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномочен­ными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах феде­рального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в по­рядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.

Согласно статьи 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Россий­ской Федерации" (с учетом положений действовавших на момент принятия Решения Совета) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области го­сударственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавлива­ют тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осущест­вляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области ре­гулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими про­изводство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Реализуя указанные полномочия Региональной энергетической комиссией департамента цен и тарифов Краснодарского края принят приказ от 12 декабря 2009 года № 20/2009-Т «Об установлении тарифов на тепловую энергию», согласно которого для ООО «Теплосети» уста­новлен тариф на 2010 год. Из расчета установленного тарифа для систем централизованного теплоснабжения на горячее водоснабжение был рассчитан тариф на горячее водоснабжение в сумме 133,28 рубля.

В соответствии с ч.2 ст.3 ФЗ № 210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования та­рифов организации коммунального комплекса», регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, над­бавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на под­ключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным зако­ном и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В ст.4 ФЗ № 210-ФЗ от 30.12.2004 указаны полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.

Органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование та­рифов на территории Краснодарского края, является региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее РЭК-ДЦиТ КК).

Кроме органов исполнительной власти так же в ст.5 этого же закона указаны полномо­чия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

Представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие пол­номочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплек­са: (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ)

1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования
 муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной
 инфраструктуры;

2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В п.3 ст.5 указано, что органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих экс­плуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслу­живаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в на­туральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы ор­ганизации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги органи­зации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

В п.4 ст.5 указано, что органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей ста­тьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тари­фы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций комму­нального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона.(часть четвертая введена Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ)

В случае изменения установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, органы регулирования муниципальных образований приводят установленные ими тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствие с предельными индексами в среднем по муниципальным образованиям в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов об изменении установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям, (часть пятая введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Согласно п.48 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года№ 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфе­ре деятельности организации коммунального комплекса», тарифы на горячую воду включа­ют в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяе­мые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценооб­разования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвер­жденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Феде­рации".

Итак, Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 года№ 520 «Об основах ценооб­разования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере дея­тельности организации коммунального комплекса» определены составляющие услуги горя­чего водоснабжения (тепловая энергия + холодная вода + деаэрация).

В соответствии с Основами ценообразования органы регулирования устанавливают та­риф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчёта платы 1 м3 горячей воды, исходя из действующих нормативов расхода тепловой энергии на подогрев 1 м3 холодной воды.

ООО «Теплосети» оказывает услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, без учёта стоимости холодной воды на территории муниципального образования Славянский район, в состав которого входят 15 поселений. Услуги по горячей воде, без учёта стоимости холодной воды в количестве 24 725,9 Гкал оказываются на территории 7 поселений, из них 20 691,1 Гкал, или 83,7 % оказываются на территории г.Славянска-на-Кубани. В каждом по­селении свои поставщики холодной воды, и у каждого поставщика своя стоимость 1 м3 хо­лодной воды. Каждый тариф на холодную воду прошёл экспертизу, утвержден в со­ответствии с действующим законодательством РФ.

Приказом Региональной энергетической комиссией департамента цен и тарифов Крас­нодарского края от 12.11.2009 года № 20/2009-т для ООО «Теплосети» установлены тарифы на тепловую энергию на 2010 год. Тариф на тепловую энергию в горячей воде для систем централизованного теплоснабжения на горячее водоснабжение для ООО «Теплосети» -1769,38 рублей за 1 Гкал без НДС (2087,87 руб. за 1 Гкал с НДС) . Стоимость тепловой энер­гии, необходимой для подогрева 1 м3 воды, в соответствии с письмом Минрегиона развития РФ от 23.05.2008 года№ 12529-АД/07, определяется расчётным путём.

Дополнительную очистку, или диаэрацию Общество с ограниченной ответственностью « Теплосети» не проводит. Таким образом, та­риф на горячую воду включает в себя расход тепловой энергии на подогрев 1 м3 холодной воды и средневзвешенную стоимость холодной воды

Таким образом, тариф на горячую воду в п.1 Решения в сумме 133,28  рубля с НДС (без НДС 112,74 руб.) (112,74 руб. + 20,54 руб. = 133,28 руб.).

Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307», размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабже­ние, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищ­но-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электриче­ской энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

При принятии Решения № 7 от 27.11.2009 г. «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии на отопление для населения Славянского городского поселения Славянского района» использованы формулы расчета, которые предусмотрены Правилами и не противоречат Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306.

Таким образом, обжалуемый П.1 Решения Второй сессии второго созыва Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27 ноября 2009 года №8 «Об утверждении тарифа на горячее водоснабжение для Общества с ограниченной ответственностью «Теплосети» на 2010год» соответствует требованиям п.2 статьи 157 ЖК РФ,п.48 Постановления Правительства РФ от 14 июля 2008г.№520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов ,надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», п.15 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006г.№307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в связи с чем, требования заявителя являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного и руководствуясь вышеназванными нормативными актами, а так же статьями 65, 71, 134-137, 167-170, 176, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

П.1 Решение Второй сессии второго созыва Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27 ноября 2009 года №8 «Об утверждении тарифа на горячее водоснабжение для Общества с ограниченной ответственностью «Теплосети» на 2010год» признать соответствующим требованиям п.2 статьи 157 ЖК РФ,п.48 Постановления Правительства РФ от 14 июля 2008г.№520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов ,надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»,п.15 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006г.№307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья Н.В.Иванова

Судьи: И.А.Погорелов

Ф.Г.Руденко