АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
г. Краснодар Дело № А32-11459/2019
18 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 июня 2019 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железновой З.В.
рассмотрев в судебном заседаниизаявление
общества с ограниченной ответственностью «Милениум», г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 19.10.2018 № 05-06-331-Ф-3,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 06.05.2019 № 08/2019;
от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 07.03.2019 № 0101/2520;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Милениум», г. Краснодар (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар (далее – административный орган) от 19.10.2018
№ 05-06-331-Ф-3 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в заявлении. Так указал, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Кроме того, административным органом нарушен порядок привлечения к ответственности.
Представитель административного органа в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Полагает, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, процедура привлечения предприятия к административной ответственности административным органом не нарушена.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Заявитель является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и осуществляет деятельность на основании Устава общества.
Из материалов дела следует, что 01.06.2018 года при проведении проверочных мероприятий в Апшеронском районе, ст. Нижегородская в пределах земельных участков с кадастровым номером 23:02:1005000:193 (адрес: край Краснодарский, р-н Апшеронский, с/о Нижегородский, район тепличного хозяйства. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства), кадастровым номером 23:02:0000000:1191 (адрес: край Краснодарский, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартала 1А-60А, 1Б-69Б. Категория земель - земли лесного фонда, по документу - лесной участок) и земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:1004000:3, 23:02:1004000:4, 23:02:1004000:5 (адрес: край Краснодарский, р-н Апшеронский, в границах плана СХТ "Самурское", земли администрации. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства), установлено, что располагается рекреационная зона - зона отдыха «Термальный источник».
На территории расположено два открытых бассейна. Первый бассейн имеет размер 27,7м.* 14м. глубина по длине бассейна от 1,4м. до 1.8м; второй бассейн 9,2м.*9,2м. глубина 1,54м. В пределах первого бассейна обустроены столики с навесами (беседки) в количестве 40 штук, установлены переносные мангалы. В пределах второго бассейна расположены деревянные домики (однокомнатные, двухкомнатные) в количестве 17 штук.
В рамках обследования земельного участка, установлены водопроводные линии (металлические трубы диаметром от 73мм. до 89мм.) В 20 метрах от капитального строения размещён распределительный водопроводный узел, от которого три ответвления водопроводных металлических труб, первое ответвление отходит в сторону тепличного комплекса на земельный участок с кадастровым номером 23:02:1005000:193, второе ответвление в сторону бассейна с размерами 9,2м.*9,2м., третье ответвление в сторону бассейна с размерами 27,7м.* 14м. Водопроводные линии в сторону первого и второго бассейна наполнены горячей водой.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что подача горячей воды по водопроводным линиям в сторону бассейнов осуществляется за счёт термальной скважины, которая располагается на производственном участке капитального строения (слева от столовой).
Таким образом, в ходе обследования рекреационной зоны - зона отдыха «Термальный источник» ИП КФХ ФИО3 установлено, что на территории осуществляется оказание услуг населению. На дату обследования на территории отдыхали гражданские лица (14 человек), на стоянке находилось 3 легковых автомобиля. Первый и второй бассейны заполнены горячей водой, было заселено 2 деревянных домика.
01.06.2018 в 16:00 по прибытию в прокуратуру Апшеронского района сотрудниками отдела МВД России по Апшеронскому району комиссии были представлены материалы проверки КУСП № 3825 от 04.05.2017 по факту незаконной деятельности по добыче термальной воды со стороны ФИО3
В рамках рассмотрения представленных документов было установлено следующее.
На территории Апшеронского района ст. Нижегородская зарегистрировано в государственном реестре месторождений полезных ископаемых - Дагестано-Курджипское месторождение теплоэнергетических вод.
Лицензия на право пользование недрами КРД 04404 ВЭ выдана 05.09.2012 Индивидуальному предпринимателю ФИО4. Целевое назначение и вид работ согласно лицензии - разведка и добыча теплоэнергетических вод на участке Дагестано-Курджипский (месторождение Дагестано-Курджипское).
Границы участка недр ограничены контуром прямых линий с географическими координатами соединяющих их угловых точек. Площадь участка недр составляет 8,63 км2.
В соответствии с пунктом 3.11 лицензии на пользование недрами установлено, что добытая из недр подземная теплоэнергетическая вода является собственностью Владельца лицензии.
В соответствии с техническим проектом разработки месторождения теплоэнергетических вод (Дагестано-Курджипское месторождение) согласованным в установленном законом порядке, установлено, что на территории ИП КФХ ФИО3 расположена термальная скважина № 901 (разведочно-эксплуатационная на воду инв.№6742/3).
Скважина 901 опробована в интервале 2394-2254 метра. Температура при свободном изливе составляет 77°С. Производительность скважины составляет 595 м3/сут. Давление Рбуф. - 0,15 МПа, Рзатр. - 1,8 МПа, Рзаб. -23,9 Мпа.
Согласно протокола №304/58 заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых по Южному Федеральному округу от 22.03.2018, установлено, что эксплуатационные запасы теплоэнергетических вод Дагестано-Курджипского месторождения утверждены ЦКЗ РАО Газпром в 1993 году в объёме 2500 м3/сут.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 26.03.2015 №23/053/001/2015-533 установлено, что на основании договора купли-продажи скважины
от 01.12.2014, рег.№23-23-53/036/2014-300 собственником скважины является
ООО «Милениум».
Согласно имеющихся в материалах проверки КУСП №3825 от 04.05.2017 сведений - заявление ФИО3 установлено, что ФИО3 после продажи скважины
от 01.12.2014 деятельность не осуществляет, так как ему она не принадлежит. ФИО3 на обследуемом участке занимается представлением беседок и домиков около первого и второго бассейна.
Таким образом, деятельность, связанная с недропользованием теплоэнергетических вод, осуществляется собственником скважины ООО «Милениум».
По результатам проверки административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 23.10.2018 № 05-06-331-Ф.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 19.11.2018 № 05-06-331-Ф-3, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»- недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Из материалов дела следует, что 01.06.2018 года при проведении проверочных мероприятий в Апшеронском районе, ст. Нижегородская в пределах земельных участков с кадастровым номером 23:02:1005000:193 (адрес: край Краснодарский, р-н Апшеронский, с/о Нижегородский, район тепличного хозяйства. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства), кадастровым номером 23:02:0000000:1191 (адрес: край Краснодарский, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартала 1А-60А, 1Б-69Б. Категория земель - земли лесного фонда, по документу - лесной участок) и земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:1004000:3, 23:02:1004000:4, 23:02:1004000:5 (адрес: край Краснодарский, р-н Апшеронский, в границах плана СХТ "Самурское", земли администрации. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства), установлено, что располагается рекреационная зона - зона отдыха «Термальный источник».
На территории расположено два открытых бассейна. Первый бассейн имеет размер 27,7м.* 14м. глубина по длине бассейна от 1,4м. до 1.8м; второй бассейн 9,2м.*9,2м. глубина 1,54м. В пределах первого бассейна обустроены столики с навесами (беседки) в количестве 40 штук, установлены переносные мангалы. В пределах второго бассейна расположены деревянные домики (однокомнатные, двухкомнатные) в количестве 17 штук.
В рамках обследования земельного участка, установлены водопроводные линии (металлические трубы диаметром от 73мм. до 89мм.) В 20 метрах от капитального строения размещён распределительный водопроводный узел, от которого три ответвления водопроводных металлических труб, первое ответвление отходит в сторону тепличного комплекса на земельный участок с кадастровым номером 23:02:1005000:193, второе ответвление в сторону бассейна с размерами 9,2м.*9,2м., третье ответвление в сторону бассейна с размерами 27,7м.* 14м. Водопроводные линии в сторону первого и второго бассейна наполнены горячей водой.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что подача горячей воды по водопроводным линиям в сторону бассейнов осуществляется за счёт термальной скважины, которая располагается на производственном участке капитального строения (слева от столовой).
Таким образом, в ходе обследования рекреационной зоны - зона отдыха «Термальный источник» ИП КФХ ФИО3 установлено, что на территории осуществляется оказание услуг населению. На дату обследования на территории отдыхали гражданские лица (14 человек), на стоянке находилось 3 легковых автомобиля. Первый и второй бассейны заполнены горячей водой, было заселено 2 деревянных домика.
01.06.2018 в 16:00 по прибытию в прокуратуру Апшеронского района сотрудниками отдела МВД России по Апшеронскому району комиссии были представлены материалы проверки КУСП № 3825 от 04.05.2017 по факту незаконной деятельности по добыче термальной воды со стороны ФИО3
В рамках рассмотрения представленных документов было установлено следующее.
На территории Апшеронского района ст. Нижегородская зарегистрировано в государственном реестре месторождений полезных ископаемых - Дагестано-Курджипское месторождение теплоэнергетических вод.
Лицензия на право пользование недрами КРД 04404 ВЭ выдана 05.09.2012 Индивидуальному предпринимателю ФИО4. Целевое назначение и вид работ согласно лицензии - разведка и добыча теплоэнергетических вод на участке Дагестано-Курджипский (месторождение Дагестано-Курджипское).
Границы участка недр ограничены контуром прямых линий с географическими координатами соединяющих их угловых точек. Площадь участка недр составляет 8,63 км2.
В соответствии с пунктом 3.11 лицензии на пользование недрами установлено, что добытая из недр подземная теплоэнергетическая вода является собственностью Владельца лицензии.
В соответствии с техническим проектом разработки месторождения теплоэнергетических вод (Дагестано-Курджипское месторождение) согласованным в установленном законом порядке, установлено, что на территории ИП КФХ ФИО3 расположена термальная скважина № 901 (разведочно-эксплуатационная на воду инв.№6742/3).
Скважина 901 опробована в интервале 2394-2254 метра. Температура при свободном изливе составляет 77°С. Производительность скважины составляет 595 м3/сут. Давление Рбуф. - 0,15 МПа, Рзатр. - 1,8 МПа, Рзаб. -23,9 Мпа.
Согласно протокола №304/58 заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых по Южному Федеральному округу от 22.03.2018, установлено, что эксплуатационные запасы теплоэнергетических вод Дагестано-Курджипского месторождения утверждены ЦКЗ РАО Газпром в 1993 году в объёме 2500 м3/сут.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 26.03.2015 №23/053/001/2015-533 установлено, что на основании договора купли-продажи скважины
от 01.12.2014, рег.№23-23-53/036/2014-300 собственником скважины является
ООО «Милениум».
Согласно имеющихся в материалах проверки КУСП №3825 от 04.05.2017 сведений - заявление ФИО3 установлено, что ФИО3 после продажи скважины
от 01.12.2014 деятельность не осуществляет, так как ему она не принадлежит. ФИО3 на обследуемом участке занимается представлением беседок и домиков около первого и второго бассейна.
Таким образом, деятельность, связанная с недропользованием теплоэнергетических вод, осуществляется собственником скважины ООО «Милениум».
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц общество зарегистрировано по адресу: 350012, <...>. Согласно сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, установлено, что таким лицом является ФИО5, она же является 100% учредителем общества.
В рамках проведения мероприятий по контролю установлено, что на территории земельного участка ИП КФХ ФИО3 отсутствуют журналы учета добычи подземных теплоэнергетических вод, контроль качества подаваемой из скважины воды в бассейны не осуществляется. Согласно пояснений охранника и кассира, подача воды осуществляется самоизливом из скважины № 901 (разведочно-эксплуатационная на воду инв.№6742/3), теплоэнергетические воды направляются как в бассейны, так и на обогрев деревянных домиков для отдыха гостей. Ранее из скважины также осуществлялась подача воды в теплицы. Какие-либо приборы учета отсутствуют. Бассейны оборудованы таким образом, что при полном заполнении бассейнов вода сливается в пруды накопители и далее естественным путем дренируется под землю. Предоставление услуг по купанию в термальной воде осуществляется круглогодично, за исключением каждого четверга, в этот день осуществляется полный слив с бассейнов их очистка.
В соответствии с показаниями свидетеля ФИО6 установлено, что скважина открывалась для работы с периодичностью 2 раза в неделю, каждый раз на время около 3-х часов.
СО Отдела МВД России по Апшеронскому району в рамках следственных действий 06.07.2018 произведены замеры пропускной способности термальной воды из разведочно-эксплуатационной скважины № 6742/3, где установлено, что за 1 мин. 10.2 с. объем подъема термальных вод составляет 500 литров.
Таким образом, в соответствии с показаниями свидетеля о работе скважины (6 часов в неделю), объем добытых термальных вод за период с 01.12.2014 по 01.06.2018 включительно составляет 29 781 м3.
В соответствии с письмом СО Отдела МВД России по Апшеронскому району
от 12.10.2018 №66/41190су установлено, что добыча теплоэнергетических вод не прекращена после возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица - директора общества 13.06.2018. Противоправные действия имеют длящийся характер и выражаются в непрекращающемся противоправном деянии в части добычи термальных теплоэнергетических вод.
Таким образом, в ходе проверочных мероприятий установлено, что на обследуемом земельном участке осуществляется деятельность по недропользованию, а именно добыча термальных вод с целью оказания услуг населению по купанию в термальной воде.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает административным органом доказано наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения общества к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что уведомлением от 11.10.2018 № 05/8605 законный представитель общества был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 23.10.2018. Указанное уведомление, направленное по юридическому адресу общества, не получено "Неудачная попытка вручения".
В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно сведениям, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц, юридический адрес общества: 350012, <...>
. По данному адресу административным органом и осуществлялась отправка всей юридически значимой корреспонденции.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу (пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Государственная регистрация по адресу местонахождения юридического лица влечет за собой определенные обязанности, в том числе и обязанность по обеспечению получения корреспонденции. Процесс получения и обработки входящей корреспонденции требует надлежащей организации. Учитывая, что Административный орган не имеет возможности личного вручения каждого уведомления о совершении процессуальных действий юридическим лицам, а уведомления, как правило, осуществляются с использованием почтовых услуг, риск неполучения (несвоевременного получения) уведомления, направленного по месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, лежит на самом юридическом лице, ненадлежащим образом организовавшим процесс получения и обработки входящей корреспонденции (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2013 года по делу№А53-27439/2012).
Протокол об административном правонарушении от 23.10.2018 № 05-06-331-Ф составлен в отсутствии представителя общества.
Определением от 23.10.2018 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 06.11.2018.
Определением от 07.11.2018 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.11.2018.
Постановление о назначении административного наказания от 19.11.2018
№ 05-06-331-Ф-3 вынесено в отсутствии представителя общества.
Судом установлено, что административным органом соблюден установленный законом порядок применения административного взыскания и соблюдены положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, административный орган доказал суду обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом указанное правонарушение, совершенное заявителем, не может быть признано малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Так, из материалов дела следует, что совершенное обществом правонарушение носит формальный характер, несет угрозу охраняемым общественным отношениям.
Согласно частям 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что обществом не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств.
Судом не могут быть приняты доводы общества как документально не обоснованные и не соответствующие материалам дела.
В силу пункта 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.М. Шкира