АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-11563/2021
29 ноября 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2021 года
Решение в полном объёме изготовлено 29 ноября 2021 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вологиной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Зеленый мир», г. Анапа
к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края, г. Анапа
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 03.03.2021 № 23012102900085200005, о прекращении производства по делу об административном правонарушении
в судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Зеленый мир» (далее – заявитель, общество) обратилось в суд к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, административный орган) с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 03.03.2021 № 23012102900085200005, о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Заявитель явку в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения заседания надлежащим образом извещен. Позиция заявителя по существу заявленных требований изложена в заявлении и приложенных к нему документальных доказательствах; указывает на то, что срок для предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям не нарушен, в связи с чем привлечение к ответственности по ч. 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае является незаконным; считает, что указанная в протоколе об административном правонарушении от 05.02.2021 дата совершения правонарушения определена неверно, так как должна быть исчислена в рабочих днях; вместо – 18.10.2019, по мнению заявителя, должно было быть указано – 25.11.2019; нарушение было устранено в рамках внутреннего контроля ещё до проверки заинтересованным лицом путём загрузки исправленной справки с ПД. 13.03.2020; считает, что имеются основания для признания данного правонарушения малозначительным.
Заинтересованное лицо явку в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения заседания надлежащим образом извещено; позиция по существу требований изложена в отзыве на заявление, в соответствии с которым просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в деяниях общества; указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам ст. ст. 123, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО «Зелёный мир» и Компанией BookingcomBV (Нидерланды) 12.07.2017 заключен договор на размещение отдыхающих в Апарт-Отель «Золотая бухта». Компания Booking com BV обязуется размещать информацию об объекте размещения, передавать совершенное гостем бронирование объекта размещения. Компания Booking com BV обязуется раз в месяц составлять и отправлять акт приема-сдачи услуг, оказанных в предыдущем месяце. За каждое бронирование номера ООО «Зеленый мир» обязуется выплатить Booking com BV комиссионное вознаграждение 15 %. Счета компанией Booking com BV обрабатываются ежемесячно и присылаются в объект размещения. Комиссионное вознаграждение за месяц выплачивается в течении 14 дней со дня выставления счета.
Договор от 12.07.2017, заключенный с Компанией Booking com BV (Нидерланды), 16.10.2018 ООО «Зеленый мир» поставлен на учёт в ПАО Сбербанк России».
Договору присвоен уникальный номер 18100009/1481/0638/4/1.
По результатам проверочных мероприятий административным органом было выявлено нарушение обществом ч. 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обществом в нарушение требований пункта 8.2.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации № 181-И от 16.08.2017 (далее – Инструкция № 181-И) справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуг в мае 2019 согласно акта приема-сдачи услуг от 03.06.2019 на сумму 734 550 руб. (комиссионное вознаграждение 132 219 руб.) представлены 13.03.2020, с нарушением срока, установленного законодательством.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления налоговым органом в отношении заявителя протокола об административном правонарушении № 23012102900085200002 от 05.02.2021.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания № 23012102900085200005 от 03.03.2021.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным и отмене, о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
При рассмотрении заявленных требований об оспаривании указанного постановления суд исходит из следующих обстоятельств.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Часть 2 статьи 25.1, статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентируют порядок рассмотрения административным органом дел об административных правонарушениях и составление протокола об административном правонарушении, при этом по смыслу указанных статей Кодекса административный орган обязан представить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названными статьями.
Пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи.
Однако административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При этом доказательства надлежащего извещения должны иметься у административного органа ко времени составления протокола об административном правонарушении.
Уведомление от 29.01.2021 № 23012102900085200001 о месте и времени составления протокола получено директором ООО «Зеленый мир» ФИО1 нарочно 29.01.2021, что подтверждается подписью в указанном уведомлении.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении № 23012102900085200002 от 05.02.2021 составлен в присутствии директора ООО «Зеленый мир» ФИО1, что подтверждается подписью в протоколе, отметкой о получении протокола.
Обществом представлены возражения от 15.02.2021 (исх. № 42) на протокол от 05.02.2021.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что указанный протокол соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что, с учётом положений ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу об административном правонарушении; из материалов дела следует и судом установлено, что общество было надлежащим образом извещено о времени и месте его составления.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество было надлежащим образом уведомлено определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 23012102900085200003 от 16.02.2021, которое получено директором ООО «Зеленый мир» ФИО1 нарочно 16.02.2021, что подтверждается подписью в определении. Определением № 23012102900085200004 от 17.02.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено, копия определения об отложении рассмотрение дела об административном правонарушении вручена директору ООО «Зеленый мир» ФИО1 нарочно, что подтверждается подписью в определении. Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии представителей лица, привлекаемого к административной ответственности. Копия постановления № 23012102900085200005 от 03.03.2021 вручена директору ООО «Зеленый мир» ФИО1 09.03.2021.
Учитывая изложенное, суд, исследовав материалы дела, установил, что доказательств, свидетельствующих о нарушении административным органом порядка применения административного наказания, в материалах дела не имеется; при принятии оспариваемого постановления административным органом не допущено существенных нарушений порядка применения административного наказания, являющихся безусловными основаниями для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО «Зелёный мир» и Компанией BookingcomBV (Нидерланды) 12.07.2017 заключен договор на размещение отдыхающих в Апарт-Отель «Золотая бухта». Компания Booking com BV обязуется размещать информацию об объекте размещения, передавать совершенное гостем бронирование объекта размещения. Компания Booking com BV обязуется раз в месяц составлять и отправлять акт приема-сдачи услуг, оказанных в предыдущем месяце. За каждое бронирование номера ООО «Зеленый мир» обязуется выплатить Booking com BV комиссионное вознаграждение 15 %. Счета компанией Booking com BV обрабатываются ежемесячно и присылаются в объект размещения. Комиссионное вознаграждение за месяц выплачивается в течении 14 дней со дня выставления счета.
Договор от 12.07.2017, заключенный с Компанией Booking com BV (Нидерланды), 16.10.2018 ООО «Зеленый мир» поставлен на учёт в ПАО Сбербанк России». Договору присвоен уникальный номер 18100009/1481/0638/4/1.
Согласно требованиям пункта 8.2.2 Инструкции №181-И справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуг в мае 2019 согласно акта приема-сдачи услуг от 03.06.2019 на сумму 734 550 руб. (комиссионное вознаграждение 132 219 руб.) следовало представить в обслуживающий банк не позднее 19.07.2019. Фактически справка о валютных операциях и подтверждающие документы представлены обществом 13.03.2020, то есть с нарушением установленного срока (19.07.2019) более 90 дней.
ООО «Зелёный мир» не согласилось с выводами налогового органа и предоставило 15.02.2021 возражения на протокол № 23012102900085200002 от 05.02.2021 (исх. № 42 от 15.02.2021); общество считает, что своевременно предоставляло подтверждающие документы в банк, согласно требованиям действующего законодательства, но при этом заполняло не ту форму справки при отправке. Банк, в свою очередь, проводил платежи и не указывал на какие-либо ошибки.
В сведениях о валютной операции, представленных обществом в банк, в графах «номер по валютной операции и дата документа по валютной операции» содержались сведения, указанные в платёжных поручениях на перечисление денежных средств нерезиденту - компании «BookingcomBV». Сведения о валютной операции и документы, связанные с проведением валютной операции (платёжные поручения) предоставлены обществом в банк при перечислении денежных средств нерезидентам. Справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт оказания услуг Компанией «BookingcomBV», представлены в банк с нарушением сроков, установленных п.8.2.2 Инструкции №181-И.
06.07.2020 в адрес ПАО «Сбербанк России» был направлен запрос № 230120200026001 о предоставлении документов и информации, в адрес ООО «Зеленый мир» также направлен запрос № 230120200026002 о предоставлении документов и информации.
Во исполнение запроса № 230120200026001 от 06.07.2020 ПАО «Сбербанк России» письмом от 16.07.2020 № SD0134594044 представлена справка о подтверждающих доходах от 13.03.2020. В ответ на запрос № 230120200026002 ООО «Зеленый мир» вместе с письмом № 378 от 17.08.2020 были направлены запрашиваемые копии документов.
Согласно требованиям пункта 8.2.2 Инструкции №181-И справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуг в мае 2019 согласно акта приема-сдачи услуг от 03.06.2019 на сумму 734 550 руб. (комиссионное вознаграждение 132 219 руб.) следовало представить в обслуживающий банк не позднее 19.07.2019. Фактически справка о валютных операциях и подтверждающие документы представлены обществом 13.03.2020, то есть с нарушением установленного срока (19.07.2019) более 90 дней.
По данному факту в отношении ООО «Зеленый мир» 05.02.2021 должностным лицом ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края составлен протокол № 23012102900085200002 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью ч. 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
03.03.2021 начальником ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края в отношении ООО «Зеленый мир» вынесено постановление № 23012102900085200005 по делу об административном правонарушении; установлен факт совершения заявителем правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Как следует из содержания частей 1, 3 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сроки, предусмотренные Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Положения данной статьи не применяются, если другими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Соответственно, если иное не установлено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, сроки, предусмотренные в данном Кодексе и исчисляемые днями, включают как рабочие, так и нерабочие дни, то есть исчисляются в календарных днях.
Согласно пункту 48 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018) период просрочки представления подтверждающих документов (форм учёта, отчетности, информации) по валютным операциям, за нарушение которого установлена административная ответственность по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисляется в рабочих днях.
Поскольку размер штрафа, урегулированного в частях 6.1 - 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дифференцируется в зависимости от времени просрочки, исчисляемого в днях, такой период просрочки должен включать дни, в которые обязанность по представлению подтверждающих документов (форм учета, отчетности, информации) по валютным операциям является исполнимой, то есть рабочие дни (как и в приведенных положениях Инструкции от 04.06.2012 № 138-И и Инструкции от 16.08.2017 № 181-И).
При ином подходе размер штрафа будет зависеть от обстоятельств (в том числе от календарного расположения и количества выходных и нерабочих праздничных дней), которые лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может контролировать (Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2018 № 305-АД17-18495).
Не применять данную сформированную позицию судебной практики в отношении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не имеется.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу № А56-83278/2020, от 19.03.2021 по делу № А56-83274/2020, от 19.03.2021 по делу № А56-83277/2020.
Как следует из материалов дела, согласно требованиям пункта 8.2.2 Инструкции №181-И справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуг в мае 2019 года согласно акта приема-сдачи услуг от 03.06.2019 на сумму 734 550 руб. (комиссионное вознаграждение 132 219 руб.) следовало представить в обслуживающий банк не позднее 19.07.2019. Фактически справка о валютных операциях и подтверждающие документы представлены обществом 13.03.2020, то есть с нарушением установленного срока (19.07.2019) более 90 дней.
Доказательств иного, обратного материалы дела не содержат.
Как указывает налоговый орган, датой совершения административного правонарушения является 18.10.2019.
Однако, суд отклоняет довод налогового органа о том, что срок следует исчислять в календарных днях по указанным выше основаниям.
При указанных обстоятельствах налоговый орган неверно исчислил и указал дату совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, неверное определение и указание в протоколе даты совершения административного правонарушения не повлекло принятие налоговым органом неверного решения, поскольку даже в случае исчисления 90 дневного срока в рабочих днях, общество, тем не менее, нарушило срок; следовательно, указанные действия подпадают под административное правонарушение, предусмотренное частью 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Ошибочное исчисление налоговом органом (и указание в протоколе) даты совершения административного правонарушения является несущественными недостатком протокола.
Учитывая изложенное, судом делается вывод о том, что требования 8.2.2 Инструкции № 181-И ООО «Зеленый мир» нарушены.
Доказательств, свидетельствующих об ином, обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливалась административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
С 31.07.2020 вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации.
В частности, названным Законом введена новая часть 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, наступает по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк РФ.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк РФ устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также порядок взаимодействия резидентов (нерезидентов) с уполномоченными банками при представлении документов и информации, установлен Инструкцией № 181-И Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Согласно пункту 1.3 Инструкции № 181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
В силу пункта 19.1 Инструкции № 181-И с 1 марта 2018 вступила в силу Инструкция № 181-И.
Согласно частям 3 и 4 ст. 4 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Оговорки о возможности применения принципа обратной силы Инструкция № 181-И не содержит.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.1.2 Инструкции № 181-И при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы): при вывозе (ввозе) товара с территории (на территорию) Российской Федерации и при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с законодательством о таможенном регулировании - товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы.
Дополнительно резидент может представить в банк УК иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории РФ (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию РФ (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Пунктами 8.2, 8.2.2 Инструкции № 181-И установлено, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 п. 8.1 настоящей Инструкции.
При исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (п. 8.1 Инструкции).
Согласно п. 8.1.1 Инструкции № 181-И при вывозе с территории РФ (ввозе на территорию РФ) товара и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с законодательством о таможенном регулировании способом, отличным от подачи таможенным органам декларации на товары, - документы, используемые в качестве таможенной декларации, предусмотренные п. 6 ст. 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Согласно п. 8.1.4 Инструкции № 181-И в случае исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), не указанных в подпунктах 8.1.1 - 8.1.3 настоящего пункта, а также в случаях прекращения обязательств, перемены лица в обязательстве, изменения суммы обязательств (включая обязательства по уплате процентных платежей при предоставлении займа резидентом нерезиденту) - иные документы, подтверждающие соответствующее исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) (включая обязательства по уплате процентных платежей при предоставлении займа резидентом нерезиденту), в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Согласно подпункту 8.1.2 Инструкции № 181-И при вывозе (ввозе) товара с территории (на территорию) РФ и при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с законодательством о таможенном регулировании - товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы.
Пунктом 8.3 Инструкции № 181-И установлено, что датой оформления подтверждающего документа, указанного в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 и в п. 8.7 настоящей Инструкции, считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления или дата, свидетельствующая о ввозе на территорию РФ (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории РФ (отгрузке, передаче, перемещении), содержащаяся в подтверждающем документе.
Пунктом 16.7 Инструкции № 181-И установлено, что требования настоящей Инструкции о представлении резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк документов и информации в установленные настоящей Инструкцией сроки будут выполнены в случае, если они представлены резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в сроки, установленные п. 16.2 настоящей Инструкции.
На основании изложенного судом делается вывод о нарушении обществом требований указанного нормативного правового акта; названные действия общества противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Названные выводы суда соответствуют правовой позиции Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 14.09.2021 по делу № А32-11551/2021, № А32-11555/2021, принятому по тождественным правовым и фактическим обстоятельствам.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено налоговым органом с соблюдением установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает в действиях заявителя малозначительности рассматриваемого правонарушения ввиду следующего.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае суд считает необходимым руководствоваться п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10, в соответствии с которым квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В рассматриваемом случае объектом правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный законом порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической детальности.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения в материалы дела не представлено. Так, при осуществлении проверки ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края было выявлено 13 сходных случаев нарушения ООО «Зеленый мир» требований п. 8.2.2 Инструкции № 181-И.
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что применительно к данному делу оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Правовые и документальные основания для снижения административного штрафа ниже размера санкции, установленной названной статьёй Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у суда отсутствуют ввиду следующего.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из материалов дела следует, что в отношении ООО «Зеленый мир» постановлением № 23012102900085200005 по делу об административном правонарушении назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном ч. 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - 40 000 руб.
Вместе с тем, исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, отсутствуют и суду представлены не были.
Доказательства, подтверждающие тяжелое имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица заявителем в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении требований общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении суд исходит из следующего.
Как указано в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) № 2 от 27.01.2003 в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума ВАС РФ.
Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производств по делам об административных правонарушениях не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, суд приходит к выводу о том, что производство по делу в части указанного требования общества в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 27, 29, 167-170, 176, 177, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу - прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Л.О. Федькин