АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-12043/2011
30 июня 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 июня 2011 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусельниковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара, г. Краснодар
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Краснодар
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ
в судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: ФИО2 – удостоверение № 062415
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карасунского административного округа г. Краснодара (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований, указывает на наличие в деяниях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ; ранее предприниматель к аналогичной ответственности не привлекалась.
Лицо, привлекаемое к ответственности, в судебное заседание не явилось. Надлежаще извещено о месте и времени судебного заседания. Представило ходатайство о рассмотрении дела без его участия; признает допущенные нарушения в полном объеме, просит назначить минимальный штраф.
При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, является индивидуальным предпринимателем, осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № ЛО-23-02-000360 от 03.04.2009.
Прокуратурой Карасунского округа г. Краснодара совместно с ГУ Краснодарского края «Фармацевтический центр» в период с 31 марта по 06 мая 2011 года проведена комиссионная проверка деятельности аптеки предпринимателя, расположенной по адресу: <...>.
В ходе проведения проверки 15.04.2011 были установлены нарушения нормативных правовых актов, которые выразились в следующем:
1.Не в полном объеме соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных средств в прохладном (8-15С) месте: муравьиный спирт раствор для наружного применения спиртовой 1,4% 50 мл, производства ЗАО Ростовская фармацевтическая фабрика, серия 260610 в количестве 51 упаковки, раствор перекиси водорода 3% 100 мл, производства ООО «Йодные Технологии и Маркетинг», серия 080111 в количестве 40 упаковок, таблетки аллохола покрытые оболочкой №10, производства ОАО «Дальхимфарм» в количестве 16 упаковок и другие хранились при температуре +24С. Таблетки ФИО3 тригидрата 0,25 мг №10, производства ОАО «Биосинтез», серия 111209 в количестве 20 упаковок, таблетки гидроперит 1,5 г №8, производства ОАО «Татхимфармпрепараты» в количестве 13 упаковок, требующие хранения при температуре до 20 С, хранились при температуре +24С, что является нарушением Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010г. «Об обращении лекарственных средств», ст. 58 приказа МЗСР РФ от 23.08.2010г. №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», п.32,42.
2.Приборы для регистрации параметров воздуха гигрометры психрометрические №А217, С567 находятся в нерабочем состоянии (не заполнены водой), что является нарушением Федерального закона №61-ФЗ от 12.04.2010г. «Об обращении лекарственных средств», ст. 58 приказа МЗСР РФ от 23.08.2010г. №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», п.7.
По итогам проведенной проверки ведущим специалистом, провизор-аналитиком государственного учреждения Краснодарского края «Фармацевтический центр» ФИО4 в отношении индивидуального предпринимателя составлена справка о результатах работ по заданию Прокураторы Карасунского административного округа г. Краснодара от 31.03.2011.
15.04.2011 старшим помощником прокурора Карасунского административного округа города Краснодара юриста 1-го класса ФИО2 составлен рапорт в отношении индивидуального предпринимателя.
11.05.2011г. заместителем прокурора Карасунского административного округа вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя.
Из содержания объяснения предпринимателя, в частности, следовало, что с 2010 на основании лицензии № ЛО-23-02-001018 она осуществляет фармацевтическую деятельность. На момент проведения прокуратурой совместно с ГУ Краснодарского края «Фармацевтический центр» комиссионной проверки препаратов с истекшим сроком годности не выявлено. В аптеке предпринимателем назначена ответственная по хранению лекарственных средств фармацевт Жане С.А. Из-за невнимательности фармацевта нарушены условия хранения перечисленных выше лекарственных средств, а также не были заполнены приборы для регистрации параметров воздуха, гигрометры психометрические № А217, С567 водой.
Судом установлено, что названное постановление от 11.05.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.4 КоАП РФ, составлено с участием предпринимателя и им подписано, что, с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ, позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с
ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» негосударственная (частная) фармацевтическая деятельность является одним из видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 настоящего Положения. В частности, лицензиат, осуществляющий хранение обязан соблюдать в отношении лекарственных средств для медицинского применения правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Согласно подпункту «а» п.4 Положения о лицензировании фарм. деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
Таким образом, нормы, изложенные в правилах и порядке отпуска лекарственных средств, утвержденных указанным федеральным органом исполнительной власти (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 № 80 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях» и Приказ МЗ РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» и др.), также будут являться лицензионными требованиями и условиями.
Согласно ст. 57 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств запрещается.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» Хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Хранение наркотических лекарственных средств, психотропных лекарственных средств, радиофармацевтических лекарственных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.4 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 № 80, лекарственные средства следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минздрава России от 13.11.1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
Согласно п. 7, 32, 42 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом МЗ РФ от 23.08.2010 № 706н, помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке. Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к 1гх хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
При проведении проверки комиссия руководствовалась требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановления Правительства РФ от 19.0Г. 1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену па аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», Приказа Минздрава РФ от 13.11.1996 № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения», приказа Минздрава РФ от 4.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
Согласно подпункту «з» п.4 Положения о лицензировании фарм. деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются также соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение: лекарственных средств для медицинского применения - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения; лекарственных средств для ветеринарного применения - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
В соответствии с п. 26 раздела VI Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.).
Пунктом 5 Положения о лицензировании фарм. деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416, установлено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 настоящего Положения.
Названные нарушения, выявленные в ходе проверки, свидетельствуют о наличии в деяниях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, фактически подтверждают осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Материалами дела, подтверждается факт осуществления предпринимателем деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Оценив в совокупности в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя события и состава административного правонарушения, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что предпринимателем были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
Доказательств, исключающих факт наличия в деяниях предпринимателя состава названного правонарушения, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о нарушении предпринимателем лицензионных требований и условий.
С учетом применения положений ст. 2.9 Кодекса, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», а также фактических обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений (совершенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок лицензирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере), суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса и признания совершенного правонарушения малозначительным; из материалов дела следует, что предприниматель, оказывая фармацевтическую деятельность, фактически допустила пренебрежительное и халатное отношение к обязанностям, возложенным на нее действующим законодательством в сфере лицензирования.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный
ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Учитывая изложенное, а также то, что указанное правонарушение не причинило значительного ущерба, в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих об умышленном совершении предпринимателем названного правонарушения, а также тот факт, что предприниматель не привлекалась ранее к ответственности за совершение аналогичного правонарушения суд полагает привлечь предпринимателяк административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ при рассмотрении судом дел о привлечении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица к административной ответственности госпошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 27, 29, 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Ворошиловград, ИНН <***>, ОГРНИП <***>), адрес: 350010 <...>, к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Штраф может быть оплачен по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: УФК по Краснодарскому краю (прокуратура Краснодарского края л/с <***>), ИНН <***>, КПП 230901001, БИК 040349001, ОКАТО 03401000000, расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, КБК 41511690010010000140.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Л.О. Федькин