АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Красная, д. 6
E-mail: info@krasnodar.arbitr.ru
http://krasnodar.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-12706/2014 06.01.2015
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.12.2014
Мотивированное решение изготовлено 06.01.2015
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Данько М.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Юмукян Г.А.
при участии в судебном заседании:
от ответчика: ФИО1 на основании доверенности от 02.07.2014;
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
СПК колхоз «Новоалексеевский», пос. Высокий, Курганинский район, Краснодарский край (ИНН <***> ОГРН <***>),
к администрации муниципального образования Курганинский район, г. Курганинск, Краснодарский край (ИНН <***> ОГРН <***>),
о признании недействительным постановления органа местного самоуправления,
Колхоз обратился в суд с заявлением и просит признать недействительным Постановление главы администрации Курганинского района Краснодарского края №451 от 23.06.1992 о перераспределении земель в хозяйствах Курганинского района в части включения в фонд перераспределения Курганинского района сельскохозяйственных угодий по совхозу «Новоалексеевский» площадью 484 га.
Требование мотивировано тем, что после передачи части земельного участка совхоза в долевую собственность граждан у правопреемника совхоза на праве постоянного (бессрочного) пользования остался нераспределенный земельный участок, часть которого в нарушение закона и прав колхоза оспариваемым постановлением передана в фонд перераспределения района.
Администрация против удовлетворения заявленного требования возражает, сообщила суду, что постановлением суда кассационной инстанции по делу А32-22856/2013 установлено отсутствие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на оставшиеся после передачи в долевую собственность физических лиц, земли.
Заявитель просит суд восстановить установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срок на оспаривание постановления, мотивируя его следующим.
О существовании постановления №451 от 23.06.1992 при рассмотрении дела А32-22856/2012. После окончания судебного разбирательства по этому делу, истец обратился в суд с иском о признании права постоянного (бессрочного) пользования на четыре земельных участка и рассчитывал на то обстоятельство, что суд в своем решении по этому делу даст оценку оспариваемому в настоящем деле постановлению на несоответствие его закону. Однако, по мнению колхоза, суд в нарушение закона уклонился от оценки этого постановления.
Поэтому колхоз обратился в суд с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле, заявив ходатайство о восстановлении срока. По мнению заявителя, им срок на оспаривание пропущен по уважительной причине.
Суд считает, что заявление о восстановлении срока не подлежит удовлетворению в силу следующего.
На четвертой странице апелляционной жалобы от 18.04.2014 по делу А32-22856/2012 колхоз указывает на постановление №451 от 23.06.1992.
Заявление в суд по настоящему делу поступило 15.04.2014, о чем свидетельствует оттиск штампа входящей корреспонденции суда.
Пунктом 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление об оспаривании постановления должно было быть подано колхозом в суд не позднее 18.07.2013. Просрочка составила более восьми месяцев.
Избрание ненадлежащего способа защиты своего, как считает заявитель, нарушенного права в делах и А32-27943/2013 не признается судом уважительной причиной, которая может быть положена в основание восстановления срока на оспаривание постановления. Колхоз не представил суду доказательства того, что имелись препятствия для подачи в суд заявления об оспаривании постановления №451 от 23.06.1992 одновременно с рассмотрением судом делА32-27943/2013 и А32-22856/2012.
При указанных обстоятельствах заявление о восстановлении срока на оспаривание постановления следует оставить без удовлетворения.
Стороны по делу извещены о времени и месте рассмотрения дела извещены под роспись на оборотной стороне определения от 27.11.2014.
Изучив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон в судебных заседаниях, суд установил следующее.
Совхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок площадью 5155,28 га, что подтверждено выданным 18.02.1982 государственным актом серии А-I N (далее - исходный земельный участок, государственный акт). На основании решений исполнительного комитета Курганинского районного Совета народных депутатов от 29.11.1990 N 536 и от 16.10.1991 N 393 Новоалексеевскому сельскому Совету из исходного земельного участка выделено 109 га, а также утверждены дополнительные площади специального земельного фонда в хозяйствах района для организации и ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, подсобных хозяйств, в том числе по совхозу 423 га.
Постановлением главы администрации от 23.06.1992 N 451 в порядке перераспределения земель в хозяйствах Курганинского района в фонд перераспределения района включены сельскохозяйственные угодья общей площадью 17887 га, в том числе по совхозу 484 га.
На проведенном 07.02.1992 общем собрании работников совхоза было принято решение о приватизации совхоза путем преобразования в акционерное общество открытого типа. Уставный фонд акционерного общества должен был формироваться за счет неделимого фонда (основных и оборотных средств) и паевого фонда (средства коллектива), что нашло отражение в приложении к плану приватизации. При приватизации совхоза в коллективно-долевую собственность работников передано 2285,99 га земли (791 пай в размере 2,89 га). Постановлением главы администрации от 22.12.1992 N 1023 зарегистрировано акционерное общество открытого типа "Новоалексеевское", учредителями которого выступили члены трудового коллектива совхоза, а в учредительных документах которого указано на наличие у него правопреемства от совхоза. Преобразование совхоза в акционерное общество открытого типа (племенное предприятие по разведению свиней скороспелой мясной породы) было одобрено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, что следует из приказа от 28.09.1993 N 254. В порядке приведения организационно-правовой формы хозяйства в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, акционерное общество открытого типа преобразовано в закрытое акционерное общество с тем же названием, что отражено в постановлении главы местного самоуправления Курганинского района от 26.03.1998 N 316 и свидетельстве о государственной регистрации. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации кооператива, созданного путем реорганизации закрытого акционерного общества в форме преобразования.
В силу прямого указания закона (статьи 58, пункт 1 статьи 129 и 218 Гражданского кодекса) правопреемство при реорганизации юридического лица относится к числу универсальных, то есть охватывает все имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица, в том числе и право на обращение за регистрацией права собственности на объекты недвижимости.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В силу универсального правопреемства все имущественные права реорганизуемого юридического лица переходят к правопреемнику даже при отсутствии передаточного акта. Право собственности на недвижимое имущество, принадлежащее реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику), переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость и возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (пункт 5 статьи 58, абзац 3 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса, статья 16 Закона N 122-ФЗ, пункт 11 постановления N 10/22).
Положениями Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 "О земельной реформе" (далее - Закон N 374-1), утратившим силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287, перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на ней определялось в качестве одной из целей земельной реформы, в ходе которой предполагалось осуществить наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их соответствующих прав. Для производства сельскохозяйственной продукции устанавливалась возможность предоставления земельных участков в пользование, владение или собственность. Изъятие земельных участков, за исключением установленных законодательством случаев, не допускалось. Провозглашалось содействие государства развитию всех форм сельскохозяйственного производства (колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций) и подтверждение им многообразия и равенства государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности. Монополия государства на землю отменялась. Устанавливалась возможность передачи земельных участков колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективную (совместную или долевую) собственность, при этом каждому члену коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства гарантировалось получение своей доли в виде земельного участка. Порядок передачи земли в собственность бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве распространялся, в том числе, на случаи образования коллективно-долевой собственности на землю. В процессе осуществления земельной реформы допускалось изъятие и передача в специальный земельный фонд для последующего перераспределения части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.
Постановлением от 17.09.1991 N 493 (далее - постановление N 493) Совет Министров РСФСР утвердил форму государственного акта, удостоверяющего право собственности предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на землю, их пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, предписав Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств утвердить инструкцию о порядке выдачи указанных государственных актов, Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований - обеспечить издание бланков государственного акта, Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств - обеспечить проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей государственных актов.
Во исполнение постановления N 493 Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 09.03.1992 утверждена Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (далее - Инструкция), которой предусматривалась выдача государственного акта по утвержденной форме, в том числе в случае перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок. Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производилась в связи с изменением правового статуса земельного участка (предоставлением в собственность, владение, пользование), укрупнением или разукрупнением землевладения, землепользования, внесением в площадь или расположение земельного участка значительных изменений, переходом прав на земельный участок к другому собственнику, землевладельцу, землепользователю. При перерегистрации прав на земельный участок новые государственные акты подлежали выдаче при условии отсутствия спора относительно расположения, размеров и границ такого участка. С целью уточнения площадей, фактического состояния, полноты, эффективности и целевого использования земель, при необходимости, должны были проводиться контрольные измерения или сличение границ земельного участка в натуре. Неиспользование или неэффективное использование, использование не по целевому назначению земель могли быть положены в основание исключения их администрацией из площади, на которую перерегистрировались права, и зачисления в земли запаса или в специальный фонд земель для последующего перераспределения. Границы земельных участков, уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, подлежали переносу в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками. Решение о выдаче на земельный участок государственного акта могло быть принято или в отсутствие спора относительно ранее установленных границ и размеров землевладения (землепользования), или после установления и закрепления границ земельного участка на местности. Заполнению государственного акта предшествовало составление на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользований, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю, чертежа границ земельного участка.
Законом Российской Федерации от 20.11.1992 N 3936-1 в статью 7 Закона N 374-1 были внесены изменения, в силу которых за предприятиями, учреждениями и организациями ранее установленное право пользования земельными участками сохранялось до 01.02.1993.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев практику применения часть 2 статьи 7 Закона N 374-1, в пункте 3 информационного письма от 27.02.2001 N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства" выработал рекомендацию, согласно которой, устанавливая сроки переоформления прав пользования земельными участками, законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением юридическими лицами требований указанной нормы. Статьей 39 Земельного кодекса РСФСР, содержавшей исчерпывающий перечень оснований прекращения прав на землю, непереоформление прав на земельный участок к таким основаниям не относилось. Другим законодательством порядок перераспределения земельных участков в связи с непереоформлением на них документов также не устанавливался. В этой связи, непереоформление права пользования земельным участком в соответствии с Законом N 374-1 не мог служить основанием для изъятия и перераспределения такого участка.
В целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (далее - Указ N 323), на органы местной администрации возложена обязанность по принятию решений по перераспределению земель, на колхозы и совхозы - по проведению в 1992 году реорганизации, приведению своего статуса в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (далее - Закон N 445-1) и перерегистрации в соответствующих органах, а на районные органы исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам - по установлению среднерайонных норм бесплатной передачи земли, с учетом ее качества, в собственность граждан. Участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, включены в фонды перераспределения земель. Местной администрации предписано организовать продажу земель фонда по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа, предоставив при этом преимущественные права гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств. Оставшиеся нераспределенными земли подлежали передаче или продаже по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов - на аукционах гражданам и юридическим лицам. Коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, должны были до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
Принятым в развитие Указа N 323 постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее - постановление N 86) срок проведения совхозами и колхозами реорганизации, приведения своего статуса в соответствие с Законом N 445-1 и перерегистрации в установленном порядке установлен до 01.01.1993, уполномоченным органам поручено до 01.02.1992 создать территориальные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов и колхозов, и провести реорганизацию этих хозяйств. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе предполагалось создать комиссии, в состав которых включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Районные и внутрихозяйственные комиссии должны были провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Всем членам колхоза и работникам совхоза, в том числе и ушедшим на пенсию, предоставлялось право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Владелец пая обязан был подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем форму использования своего пая, в том числе получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий, а также передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество, либо в качестве вступительного взноса в кооператив. Предприятиям, создаваемым при реорганизации колхозов и совхозов, получали право на покупку земли и имущества бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества, сельского (поселкового) Совета народных депутатов.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1992 N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" в дополнение к постановлению N 86 установлено, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации).
Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708, (далее - Положение, постановление N 708) было разработано в соответствии с Указом N 323 и постановлением N 86. Положением установлены возможные пути и особенности реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущественных паев и земельных долей и направления их использования. При реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств допускалось образование товариществ, акционерных обществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединений. В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществлялась их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. При этом обеспечивалось безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимали решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной земельным законодательством. В районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагались списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно. Владелец имущественного пая и земельной доли мог внести их в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив. Специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизовывались с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что после реорганизации совхоза уполномоченным органом издавался акт, закреплявший за акционерным обществом открытого типа, закрытым акционерным обществом или кооперативом на праве постоянного (бессрочного) пользования земли, оставшиеся после перераспределения принадлежавших совхозу земель и передачи их части в коллективно-долевую собственность работников названной сельскохозяйственной организации.
В этой связи, у суда отсутствуют основания для вывода о том, что к кооперативу в порядке правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на какие-либо земельные участки в результате реорганизации совхоза.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов именно заинтересованное лицо.
Из этой нормы закона следует, что защите подлежит фактически имеющееся действительное право. Отсутствующее право не может быть защищено, в том числе и в судебном порядке.
Заявленное требование следует оставить без удовлетворения по этому основанию и в силу пропуска установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд.
Руководствуясь статьями 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения в суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья М.М. Данько