АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-15738/2007-4/443-83АП-2008-56/16-2АП
06 марта 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 03.03.08г.
В полном объеме решение изготовлено 06.03.08г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Фефеловой И.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи
к ООО «Афиша», г. Сочи
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Афиша" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 24.10.07г. в удовлетворении заявления было отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на момент рассмотрения дела двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, истек, следовательно, отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности. Кроме того, в нарушение статьи 28.2 Кодекса общество не извещалось о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении.
Постановлением ФАС СКО от 24.12.2007г. решение суда от 24.10.07г. по делу №А-32-15738/2007-4/443-83АП отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо установить, имелись ли событие административного правонарушения и факт совершения его обществом, решить вопрос об изъятом товаре.
Стороны в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания. Дело рассматривается по существу в порядке ст. ст. 123,156 АПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства, установил следующее.
Как видно из материалов дела, 18.07.2007 г. на основании поручения №20-16/408 налоговая инспекция провела проверку деятельности Общества по вопросу соблюдения законности оборота алкогольной продукции.
В ходе проверки установлено, что в принадлежащем обществу DVD баре «Афиша», расположенного по адресу: <...> осуществлялась реализация алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, а именно в отсутствие справок «А» и «Б» к ТТН на алкогольную продукцию: коньяк «Арарат» 0,7 л., вино столовое «Шамперо» 0,75 л., водка «Белая березка» 0,5 л, шампанское «Российское» 0,75 л.
По результатам проверки составлен протокол осмотра от 18.07.07г. N 7-0051, протокол изъятия алкогольной продукции от 18.07.07г. N 7-0050 и протокол об административном правонарушении от 06.08.07г. N 7-0951-20-19/2-79.
По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуется следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, - влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции" запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов.
Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.06 N 80.
В соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее Правила), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.
В пункте 139 Правил определено, что продавец на продаваемую алкогольную продукцию обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукцию, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.16 КоАП
Как следует из материалов дела, в принадлежащем Обществу баре «Афиша», расположенного по адресу: <...>, был установлен факт реализации алкогольной продукции (коньяк «Арарат» 0,7 л., вино столовое «Шамперо» 0,75 л., водка «Белая березка» 0,5 л, шампанское «Российское» 0,75 л) без документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, а именно в отсутствие справок «А» и «Б» к товарно-транспортной накладной.
Факт несоблюдения требований законодательства о порядке реализации алкогольной продукции подтверждается протоколом осмотра от 18.07.07г. N 7-0051, протоколом изъятия алкогольной продукции от 18.07.07г. N 7-0050 и протоколом об административном правонарушении от 06.08.07г. N 7-0951-20-19/2-79.
Следовательно, в действиях ООО «Афиша» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении ФАС СКО от 24.12.2007г. по делу №А-32-15738/2007-4/443-83АП указано, что налоговая инспекция приняла все необходимые и достаточные меры для извещения общества и его законного представителя с целью обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Повесткой от 31.07.2007г. руководитель ООО «Афиша» вызывался для составления протокола об административном правонарушении на 06.08.2007г. в 09 час. 30 мин. Данная повестка была передана представителю юридического лица - администратору бара ФИО1 для передачи ее руководителю юридического лица, о чем имеется роспись ФИО1 на копии повестки.
Протокол об административном правонарушении от 06.08.2007г. составлен в отсутствие надлежаще извещенного юридического лица (законного представителя).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и не предусматривает вручение извещения лично законному представителю юридического лица.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а по длящимся правонарушениям - со дня его обнаружения.
В силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, вменяемое обществу правонарушение совершено и выявлено - 18.07.07г., в день проведения налоговой инспекцией проверки.
При таких обстоятельствах, срок давности привлечения к ответственности на дату решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ - истек.
В соответствии с абзацем четвертым п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что данный срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В силу части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", принимая решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать положения частей 2 и 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах и вещах, на которые наложен арест.
Данное правило должно применяться также и при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности.
В материалах дела имеется протокол изъятия от 18.07.07г., согласно которому произведен арест алкогольной продукции.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежит алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если она реализуется без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.
Такая продукция подлежит направлению на переработку или уничтожению на основании части 12 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Находящаяся в незаконном обороте не соответствующая требованиям ГОСТа алкогольная продукция подлежит безусловному изъятию вне зависимости от существования на нее права собственности у правонарушителя или лица, у которого она находится во владении, и не может быть возвращена владельцу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 883 утверждено Положение о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, где определен порядок направления на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При изложенных обстоятельства, алкогольная продукция, подлежит изъятию из оборота, на основании протокола изъятия от 18.07.2007г., для дальнейшего направления на переработку, а при невозможности переработки на уничтожение.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлениях ФАС СКО от 18.07.2007г. по делу № Ф08-4354/2007-1709А.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь вышеперечисленными правовыми актами и статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Алкогольную продукцию, изъятую по протоколу от 18.07.2007г., изъять из оборота.
Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные ст. ст. 206, 211, 275-277 АПК РФ.
Судья И.И. Фефелова