ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-15910/08 от 07.11.2008 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-15910/2008-29/340-144 АЖ

« 10 » ноября 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 07.11.2008 г., полный текст решения изготовлен 10.11.2008 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Судьи Мицкевича С.Р.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1 ст. Динская

к Департаменту по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края г. Краснодар

о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности от 16.06.2008 г. №№ 441, 442, 443, 444

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Главного государственного инспектора Краснодарского края по охране природы от 16.06.08 г. № 441, 442, 443, 444.

Заявление мотивировано нарушением положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Предприниматель также указывает, что не осуществлял деятельность с отходами и выбросы в атмосферный воздух не производил.

В отзыве на заявление заинтересованное лицо просило в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на подтверждение фактов правонарушений материалами административного дела.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил.

08.04.2008 года Управлением по ГО, ЧС и охране окружающей среды Администрации муниципального образования Динской район проведена проверка в отношении предпринимателя ФИО1 по адресу: Краснодарский край, ст. Динская, ул. Энгельса, 96, результаты которой зафиксированы в акте от 08.04.08 г.

11.04.2008 года прокурором Динского района в присутствии заявителя возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 8.2, 8.14, 8.21 и 8.41 КоАП РФ.

Постановлением Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края (далее Департамент) № 441 от 16.06.2008 года предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Заявителю вменено невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2007 г.

Постановлением Департамента № 442 от 16.06.08 г. заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Указанным постановлением вменено осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Постановлением Департамента № 443 от 16.06.2008 г. предприниматель привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.

В качестве противоправного деяния в постановлении № 443 указано: не разработан проект нормативов образования отходов, отсутствуют паспорта опасных отходов, отсутствуют контейнеры для сбора отходов.

Постановлением Департамента № 444 от 16.06.08 г. заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Согласно этому постановлению на объекте осуществляется сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в локальные очистные сооружения, при этом договор на вывоз сточных вод на очистку не представлен, не разработан проект ПДС веществ, разрешение на сброс загрязняющих веществ не оформлено.

О рассмотрении дел об административных правонарушениях предприниматель был уведомлен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении ему определения о назначении времени и места рассмотрения дел от 26.05.2008 г.

При рассмотрении дела суд исходит из следующего.

В акте проверки указано на то. что на момент ее проведения автомойка осуществляла деятельность. Присутствовавший при проверке заявитель возражений не заявил, в своем объяснении от 08.04.08 г. пояснил, что не знал требования законодательства и обязался устранить выявленные нарушения.

С учетом этого, суд не принимает доводы предпринимателя, заявленные им при обращении в суд, о том, что им не велась никакая деятельность в вышеуказанном помещении.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Осуществление такого вида хозяйственной деятельности как мойка автомобилей влечет образование отходов производства. Данное обстоятельство в силу ч. 1 ст. 69 АПК РФ суд считает не нуждающимся в доказывании. В этой связи не требуется обнаружение непосредственно при проверке каких-либо конкретных отходов.

В силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 г. № 632.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 г. № 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом  ).

Предприниматель ФИО1 не уплатил в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2007 года. Доказательства обратного им не представлены.

Статьей 8.41 КоАП РФ установлена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей. В силу ст. 2.4 КоАП РФ по данной статье лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Следует отметить, что в отношении факта невнесения платы за 1 квартал 2007 года на момент принятия оспариваемого постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

За невнесение платы за 2-4 кварталы 2007 года предприниматель правомерно привлечен к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Заявителем не представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Из материалов дела усматривается, что такой проект у предпринимателя отсутствует.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, в действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Вместе с тем, ни акт проверки, ни иные материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений, указывающих на то, что заявитель сбрасывает сточные воды в водный объект.

Согласно акта проверки сброс сточных вод осуществляется в локальные очистные сооружения.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Однако, согласно ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ выдача разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух предусмотрена только для выбросов, производимых стационарным источником.

В деле отсутствуют сведения о том, что заявитель использует стационарный источник выбросов в атмосферный воздух.

Кроме того, для привлечения к административной ответственности по названной норме требуется подтверждение не только наличия стационарного источника выбросов, но и доказательства того, что осуществляется выброс именно вредных (загрязняющих) веществ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.99 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество – это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Принимая во внимание изложенное, доказательств наличия в действиях предпринимателя составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст.8.14 и ч. 1 ст. 8.24 КоАП РФ, заинтересованным лицом не представлено.

В части привлечения заявителя к ответственности по ст. 8.2 и ст. 8.41 КоАП РФ совершение им указанных административных правонарушений подтверждено.

Суд обращает внимание на то, что ссылки заявителя на необходимость применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ несостоятельны, поскольку в данном случае не имеет место одно действие (бездействие), образующее составы нескольких административных правонарушений. Обращение с отходами с несоблюдением экологических требований является действием, а невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду – бездействием.

В то же время, заинтересованным лицом не обоснованы размеры административных штрафов, назначенных постановлениями № 441 (по ст. 8.41 КоАП РФ  ) и № 443 (по ст. 8.2 КоАП РФ  ).

Обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ в качестве отягчающих ответственность, не установлены.

Принимая во внимание изложенное и то, что правонарушения совершены заявителем впервые, суд полагает возможным уменьшить размеры назначенных штрафов до минимальных.

Руководствуясь указанными правовыми нормами, ст.ст.169-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш ИЛ:

Признать незаконными и отменить постановления Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края:

№ 442 от 16.06.2008 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей;

№ 441 от 16.06.08 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей в части меры ответственности, уменьшив размер штрафа до 3000 рублей;

№ 443 от 16.06.2008 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. в части меры ответственности, уменьшив размер штрафа до 2000 рублей;

№ 444 от 16.06.2008 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в апелляционную инстанцию через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья С.Р. Мицкевич.