___________________________________________________________________________________
Арбитражный суд Краснодарского края
(350000, г. Краснодар, ул. Красная, 6)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-16876/2010-51/313-157АЖ-11/881-335АЖ
от 16 февраля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лесных А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Листаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Краснодарская региональная компания по реализации газа» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления № 276 от 11.05.10 о привлечении к административной ответственности по статье 14.7 и по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1- представитель по доверенности от 11.01.11 № 1,
от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности № 01-15/88 от 12.01.11,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Краснодарская региональная компания по реализации газа» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (жалобой) о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районам № 276 от 11.05.10 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.7 и по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 11 000 руб.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивает на их удовлетворении, доводы изложены в жалобе и дополнительном обосновании к жалобе.
Заинтересованное лицо в судебном заседании, в отзыве и в дополнении к отзыву заявленные требования не признало, и просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
По правилам статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В этой связи судом установлено, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022301205662, ИНН <***>, адрес места нахождения: <...>.
Прокуратурой Каневского района в адрес ответчика была направлена жалоба гражданина ФИО3 .(вх № 35 от 04.03.10), в которой податель жалобы ссылается на то, что его права нарушены ООО "Краснодарской региональной компанией по реализации газа", т.к. при расчете за отопление общество после снятия пломбы с отопительного прибора к среднемесячному нормативу, рассчитанному с учетом отопительного периода в Краснодарском крае, доначислило денежную сумму к оплате за «невыбранный объем» газа за период, когда отопительные приборы заявителя были опломбированы и не использовались по назначению.
Данная жалоба послужила основанием для проведения внеплановой документарной проверки общества.
В ходе проведенной проверки установлено, что 02.04.10 (вх. № 322) обществом в административный орган представлены надлежаще заверенные копии документов, перечисленные в пункте 10 распоряжения о проведении проверки и запросе о предоставлении документов.
При анализе представленных документов, установлено, что в соответствии с пунктом 3.11 Договора № 4095 поставки природного газа на коммунально-бытовые нужды населения от 11.11.09, заключенного обществом с гр. ФИО3, в случае если фактическое присоединение входящего в состав внутридомового газового оборудования газопровода газораспределительной (присоединенной) сети было осуществлено не с первого дня расчетного периода, объем потребленного газа определяется пропорционально количеству дней в расчетном периоде после указанного присоединения, включая и день присоединения.
В соответствии с этим существенным условием договора гр. ФИО3 обратился 24.03.09 с заявлением об опломбировании отопительного прибора. Пломбирование проведено обществом 24.03.09, что находит свое подтверждение в представленном обществом Расчете норматива потребления сетевого газа для домовладения ФИО3 (далее - Расчет).
03.11.09 по заявлению гр. ФИО3 была снята пломба с отопительного прибора, что подтверждается копией заявления, представленного обществом.
Однако, невыбранный объем газа общество доначислило гражданину-потребителю, как указано в Расчете, распределяя этот объем газа на ноябрь и декабрь 2009 года.
В объяснительной начальника Каневского участка по работе с потребителями газа ФИО4 указано, что таким образом, ФИО3 в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» самостоятельно определил на 2009 год дату начала и окончания отопительного периода для своего домовладения, и с момента снятия пломб с отопительных приборов, ООО «Краснодаррегионгаз» произвело корректировку норматива потребления природного газа до суммарного объема 72 куб. м/кв.м.
В письме, направленном гр. ФИО3, начальник Каневского участка по работе с потребителями газа ФИО4 пишет, что отопительный период может быть уменьшен на основании письменного заявления собственника при условии сохранения норматива потребления сетевого газа 72 куб.м для 1 кв.м отапливаемой площади.
В домовладении, расположенному по адресу ст. Каневская ул. Кубанская 7 «А», лицевой счет <***>, 25.36.09 по письменному заявлению было опломбирован отопительный прибор. Пломба снята 02.11.09. Отопительный период в 2009 году для Вашего домовладения составил 143 дня.
В письме указано, что суммарный годовой объем сетевого природного газа для отопления домовладения (отопительная площадь 160 кв.м) составляет 11520 куб.м. В 2009 году начисленный объем сетевого природного газа для отопления составил 7802,08 куб.м. Выполнено доначисление объема сетевого природного газа для отопления на 3717,92 куб.м. объем сетевого природного газа, используемого для отопления приведен к суммарному годовому объему 11520 куб.м.
Вышеназванные действия являются нарушением требований статьи 41 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей от 07.02.98 № 2300-1, а также пункта 11 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307.
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверки № 25.1.16-154/202 от 02.04.10.
По факту выявленных нарушений ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора в соответствии со статьями 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества (в отсутствие законного представителя юридического лица) был составлен протокол об административном правонарушении № 018878 от 02.04.10 по статье 14.7 и по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Усматривая в действиях заявителя событие и состав административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена санкцией статьи 14.7 и части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник ТО Управления Роспотребнадзора вынес постановление № 276 от 11.05.10 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в сумме 11 000 рублей в соответствии с санкциями указанных статей, а также с учетом статей 4.1 – 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая указанное постановление незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в су с настоящим заявлением, в котором просит суд оспариваемое постановление отменить.
В обоснование заявленных требований заявителя ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененных ему правонарушений.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на их необоснованность.
Свои возражения административный орган обосновал тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 и частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.
Также представитель заинтересованного лица пояснил, что Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрено аналогичное дело (№ А32-5940/2010-4/220) – жалоба на постановление № 2318/101 по делу об административном правонарушении № 2457/25 в отношении ООО «Краснодарская региональная компания по реализации газа» (далее – Общество) о признании его виновным в совершении административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.7 и частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному по тем же основаниям.
Решением от 09.04.10 постановление Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю признано незаконным и отменено в части суммы назначенного штрафа, установив новый размер штрафа 10 000 руб., в остальной части жалобы - обществу отказано.
Решение вступило в законную силу.
Не обжаловав данное решение в апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрев в судебном заседании поданное заявление общества, Арбитражный суд Краснодарского края вынес определение от 30.11.10, в котором отказал в удовлетворении заявления (№ А32-5940/2010-4/220).
Кроме того, Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю 05.05.10 в Каневской районный суд, в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, было подано исковое заявление о признании действий общества в части начисления гражданам, а также взимания платы с граждан за непотребленный газ при поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (газоснабжение) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Основанием для подачи искового заявления в Каневской районный суд послужили жалобы граждан-потребителей: ФИО5 от 25.11.09 вх. № 150, ФИО6 от 01.12.09 вх. № 153, ФИО7 от 29.12.09 вх.№5, а также гр. ФИО3 от 04.03.10 вх.№35.
Решением Каневского районного суда от 08.07.10 удовлетворено исковое заявление Роспотребнадзора в полном объеме: действия Общества в части начисления гражданам, а также взимания платы с граждан за непотребленный газ при поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (газоснабжении) признаны незаконными.
Решение вступило в законную силу.
Данные обстоятельства, по мнению заинтересованного лица, являются преюдициальными к рассматриваемому делу, в связи с чем, административный орган считает доказанным факт наличия в действиях заявителя составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена санкциями статьи 14.7 и части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, и оценив в совокупности все представленные доказательства, счел заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушивает объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В этой связи судом установлено следующее.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Полномочия Федеральной службы на проведения контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и привлечение к административной ответственности, в случаях выявления нарушений, устанавливаются пунктами 1, 5.1, 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 322 и статьей 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами).
В соответствии с пунктом 8.4 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах, утв. Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 07.08.06 №264, территориальный отдел в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
О совершении административного правонарушения в соответствии со статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляется протокол об административном правонарушении. В связи с тем, что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется последующее принятие решения по делу, действующим законодательством предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица разъясняются его права и обязанности, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом и представить объяснения и замечания по его содержанию, вручается под расписку его копия.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В этой связи судом установлено и материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что в соответствии с требованием части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.08 №294-ФЗ по результатам документарной проверки оформлен акт № 25.1.16-154/202 от 02.04.10, копия которого направлена в адрес руководителя общества согласно списку регистрируемых почтовых отправлений территориального отдела.
Вместе с указанным выше актом, заявителю было направлено предписание №154п-25-2010 от 02.04.10 о прекращении нарушений прав потребителей (срок – до 20.05.10), выданное в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ с целью устранения выявленных нарушений. Направленные документы получены обществом 08.04.10, что подтверждается почтовым уведомлением.
Руководствуясь статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обнаружив достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, направив уведомление от 01.04.10 телеграммой о необходимости явки 02.04.10 в 16 - 00 представителя общества для составления и подписания протокола с разъяснением прав и обязанностей, полученную обществом 01.04.10 через специалиста ФИО8, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы, в назначенное время 02.04.10, ведущим специалистом-экспертом ФИО9 был составлен протокол об административном правонарушении № 018878 от 02.04.10 в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя общества.
Однако в назначенное время 20.04.10 в 11 часов 00 мин. законный представитель или представитель по доверенности не явились без указания причин, в связи с чем, руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа вынесла определение об отложении рассмотрения дела от 20.04.10, назначив новое рассмотрение дела на 27.04.10г. в 11ч.00мин.
Определение вручено обществу по юридическому адресу 21.04.10, что подтверждается оттиском штампа входящей документации «зарегистрировано».
27.04.10 в 11 часов 00 мин. законный представитель или представитель по доверенности не также явился на рассмотрение дела, в связи с чем, 27.04.10, должностное лицо повторно вынесло определение об отложении рассмотрения дела, назначив рассмотрение дела на 11.05.10 в 11ч.00мин. Определение об отложении было вручено заявителю по юридическому адресу 05.05.10, что подтверждается оттиском штампа входящей документации «зарегистрировано», а также вручено под роспись начальнику Каневского участка по работе с потребителями газа ФИО4
11.05.10 начальником ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах ФИО10 при участии представителя по доверенности ФИО4 (доверенность №320 от 27.04.10) рассмотрено дело и вынесено постановление № 276 по делу об административном правонарушении № 25.1.13-154.1/202 в отношении ООО «Краснодарская региональная компания по реализации газа» о признании его виновным в совершении административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.7 и частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 руб., с учетом отягчающего обстоятельства – привлечение к ответственности в виде штрафа по постановлению № 2318/101 от 04.02.10 за аналогичное нарушение. При назначении административного наказания, руководствуясь статьями 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом был назначен административный штраф в пределах санкции статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления, а также копия представления по устранению причин и условия, способствовавших совершению правонарушению, высланы заказным письмом с уведомлением и получены обществом 03.06.10.
Таким образом, суд не усматривает каких-либо нарушений процессуальных норм, допущенных административным органом при привлечении общества к административной ответственности.
Кроме того, судом также установлено, что на рассмотрение дела представитель общества по доверенности предоставил информацию о проведенном перерасчете гражданину ФИО3 на сумму 9 484,60 руб., а также письменный ответ о выполнении предписания №154п-25-2010 от 02.04.10 с приложением соответствующих документов.
Согласно пункту 11 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307 условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливается собственниками жилых домов самостоятельно при наличии в таких домах автономной системы отопления и согласуется с исполнителем. Следовательно, Правилами установлен межотопительный периодом для систем отопления.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 2 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.08 № 549 (далее - Правила) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов фактической потребности.
В соответствии с пунктами 21, 32, 34 указанных Правил абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме. При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в целях, в том числе, приготовления пищи и нагрева воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - в расчете на 1 человека в месяц, отопления жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах - в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц;
Пунктами 35, 36 указанных Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определено, что объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается в следующем порядке:
- при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления;
- при использовании газа для отопления жилых помещений, в том числе вспомогательных помещений в квартире многоквартирного дома, - как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа, установленного для этих целей.
В случае если фактическое присоединение входящего в состав внутридомового газового оборудования газопровода к газораспределительной (присоединенной) сети было осуществлено не с первого дня расчетного периода, объем потребленного газа определяется пропорционально количеству дней в расчетном периоде после указанного присоединения, включая и день присоединения.
Согласно пунктам 40, 41 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.08 № 549 внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту. Размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32-38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 49 Правил предусматривает, что поставщик газа обязан без расторжения договора приостановить подачу газа по заявлению абонента на срок, указанный в заявлении, при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией.
Кроме того, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.06 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» и Постановления главы администрации Краснодарского края от 27 марта 2007 г. N 237 "Об утверждении норм и нормативов потребления газа для населения Краснодарского края при отсутствии приборов учета газа" минимально допустимые нормы потребления газа при отсутствии приборов учета газа-среднегодовые нормы потребления газа, используемые для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками для Краснодарского края составляют - 6 м³/м².
В письме Департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края от 03.05.07 № 61-2509/07-05-20 указано, что среднегодовые нормы потребления газа определяет среднюю за год месячную норму потребления природного газа. Таким образом суммарная норма газа для отопления составит 72 м³/м² в год.
Период оплаты за отопление по Краснодарскому краю установлен с 01 октября по 30 апреля.
Таким образом, как видно из материалов дела, на основании этого общество пересчитывает сезонный норматив объема потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, следующим образом: (6 м³/м²Х 12 месяцев) : 7 = 10,2857 м³/м² - ежемесячный норматив потребления в отопительный период.
Однако, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, в том числе, для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к Правилам (подпункт "а" пункта 19).
В пункте 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 306, указано, что в норматив газоснабжения включается расход природного газа исходя из расчета расхода на 1 потребителя природного газа в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и с учетом требований к качеству указанной коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанных Правил норматив потребления коммунальных услуг – это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производиться за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учетами энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 4 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307, определена возможность изменения размера платы за коммунальные услуги, в случае предоставления таких услуг гражданам и юридическим лицам (далее - потребителям) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктами 19, 20, 21, 23, 25, 27 данных Правил предусмотрена корректировка размера платы за услуги. Потребитель коммунальных услуг, помимо уменьшения размера платы за услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, имеет также право:
- требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- не производить оплату коммунальных услуг за период их непредоставления;
- на устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки;
- на государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения его прав (способы защиты жилищных прав определены статьей 11 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, слугах) в обязательном порядке должна содержать:
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)».
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Одним из способов доведения информации до потребителя является договор (п.4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам: «коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг»).
В силу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12 Закона).
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» обязывает все организации, реализующие товары, осуществляющие работы или предоставляющие услуги населению представлять потребителю указанную информацию.
При этом пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам для сторон договора ресурсоснабжения (в данном случае газоснабжения) установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения нормы пункта 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров, заключаемых с ресурсоснабжающей организацией с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами и основанных на Правилах обязательств исполнителей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнения работ и об оказании услуг), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются соглашением сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия договора предписано законом или иными правовыми актами.
Однако из материалов дела следует, что общество не выполняет условия договора с населением.
Таким образом, как установлено судом и как подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в нарушение обязательных требований: пункта 36 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008г. № 549); пункта 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307); статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1, обществом при расчете за отопление, после снятия пломбы с отопительного прибора потребителя, к среднемесячному нормативу, рассчитанному с учетом отопительного периода в Краснодарском крае, доначислило денежную сумму к оплате за «невыбранный объем» газа за период, когда отопительные приборы заявителя были опломбированы и не использовались по назначению, что противоречит положениям заключенного с населением договора газоснабжения.
Из вышеизложенного следует, что своими действиями Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге – газоснабжении, а также статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – обман потребителей относительно сохранения среднегодового норматива потребления сетевого газа и стоимости предоставленной услуги (газоснабжения) без учета периода опломбирования отопительных приборов у граждан.
В соответствии со статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Таким образом, довод заявителя об отсутствие в его действиях составов административных правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена санкциями статьи 14.7 и части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашел документального подтверждения и не может быть признан обоснованным.
Частью 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным выше Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В этой связи в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры для соблюдения указанных выше норм и правил действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 64 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, причём обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгое наказание.
Таким образом, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 4.4 Кодекса, правонарушителю назначается одно наказание, и выносится одно постановление, что согласуется с положениями главы 29 Кодекса, предусматривающими порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и подлежащими применению во взаимосвязи с требованиями части 2 статьи 4.4 Кодекса.
Таким образом, заинтересованным лицом правомерно вынесено постановление № 276 от 11.05.10 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена санкциями статьи 14.7 и частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 4.1-4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решая вопрос о назначении размера административного наказания (штраф в сумме 11 000 рублей) административный орган обосновано учел, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.5 №5 указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Должностное лицо, руководствуясь общими правилами назначения наказания, вправе назначить любую меру наказания (любой размер штрафа), предусмотренную санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, назначая административный штраф в пределах санкции статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и руководствуясь положениями статьи 4.1, пункта 2 части 1 статьи 4.3, частей 1,2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом был учтен характер совершенного правонарушения, обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как видно из материалов дела, и установлено судом, административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, что не оспаривается заявителем.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения обжалованного постановления не истек.
Кроме того, как правомерно указано заинтересованным лицом в представленном отзыве, обстоятельства дела, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В материалах дела имеется решение от 09.04.10, вынесенное Арбитражным судом Краснодарского края по результатам рассмотрения заявления общества аналогичного дела (№ А32-5940/2010-4/220), в котором участвовали те же лица.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В материалах дела также имеется решение Каневского районного суда от 08.07.10 о признании действия общества в части начисления гражданам, а также взимания платы с граждан за непотребленный газ при поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населения незаконными в отношении неопределенного круга потребителей.
Указанные обстоятельства действительно являются преюдициальными к рассматриваемому спору и учитываются судом при вынесении настоящего решения.
Также суд по собственной инициативе рассмотрел вопрос о малозначительности совершенного правонарушения и не счел данное правонарушение малозначительным так как согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания и как установлено судом, данные обстоятельства были учтены административным органом при назначении размера штрафа.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении предпринимателем публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством. Правонарушение, за которое предприниматель привлечен к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области предпринимательской деятельности.
Кроме того, суд считает, что назначенный штраф в сумме 11 000 рублей является соразмерным совершенному правонарушению.
Таким образом, суд не находит законных оснований для отмены оспариваемого постановления.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Кроме того, судом установлено, что заинтересованным лицом в материалы дела представлены копии документов, свидетельствующие об изменении заявителем наименования на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Краснодар», однако, реорганизация общества в установленном порядке не производилась, организационная форма не изменилась, в связи с чем основания для процессуальной замены заявителя его правопреемником отсутствует.
Между тем, ввиду изменения наименования заявителя, суд считает необходимым считать заявителем по делу Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Краснодар».
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 4, 29, 64, 65, 69, 71, 167-170, 176, 189, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.5, 2.1, 4.1- 4.5, 14.7, частью 1 статьи 14.8, статьями 24.1, 25.1, 26.1,26.2, 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.В. Лесных