ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-17138/14 от 27.11.2014 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул.Красная,6, веб сайт: www.krasnodar.arbitr.ru,

info@ krasnodar.arbitr.ru., тел. (861) 268-46-00

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-17138/2014

«28»ноября 2014 года г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 28.11.2014 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ю.В. Любченко,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вишницкой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по первоначальному иску Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, г. Москва (наименование заявителя)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Олимп», ОГРН <***>, х. Павловский, Крымского района (наименование заинтересованного лица)

об аннулировании лицензии и

по встречному иску

Общества с ограниченной ответственностью «Олимп», х. Павловский (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, г. Москва (наименование заявителя)

о признании недействительным решения № 10/23-пр от 18.04.2014

при участии:

от ООО «Олимп»:ФИО1 по доверенности от ,

от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (далее по тексту – Росалкогольрегулирование, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об аннулировании лицензий на производство, хранение и поставки произведённой спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) от 19 июля 2012г. № 23ППП0000860 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643696 и на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (вина) от 19 июля 2012г. № 23ПВН0000861 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643697, выданных обществу с ограниченной ответственностью «Олимп», ИНН <***>, х. Павловского, Крымского района, Краснодарского края (далее – общество, предприятие, заинтересованное лицо).

Общество обратилось в Арбитражный суд со встречным заявлением о признании недействительным решения № 10/23-пр от 18.04.2014г. Росалкогольрегулирования о приостановлении действия выданных ему (предприятию) лицензий на производство, хранение и поставки произведённой спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) от 19 июля 2012г. № 23ППП0000860 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643696 и на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (вина) от 19 июля 12012г. № 23ПВН0000861 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643697.

Заявитель в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В ранее представленном письменном отзыве на встречное заявление ООО "Олимп" отклонил доводы предприятия, считает вынесенное решение № 10/23-пр от 18.04.2014г. законным и обоснованным.

Суд, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело без участия представителя Росалкогольрегулирования, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Основанием для обращения заявителя в суд явилось выявление, по мнению Росалкогольрегулирования, факта производства и оборота обществом алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Данное обстоятельство отражено в Акте проверки № у3-а451/11 от 22.08.2013г. (далее акт проверки) заявителя Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, проводившейся с 26.07.2013г. по 22.08.2013г., приобщенном к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований; представил отзыв на заявление, указывал на незаконность и необоснованность заявленного требования и отсутствие самого факта нарушения сроков фиксации информации о произведённой алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, установленных п. 3.2 Приложения №4 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка №150 от 14.06.2012г.

При этом, ссылался на Постановление Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013г. № 366 «Об объявлении в Краснодарском крае 13 мая 2013г. нерабочим днём».

В обоснование встречных исковых требований пояснил, что оспариваемое решение и приостановлении незаконно, поскольку не содержит данных о том, чем подтверждается факт выявления обозначенного в оспариваемом решении нарушения и обстоятельства его совершения.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 20.11.2014г. объявлялся перерыв до 15.30 час. 27.11.2014г. (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).

Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения (часть 5 статьи 163 АПК РФ).

Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что поскольку перерыв объявляется на непродолжительный срок и в силу части 4 статьи 163 Кодекса после окончания перерыва судебное заседание продолжается, суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.

В связи с чем, неявка в судебное заседание после окончания перерыва и не извещение судом не присутствовавших в судебном заседании надлежащим образом извещенных сторон, о времени и месте продолжения судебного заседания не является препятствием для его продолжения.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Суд, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

19 июля 2012г. обществу были выданы лицензии на бланке А 643696 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) № 23ППП0000860 и на бланке А 643697 на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (вина) № 23ПВН0000861 сроком действия по 29.11.2016 года.

Росалкогольрегулирование с 26.07.2013г. по 22.08.2013г. провело внеплановую выездную проверку предприятия, о чем составило Акт № у3-а451/11 от 22.08.2013г.

В названном Акте заявитель, в частности, указал, что при проверке соблюдения сроков фиксации сведений об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС за период с 01.04.2013г. по 31.06.2013г. установлено, что обществом нарушены сроки представления сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта в готовой продукции, объёма готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные п.3.2 Приложения №4 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка №150 от 14.06.2012г., а именно: сведения о производстве продукции, отражённые в суточных файлах АСИиУ:

-номер в ЕГАИС 123129000001759145 (имя файла 1108500_000_20130508_235959_8070096_11), дата измерения 08.05.2013г., дата фиксации 14.05.2013г., алкогольная продукция в объёме 3599,96дал;

-номер в ЕГАИС 123129000001759127 (имя файла 1108500_000_20130508_235959_8050075_12), дата измерения 08.05.2013г., дата фиксации 14.05.2013г., алкогольная продукция в объёме 3600,12дал;

-номер в ЕГАИС 123129000001759160 (имя файла 1108500_000_20130508_235959_9010002_13), дата измерения 08.05.2013г., дата фиксации 14.05.2013г., алкогольная продукция в объёме 6300,11дал;

-номер в ЕГАИС 123129000001759177 (имя файла 1108500_000_20130508_235959_9080043_14), дата измерения 08.05.2013г., дата фиксации 14.05.2013г., спиртосодержащая пищевая продукция в объёме 5236,54дал;

-номер в ЕГАИС 123129000001759050 (имя файла 1108500_000_20130508_235959_6100191_03), дата измерения 08.05.2013г., дата фиксации 14.05.2013г., спиртосодержащая пищевая продукция в объёме 7659,83дал.

В результате чего предприятием нарушены положения ст.ст.14, 26 Федерального закона от 22.11.1995года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Положения об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 380 от 19.06.2006г., Постановления Правительства РФ «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 25.08.2006г. № 522, п.3.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 14.06.2012г. № 150.

Выявленные нарушения послужили основанием для обращения Росалклгольрегулирования в суд с заявлением об аннулировании выданных предприятию лицензий.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно определению, содержащемуся в статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных, не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

Согласно статье 5 Федерального закона №171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся организация и проведение государственного контроля (надзора) за производством, оборотом, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункта 1 статьи 1 Федерального закона №171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс производства и оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.

Основания для аннулирования лицензии перечислены в пункте 3 статьи 20 Федерального закона №171-ФЗ.

В соответствии с абзацем 2 пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" при рассмотрении споров, связанных с аннулированием названных лицензий, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии. Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии.

Пунктом 3 статьи 20 названного Закона (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. N 218-ФЗ) предусмотрено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Основаниями аннулирования такой лицензии в судебном порядке являются, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Порядок фиксации информации о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе установлен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006г. № 522 (далее Правила).

В соответствии с пунктом 3 названных Правил организации представляют в единую информационную систему, в частности, следующую информацию:

а) наименование организации, ее местонахождение, местонахождение ее обособленных подразделений, указанных в лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом продукции (далее - лицензия), идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;

б) номер, дата выдачи и срок действия лицензии;

г) вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

д) наименование продукции;

к) номер, дата и срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии продукции, а также орган, выдавший сертификат соответствия или зарегистрировавший декларацию о соответствии;

л) номер, дата и срок действия сертификата соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую информационную систему, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации (далее - технические средства), а также орган, выдавший его;

м) серийный номер, номер точки контроля (порядковый номер места оснащения основного технологического оборудования средствами измерения, указанный на схеме оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции), наименование и режим работы автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции;

н) вид и наименование продукции, учитываемой средствами измерения;

о) температура продукции, учитываемой средствами измерения;

п) концентрация (содержание) безводного (100-процентного) спирта в продукции каждого вида и наименования (в процентах к объему продукции), в том числе учтенная средствами измерения;

р) объем (в декалитрах) произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения;

с) объем (в декалитрах) безводного (100-процентного) спирта в произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения;

т) количество (в штуках) произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, разлитой в потребительскую тару (упаковку), в том числе учтенное средствами измерения;

у) предельная вместимость потребительской тары (упаковки), в которую разлита произведенная, закупаемая (в том числе импортируемая), используемая для собственных нужд, поставляемая (в том числе экспортируемая), хранимая продукция каждого вида и наименования;

ф) количество (в штуках) произведенной, закупленной (в том числе импортированной), хранимой (в том числе забракованной, возвращенной) алкогольной продукции каждого вида и наименования, в том числе маркированной федеральными специальными марками и акцизными марками;

ы) номера и даты представления заявок о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе (далее - заявка о фиксации);

ь) номера и даты подтверждений о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе;

э) номера и даты уведомлений об отказе в фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе;

ю) сведения, идентифицирующие передаваемую информацию, в том числе об информационной остановке нанесения на федеральные специальные марки и акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции;

Пунктом 4 Правил установлено: для фиксации информации, указанной в пункте 3 настоящих Правил, в единой информационной системе организация, используя технические средства, представляет в электронном виде с электронной цифровой подписью заявку о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.

Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка №150 от 14.06.2012г. « О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010г. №136 «О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» было утверждено, в частности, Приложение № 4 «Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Согласно абз.1, 2, 3 указанного Приложения  сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в файлах АСИиУ, формируются программными средствами организаций в автоматическом режиме.

При этом, сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля

Понятие рабочего времени установлено статьёй 91 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с частями 1,2 которой рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Правилами внутреннего трудового распорядка общества установлена пятидневная рабочая неделя – с понедельника по пятницу, т.е. рабочими днями у предприятия являются все дни недели с понедельника по пятницу, что подтверждается пунктом 3.1 Правил, представленных обществом в материалы дела (л.д.14 том 2 )

Таким образом, вся информация о производстве и обороте предприятием этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сформированная в суточном файле за пятницу до 24 часов еженедельно должна фиксироваться в ЕГАИС в понедельник следующей недели.

Статёй 112 Трудового кодекса Российской Федерации установлено понятие нерабочих праздничных дней.

Согласно названной норме Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 апреля 2012 года N 35-ФЗ) нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются, в частности:

23 февраля - День защитника Отечества;

9 мая - День Победы;

В соответствии с частью пятой ст. 112 ТК РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1048 "О переносе выходных дней в 2013 году" в связи с совпадением праздничных нерабочих дней 23 февраля с субботой, предусмотрен перенос выходных дней с понедельника 25 февраля на пятницу 10 мая.

Таким образом, в 2013г. в Российской Федерации 9 и 10 мая (четверг и пятница) являлись праздничными днями.

Соответственно, суббота и воскресенье – 11 и 12 мая являлись у общества выходными днями.

В силу норм, установленных частями 1,2,6 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 23.09.1997г. по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Исходя из норм названного Закона Главой Администрации (Губернатором) Краснодарского края было издано Постановление от 15.04.2013г. № 366 «Об объявлении в Краснодарском крае 13 мая 2013г. нерабочим днём», из которого следует: в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в связи с установившейся на Кубани традицией пасхального поминовения усопших (Радоница) и ходатайством епархиального архиерея Православной религиозной организации "Екатеринодарская и Кубанская Епархия Русской Православной Церкви" митрополита Исидора постановляю:

1.Руководителям исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, работодателям, находящимся и (или) использующим труд работников на территории Краснодарского края, в соответствии с действующим законодательством установить нерабочий день 13 мая 2013 года.

Следуя вышеуказанному нормативному акту Приказом №80 от 06.05.2013г. руководителя общества 13 мая 2013г. был объявлен на предприятии нерабочим днём, что подтверждается копией Приказа, представленной предприятием в материалы дела (л.д.43 том 2), а также отсутствием сформированных за этот день суточных файлов о производстве и обороте предприятием этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, доказательств иного заявителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, суточные файлы, содержащие сведения о производстве и обороте обществом алкогольной и спиртосодержащей продукции сформированные 08.05.2013г. были зафиксированы в ЕГАИСе 14.05.2013г. – в первый, следующий за нерабочими днями рабочий день.

Следовательно, отсутствует факт нарушения предприятием установленного порядка фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе информации о производстве и обороте 08.05.2013г. алкогольной и спиртосодержащей продукции, и, соответственно, отсутствует законное основание для аннулирования у него лицензий.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии не считается административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.

Из содержания решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 12.05.1998 N 14-П, определения от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 14.12.2000 N 244-О) и информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" следует, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, такая мера, как аннулирование лицензии, должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Учитывая вышеизложенное, а также исходя из недопустимости формального подхода при применении мер государственного принуждения, а также учитывая, что положения пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ не являются императивным, устанавливающим безусловную обязанность суда при выявлении указанных в ней нарушений принять решение об аннулировании лицензии, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.2009 N 15211/08, суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и пришел к выводу о том, что в данном случае применения такой меры государственного принуждения, как запрещение осуществлять основной вид предпринимательской деятельности (вследствие аннулирования лицензии), является явно несоразмерным характеру совершенного деяния.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев встречные требования общества о признании недействительным решения № 10/23-пр от 18.04.2014г. Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о приостановлении действия лицензий на производство, хранение и поставки произведённой спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) от 19 июля 2012г. № 23ППП0000860 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643696 и на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (вина) от 19 июля 2012г. № 23ПВН0000861 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643697, изложенные им в заявлении, суд также не находит оснований для их удовлетворения ввиду следующего:

Статьей 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрены основания приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии. В пункте 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ содержится перечень оснований, по которым лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Пунктом 3 статьи 20 Закона установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по заявлению лицензирующего органа. Одним из оснований для аннулирования лицензии является оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС. Указанной нормой предусмотрено право лицензирующего органа до вступления решения суда в законную силу приостановить действие лицензии.

Из системного толкования названных норм права, регулирующих данные правоотношения, следует, что лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае обращения в суд с заявлением о ее аннулировании.

Оспариваемое в рамках настоящего дела решение Росалкогольрегулирования вынесено с целью приостановления действия выданных ООО «Олимп» лицензий на бланке А 643696 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) № 23ППП0000860 и на бланке А 643697 на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (вина) № 23ПВН0000861, сроком действия по 29.11.2016 года до вступления в силу решения суда об аннулировании, либо об отказе в аннулировании указанных лицензий.

Федеральная служба Росалкогольрегулирования в настоящем случае воспользовалось предоставленным ей Законом N 171-ФЗ правом принятия решения о приостановлении действия лицензии, направленного на предотвращение дальнейшей деятельности общества с нарушением требований законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и до разрешения в суде вопроса об аннулировании лицензии.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 20 Постановления от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", приостановление действия лицензии - это специальная принудительная мера, непосредственно связанная со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться права и законные интересы других лиц.

Кроме того, согласно оспариваемому решению действие лицензии приостанавливается до вступления в силу принятого судом решения об аннулировании указанной лицензии или об отказе в ее аннулировании.

Поскольку оспариваемое обществом решение № 10/23-пр от 18.04.2014г о приостановлении действия лицензий, выданных 19.07.2012г. на бланке А 643696 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) № 23ППП0000860 и на бланке А 643697 на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (вина) № 23ПВН0000861,. Федеральной службой Росалкогольрегулирования было вынесено в пределах компетенции, а его действие фактически прекращается с момента вступления в законную силу решения суда об аннулировании вышеуказанных лицензий или об отказе в их аннулировании, то оснований для признания его недействительным не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (г.Москва, ИНН <***>, ОГРН <***>) об аннулировании лицензий на производство, хранение и поставки произведённой спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) от 19 июля 2012г. № 23ППП0000860 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643696 и на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (вина) от 19 июля 12012г. № 23ПВН0000861 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643697, выданных обществу с ограниченной ответственностью «Олимп», ИНН <***>, х. Павловского, Крымского района, Краснодарского края сроком действия до 29.11.2016г.- отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Олимп», ИНН <***>, х. Павловского, Крымского района, Краснодарского края о признании недействительным решения № 10/23-пр от 18.04.2014г. Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о приостановлении действия лицензий на производство, хранение и поставки произведённой спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) от 19 июля 2012г. № 23ППП0000860 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643696 и на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (вина) от 19 июля 2012г. № 23ПВН0000861 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А 643697 – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Ю.В. Любченко