АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-17635/2011
31 октября 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 31 октября 2011 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе: судьи Федькина Л.О. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Гусельниковой, рассмотрев дело по заявлению кредитного потребительского кооператива «КАПИТАЛ», г. Краснодар
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: прокурор Центрального округа г. Краснодара, г. Краснодар
о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 54Р-А/2011 от 28.06.2011
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 - доверенность от 05.07.2011
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьего лица: ФИО2 - удостоверение
У С Т А Н О В И Л:
Кредитный потребительский кооператив «КАПИТАЛ» (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, управление) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 54Р-А/2011 от 28.06.2011.
Заявитель свои доводы изложил в заявлении, обосновывая их приложенными к заявлению документальными доказательствами; указывает на нарушение заинтересованным лицом положений ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований; пояснил, что объявление в газете рекламой не является; процессуальных нарушений при принятии оспариваемого постановления допущено не было. Также указывает на то, что информацией, содержащейся в размещенном тексте и возможно относящейся к неопределенному кругу лиц, является фраза «паевой взнос 50 руб., вступительный взнос 200 руб.»; названная информация не нарушает положения п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», полностью соответствует положениям Устава КПК «Капитал»; остальной текстовый фрагмент полностью относится только к членам КПК «Капитал», является объявлением юридического лица, не связанным с предпринимательской деятельностью, на которое в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О рекламе» действие данного закона не распространяется.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований, предоставило отзыв, в котором указывает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Явку представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие в деяниях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, установил следующее.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе кредитным потребительским кооперативом «КАПИТАЛ» (далее - КПК «КАПИТАЛ»).
В результате указанной проверки было установлено, что на странице 20 газеты «Ва-банкъ» № 15 (279) от 22.04.2011 КПК «КАПИТАЛ» была размещена реклама следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «Капиталь». Займы без справок о доходах, залога, поручителей участникам инвест-программ кооператива. Прием вкладов на выгодных условиях для Вас. Минимальный размер привлечения сбережений – 3 000 руб. Максимальный размер не ограничен. В зависимости от вида договора. Все услуги предоставляются только членам КПК «Капиталь». Паевой взнос 50 руб. Вступительный взнос 200 руб.».
Факт размещения названной информации в указанном источнике заявителем не оспаривается; в отношении данного обстоятельства спор между лицами, участвующими в деле, отсутствует.
В ходе проведенной проверки установлено, что КПК «КАПИТАЛ» не является банком, не имеет лицензии на деятельности по привлечению денежных средств во вклады. Следовательно, согласно позиции административного органа, используя в размещенной рекламе слово «вклад», КПК «КАПИТАЛ» искажает природу финансовых услуг, предоставляемых кооперативом.
Таким образом, управление пришло к выводу, что реклама, размещенная КПК «КАПИТАЛ» на странице 20 газеты «Ва-банкъ» № 15 (279) от 22.04.2011, противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
03.05.2011 и.о. прокурора Центрального административного округа г. Краснодара в присутствии директора общества ФИО3 в отношении КПК «КАПИТАЛ» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
28.06.2011 заместителем руководителя УФАС по Краснодарскому краю в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя общества в отношении КПК «КАПИТАЛ» вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 54Р-А/2011, которым КПК «КАПИТАЛ»признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Из материалов дела следует, что заявителем не оспаривается факт отсутствия процессуальных нарушений при принятии заинтересованным лицом оспариваемого постановления; при рассмотрении заявленных требований судом также не установлено доказательств, свидетельствующих о нарушении заинтересованным лицом процедуры и порядка применения административного наказания при принятии оспариваемого постановления.
Не согласившись с указанным постановлением, КПК «КАПИТАЛ» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 54Р-А/2011 от 28.06.2011.
Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.
Из содержания положений ст. 4 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» следует, что кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании: 1) договоров займа, заключаемых с юридическими лицами; 2) договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком).
В силу ст. 3 названного закона для осуществления предусмотренной частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона деятельности кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений. По договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
Понятия «вклад» Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» не содержит.
В соответствии с п. 1 ст. 834 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору банковского вклада одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Понятие «вклад» применяется исключительно к договорам банковского вклада.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном законом.
В силу ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Следовательно, подмена понятий в рекламе «вклад» и «сбережения» противоречит требованиям п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» и свидетельствует о нарушении положений ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
В силу ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 данного закона несет рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как следует из материалов дела, на странице 20 газеты «Ва-банкъ» № 15 (279) от 22.04.2011 КПК «КАПИТАЛ» была размещена реклама следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «Капиталь». Займы без справок о доходах, залога, поручителей участникам инвест-программ кооператива, прием вкладов на выгодных условиях для Вас. Минимальный размер привлечения сбережений – 3 000 руб. Максимальный размер не ограничен. В зависимости от вида договора. Все услуги предоставляются только членам КПК «Капиталь». Паевой взнос 50 руб. Вступительный взнос 200 руб.».
Согласно позиции заинтересованного лица, реклама, размещенная КПК «КАПИТАЛ» на странице 20 газеты «Ва-банкъ» № 15 (279) от 22.04.2011, противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Довод заявителя о том, что информация, размещенная КПК «КАПИТАЛ» на странице 20 газеты «Ва-банкъ» № 15 (279) от 22.04.2011, направлена только членам КПК «КАПИТАЛ» и, следовательно, не является рекламой, судом не принимается ввиду следующего.
Согласно п. 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, включающая в себя следующее содержание: «Кредитный потребительский кооператив «Капиталь». Займы без справок о доходах, залога, поручителей участникам инвест-программ кооператива, прием вкладов на выгодных условиях для Вас. Минимальный размер привлечения сбережений – 3 000 руб. Максимальный размер не ограничен. В зависимости от вида договора. Все услуги предоставляются только членам КПК «Капиталь», паевой взнос 50 руб., вступительный взнос 200 руб.» адресована неопределенному кругу лиц, в том числе, в связи с указанием в рекламе суммы вступительного взноса, направлена на формирование интереса к КПК «КАПИТАЛ» и на его продвижение на рынке, в том числе, в связи с привлечением внимания потребителей к выгодным условиям приема вкладов.
В заявлении КПК «КАПИТАЛ» разбивает текст указанной выше информации на две составные части, первая из которой представляет собой информацию, соответствующую положениям Устава КПК «КАПИТАЛ», в частности, текст, адресованный неопределенному кругу лиц, указывающий на сумму паевого и вступительного взноса при вступлении граждан и юридических лиц в членство КПК «КАПИТАЛ».
Информация следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «Капиталь» займы без справок о доходах, залога, поручителей участникам инвест-программ кооператива, прием вкладов на выгодных условиях для Вас, минимальный размер привлечения сбережений - 3000 р. Максимальный размер не ограничен. В зависимости от вида договора. Все услуги предоставляются только членам КПК «Капиталь», паевой взнос 50 руб., вступительный взнос 200 руб.» представляет собой единый блок, в своей совокупности привлекающий внимание потребителей к финансовым услугам, оказываемым КПК «КАПИТАЛ». Фактически указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, в том числе, в связи с указанием в рекламе суммы вступительного взноса, направлена на формирование интереса к заявителю, на его продвижение на рынке, в том числе в связи с привлечением внимания потребителей в выгодным условиям приема вкладов; отвечает всем признакам, закрепленным в ст. 3 ФЗ «О рекламе».
Доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется и суд представлено не было.
Кроме того, указание в названной информации сведений, соответствующих положениям устава юридического лица, не исключает квалификацию подобной информации в качестве рекламы.
При этом указание в названной газете, в частности, «прием вкладов на выгодных условиях для Вас» не соответствует положениям Устава КПК «КАПИТАЛ», согласно которому кооператив не вправе оказывать подобную финансовую услугу как «прием вкладов».
Указание на выгодные условия приема вкладов КПК «КАПИТАЛ» привлекает внимание неопределенного круга потребителей, а не только членов КПК «КАПИТАЛ», к финансовым услугам, оказываемым КПК «КАПИТАЛ» с целью продвижения его на рынке.
Кроме того, согласно п. 1.1 договора на оказание рекламных услуг № бл11/10056 от 08.04.2011, заключенного КПК «КАПИТАЛ» с ООО «Медиа Контакт», предметом указанного договора является оказание ООО «Медиа Контакт» услуг по заданию КПК «КАПИТАЛ» по размещению его рекламы в газете «Ва-банкъ» в течение срока с 08.04.2011 по 31.12.2011.
Суд приходит к выводу, что КПК «КАПИТАЛ», заключая указанный договор, исходил из намерения разместить подобную информацию в газете «Ва-банкъ», фактически являющуюся рекламой в силу положений ст. 3 ФЗ «О рекламе».
В силу ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Названные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о наличии в деяниях заявителя при размещении названной рекламы в указанном информационном источнике состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях КПК «КАПИТАЛ» имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Названные выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении ФАС СКО от 27.08.2009 по делу № А32-4843/2009-56/63.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 6 данной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решением административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Доводы заявителя не исключают в его деяниях состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в том числе с учетом положений ст. 2.1 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо доказало наличие правовых и фактических оснований для привлечения заявителя к административной ответственности (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В материалы дела заявителем, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено документальных доказательств, исключающих наличие в деяниях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, равно как и доказательств, исключающих вину кооператива; фактически кооператив, размещая названную рекламу и являясь рекламодателем, не мог не знать об отсутствии у него правовых оснований для привлечения вкладов на определенных условиях; доказательств, свидетельствующих об ином, равно как и доказательств, свидетельствующих о том, что названная реклама не была размещена во исполнение указанного договора на оказание рекламных услуг № бл11/10056 от 08.04.2011, заключенного КПК «КАПИТАЛ» с ООО «Медиа Контакт», в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Суд также исходит из того, что указанное правонарушение не может быть признано малозначительным с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ; существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которые являются объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, заключается в неисполнении формальных требований права; существенная угроза заключается также в пренебрежительном отношении заявителя к обязанностям, предусмотренным действующим законодательством в области рекламы.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 54Р-А/2011 от 28.06.2011 является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Судом не принимаются во внимание доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не исключающие факта наличия в деяниях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Л.О. Федькин