ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-1875/11 от 29.04.2011 АС Краснодарского края

_________________________________________________________________________________

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-1875/11

29 апреля 2011 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гречка Е.А., при ведении протокола судебного разбирательства помощником судьи Кособрюховой С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном разбирательстве дело по заявлению ООО «Сочинская биржа недвижимости», г. Сочи,

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону,

о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2010 № 05-10/85 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.15.27 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя – ФИО1 – директор,

от заинтересованного лица – не явился,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Сочинская биржа недвижимости» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее – административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2010 № 05-10/85 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.15.27 КоАП РФ. Требования мотивированы отсутствием состава административного правонарушения, а также нарушением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

Одновременно заявитель предъявил ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Суд, осудив заявленное ходатайство, полагает необходимым его удовлетворить в связи с необходимостью доступа заинтересованных лиц к правосудию.

Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст.ст. 123, 124 АПК РФ, в суд не явилось.

Выслушав доводы лица, участвующего в деле, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

ООО «Сочинская биржа недвижимости» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1052311681509.

Прокуратурой Центрального района г. Сочи была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлено, что на территории Центрального района г. Сочи осуществляет деятельность, направленную на осуществление операций с недвижимым имуществом ООО «Сочинская биржа недвижимости», а также согласно пп. 21 п. 2.2 Устава общества предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества является одной из основной цели общества.

В результате проверки выявлено, что в ООО «Сочинская биржа недвижимости» отсутствуют согласованные в федеральной службе по финансовому мониторингу правила внутреннего контроля, в работе не используется перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, а также не назначено лицо, ответственное за организацию деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансированию терроризма, что подтверждается ответом ООО «Сочинская биржа недвижимости» от 05.02.2010 на имя и.о. прокурора Центрального района г. Сочи Ведерникова Р.Е.

По результатам проверки 08.02.2010 и.о. прокурора Центрального района г. Сочи в отношении ООО «Сочинская биржа недвижимости» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ. Данное постановление направлено в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу для рассмотрения.

При рассмотрении материалов административного дела заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что в ООО «Сочинская биржа недвижимости» не организован внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не назначено, правила внутреннего контроля не разработаны.

В связи с чем, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, и вынес постановление от 25.03.2010 № 05-10/85 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене постановления.

Принимая решение по делу, суд руководствуется следующим.

Статьей 15.27 КоАП РФ, в редакции действующей на момент привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.

Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма регулируются Законом N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотерей, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности. Указанный перечень организаций является исчерпывающим.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии со ст. 2 Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 г. № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций – в Федеральную службу по финансовому мониторингу течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Из материалов дела следует, что согласно выписки из ЕГРЮЛ дополнительными видом экономической деятельности общества является деятельность, направленная на осуществление операций с недвижимым имуществом, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого и нежилого недвижимого имущества. Данные виды деятельности обязывают заявителя выполнять требования ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Однако согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Пунктами 2, 3 ст. 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, административным органом не установлены подтверждающие вину общества обстоятельства.

Так, при вынесении оспариваемого постановления административным органом не было учтено то, что заявитель не имел возможности предпринять все зависящие от него меры для выполнения требований ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Судом установлено, что ООО «Сочинская биржа недвижимости» основным видом экономической деятельности имела «оптовую торговлю фототоварами и оптическими товарами». Длительное время общество не осуществляет никакой хозяйственной деятельности, в частности, указанные в Уставе и выписке из ЕГРЮЛ как дополнительные виды деятельности предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого помещения, покупка и продажа земельных участков фактически не осуществлялись, что подтверждается отсутствием операций по прохождению денежных средств на расчетном счете предприятия.

Факт отсутствия хозяйственной деятельности подтверждается налоговой декларацией предприятия, согласно которой сумма полученных доходов за 2009 год - 0 руб.

Согласно сведениям о среднесписочной численности работников, поданным в налоговый орган, среднесписочная численность ООО «Сочинская биржа недвижимости» по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 1 человек - директор общества ФИО1

В связи с тем, что общество являлось убыточным и не осуществляло никакой экономической деятельности было принято решение о его ликвидации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством 23 № 007881344 от 10.06.2010 о внесении записи в ЕГРЮЛ «о формировании ликвидационной комиссии» и свидетельством 23 № 007881343 от 10.06.2010 о внесении записи в ЕГРЮЛ «о принятии решения о ликвидации юридического лица». В настоящее время проводится процедура ликвидации общества.

Таким образом, судом достоверно установлено, что общество не имело возможности предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансированию терроризма, так как общество фактически не осуществляло деятельность по предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого помещения, покупке и продаже земельных участков.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины заявителя в административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Во исполнение указанных норм административным органом не представлено иных, помимо исследованных судом, доказательств того, что у общества имелась возможность для соблюдения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

В силу ч. 6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что, несмотря на наличие факта нарушения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансированию терроризма», вина ООО «Сочинская биржа недвижимости» в совершении вменяемого ему административного правонарушения не подтверждена соответствующими доказательствами, а значит состав правонарушения отсутствует.

Таким образом, суд установил, что оспариваемое заявителем решение административного органа о привлечении его к административной ответственности является незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление от 25.03.2010 № 05-10/85 Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону, о привлечении ООО «Сочинская биржа недвижимости», г. Сочи, к административной ответственности в виде штрафа в сумме 75 000 руб. по ст. 15.27 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Ростов-на-Дону.

Судья Е.А.Гречка