ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-18765/19 от 30.05.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

ул. Постовая, 32, Краснодар, 350063

сайт: http://krasnodar.arbitr.ru,

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодара

07.06.2019                                                                                               Дело № А32-18765/2019

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 07 июня 2019 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Огилец А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания помощником судьи Смеленко Р.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН <***> ОГРН <***>)

к МИФНС № 16 по Кк, г. Краснодар                   

о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ

При участии в заседании представителей:

заявителя: ФИО1

заинтересованного лица: ФИО2

УСТАНОВИЛ:

Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России № 16 по Краснодарскому краю исключения ООО «АЗОВ-СИТИ» записи в ЕГРЮЛ.

Представитель заявителя уточнил требования, просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №  16 по Краснодарскому краю № 22718 от 03.12.2018 (запись от 29.03.2019 ГРН 2192375612636) об исключении недействующего юридического лица ООО «АЗОВ-СИТИ», ОГРН <***>, ИНН <***> из Единого государственного реестра юридических лиц

В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Представитель заинтересованного лица МИФНС № 16 считает требования необоснованными.

Согласно частям 1 и 2 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих

В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее – департамент) считает указанное решение налогового органа от 29 марта 2019 г. об исключении юридического лица ООО «АЗОВ-СИТИ» из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы департамента, по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 октября 2015 г. по делу № А32-28565/2015 исковые требования департамента о взыскании с ООО «АЗОВ-СИТИ» суммы полученной субсидии из краевого бюджета в размере 1 300 576 рублей удовлетворены в полном объеме. Исполнительный лист серии ФС № 007328766 выдан департаменту Арбитражным судом Краснодарского края 9 декабря 2015 года.

Субсидия ООО «АЗОВ-СИТИ» в краевой бюджет не возвращена, в связи с чем, в производстве Адлерского РОСП г. Сочи Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю находится исполнительное производство от 27 мая 2016 г. № 35317/16/23022-ИП о взыскании с ООО «АЗОВ-СИТИ» в пользу департамента субсидии в размере 1 300 576 рублей.

При мониторинге официального сайта Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, департаментом выявлено, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, 3 декабря 2018 года регистрирующим органом принято решение № 22718 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении юридического лица опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 5 декабря 2018 г. № 48, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте указанного журнала.

В целях защиты интересов бюджета Краснодарского края департамент 25 января 2019 г. направил в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме № Р38001 код по КНД 1111611, утвержденной  приказом Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@  «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

            Обращение департамента зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю за номером ЗГ/00140 от 28 января 2019 г.

            30 января 2019 г. за номером 03-08/05712@ налоговый орган в ответ на заявление о возражении департамента относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленного через интернет-обращение оставил без рассмотрения; основание оставления заявления без рассмотрения – подлинность подписи заявителя (руководителя департамента – ФИО3)  не засвидетельствована в нотариальном порядке.

Департамент 5 марта 2019 г. повторно направил в налоговый орган заявление – возражение по форме Р38001 относительно внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «АЗОВ-СИТИ», заявление также направлено в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя департамента ФИО3 (заявление зарегистрировано налоговым органом 6 марта 2019 г. за номером ЗГ/00380).

            В личный кабинет юридического лица (департамента) поступило информационное письмо Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю от 13 марта 209 г. № 03-08/16552@ об оставлении возражения департамента без рассмотрения; основание – подлинность подписи заявителя не засвидетельствована в нотариальном порядке.

В дальнейшем, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы    № 16 по Краснодарскому краю 29 марта 2019 г. внесла запись № 2192375612636 об исключении ООО «АЗОВ-СИТИ» из ЕГРЮЛ.

На основании вышеизложенного, департамент считает, что в действиях налогового органа, по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «АЗОВ-СИТИ» противоречат требованиям и правовому смыслу Закона № 129-ФЗ, и нарушают права департамента.

Так, размер задолженности ООО «Азов-Сити» перед бюджетом Краснодарского края составляет 1 300 576 рублей. Задолженность возникла в результате нарушение условий субсидии, выданной обществу в рамках реализации долгосрочной краевой целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013–2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 г. № 606.

Кроме того, департамент является взыскателем по исполнительному листу серии ФС № 007328766 выданному Арбитражным судом Краснодарского края 22 октября 2015 года.

Указанные обстоятельства явились причиной обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Краснодарского края.

В силу правил части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают па них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г.                    № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном вышеуказанным Федеральным законом.

На основании пункта 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ решение                                           о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати   в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения  о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона                    № 129-ФЗ заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ).

Приказом Федеральной налоговой службы России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и изданий сведенийо государственной регистрации юридических лиц в соответствии  с законодательством Российской Федерации о государственной службе» указано, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации,  а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Пунктом 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме (возражение по форме Р38001), утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.  Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».  При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (пункт 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:

 представления документов, предусмотренных статьей 12 Закона №129-ФЗ, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

 представления документов, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 Закона № 129-ФЗ, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

 направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Направление электронных документов в налоговый орган осуществляется заявителем либо нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя, на соответствующем заявлении. Указанные лица, должны иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и соответствующий ему ключ электронной подписи, являющиеся действительными на момент подписания электронного документа и на день направления в налоговый орган.

В соответствии с Приказом ФНС России от 12 августа 2011 № ЯК-7-6/489@ «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг» Федеральной налоговой службой на сайте www.nalog.ru разработан сервис «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вкладка «Регистрируемые иные юридические лица», предоставляющий возможность направить в регистрирующий орган в электронном виде, с использованием сети Интернет, возражение по форме Р38001.

Возражение департамента направлено в срок не превышающий трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении, и в порядке, установленном пунктом 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 43 Федерального закона от                        2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное     производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае                 внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из ЕГРЮЛ.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (пункт 3 статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской                   Федерации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерацией и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Соответственно, департамент при подаче в налоговый орган возражения по форме Р38001 в отношении ООО «АЗОВ-СИТИ» не нарушил срок установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, предоставил возражение в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя департамента, с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг  (в соответствии с Приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6-/489@), с соблюдением порядка предоставления документов при государственной регистрации, установленного пунктом 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

На момент исключения ООО «АЗОВ-СИТИ» из ЕГРЮЛ (дата внесения записи об исключении) у регистрирующего органа имелись данные о заинтересованном лице, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Департамент в соответствии с Положением о департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 ноября 2015 г. № 1044 «О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края», является органом исполнительной власти Краснодарского края, в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает в судах от имени Краснодарского края в рамках своей компетенции.

Из отзыва на заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю следует, что заявление по форме Р38001 подано департаментом через сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».

            Вместе с тем, порядок опубликования сведений о принятых решениях                            о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ установлен приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2016 г.                                           № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений                                         о государственной регистрации юридических лиц в соответствии                                                с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации». (далее - Приказ)

Так, согласно Приказу к сведениям о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, направляемые регистрирующими органами для публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», относятся:

- наименование регистрирующего органа;

- адрес регистрирующего органа;

- полное наименование юридического лица;

- ОГРН и дата его присвоения (при наличии);

- сведения о регистрации юридического лица до 1 июля 2002 г. (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дата регистрации;

- ИНН юридического лица (при наличии);

- номер решения о предстоящем исключении;

- дата решения о предстоящем исключении.

Сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.         

Согласно данным, размещенным на официальном сайте журнала «Вестник государственной регистрации», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю разъяснен порядок подачи мотивированного заявления в соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Федеральный закон   № 129-ФЗ).

При этом, указанный порядок не содержал запрета на подачу заявления по форме Р38001 с помощью интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».                                                                           

Так, согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.      

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

Таким образом, ни в публикации, размещенной на официальном сайте «Вестник государственной регистрации» № 48 от 5 декабря 2018 г.,ни в Федеральном Законе № 129-ФЗ ни содержится запрета заинтересованным лицам направлять возражения относительно исключения сведений о недействующем юридическом лице через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».                                   

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю делает вывод о том, что права департамента не нарушены в связи с исключением, из ЕГРЮЛ сведений об ООО «Азов-Сити».                                                                                 

Однако решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 октября 2015 г. по делу № А32-28565/2015 исковые требования департамента о взыскании                               с   ООО «АЗОВ-СИТИ» суммы полученной субсидии из краевого бюджета в размере 1 300 576 рублей удовлетворены в полном объеме. 

Субсидия ООО «АЗОВ-СИТИ» в краевой бюджет не возвращена, в связи с чем, в производстве Адлерского РОСП г. Сочи Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю находится исполнительное производство от 27 мая 2016 г. № 35317/16/23022-ИП о взыскании с ООО «АЗОВ-СИТИ» в пользу департамента субсидии в размере    1 300 576 рублей.                                                                                        Кроме того, департамент является взыскателем по исполнительному листу серии ФС № 007328766 выданному Арбитражным судом Краснодарского края               22 октября 2015 года.

Департамент при подаче в налоговый орган возражения по форме Р38001                    в отношении ООО «АЗОВ-СИТИ» не нарушил срок установленный пунктом     4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, предоставил возражение в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя департамента, с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (в соответствии с Приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6-/489@), с соблюдением порядка предоставления документов при государственной регистрации, установленного пунктом 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

На момент исключения ООО «АЗОВ-СИТИ» из ЕГРЮЛ (дата внесения записи об исключении) у регистрирующего органа имелись данные о заинтересованном лице, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 43 Федерального закона от                        2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное     производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае                 внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из ЕГРЮЛ.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (пункт 3 статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской                   Федерации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерацией и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.                     

В постановлении от 18.05.2015 № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Также отзыв мотивирован тем, что при направлении заявления департаментом необходимо было нотариальное засвидетельствование подписи заявителя.

Согласно Федеральному закону №129-ФЗ свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:

 представления документов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона №129-ФЗ, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем                                   с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

 представления документов, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 Закона № 129-ФЗ, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

 направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Направление электронных документов в налоговый орган осуществляется заявителем либо нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя, на соответствующем заявлении. Указанные лица, должны иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и соответствующий ему ключ электронной подписи, являющиеся действительными на момент подписания электронного документа и на день направления в налоговый орган.

В соответствии с Приказом ФНС России от 12 августа 2011 № ЯК-7-6/489@ «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг» Федеральной налоговой службой на сайте www.nalog.ru разработан сервис «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вкладка «Регистрируемые иные юридические лица», предоставляющий возможность направить в регистрирующий орган в электронном виде, с использованием сети Интернет, возражение по форме Р38001.

Согласно пункту 12.10. Приказа Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2014 г. № ММВ-7-7/53@ «Об утверждении регламента Федеральной налоговой службы»  для приема обращений в форме электронных сообщений (Интернет-обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для ответа (в письменной форме или в электронном виде), и, в случае не заполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная подпись являются дополнительной информацией.

В Интернет-обращении заявителем в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Регистрация Интернет-обращений осуществляется автоматически в ведомственной системе электронного документооборота в день их поступления.

В случае если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения, указываются регистрационный номер и телефоны справочной службы, по которым представляется информация о ходе рассмотрения обращения, или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

В целях защиты интересов бюджета Краснодарского края департамент                  25 января 2019 г. направил в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме № Р38001 код по КНД 1111611, утвержденной  приказом Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@  «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона    «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Обращение департамента зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю за номером ЗГ/00140 от 28 января 2019 г.

Таким образом, департаментом подано не обращение, а письменное возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме № Р38001.

Последовательность действий департамента при подаче указанных возражений изложена в исковом заявлении.

Согласно приказу от 1 июля 201 4 г. № ММВ-7-10/346@ «Об утверждении типовой инструкции по делопроизводству в Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации и в межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы»  для приема обращений граждан и организаций, а также запросов граждан и организаций о предоставлении информации о деятельности Управления (Межрегиональной инспекции) в форме электронных сообщений (далее - Интернет-обращения) применяется специализированное программное обеспечение, расположенное на едином портале налоговых органов www.nalog.ru (электронный сервис «Обратиться в ФНС России», другие электронные сервисы).

В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, а обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Исходя из ч.1, 2 ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив в порядке ст.71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, учитывая изложенные нормы права, суд приходит к выводу в удовлетворении заявленных заявителем требований.

Руководствуясь ст. ст., 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

                                                        РЕШИЛ:

Ходатайство Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края об уточнении требований и приобщении документов удовлетворить.

  Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Краснодарскому краю № 22718 от 03.12.2018 (запись от 29.03.2019 ГРН 2192375612636) об исключении недействующего юридического лица – ООО «АЗОВ-СИТИ», ОГРН <***>, ИНН <***> из Единого государственного реестра юридических лиц.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 16 по Краснодарскому краю восстановить сведения о юридическом лице – ООО «АЗОВ-СИТИ», ОГРН <***>, ИНН <***> в Едином государственном реестре юридических лиц.

  Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть  обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия и в кассационную инстанцию с момента вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                                            А.А. Огилец