Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-20231/2007-46/396-119АЖ
21 января 2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Рыбалко И.А.,
при ведении протокола судебного разбирательства судьей Рыбалко И.А.,
рассмотрев в судебном разбирательстве дело по заявлению ООО «Азов-Транзит», г. Ейск,
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, г. Краснодар,
о признании незаконным Предписания № 5 от 04.07.2007
при участии:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности,
ООО «Азов-Транзит», г. Ейск, (далее – заявитель), подано заявление о признании о признании незаконным Предписания государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химическими объектами Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора ФИО2 и государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химическими объектами Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора ФИО3 № 5 от 04.07.2007.
Заявитель обосновал требования следующим:
04.07.07 года была проведена проверка соблюдения лицензиатом ООО «Азов-Транзит», г. Ейск, лицензионных требований и условий.
По окончании проверки было вынесено Предписание № 5 от 04.07.2007.
В результате проведённой проверки государственным инспектором Ростехнадзора были выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий в области промышленной безопасности:
- В лицензию № ЭВ-30-000961 (Н) на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта не внесено место осуществления деятельности на причале № 9.(№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ст.6. ст.9 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ст. 17);
В соответствии со ст. 11 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие специального разрешения были поданы ООО "Азов-Транзит" в Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору 02 июля 2007 года, то есть данное нарушение на момент проведения проверки уже отсутствовало.
Данный факт подтверждается описью от 02.07.2007 года, в котором стоит подпись государственного инспектора ФИО4 о приёме документов на переоформление лицензии;
-Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (в отдел не представлены предписания проверок и акты устранения выявленных нарушений.) (№ 116-ФЗ ст.9, ст. 11, Положение по производственному контролю.)
В ООО "Азов-Транзит" с 15 мая 2006 года организован и осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности: изданы соответствующие приказы, разработано и согласовано с СКМУ Ростехнадзора Положение об организации и осуществлении производственного контроля, заведён журнал производственного контроля.
В Межрегиональный отдел по надзору за взрывоопасными и химически опасными объектами ежеквартально сдаются отчёты, а также ежегодно предоставляется информация об организации производственного контроля согласно Приложений №№ 2 и 8 Положения о Производственном контроле, акты учебных тревог.
В Информации о состоянии промышленной безопасности в пункте 7 указываетсяколичество нарушений, выявленных государственным инспектором в текущемгоду.
Согласно данной формы отчётности в 2006 году и за 1-й квартал 2007 годагосударственным инспекторами Предписания не выдавались.
Таким образом, акты обустранении выявленных нарушений не составлялись;
-Билеты по проверке знаний производственного персонала в аттестационной комиссии предприятия не согласованы с СКМУ Ростехнадзора (РД 03-444-02, п. 14).
Согласно пункта 14 РД 03-444-02 не содержит требований о согласовании билетов по проверке знаний производственного персонала с Северо-Кавказским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.
Кроме того, РД 03-444-02 утратил юридическую силу в связи с вступлением в силу РД 03-19-2007 и РД 03-20-2007, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 года№ 37;
-Не представлены мероприятия по защите ОПО от проникновения и несанкционированного действия посторонних лиц и от возможных террористических проявлений (№ 116-ФЗ ст.9).
Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов" не содержит такоготребованияпромышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объектакак "предоставление мероприятий по защите ОПО от несанкционированного действия посторонних лиц и от возможных террористических проявлений";
-Резинотканевые рукава не имеют надежных подвесок и крепления для недопущения падения и трения в процессе эксплуатации (ПТЭН п.7.140)
На момент выхода государственных инспекторов и представителей ФСБ России по Краснодарскому краю непосредственно на опасный производственный объект демонстрация эксплуатации опасного производственного объекта не производилась.
В связи с чем вывод о ненадёжности крепления резинотканевых рукавов в процессе эксплуатации не обоснован;
-Отсутствуют акты испытания устройства молниезащиты после проведения монтажных работ (ПТЭН п.7.262);
- Отсутствуют акты проверки заземляющих устройств аттестованной электролабораторией (ПТЭН п.7.266);
-Отсутствуют акты метрологической проверки средств газового анализа (СТМ-10) и заземления автотопливозаправщика (ВУУК-УЗА-220В), (ПБ 09-540-03 п.6.4.1ПТЭНп.9.1).
В мае 2007 года электротехнической лабораторией ООО "СЭМА" проводились испытания электроустановок Временного причального комплекса, о чём имеется технический отчёт № 098-07 от 22 мая 2007 года;
-Отсутствует паспорт, сертификат и разрешение на применение Ростехнадзора на отсекающий электромагнитный клапан СЕНС В80РШ5 (№ 116 ФЗ, ст.7, «Положение о выдаче разрешений на применение тех.устройств на ОПО»). Указанная документы содержатся в Технической документации на выполненные монтажные работы Подрядчика ООО "ХОЛОД":
1. Сертификат соответствия № РОСС 1ШГБ05.В01396 сроком действия по 16.09.2008 года;
2. Разрешение № РРС 00-18205 сроком действия до 12.10.2008 года.
На момент проверки данная документация находилась у Подрядчика, о чём государственному инспектору было сообщено в устном порядке;
-Отсутствуют данные и контроль, определяющие скорость налива нефтепродуктов для предотвращения образования разрядов статического электричества (ПТЭН п.7.273).
Данные, определяющие скорость налива нефтепродуктов содержатся в Заключении № 166-ЭП/06 экспертизы промышленной безопасности, а также в РТК перегрузки. Данная документация при проведении проверки представлялась.
Необходимо отметить, что государственный инспектор при перечислении нарушений, указанных в п.п. 5,6,7, 8 и 10 указывает в качестве нормативного документа, требования которого нарушены Правила технической эксплуатации нефтебаз (ПТЭН), утверждённые Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232.
Указанные Правила устанавливают требования к эксплуатации нефтебазы, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, сохранения их качества, метрологическому обеспечению, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.
Требования РД обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности (в дальнейшем - организации) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации нефтебаз.
В ООО "Азов-Транзит" опасный объект идентифицирован как участок перевалки нефтепродуктов на причале.
В связи с чем требования Правил технической эксплуатации нефтебаз на опасный производственный объект ООО "Азов-Транзит" не распространяются.
-Наливная система не оборудована устройствами защиты от гидравлического удара (п.2.5.10 ПБ 09-560-03).
Согласно Рабочим Технологическим Картам и Инструкции по погрузочно-разгрузочным работам слив нефтепродуктов на участке перевалки нефтепродуктов происходит по принципу "всасывания" нефтепродуктов из автоцистерны в судно-бункеровщик. Таким образом, поскольку работает насос судна-бункеровщика, а не автоцистерны, выталкивание нефтепродукта не происходит, а, следовательно в устройстве защиты от гидравлического удара необходимости нет;
-Не разработан Перечень газоопасных работ и отсутствует инструкция безопасного проведения газоопасных работ применительно к конкретным производственным условиям (Типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ п. 1.4, п. 1.7).
Согласно заключенному договору ремонтные работы, связанные с техническим обслуживанием Временного причального комплекса и теплохода-бункеровщика ОС-57 осуществляет специализированная организация.
Отдельные положения инструкции по безопасному проведению газоопасных работ содержатся в инструкциях по охране труда, требованиях безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и бункеровки, инструкции по безопасности проведения погрузочно-разгрузочных операций при перекачке нефтепродуктов с автотранспорта на судно-бункеровщик с использованием Временного причального комплекса слива нефтепродуктов.
Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещено в установленном ст.ст.121-123 АПК РФ порядке.
Заявитель направил ходатайство, просит отложить судебное разбирательство.
Судом ходатайство рассмотрено и признано не подлежащим удовлетворению как недостаточно обоснованное.
Заинтересованное лицо в судебном заседании заявленные требования не признало, в отзыве в их удовлетворении просит отказать.
Суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Судом установлено:
При проведении проверки ООО «Азов-Транзит», г. Ейск, выявлены нарушения требований норм и правил промышленной безопасности:
-в (лицензию № ЭВ-30-000961 (Н) на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта не внесено место осуществления деятельности на причале № 9;
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (в отдел не представлены предписания проверок и акты устранения выявленных нарушений);
-билеты по проверке знаний производственного персонала в аттестационной комиссии предприятия не согласованы с СКМУ Ростехнадзора (РД 03-444-02, п. 14);
-не представлены мероприятия по защите ОПО от проникновения и несанкционированного действия посторонних лиц и от возможных террористических проявлений;
-резинотканевые рукава не имеют надежных подвесок и крепления для недопущения падения и трения в процессе эксплуатации (ПТЭН п.7.140);
-отсутствуют акты испытания устройства молниезащиты после проведения монтажных работ (ПТЭН п.7.262);
-отсутствуют акты проверки заземляющих устройств аттестованной электролабораторией (ПТЭН , п.7.266);
-отсутствуют акты метрологической проверки средств газового анализа (СТМ-10) и заземленияавтотопливозаправщика (ВУУК-УЗА-220В), (ПБ 09-540-03 п.6.4.1 ПТЭН п.9.1);
-отсутствует паспорт, сертификат и разрешение на применение Ростехнадзора на отсекающий электомагнитный клапан СЕНС D80PN25;
-отсутствуют данные и контроль, определяющие скорость налива нефтепродуктов для предотвращенияобразования разрядов статического электричества (ПТЭН п.7.273);
-наливная система не оборудована устройствами защиты от гидравлического удара;
-отсутствует инструкция безопасного проведения газоопасных работ применительно к конкретным производственным условиям.
По результатам проверки вынесено Предписание № 5 от 04.07.2007, в ктором указано, что ООО «Азов»-Транзит» не выполняются лицензионные требования и условия, которые необходимо устранить в установленные сроки;
Переоформить имеющуюся лицензию с указанием нового места осуществления деятельности.
При вынесении решения суд руководствовался следующим:
Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит эксплуатация взрывоопасных производственных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 18 от 17.01.2007 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. В настоящем Положении под взрывоопасными производственными объектами понимаются в том числе опасные производственные объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), вещества, способные к самопроизвольному разложению со взрывом.
На момент проверки, 04.07.2007 года ООО «Азов - Транзит» не имело переоформленной лицензии, с указанием нового места осуществления лицензионной деятельности, хотя изменения в государственный реестр опасных производственных объектов было произведено 20.09.2006 года. Предприятие занялось переоформлением лицензии только после получения уведомления о предстоящей проверки лицензионных требований и условий.
Согласно ст.11 Федерального Закона 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.
Экзаменационные билеты по проверке знаний производственного персонала не согласованы в Северо-Кавказском межрегиональном управлении по
технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, согласно требований пункта
13 «Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций,
осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных
производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору», утвержденного
Постановлением Госгортехнадзора № 21 от 30.04.2002 года (далее Положение), а результаты проведенной проверки знаний являются незаконными, согласно пункта
14 Положения.
В абзаце 10 части 1 статьи 9 Федерального Закона 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» должны находиться требования к эксплуатирующей организации о предотвращении проникновении на опасный производственный объект посторонних лиц.
Эксплуатирующая организация обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц, для чего должны быть разработаны соответствующие мероприятия.
При обследовании представитель ООО «Азов - Транзит» не смог представить подвесок и креплений для безопасной эксплуатации резинотканевых рукавов, которые должны находиться на них независимо от того осуществляется ли слив нефтепродуктов.ООО «Азов - Транзит» проводил сливные операции.
На момент проверки акты испытания электроустановок временного причального комплекса представлены не были. Кроме того, отсутствуют акты метрологической проверки, средств газового контроля за концентрацией углеводородов в воздухе.Испытания электроустановок и метрологическая поверка абсолютно разные вещи осуществляются организациями аттестованными в разных областях.
На момент проверки сертификат на отсекающий электромагнитный клапан представлен не был. Не смотря на то, что монтажные работы, произведенные ООО «Холод» по монтажу временного причального комплекса были окончены 10.05.2006 года и ООО «Азов - Транзит» было заранее уведомлено о необходимости представления всех технических документов при проведении проверки, документы на момент проведения проверки представлены не были.
На причальный комплекс заправки нефтепродуктами бункеровщика распространяются требования «Правил технической эксплуатации нефтебаз», так как ООО «Азов - Транзит» осуществляет прием, отпуск и учет нефтепродуктов (п.2.1 «Правил технической эксплуатации нефтебаз»).
Кроме того, руководители предприятия (протокол № 2 от 11.01.2006 года) аттестованы по «Правилам технической эксплуатации нефтебаз» и производственный персонал аттестован как машинисты… установок нефтебаз.
При таких обстоятельствах суд считает в удовлетворении требований о признании незаконным Предписания государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химическими объектами Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора ФИО2 и государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химическими объектами Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора ФИО3 № 5 от 04.07.2007 отказать.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 211 АПК РФ, ч.1 ст.9.1КоАП
Р Е Ш И Л:
Ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства оставить без удовлетворения.
В удовлетворении требований о признании незаконным Предписания государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химическими объектами Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора ФИО2 и государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химическими объектами Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора ФИО3 № 5 от 04.07.2007 отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10-ти дней со дня принятия.
Судья И.А. Рыбалко