ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-20443/20 от 16.12.2021 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-20443/2020

г. Краснодар 10 января 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2021 года

Полный текст решения изготовлен 10 января 2022 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Бондаренко И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Земляковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Краснодарской таможни (ранее - Сочинская таможня, г. Сочи), г. Краснодар,

к Федеральному государственному казенному учреждению «Росгранстрой», г. Москва, в лице филиала ФГКУ «Росгранстрой» в г. Сочи Краснодарского края, г. Сочи,

третье лицо (1): МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, г. Краснодар, третье лицо (2): ФГУП «РОСТЭК», г. Москва,

третье лицо (3): ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ», г. Москва,

об обязании,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1 – удостоверение, доверенность, ФИО2 – удостоверение, доверенность,

от ответчика: ФИО3 – паспорт, доверенность,

от третьего лица (1): не явился, уведомлен,

от третьего лица (2): не явился, уведомлен,

от третьего лица (3): не явился, уведомлен,,

при ведении аудиозаписи,

У С Т А Н О В И Л:

Краснодарская таможня (ранее - Сочинская таможня) (далее – истец, таможня) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании ФГКУ «Росгранстрой» принять от Краснодарской таможни капитальные вложения, образовавшиеся в связи с несением ФГУП «Ростэк» фактических затрат на строительство объекта МАПП Адлер, в размере 280 872 869,03, подтвержденные актом формы КС-2 от 27.07.2012 № 46.275, актом межведомственной комиссии по подтверждению объемов выполненных работ на объекте многосторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации (МАПП) Адлер от 31.10.2014, а также актом от 29.11.2012 № 2 о приеме-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (с учетом уточнений).

Представители истца в судебном заседании поддержали исковые требования, представили дополнительные пояснения.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные, явку представителей в заседание не обеспечили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

В бюджетном учете Сочинской таможни за период 2018-2019 гг. и по состоянию на 01.07.2020 по счету 110611000 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество» (далее - счет 110611000) числились капитальные вложения в нефинансовые активы в объект незавершенного строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска Адлер (далее - МАПП Адлер) на общую сумму 280 872 869,03 руб.

Аудитом незавершенного строительства объекта недвижимого имущества - МАПП Адлер установлено, что государственным заказчиком строительства - МАПП Адлер являлась Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России).

Между ФГУП «РОСТЭК» (заказчик-застройщик) и ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» (генеральный подрядчик) был заключен государственный контракт от 24.10.2005 № ГП/10-03-10-2005 генерального подряда на разработку рабочей документации с утверждением выделяемой части и строительство «под ключ» многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Адлер» Сочинской таможни, г. Сочи (далее - ГК № ГП/10-03-10-2005).

Согласно пункту 3.1 ГК № ГП/10-03-10-2005 цена работ по контракту составляла 623 013 829,00 руб.

На момент заключения указанного контракта государственным заказчиком строительства являлась ФТС России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 № 734 «О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации» утверждено Положение, закрепившее за Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) полномочия по реализации функции государственного заказчика и реализации государственной политики, нормативно-правового регулирования, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.08.2008 № 1128-р Росграница определена государственным заказчиком - координатором целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)».

Приказом Росграницы от 26.03.2009 № 44 «Об определении заказчика- застройщика по объектам Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» ФГУ «Росгранстрой» определено заказчиком-застройщиком по строительству объектов Росграницы.

В связи с изменением государственного заказчика и заказчика-застройщика по объекту МАПП «Адлер» данный объект был исключен из сводного плана капитальных вложений Федеральной таможенной службы, а также из перечня строек и объектов на 2010 год, функции заказчика-застройщика по которым выполняет предприятие «РОСТЭК».

Письмом ФТС России от 13.05.2010 № 01-36/23623 ФГУП «РОСТЭК» дано указание о расторжении ГК № ГП/10-03-10-2005.

ФГУП «РОСТЭК» обратилось к ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» с предложением расторгнуть государственный контракт ГК № ГП/10-03-10-2005.

ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» письмом от 15.06.2010 отказалось от расторжения контракта, указав, что считает контракт действующим, несмотря на смену государственного заказчика и заказчика-застройщика объекта.

Между Росграницей и ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» заключен новый государственный контракт от 08.12.2009 № 130СМР.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ФГУП «РОСТЭК» в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» о расторжении ГК № ГП/10-03-10-2005 на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскании неотработанного аванса в сумме 277 412 524,74 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2011 по делу № А40-87532/10-52-750 ФГУП «РОСТЭК» в удовлетворении заявленных исковых требований к ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» отказано.

Высшим Арбитражным судом Российской Федерации вынесено определение от 13.02.2012 № ВАС-16180/11 об оставлении в силе решения суда первой инстанции. При этом, Высший Арбитражный суд Российской Федерации в данном определении указал, что все требования по ГК № ГП/10-03-10-2005 (в том числе по объему и качеству выполненных работ, неотработанному авансу) перешли от ФТС России и предприятия «РОСТЭК» к Росгранице (государственный заказчик) и учреждению «Росгранстрой» (заказчик - застройщик).

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 01.07.2011 № 357-р «О передаче федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Сочинской таможней», капитальные вложения, принятые ранее в рамках ГК № ГП/Ю-03-10-2005 в объект недвижимого имущества МАПП Адлер в сумме 284 304 132,93 руб., переданы с баланса Таможни в оперативное управление ФГКУ «Росгранстрой» (правообладатель, балансодержатель).

Таким образом, капитальные вложения на общую сумму 284 304 132,93 руб., числившиеся в бюджетном учёте Сочинской таможни по счету 110611000, списаны с учёта таможни на основании акта приема-передачи незавершенного строительства от 06.12.2011 № 14 в связи с их передачей на баланс ФГКУ «Росгранстрой», при том, что сумма неотработанного аванса по ГК № ГП/10-03-10-2005 продолжала составлять 277 412 524,74 руб.

Вместе с тем, после судебных разбирательств между ФГУП «РОСТЭК» и ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ», межведомственной комиссией, в составе представителей ФГУП «РОСТЭК», ФТС России, ФГКУ «Росгранстрой» и ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ», подписан Акт сверки физических объемов строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Адлер» от 19.06.2012 (далее - Акт от 19.06.2012) с Приложением 1 - «Таблицей соответствия акта выполненных работ от 14.12.2011 № 46.275 по форме КС-2 , с фактически выполненными объемами работ на объекте МАПП «Адлер» по государственному контракту от 24.10.2005 № ГП/10-03-10-2005.», согласно которому фактически выполненные объемы работ по ГК № ГП/10-03-10-2005 (помимо переданных ФГКУ «Росгранстрой» в статусе капитальных вложений на общую, сумму 284 304 132,93 руб.) составляют 268 810 456,89 руб.

Также в Акте от 19.06.2012 указано, что «Физические объемы работ, указанные в таблице (Приложение 1), не входили в Государственный контракт от 08.12.2009 № 130СМР между Росграницей, ФГКУ «Росгранстрой», ООО «Проектбизнесстрой» и не были оплачены (письмо ФГКУ «Росгранстрой» от 27.02.2012 № СК-0949/02 (Приложение 2))».

На основании приказа ФТС России от 27.08.2012 № 1731 «О передаче вложений в основные средства многостороннего автомобильного пункта пропуска Адлер на баланс Сочинской таможни», на баланс Сочинской таможни принята сумма вложений в основные средства многостороннего автомобильного пункта пропуска Адлер в размере 277 412 524,74 руб. (находящаяся до этого в статусе неотработанного аванса), складывающаяся из сумм: 268 810 456,89 руб. - строительно-монтажные работы (СМР), поименованные в КС-2, прилагаемому к Акту от 19.06.2012, и 8 602 067,85 руб. - проектно-изыскательские работы (ПИР).

На основании приказа ФТС России от 23.11.2012 № 2396 «О передаче вложений в основные средства многостороннего автомобильного пункта пропуска Адлер на баланс Сочинской таможни», в соответствии с актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) унифицированной формы № ОС-1 от 29.11.2012 № 2 ФГУП «РОСТЭК» были переданы Сочинской таможне вложения в основные средства МАПП Адлер в размере 3 460 344,29 руб. - сумма затрат по оплате услуг заказчика-застройщика по договору от 29.12.2006 № 342.

Таким образом, на баланс Сочинской таможни принята сумма капитальных вложений в размере 280 872 869,03 руб. (данная сумма капитальных вложений складывается из сумм: 268 810 456,89 руб. - строительно-монтажные работы (СМР), поименованные в Приложении 1 к Акту от 19.06.2012, 8 602 067,85 руб. - проектно-изыскательские работы (ПИР) и 3 460 344,29 руб. - затраты по оплате услуг заказчика-застройщика с целью их дальнейшей передачи на баланс ФГКУ Росгранстрой.

Как указывает истец, в целях передачи капитальных вложений в основные средства МАПП Адлер Сочинской таможней в адрес ФГКУ Росгранстрой неоднократно направлялись письма о принятии на баланс капитальных вложений.

На основании Приказа ФТС России от 27.03.2020 № 331 «О реорганизации Сочинской и Краснодарской таможен», с 01.10.2020 Сочинская и Краснодарская таможня реорганизованы в форме присоединения Сочинской таможни к Краснодарской таможне.

В связи с уклонением ФГКУ Росгранстрой от приема н баланс капитальных вложений в спорный объект в размере 280 872 869,03 рублей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Истец указывает, что своими действиями по непринятию капитальных вложений на сумму 280 872 869,03 руб. в объекты МАПП Адлер, ФГКУ «Росгранстрой» препятствует отражению реальных затрат бюджетных средств Российской Федерации освоенных при строительстве объектов МАПП Адлер, что, в свою очередь, препятствует реальной оценке имущества, принадлежащего Российской Федерации.

Проверив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

От имени публично-правового образования права собственника осуществляют органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.п. 1, 2 ст. 125, п. 3, п. 4 ст. 214, п. 2, п. 3 ст. 215, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Порядок распоряжения имуществом, закрепленным за казенным учреждением, определен статьями 297 и 298 ГК РФ.

Как следует из пункта 1 статьи 297 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Судом установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 11.10.2007 № 1369 образовано Федеральноеагентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, с возложением на него функции по определению и реализации государственной политики по обустройству государственной границы Российской Федерации, созданию, развитию и обеспечению деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 № 734 "О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации" утверждено Положение, закрепившее за Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) полномочия по реализации функции государственного заказчика и реализации государственной политики, нормативно-­правового регулирования, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.08.2008 № 1128-р Росграница определена государственным заказчиком - координатором целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)".

Приказом Росграницы от 26.03.2009 № 44 "Об определении заказчика-застройщика по объектам Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" ФГУ "Росгранстрой" определено заказчиком-застройщиком по строительству объектов Росграницы.

Распоряжением Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае «О передаче федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Сочинской таможней» от 01.07.2011 № 357-р капитальные вложения в объект недвижимого имущества МАПП Адлер в сумме 284 304 132,93 руб., переданы с баланса Таможни в оперативное управление ФГКУ «Росгранстрой» (правообладатель, балансодержатель).

П. 3 указанного распоряжения Сочинской таможне указано передать в порядке, установленном законодательством РФ, а ФГКУ Росграница – принять на баланс капитальные вложения в объект недвижимого имущества МАПП Адлер в сумме 284 304 132,93 руб.

Как указывает истец, капитальные вложения в объект незавершенного строительства МАПП Адлер были переданы Сочинской таможней без учета капитальных вложений на сумму 280 872 869,03, находившихся на момент передачи на балансе ФГУП «РОСТЭК» и не переданными таможней ввиду несогласия с их правовым статусом.

ФГУП «РОСТЭК», полагая услуги, связанные со строительством МАПП Адлер, на сумму внесенных авансовых платежей по государственному контракту от24.10.2005№ ГI/10-03-2005оказаннымиООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ», а контракт подлежащим расторжению в связис передачей объекта незавершенного строительства МАПІ Адлер в оперативноеуправление ФГКУ «Росгранстрой», обратилось в Арбитражный суд города Москвы сзаявлением расторжении государственного контракта24.10.2005№ ГП/10-03-2005.

Судами в рамках дела е А40-87532/2010 было отказано ФГУП«РОСТОК» в расторжении государственного контракта 24.10.2005№ ГП/10-03-2005.

После исчерпания всех процессуальных прав на защиту своих интересовв рамках судебного дела № А40-87532/2010 (в 2012 году), ФГУП «РОСТЭК» приняловыполненные ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» впериодс 2006по 2009 годы работы по строительству в рамках государственного контрактаот 24.10.2005 № ГІЛ0-03-2005 на сумму 277 412 524,74 руб. и передало на балансСочинской таможни капитальные вложения в МАПП Адлерразмере277 412 524,74 руб., однако, к этому моменту Сочинская таможня уже не обладалаправами в отношении объекта незавершенного строительства МАПП Адлер, поскольку онина основании Распоряжения 357-р ТУ Росимущества в Краснодарском крае были переданы ФГКУ «Росгранстрой».

Таким образом, как указывает истец, одновременная передача Сочинской таможней капитальныхвложений в объект МАПП Адлер во исполнение Протокола совещания являласьневозможной, ввиду несогласия ФГУП «РОСТЭК» с правовым статусом авансовыхплатежей, внесенныхпогосударственному контракту от 24.10.2005№ ГП/10-03-2005. Вместе с тем, при отсутствии указанных обстоятельств капитальныевложения насумму280 872 869,03 руб. были бы переданыФГКУ «Ространстрой» в 2009 году совместно с фактически переданными.

Согласно пояснений истца, в настоящее время на балансе ФГКУ «Росгранстрой» находится объект - МАПП Адлер, переданный Сочинской таможней на основании распоряжения Территориальногоуправления Росимущества в Краснодарском крае от 01.07.2011 № 357-р(далее - Распоряжение № 357-р), включающий в себя капитальные вложенияпо объекту на сумму 284 304 132,93 руб. Однако, фактически капитальныевложения по преданному Сочинской таможней объекту составляют в общейсумме 565 177 001,96 руб. Указанный размер капитальных вложенийскладывается из суммы капитальных вложений в размере 284 304 132,93 руб., принятых ФГКУ «Росгранстрой» от Сочинской таможниРаспоряжения № 357-ри капитальных вложений в размере 280 872 869,03 руб.,переданных ФГУП «РОСТЭК» и принятых Сочинской таможней на основанииПриказов ФТС России от 27.08.2012 № 1731 «О передаче вложений в основныесредства многостороннего автомобильного пункта пропуска Адлер на балансСочинской таможни», от 23.11.2012 № 2396 «О передаче вложений в основные средства многостороннего автомобильного пункта пропуска Адлер на балансСочинской таможни».

Вместе с тем, как следует из материалов дела № А40-87532/10-52-750 ФГУП «РОСТЭК» заявил иск к ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» о расторжении государственного контракта № ГП/10-03-2005 от 24.10.2005 и возврате неотработанного аванса в размере 277 412 254 руб.74 коп.

К материалам дела приобщен акт сверки взаимных расчетов по государственному контракту № ГП/10-03-10-2005 от 24.10.2005 (приложение № 2), согласно которому по состоянию на 21.05.2010 ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» выполнены работы по указанному контракту на общую сумму 293 619 937 руб. 80 коп., ФГУП «РОСТЭК» перечислены денежные средства в общей сумме 571 032 462 руб. 54 коп., задолженность ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» по неотработанным авансам составляет 277 412 524 руб.74 коп.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в рамках дела № А40-87532/10-52-750 было установлено, что все требования по государственному контракту от 24.10.2005 (в том числе по объему и качеству выполненных работ, неотработанному авансу) перешли от ФТС России и предприятия «РОСТЭК» к Росгранице (государственный заказчик) и учреждению «Росгранстрой» (заказчик-застройщик)» (Определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации № ВАС- 16180/11 от 13.02.2012)

Таким образом, утверждение истца о том, что фактически капитальные вложения в МАПП Адлер составляют 565 177 001 руб. 96 коп., опровергаются материалами дела А40- 87532/10-52-750 и Определением Высшего Арбитражного Суда от 13.02.2012 № ВАС-16180/11.

Доводы истца о том, что фактически капитальные вложения в МАПП Адлер составляют 565 177 001 руб. 96 коп., также опровергаются следующими документами:

- Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) от 21.05.2010 № 45 к государственному контракту № ГП/10-03-10-2005 от 24.10.2005, подписанной со стороны заказчика заместителем генерального директора ФГУП «Ростэк» ФИО5 и со стороны подрядчика генеральным директором ООО «Проектбизнесстрой» ФИО4 (приложение № 3). Согласно указанной справке стоимость выполненных работ и затрат с начала строительства по состоянию на 21.05.2020 составила 293 619 937 руб. 80 коп. (с учетом НДС).

- Справкой о фактической и восстановительной стоимости затрат по объекту строительства МАПП «Адлер», подписанной заместителем генерального директора ФГУП «РОСТЭК» ФИО5 и главным бухгалтером ФГУП «РОСТЭК» ФИО6 (приложение № 4). Указанные должностные лица подтвердили, что фактическая и восстановительная стоимость затрат по объекту строительства МАПП «Адлер» по состоянию на 31.05.2010 составила 284 304 132 руб. 93 коп.

- Справкой ФГУП «Ростэк» по объекту строительства МАПП «Адлер» (без внешнего электроснабжения), подписанной заместителем генерального директора ФГУП «РОСТЭК» ФИО5 и главным бухгалтером ФГУП «РОСТЭК» ФИО6 (приложение № 5).

В связи с тем, что Сочинская таможня на праве оперативного управления владеет электросетевым хозяйством, находящимся в федеральной собственности, а именно - сооружением «линия ВЛ-10 кВ внешнего электроснабжения многостороннего автомобильного пункта МАПП «Адлер» затраты на строительство внешнего электроснабжения в сумме 42 825 640 руб. (в т. ч. разработка РД на внешнее электроснабжение - 2 260 570 руб., сметная документация - 118 970 руб., СМР- 40 446 100 руб. п.56, 57, 186 соответственно, гр. 5 Акта о приемке выполненных работ № 45 от 24.05.2010 (приложение № 6)) передаче на баланс ФГКУ Росгранстрой не подлежат. Из справки следует, что итого затраты по объекту (без внешнего электроснабжения) по состоянию на 31.05.2010 года составили 284 304 132 руб. 93 коп., дебиторская задолженность (аванс) ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» - 277 412 524 руб.74 коп.;

- извещением № 3 от 06.12.2011 и актом приема-передачи от 06.12.2011 № 14 (стр. 49 и стр. 50-58 соответственно приложений к исковому заявлению Истца), согласно которым незавершенное строительство на МАПП Адлер составило в сумме 284 304 132 руб.93 коп.

Доводы таможни о том, что работы, указанные в акте формы № КС-2 от 27.07.2012 № 46.275 в период с 22.05.2010 по 27.07.2012 при строительстве объектов МАПП Адлер, были выполнены в период с 2006 по 2009 годы, также не находят своего подтверждения, что также усматривается из вышеназванных документов и судебных постановлений.

Ссылка истца на положительные заключения Института независимой экспертизы г. Казань от 20.02.2012 № 288/12 и от 20.02.2012 № 289/12 (далее - заключения экспертизы),подтверждающие, по его мнению,стоимость выполненных работ, подлежит отклонению.

Экспертиза была проведена на предмет проверки сметной документации; вопросы, которые ставились перед экспертизой:

1)Экспертиза на предмет проверки сметной документации (СМР) по объекту: Многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Адлер, расположенный по адресу: г. Сочи Адлерского района с. Веселое.

2)Экспертиза на предмет проверки сметной документации по проектно-изыскательским работам (корректировка ТЭО) по объекту: Многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Адлер, расположенный по адресу: г. Сочи Адлерского района с. Веселое.

Экспертной организацией были исследованы сметная документация (локальные сметы, калькуляции и сводка затрат), в результате чего были выявлены замечания (неправильно выполнен расчёт, завышен процент на сбор исходных данных, наличие арифметических ошибок и т. д.).

По результатам экспертизы сметная стоимость объекта была снижена на 2 589 270,05 рублей и составила 274 033 616,43 руб. (положительное заключение № 288/12 от 20.02.2012).

По результатам экспертизы сметная стоимость проектно-изыскательских работ по объекту была снижена на 6 119 058,93 рублей и составила 48 464 471,98 руб. (положительное заключение № 289/12 от 20.02.2012).

Таким образом, приведенные истцом заключения Института независимой экспертизы г. Казань не подтверждают стоимость и факт выполнения работ по Объекту, а лишь в рамках экспертизы проведена проверка сметной документации на факт разработки в соответствии с действующими нормами и правилами в области сметного нормирования и ценообразования.

Довод истца о том, что невозможность передачи капитальных вложений в сумме 280 872869,03 руб. в объект МАПП Адлер обусловлена несогласием ФГУП «РОСТЭК» с правовым статусомавансовых платежей, внесенных по государственному контракту от 24.10.2005 ГП/10-03-2005», является необоснованным.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционнойдеятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Аванс - предварительная оплата товара, услуг работ в счет предстоящих платежей домомента передачи товара, оказания услуг, выполнения работ (п. 1 ст. 487 ГК РФ).

Из статьи 1 «Термины, применяемые в контракте» государственного контракта от 24.10.2005ГП/10-03-2005 следует, что под термином «неотработанный аванс» подразумевается сумма,исчисленная как разница между суммой денежных средств, перечисленных заказчиком -застройщиком генподрядчику в качестве аванса и суммой денежных средств, удержанныхзаказчиком-застройщиком в счет погашения аванса от цены выполненных генподрядчиком ипринятых заказчиком-застройщиком работ.

При отражении хозяйственных операций по получению и (или) перечислению авансовых платежей следует учитывать нормы ПБУ 9/99 «Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (утверждены Приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и ЗЗн), согласно которым данные суммы не относятся соответственно к суммам доходов от реализации продукции (работ, услуг) и расходам организации, связанными с изготовлением и продажей продукции (товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Если по условиям заключенных договоров (соглашений) организация перечисляет сумму аванса в счет предстоящих поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг), они не могут быть отражены в составе расходов организации в соответствии с пунктом 3 ПБУ 10/99. Только по факту поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг) соответствующие суммы признаются в составе расходов организации.

Таким образом, только после фактического выполнения работ неотработанный аванс, выданный в рамках исполнения государственного контракта от 24.10.2005 №ГП/10-03-2005, может быть признан в составе расходов, а для признания указанной суммы в составе капитальных вложений необходимо соблюдение условий, вытекающих из определения капитальных вложений (ст.1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ).

Обстоятельствами дела № А40-87532/10-52-750 между ФГУП «РОСТЭК» и ООО «Проектбизнесстрой» о расторжении государственного контракта и взыскании неотработанного аванса установлено, что по состоянию на 21.05.2010 во взаиморасчетах между сторонами имелась задолженность ООО «Проектбизнесстрой» по неотработанным авансам в сумме 277 412 524,74 руб.

В рамках настоящего дела ответчиком представлялись документы, в частности акт сверки взаимных расчетов по Государственному контракту № ГП/10-03-10-2005 от 24.10.2005 (приложение №1 к н/исх. от 23.09.2020 № АМ-859/ЗФ), подтверждающие наличие задолженности ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» по неотработанным авансам в сумме 277 412 524 руб.74 коп., а также документы, опровергающие факт выполнения работ в период с 24.10.2005 по 21.05.2010 в сумме 280 872 869,03 руб., сверх ранее принятых ФГКУ Росгранстрой капитальных вложений в сумме 284 304 132 руб. 93 коп

По поводу подтверждения и освидетельствования представителями ответчика физических объемов выполненных работ, указанных в акте по форме КС-2 от 27.07.2012 № 46.275 (далее-спорные объемы работ) необходимо отметить следующее.

Спорные объемы работ составляют 268 810 456 руб. 89 коп, из них — 243 452 713 руб. 01 коп. (90,57%) составляют «скрытые работ». Как следует из ст.1 государственного контракта № ГП/10-03-2005 от 24.10.2005, скрытые работы - это отдельные виды работ, скрываемые последующими работами и конструкциями, качество и точность которых невозможно определить после их закрытия и которые представляются заказчику-застройщику и/или представителю заказчика-застройщика генподрядчиком к освидетельствованию и/или приемке до их закрытия. Следовательно, представители истца физически не могли освидетельствовать и подтвердить из спорных объемов работ 243 452 713 руб.01 коп. При этом в акте отражено, что «в комиссию не представлены первичные документы бухгалтерской отчетности, сертификаты соответствия на ПГС и на щебень, товарно-транспортные накладные, прайс-листы.» Указанные документы могли косвенно подтвердить выполнение части спорных объемов.

Однако истцом указанные документы не представлены.

Истец ссылается на то, что выполнение нулевого цикла объекта является подтверждением выполнения работ, отраженных в Актах по форме КС-2 от 27.07.2012 №46.275 и КС-3 от 27.07.2012 №46.276.

Утверждение Краснодарской таможни о том, что работы были выполнены в период с 24.10.2005 по 21.05.2010, не подтверждаются материалами дела.

Как было указано ранее, между ФГУП «РОСТЭК» и ООО «ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» 24 октября 2005 года был заключен государственный контракт № ГП/10-03-10-2005 генерального подряда на разработку рабочей документации с выделением утверждаемой части и строительство «под ключ» многостороннего автомобильного пункта пропуска «Адлер» Сочинской таможни, г. Сочи (далее - Контракт).

Пунктом 9.2. контракта определен порядок сдачи-приемки промежуточных этапов работ.

Подпунктом 9.2.1 контракта определено, что сдача-приемка работ, выполненных генподрядчиком за отчетный период, осуществляется путем подписания сторонами актов о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме № КС-3.

Генподрядчик ежемесячно, не позднее 25-го числа отчетного месяца, представляет заказчику-застройщику в 5-ти экземплярах, подписанный им акт о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2, который должен быть завизирован представителем заказчика-застройщика для подтверждения объемов и качества выполненных работ. Вместе с актом о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2 генподрядчик представляет подписанные генподрядчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме № КС-3 в 5-ти экземплярах с указанием в том числе: стоимости выполненных работ; суммы, удерживаемой в счет погашения аванса; суммы к оплате.

В акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2 включаются работы, выполненные генподрядчиком в период с 21-го числа месяца, предшествующего отчетному, по 21-е число включительно отчетного месяца (отчетный период).

При наличии каких-либо замечаний заказчик-застройщик не подписывает акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме № КС-3 и в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения документов от генподрядчика, указанных в п. 9.2.1. контракта, письменно уведомляет об этом генподрядчика с указанием выявленных замечаний. После устранения замечаний сдача-приемка выполненных работ осуществляется в порядке, предусмотренном в п. п. 9.2.1, 9.2.2 контракта.

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательным реквизитом первичного учетного документа является, в том числе дата составления документа (пункт 2 части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ).

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (часть 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ).

В представленном акте о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2 № 46.275, которым истец подтверждает «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества МАПП Адлер», дата составления документа указана - 27.07.2012.

Из материалов дела следует, что в декабре 2009 года по акту передачи (Приложение № 2) строительная площадка МАПП Адлер с. Веселое, Адлерского района г. Сочи " была передана:

1.От генерального подрядчика ООО «Проектбизнесстрой» - заказчику ФГУП "РОСТЭК" в рамках государственного контракта № ГП/10-03-10-2005 от 24.10.2005.

2.Заказчиком ФГУП «РОСТЭК» новому заказчику ФГУ «Росгранстрой», что свидетельствует о фактическом прекращении исполнения своих обязательств ФГУП «РОСТЭК» по государственному контракту от 24.10.2005 ГП/10-03-10-2005.

3.Заказчик ФГУ «Росгранстрой» в свою очередь передал генеральному подрядчику ООО «Проектбизнесстрой» строительную площадку для выполнения работ по достройке МАПП Адлер в рамках заключенного государственного контракта № 130СМР от 08.12.2009.

Принимая во внимание переход полномочий по строительству МАПП Адлер от ФТС России (ФГУП «РОСТЭК») к ФГУ “Росгранстрой” (государственный заказчик), и, учитывая, что ФГУ "Росгранстрой”, не делегировала ни одним из законных способов полномочия по осуществлению функций или части функций по строительству МАПП Адлер ФТС России, Сочинской таможне, ФГУП «РОСТЭК», суд приходит к выводу о том, что у указанных юридических лиц и их представителей в 2012 году отсутствовали права и полномочия на утверждение документации и подписание акта о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 27.07.2012 № 46.275 в рамках исполнения государственного контракта от 24.10.2005 № ГП/10-03-10-2005.

Таким образом, спорные работы, поименованные в упомянутом акте, переданы и приняты не уполномоченными на то лицами.

Кроме того, доводы истца о выполнении спорных работ, в том числе в период с 2006 по 2009 годы, опровергаются имеющимися в материалах дела документами, а именно:

- Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) от 21.05.2010 № 45 к государственному контракту № ГП/10-03-10-2005 от 24.10.2005, подписанной со стороны заказчика заместителем генерального директора ФГУП «Ростэк» ФИО5 и со стороны подрядчика генеральным директором ООО «Проектбизнесстрой» ФИО4 (приложение № 3 к отзыву Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой (исх. от 23.09.2020 №АМ-859)). Согласно указанной справке стоимость выполненных работ и затрат с начала строительства по состоянию на 21.05.2020 года составила 293 619 937 руб. 80 коп. (с учетом НДС).

- Справкой о фактической и восстановительной стоимости затрат по объекту строительства МАПП «Адлер», подписанной заместителем генерального директора ФГУП «РОСТЭК» ФИО5 и главным бухгалтером ФГУП «РОСТЭК» ФИО6. Указанные должностные лица подтвердили, что фактическая и восстановительная стоимость затрат по объекту строительства МАПП «Адлер» по состоянию на 31.05.2010 г. составила 284 304 132 руб. 93 коп.

- Справкой ФГУП «Ростэк» по объекту строительства МАПП «Адлер» (без внешнего электроснабжения), подписанной заместителем генерального директора ФГУП «РОСТЭК» ФИО5 и главным бухгалтером ФГУП «РОСТЭК» ФИО6;

- Актом о приемке выполненных работ № 45 от 24.05.2010;

- Актом инвентаризации незавершенного строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) Адлер от 30.04.2010, утвержденным первым заместителем руководителя ФТС России ФИО7.

- извещением № 3 от 06.12.2011 и актом приема-передачи от 06.12.2011 № 14, согласно которым незавершенное строительство на МАПП Адлер составило в сумме 284 304 132 руб.93 коп.

Также суд считает необходимым указать следующее.

Вместе с тем, судом установлено, что в декабре 2009 года по акту передачи (Приложение № 2) строительная площадка МАПП Адлер с. Веселое, Адлерского района г. Сочи была передана:

4.От генерального подрядчика ООО «Проектбизнесстрой» - заказчику ФГУП "РОСТЭК" в рамках государственного контракта № ГП/10-03-10-2005 от 24.10.2005.

5.Заказчиком ФГУП «РОСТЭК» новому заказчику ФГУ «Росгранстрой», что свидетельствует о фактическом прекращении исполнения своих обязательств ФГУП «РОСТЭК» по государственному контракту от 24.10.2005 ГП/10-03-10-2005.

6.Заказчик ФГУ «Росгранстрой» в свою очередь передал генеральному подрядчику ООО «Проектбизнесстрой» строительную площадку для выполнения работ по достройке МАПП Адлер в рамках заключенного государственного контракта № 130СМР от 08.12.2009.

Принимая во внимание переход полномочий по строительству МАПП Адлер от ФТС России (ФГУП «РОСТЭК») к ФГУ «Росгранстрой» (государственный заказчик), и, учитывая, что ФГУ «Росгранстрой», не делегировала ни одним из законных способов полномочия по осуществлению функций или части функций по строительству МАПП Адлер ФТС России, Сочинской таможне, ФГУП «РОСТЭК», у указанных юридических лиц и их представителей в 2012 году отсутствовали права и полномочия на утверждение документации и подписание акта о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 27.07.2012 № 46.275 в рамках исполнения государственного контракта от 24.10.2005 № ГП/10-03-10-2005.

Истцом в качестве документов, подтверждающих выполнение спорных работ, представлены акт инвентаризации незавершенного строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) Адлер от 30.04.2010, акт сверки физических объемов строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) Адлер, утвержденный 19.06.2012 (далее - акт сверки от 19.06.2012) и Акт межведомственной комиссии по подтверждению объемов выполненных работ на объекте многосторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу РФ (МАПП Адлер) от 31.10.2014 (далее - акт межведомственной комиссии от 31.10.2014).

По результатам анализа представленных документов судом установлено следующее.

1)Из 119 позиций наименований работ и затрат на сумму 268 810 456,89 руб., перечисленных в Акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 27.07.2012 № 46.275, Инвентаризационной комиссией в ходе инвентаризации были подтверждены объемы строительно-монтажных работ лишь стоимостью 33 937 272,16 руб., что составляет 12,63 % от общей стоимости спорных работ.

2)Анализ цен за единицу измерения работ, предъявленных в КС-2 №46.275 от 27.07.2012 и принятых ранее заказчиком аналогичных работ по государственному контракту № ГП/10-03-10-2005 от 24.10.2005, показал, что в ряде случаев цены завышены в 1,5 - 2 раза (сравнительная таблица прилагается - Приложение № 3), а именно:

-Монтаж стенового ограждения (п. 13 КС-2 №46.275 от 27.07.2012) предъявлены по цене 6 071,71 руб., за м2, тогда как в КС-2 № 18.197 от 30.11.2007 (КС-3 № 18 от 30.11.2007) (Приложение № 4), КС-2 № 44.273 от 11.03.2010 (КС-3 №44 от 11.03.2010) (Приложение № 5-) эти работы принимались и оплачивались по цене 4 420 руб. за м2;

-Изготовление металлических конструкций колонн, балок, связей и других конструкций, их монтаж (п.п. 20, 38, 71 КС-2 № 46.275 от 27.07.2012) предъявлены по цене от 103 561,58 руб., до 106 653,53 руб. за тонну, а в КС-2 № 11.107 от 25.04.2007 (КС-3 №11 от 24.04.2007) (Приложение № 6) эти работы принимались и оплачивались по цене 74 200 руб. за тонну;

-Щебеночная подготовка под фундаменты и полы (п.п. 23, 28, 49, 52, 70, 79 КС-2 № 46.275 от 27.07.2012) предъявлена по цене 4 297,26 руб. за м3, а в КС-2 № 44.273 от 11.03.2010 (КС-3 № 44 от 11.03.2010) (Приложение № 5), КС-2 № 45.274 от 21.05.2010 (КС-3 № 45 от 21.05.2010) (Приложение № 7) эти работы принимались и оплачивались по цене 2 200 руб. за м3;

-Разработка грунта с отвозкой в отвал (ж/б лотки ливневого коллектора) (п.48 КС-2 № 46.275 от 27.07.2012) предъявлена по 1 752,29 руб., за м2, а в КС-2 № 14.119 от 31.07.2007 (КС-3 №14 от 31.07.07) (Приложение № 8), № 45.274 от 21.05.2010 (КС-3 №45 от 21.05.2010) (Приложение № 7) эти работы принимались и оплачивались по цене 310 руб. за м3.

Завышение стоимости спорных работ только по этим 11 позициям составляет 10 773 154,04 руб. (десять миллионов семьсот семьдесят три тысячи сто пятьдесят четыре руб. 04 коп.).

3)Таблица соответствия актов формы КС-2 с фактически выполненными объемами работ (Приложение к акту инвентаризации незавершенного строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) Адлер от 30.04.2010, утвержденному первым заместителем руководителя ФТС России ФИО7), была составлена без учета принятых работ по государственному контракту от 24.10.2005 № ГП/10-03-10-2005 по двум последним актам приемки выполненных работ по форме КС-2 № 44.273 (КС-3 № 44 от 11.03.2010) и КС-2 № 45.274 (КС-3 № 45 от 21.05.2010) (Приложения № 5, 7). Поэтому в спорных работах в акте о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 46.275 от 27.07.2012 имеются повторно предъявленные работы на сумму 3 341 945,12 руб.,ранее учтенные и принятые в указанных актах, а именно:

-Пункт 48 КС-2 №46.275 от 27.07.2012 «Разработка грунта с отвозкой в отвал (ж/б лотки ливневого коллектора)» из 2 396,62 м3 грунта в КС-2 № 45.274 (п. 8) (КС-3 №45 от 21.05.2010) были уже приняты и оплачены 1 900,81 м3, т.е., 3 330 772,26 руб. предъявлены повторно.

Пункт 52 КС-2 «Щебеночная подготовка под фундаменты» работы в полном объеме (21 м3) были приняты и оплачены ранее на общую сумму 46 620,00 руб., что подтверждается КС-2 № 44.273 от 11.03.2010 ((п. 51) объем 43,14 м3) и КС-2 № 45.274 от 21.05.2010 ((п. 10) исключили лишний объем - 22,14 м3).

В обоснование исковых требований истец ссылается на акт межведомственной комиссии по подтверждению объемов выполненных работ на объекте - Многосторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации от 31.10.2014.

Вместе с тем согласно п. 2 указанного решения комиссия (п.2) предложила Сочинской таможне обратиться в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю с пакетом документов о передаче капитальных вложений от Сочинской таможни ФГКУ Росгранстрой. Результатом указанного обращения должно было состояться издание соответствующего Распоряжения.

В связи с изменением государственного заказчика и заказчика - застройщика Сочинская таможня на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае от 01.07.2011 № 357-р, извещения № 3 от 06.12.2011 и акта приема-передачи от 06.12.2011 № 14 передала ФГКУ Росгранстрой объект незавершенного строительства «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества МАПП Адлер» в сумме 284 304 132 руб.93 коп. по фактически сложившимся и документально подтвержденным затратам на момент приема - передачи объектов незавершенного строительства.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации установлено, что «все требования по государственному контракту от 24.10.2005 (в том числе по объему и качеству выполненных работ, неотработанному авансу) перешли от ФТС России и предприятия «РОСТЭК» к Росгранице (государственный заказчик) и учреждению «Росгранстрой» (заказчик-застройщик)» (Определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации № ВАС- 16180/11 от 13.02.2012).

Истец в своем исковом заявлении не сослался на нормы законодательства, предусматривающие передачу капитальных вложений по объекту в сумме 280 872 869,03 руб., которые были произведены в 2012 году, после изменения государственного заказчика и заказчика-застройщика по государственному контракту.

Кроме того, как было указано ранее, в связи с изменением государственного заказчика и заказчика - застройщика на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае от 01.07.2011 № 357-р, извещения № 3 от 06.12.2011 и акта приема-передачи от 06.12.2011 № 14 Сочинская таможня передала ФГКУ Росгранстрой объект незавершенного строительства «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества МАПП Адлер» в сумме 284 304 132 руб.93 коп. по фактически сложившимся и документально подтвержденным затратам на момент приема - передачи объектов незавершенного строительства.

По окончании строительства в полном объеме объект капитального строительства Автомобильно-пешеходного пункта пропуска «Адлер-автодорожный» (МАПП Адлер), расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, город Сочи, р-н Адлерский, ул. Урожайная, был введен в эксплуатацию на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 23309-840 от 04 февраля 2013, выданного ФГКУ Росгранстрой Администрацией города Сочи. Стоимость строительства объекта составила 1 940519,48916 тыс. руб., в т. ч. строительно-монтажныхработ 1 344 313,60783 тыс. руб.

ФИО8 (нежилые здания, сооружения, ограждения и др.) ФГКУ Росгранстрой владеет на праве оперативного управления, что подтверждается представленными ответчиком свидетельствами о государственной регистрации права.

В силу статей 11 и 12 ГК РФ защита в суде нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

Необходимым условием применения того или иного способа защиты является восстановление нарушенного права.

По смыслу вышеуказанных статей, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения, а нарушено или оспорено может быть только существующее право.

Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений и составляется после завершения всех работ либо этапа работ, в случае отсутствия претензий со стороны заказчика. В акте отражается, в частности, наименование выполненных работ, номер единичной расценки, единица измерения, количество выполненных работ, цена за единицу и стоимость.

Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).

Подписи ответственных лиц сдающей и принимающей сторон с указанием наименования их должности и расшифровки подписи удостоверяются печатями.

На основании акта формы КС-2 заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), которая применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.

Выполненные работы и затраты отражаются исходя из договорной стоимости. Справка составляется на выполненные в отчетном периоде работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).

По мнению суда, понуждение к принятию обязательств по созданию капитальных вложений в объект МАПП Адлер, не может являться предметом судебного спора, поскольку статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» понятие «капитальных вложений» определено как инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Следовательно, предметом настоящего спора могло быть требование о передаче (принятии) созданного объекта. Однако, как следует из материалов дела, и подтверждено в судебном заседании представителями истца и ответчика, между ними отсутствует спор о принятии (передаче) материальных объектов (зданий, сооружений и т.п.).

Анализ текста искового заявления и оценка пояснений представителей истца позволили суду установить цель предъявления таможней настоящих требований - понуждение ответчика к принятию в качестве основного средства к бухгалтерскому учету капитальных вложений в сумме 280 872 869,03 руб.

Статьей 1 Федерального закона № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) установлено, что бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно статье 6 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (статья 7 Закона о бухгалтерском учете).

Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимоеимущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее - Методических указаний).

Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект. Указанный акт, утвержденный руководителем организации, вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая на основании этого документа открывает инвентарную карточку (пункт 38 Методических указаний).

При таких обстоятельствах в силу изложенных правовых норм ответчик, являясь субъектом экономической деятельности, обязан самостоятельно в соответствии с законодательством о налогах и сборах вести бухгалтерский учет.

Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является основанием для отказа в исковых требованиях.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, срок исковой давности составляет три года (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В пункте 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 11.10.2007 № 1369 образовано Федеральноеагентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, с возложением на него функции по определению и реализации государственной политики по обустройству государственной границы Российской Федерации, созданию, развитию и обеспечению деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 № 734 "О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации" утверждено Положение, закрепившее за Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) полномочия по реализации функции государственного заказчика и реализации государственной политики, нормативно­-правового регулирования, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.08.2008 № 1128-р Росграница определена государственным заказчиком - координатором целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)".

Приказом Росграницы от 26.03.2009 № 44 "Об определении заказчика-застройщика по объектам Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" ФГУ "Росгранстрой" определено заказчиком-застройщиком по строительству объектов Росграницы.

В связи с изменением государственного заказчика и заказчика застройщика Сочинскаятаможня на основании распоряжения Территориального управления Росимущества вКраснодарском крае от 01.07.2011 № 357-р, извещения № 3 от 06.12.2011 и акта приема-передачи от 06.12.2011 № 14 передала ФГКУ Ространстрой объект незавершенногостроительства «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества МАПП Адлер» всумме 284 304 132 руб. 93 коп. по фактически сложившимся и документально подтвержденнымзатратам на момент приема - передачи объектов незавершенного строительства.

Учитывая утверждения Истца о том, что спорные работы на сумму 280 872 869,03 руб.были произведены в период с 2006 по 2009 годы, то данные капитальные вложения Сочинскойтаможней должны были передаваться ФГКУ Ространстрой соответствии с вышеназваннымРаспоряжением № 357-р от 01.07.2011.

Таким образом, ведение работы истцом по передаче ответчику капитальных вложений МАППАдлер началось 2011 году и продолжилось в 2012 году.

Истец также указывает, что заявленная висковых требованиях Сочинской таможни сумма в размере 280 872 869,03 руб. складывается изпереданных ФГУП «РОСТЭК» на баланс Сочинской таможни капитальных вложений восновные средства МАПП Адлер на основании приказов ФТС России:

- от 27.08.2012 № 1731 «О передаче вложений в основные средства многостороннегоавтомобильного пункта пропуска Адлер на баланс Сочинской таможни» на сумму277 412 524,74 руб. (данная сумма являлась предметом спора между ФГУП «РОСТЭК» и ООО«ПРОЕКТБИЗНЕССТРОЙ» в рамках рассмотрения дела № А40-87532/2010).

-от 23.11.2012 № 2396 «О передаче вложений в основные средства многостороннегоавтомобильногопропуска"Адлер на балансСочинской таможни» на сумму3 460 341.29 руб.

Истец подтверждает, что работа Сочинской таможни по передаче капитальных вложенийвелась на протяжении всего времени.

Таким образом, о нарушении своих прав и о том, кто является надлежащим ответчиком по защите этих прав, истец должен был узнать не позднее 2012 года, с даты издания приказов ФТС России от 27.08.2012 № 1731 и от 23.11.2012 № 2396.

При этом, переписка между таможней и ФГКУ Росгранстрой по вопросу передачи спорных капитальных вложений, на которую ссылается истец, осуществляласьв течение более 7 (семи) лет.

При этом на протяжениии ФГКУ Росгранстрой не выражало согласия на передачу капитальных вложений ипоследовательно выражало позицию о ненадлежащем содержании документов, обосновывающих передачу затрат на спорные капитальные вложения.

Таким образом, вопреки доводам истца, начало срока исковой давности нельзя определять письмом от 27.08.2019, в котором ответчиком в очередной раз указывается на несоответствие переданных документов, подтверждающих затраты на спорные капитальные вложения, поскольку направление данных документов зависит от воли истца.

При таких обстоятельствах, на момент обращения истцом в арбитражный суд с настоящим иском срок исковой давности истек.

Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного, арбитражный суд, руководствуясь статьями 64-71, 110, 156, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья И.Н. Бондаренко