ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-21717/12 от 21.01.2013 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6, веб сайт: www.krasnodar.arbitr.ru, info@krasnodar.arbitr.ru

тел. 861-268-46-00

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-21717/2012

г. Краснодар 19 февраля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2013 года

Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2013 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.А.Чесноков, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Земляковой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Поволжская шинная компания», Самарская область, г. Тольятти,

к Новороссийской таможне, г. Новороссийск,

о признании незаконными действий,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен,

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,

ООО «Поволжская шинная компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Новороссийской таможни по отказу внесении изменений в ДТ № 10317110/110412/0006340 в виде изменения классификационного кода ТН ВЭД 4011209001 на код ТН ВЭД 4011940000.

Заявитель основания заявленных требований изложил в заявлении и документальных доказательствах приложенных к нему, явку в судебное заседание не обеспечил, надлежащим образом извещен. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что при принятии классификационного кода Новороссийская таможней не были учтены сведения и информация о товаре, позволяющие однозначно определить правильный классификационный код, а также не была дана надлежащая оценка свойствам товара, его основным параметрам, целевому назначению, в результате чего классификационный код товара Новороссийской таможней был определен неверно.

Заинтересованное лицо явку в судебное заседание не обеспечило, надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Поволжская шинная компания» заключило контракт № 20100702 от 01.07.2010 с китайской компанией ROADMAX TIRE на покупку товара, а именно шинной продукции на условиях CIF Новороссийск согласно "INCOTERMS-2000".

Во исполнение условий указанного контракта 11 апреля 2012 года с территории Китая был ввезен товар на территорию РФ, г. Новороссийск. Данный товар был задекларирован 11.04.2012 заявителем путем подачи на Новороссийский таможенный пост декларации на товар (далее - ДТ) N 10317110/110412/0006340.

Заявителем был ошибочно указан классификационный код товара ТН ВЭД 4011209001 "шины для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121 с цельнометаллическим кордом".

Для исправления ошибки заявителем было направлено в адрес Новороссийской таможни письмо исх. 52 от 16.04.2012 и направлены корректировочные листы для исправления технической ошибки декларанта и изменения классификационного кода товара на правильный код ТН ВЭД 4011940000 «шины и покрышки для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности и имеющие посадочный диаметр более 61см».

Однако Новороссийская таможня в своем письме исх. № 35.1-28/13196 от 14.06.2012 указала, что изменение в ДТ N 10317110/110412/0006340 не допустимо, так как заявленный товар предназначен для использования на самосвалах, в связи с чем, по мнению Новороссийской таможни товар классифицирован верно в товарной субпозиции 4011209001.

Не согласившись с указанным отказом ООО «Поволжская шинная компания» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

Статьей 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) установлено, что ЕТН ВЭД ТС применяется для осуществления мер таможенного тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Согласно части 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов Таможенного союза (части 2,3 статьи 52 ТК ТС). Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.

Частью 1 статьи 51 ТК ТС установлено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Согласно Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации, являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД России (Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 718).

Решением Межгосударственного Совета Евразийского сообщества от 27.11.2009 №18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит основные правила интерпретации.

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее ОПИ) ТН ВЭД.

Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).

Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).

Согласно информации, указанной в графе 31 ДТ N 10317110/110412/0006340 товар: ШИНЫ НОВЫЕ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ТОРГОВЫЙ ЗНАК "TECHKING", РИСУНОК ПРОТЕКТОРА-ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ШАШЕЧКА, БЕЗ КАМЕРЫ, C ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ КОРДОМ МОДЕЛЬ ETDT2 E4**: РАЗМЕР 24.00R35 ETDT2 E4** TL, ШИРИНА ПРОФИЛЯ 609.6 ММ, ПОСАДОЧНЫЙ ДИАМЕТР 889ММ, ДИАМЕТР ШИНЫ 2108.2ММ, ИНДЕКС НАГРУЗКИ 209B , МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ 50 КМ/Ч - 6 ШТ. ИЗГОТОВИТЕЛЬ: "TECHKING TIRES LIMITED" CHINA, ТОВАРНЫЙ ЗНАК TECHKING МАРКА: ETDT2 E4** подлежал классификации по коду ТН ВЭД ТС 4011209001 .

Между тем, по мнению заявителя, ввозимому товару наиболее подходит описание товарной позиции 4011940000 «для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см».

Ввезенные заявителем шины предназначены для установки на большегрузные карьерные самосвалы, которые используются в горнодобывающем производстве в условиях карьеров и горных выработок, то есть исключительно вне сети дорог общего пользования, о чем свидетельствуют характеристики товара: размер 24.00R35 означает, что в диаметре шина составляет 2108,2 мм, посадочный диаметр более 889 мм, что соответствует коду 4011940000 как шина имеющая посадочный диаметр более 61см.

В соответствии с Таможенным тарифом РФ, действующим на момент декларирования товара, шины и покрышки резиновые относятся к позиции по коду 4011 ТН ВЭД России.

При этом в субпозиции 4011 20 классифицируются шины и покрышки резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов.

В субпозиции 4011 94 0000 классифицируются шины и покрышки резиновые новые для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см.

Спорный товар не может относится к субпозиции 4011209001, поскольку его описание, предназначение и характеристики и свойства, заложенные производителем более точно соответствуют однодефисной субпозиции шестизначного уровня 4011940000, поскольку спорный товар не предназначен для применения ни на автобусах, ни на моторных транспортных средствах для перевозки грузов, а предназначен для самоходных машин (карьерные самосвалы и прочая техника, не относящаяся к типу грузовых транспортных средств), что ответчиком не оспаривалось и не опровергалось.

Вывод о том, что рассматриваемые шины не относятся к шинам для моторных транспортных средств для перевозки грузов по дорогам общего пользования, также подтверждается тем фактом, что обычные грузовые шины, классифицируемые в товарной позиции 4011209001 подлежат обязательному подтверждению соответствия и требуют оформление сертификата соответствия при ввозе на таможенную территорию РФ.

Согласно Правилу 3 Правил интерпретации, в случае если в силу Правила 2 или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, нежели товарные позиции с более общим описанием;

в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правил 3(а) или 3(б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди позиций в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

Правилом 6 предусмотрено, что для юридических целей классификации товаров с субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Правил 1-5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Согласно Пояснениям к Правилу 6 Правила 1-5, упомянутые выше, применимы с соответствующими изменениями и для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции. В Правиле 6 нижеприведенные выражения имеют следующие значения а) «субпозиции одного уровня» - субпозиции с одним дефисом (уровень 1) или субпозиции с двумя дефисами (уровень 2).

Таким образом, согласно Правилу 3а ОПИ, если по каким то причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям (субпозициям), предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

После того как субпозиция с одним дефисом, дающая наиболее конкретное описание товара, выбрана и если сама субпозиция делится, тогда и только тогда принимается во внимание описание на уровне субпозиций с двумя дефисами и выбирается одна из них.

Анализ приведенных выше положений закона свидетельствует о том, что выбор конкретного ТНВЭД России основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих или не соответствующих действительности).

Шины диаметром 2108,2 мм (2,1 метра) применяются на самосвалах, только указанные самосвалы не могу быть использованы для перевозок грузов в обычной хозяйственной деятельности на дорогах общего пользования, данные самосвалы применяются только на открытых горных разработках горнодобывающей промышленности, то есть являются карьерными самосвалами, перемещаются со скоростью не более 50 км/ч, имеют посадочный диаметр более 61 см.

В отношении карьерных самосвалов введен межгосударственный стандарт «Самосвалы карьерные. Общие технические условия» ГОСТ 30537-97, в соответствии с п.3.1 которого самосвал карьерный является самоходной колесной машиной с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемой внешними средствами, предназначенной для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорого общего пользования.

Кроме того, для карьерного самосвала применяется код ОКОФ 14 2924020 подраздела 14 0000000 «Машины и оборудование» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

Таким образом, согласно ОКОФ карьерные самосвалы относятся к подразделу 140000000 «Машины и оборудование», а не к подразделу 150000000 «Транспортные средства».

Таким образом, карьерные самосвалы нельзя отнести к «моторным транспортным средствам для перевозки грузов», о которых идет речь в субпозиции 401120 ТН ВЭД.

Однодефисная позиция «прочие» наиболее точно описывает ввезенный товар.

При сравнительном анализе субпозиции 401120 с наименованием «Для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов» и субпозиции «прочие» в пределах одной товарной позиции 4011 по Правилу 3а, возможность отнесения товара к одной из них должна определяться по описанию товара в этих субпозициях с одним дефисом.

Исходя из описаний субпозиция 401120 используется в отношении шин для моторных транспортных средств для перевозки грузов, которые могут применяться на дорогах общего пользования, и имеющие маркировки индекса нагрузки.

Для определения товара в однодефисной позиции «прочие» характерно применение их на транспортных средствах, используемых в конкретных отраслях промышленности, а также значение посадочного диаметра. Более того, Согласно Пояснениям к ТН ВЭД России, подготовленных ФТС РФ в субпозициях 401162, 401163, 401193 и 401194 термин «транспортные средства, используемые в строительстве или промышленности» распространяется также на транспортные средства и оборудование для горнодобывающей промышленности.

Таким образом, наиболее конкретное описание спорного товара дает однодефисная позиция «прочие», которая в свою очередь делится на субпозиции с двумя дефисами, в том числе на субпозицию 401193 00 00 «для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр не более 61 см» и субпозицию 401194 00 00 «для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см».

Поскольку посадочный диаметр ввезенного товара равен 889 мм, что соответствует 88,9 см, что более 61 см, таким образом в соответствии с Правилами 3а и 6 ОПИ ТНВЭД товар правильно классифицирован заявителем по двухдефисной субпозиции 4011940000, следовательно отказ Новороссийской таможни в принятии корректировочных листов, связанных с изменением кодов ТН ВЭД противоречит действующему таможенному законодательству.

На основании оценки представленных материалов суд приходит к выводу о несоответствии таможенного кода 4011209001 для товара ввезенного по ДТ N 10317110/110412/0006340 требованиям действующего таможенного законодательства и нарушении им прав общества, выразившееся в том, что при избранном таможней коде ТН ВЭД размер пошлины возрастает с 5 % до 15 %.

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, но с особенностями, установленными АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Поскольку в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.

Статья 9 ТК ТС предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В соответствии со статьями 101, 102, 104, 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Из материалов дела усматривается, что обществом по настоящему делу оплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей, о чем свидетельствуют платежное поручение № 1881 от 13.07.2012.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что с Новороссийской таможни подлежит взысканию 2 000 рублей в пользу общества.

Руководствуясь ст.4, 64, 65, 71, 75, 110, 123, 167-179, 176, 197, 198, 200 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Новороссийской таможни по отказу внесения изменений в ДТ 10317110/110412/0006340 в виде изменения классификационного кода ТН ВЭД 4011209001 на код ТН ВЭД 4011940000.

Обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав заявителя.

Взыскать с Новороссийской таможни в пользу ООО «Поволжская шинная компания» расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья А.А.Чесноков