ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-2219/11 от 21.03.2013 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г.Краснодар, ул.Красная,6, веб сайт: www.krasnodar.arbitr.ru, info@ krasnodar.arbitr.ru

тел. (861) 268-46-00

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-40371/12

«26» марта 2013 г. г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2013 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Вагрус», п. Победа Майкопского района Республики Адыгея (наименование заявителя)

к Новороссии?скои? таможне, г. Новороссии?ск (наименование ответчика)

к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва.

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя: ФИО1- представителя,

от ответчика Новороссийской таможне: не явился, уведомлен,

от ответчика Министерства финансов РФ: не явился, считается уведомлённым,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Вагрус» (далее – общество, заявитель, ООО «Вагрус») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий таможенного органа - Новороссийской таможни (далее ответчик, таможенный орган, таможня) по возврату без рассмотрения заявлений от 22.10.2010 г. о возврате денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106, №10317110/150709/ТР-4387102 и №10317110/050609/ТР-0480218 и сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов – авансовых платежей в размере 575 849, 41 руб., а также о признании незаконным бездействия (фактический отказ) таможенного органа, заключающегося в невозврате денежных залогов и сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей на основании заявлений общества от 22.10.2010 г. и обязании произвести возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов – авансовых платежей в размере 575 849, 41 руб. и денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106 в размере 554 871,50 руб., №10317110/150709/ТР-4387102 в размере 448 983,42 руб. и №10317110/050609/ТР-0480218 в размере 63 319,92 руб.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в неосуществлении возврата обществу излишне уплаченных на счет таможни по платежным поручениям №630 от 24.10.2007 г., №673 от 21.10.2008 г., №836 от 01.12.2008 г., №902 от 19.12.2008 г., №462 от 05.05.2009 г. таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб., денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106 в сумме 554 871,50 руб., №10317110/150709/ТР-4387102 в сумме 448 983,42 руб., №10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 63 319,92 руб., внесенных на счет таможни платежным поручением №462 от 05.05.2009 г., и обязать таможню произвести возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов – авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб. (пятьсот семьдесят пять тысяч восемьсот сорок девять рублей 41 копейка), денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106 в сумме 554 871,50 руб. (пятьсот пятьдесят четыре тысячи восемьсот семьдесят один рубль 50 копеек), №10317110/150709/ТР-4387102 в сумме 448 983,42 руб. (четыреста сорок восемь тысяч девятьсот восемьдесят три рубля 42 копейки) и №10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 63 319,92 руб. (шестьдесят три тысячи триста девятнадцать рублей 92 копейки) на расчетный счет заявителя.

Согласно положениям статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства, пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им АПК РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд принимает заявленные уточненные исковые требования, поскольку данное ходатайство заявлено в соответствии с требованиями статей 41, 49 АПК РФ, уточнение заявленных требований носит редакционный характер, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, а соответствующие полномочия предоставлены представителю заявителя.

Учитывая, что из предоставленных заинтересованным лицом (ответчиком) суду отчетов о расходовании денежных средств по состоянию на 22.10.2010г. и на 13.06.2012г. денежные средства в сумме 5 196, 22 руб., уплаченные по платежному поручению №673 от 21.10.2008 г., и в сумме 106 453,35 руб., уплаченные по платежному поручению №836 от 01.12.2008 г., перечислены в федеральный бюджет, судом в порядке части 6 статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Ответчик Новороссийская таможня не явился, уведомлен. Возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Соответчик Министерство финансов Российской Федерации не явился, считается уведомленным надлежащим образом в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ.

Суд установил, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Адыгея, ИНН <***>.

22.10.2010 г. общество обратилось в таможню с заявлениями о возврате обеспечения уплаты таможенных платежей - денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106 в сумме 554 871,50 руб., №10317110/150709/ТР-4387102 в сумме 448 983,42 руб. и №10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 63 319,92 руб., внесенных на счет Новороссийской таможни Южного таможенного управления ФТС России платежным поручением №462 от 05.05.2009 г., в связи с исполнением (прекращением) обязательств, обеспеченных денежными залогами.

Одновременно общество обратилось в таможню с заявлением от 22.10.2010 г. о возврате излишне уплаченных на счет таможни по платежным поручениям №630 от 24.10.2007 г., №673 от 21.10.2008 г., №836 от 01.12.2008 г., №902 от 19.12.2008 г., №462 от 05.05.2009 г. таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб.

Не осуществив возврата денежных залогов, ответчик письмами от 29.10.2010 г. №13-13/33170, №13-13/33171 и №13-13/33168 сообщил обществу, что для производства возврата денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106, №10317110/150709/ТР-4387102 и №10317110/050609/ТР-0480218 заявителю необходимо представить в таможенный орган согласно Приказу ГТК России от 25.05.2004г. №607, в обязательном порядке:

- новое заявление, установленной формы;

- платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ (копии, заверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и мастичной печатью организации);

- документы, на основании которых производилось расходование авансовых платежей, или документы, на основании которых исчислялись и взимались таможенные платежи (копии, заверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и мастичной печатью организации);

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации;

- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств.

Таможенным органом также было указано, что образец подписи заявителя должен быть удостоверен нотариально, а предоставленная в таможенный орган банковская карточка может быть использована для подтверждения образца подписи лица лишь в случае, если она заверена нотариально, в соответствии со ст.80 Основ законодательства РФ о нотариате.

Вместе с письмами от 29.10.2010 г. №13-13/33170, №13-13/33171 и №13-13/33168 таможенным органом Обществу были возвращены все документы, прилагаемые к заявлениям от 22.10.2010 г. о возврате денежных средств, за исключением оригиналов таможенных расписок №10317110/150709/ТР-4387106, №10317110/150709/ТР-4387102 и №10317110/050609/ТР-0480218, которые были изъяты Новороссийской таможней. К письмам Новороссийской таможни от 29.10.2010 г. №13-13/33170, №13-13/33171 и №13-13/33168 были приложены лишь ксерокопии указанных таможенных расписок.

Также, не осуществив возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в размере 575 849, 41 руб., Новороссийская таможня письмом от 29.10.2010 г. №13-13/33169 сообщила Обществу, что для производства возврата денежных средств заявителю необходимо представить в таможенный орган согласно Приказу ГТК России от 25.05.2004г. №607, в обязательном порядке:

- новое заявление, установленной формы;

- платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ (копии, заверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и мастичной печатью организации);

- документы, на основании которых производилось расходование авансовых платежей, или документы, на основании которых исчислялись и взимались таможенные платежи (копии, заверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и мастичной печатью организации);

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации;

- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств.

Таможенным органом также было указано, что образец подписи заявителя должен быть удостоверен нотариально, а предоставленная в таможенный орган банковская карточка может быть использована для подтверждения образца подписи лица лишь в случае, если она заверена нотариально, в соответствии со ст.80 Основ законодательства РФ о нотариате.

Указанным письмом заявителю было сообщено и то, что согласно п.5 ст.330 Таможенного кодекса РФ по истечении 3 лет невостребованные суммы авансовых платежей перечисляются в федеральный бюджет как невостребованные платежи и возврату не подлежат. Тем самым, Новороссийская таможня письмом от 29.10.2010 г. №13-13/33169 фактически известила общество о невозможности возврата ему авансовых платежей, излишне уплаченных по платежному поручению №630 от 24.10.2007 г. в сумме 21 551,93 руб., не смотря на то, что с заявлением об их возврате Общество изначально обратилось до истечения 3 лет.

Считая данные действиями таможенного органа незаконными и несоответствующими требованиям законодательства, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.

При вынесении решения суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 340 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших как на момент предоставления Обществом обеспечения уплаты таможенных платежей, так и подачи заявлений о возврате (зачете) денежных средств от 22.10.2010 г.), одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей является денежный залог – внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе.

В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка (пункт 5 статьи 345 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 345 Таможенного кодекса Российской Федерации при исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, денежные средства подлежат возврату плательщику. По общему правилу (пункт 5 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации) возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств. Исключением из этого правила является порядок возврата денежного залога, возврат которого осуществляется в соответствии со статьей 357 Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 357 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение 3 лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (пункт 5 статьи 345) в валюте Российской Федерации.

Согласно пункта 2 статьи 357 Таможенного кодекса Российской Федерации денежный залог возвращается по решению таможенного органа, оформившего таможенную расписку, либо таможенного органа, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом.

При отсутствии в заявлении о возврате денежного залога требуемых сведений и непредставлении таможенной расписки и документов, подтверждающих исполнение обязательств, обеспеченных денежных залогом, заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения этого заявления. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата указанного заявления без рассмотрения плательщик вправе повторно обратиться с заявлением о возврате денежного залога.

Форма заявления о возврате (зачете) денежных средств и перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, утверждены Приказом ГТК России от 25.05.2004 г. №607.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что заявления Общества о возврате (зачете) денежных средств - денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106, №10317110/150709/ТР-4387102 и №10317110/050609/ТР-0480218 были оформлены в соответствии с формой, утвержденной Приказом ГТК России от 25.05.2004 г. №607 (Приложение №2).

К заявлениям в полном объеме и надлежаще оформленном виде прилагались все документы, предоставление которых предусмотрено Приказом ГТК России от 25.05.2004г. №607 (Приложение №1) и необходимо для принятия решения о возврате денежных залогов.

Заявления Общества о возврате (зачете) денежных средств - денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106, №10317110/150709/ТР-4387102 и №10317110/050609/ТР-0480218 содержали все необходимые сведения и реквизиты, наличие которых в заявлении о возврате (зачете) денежных средств является обязательным.

При этом, судом не принимаются во внимание доводы таможни о том, что образец подписи заявителя должен быть удостоверен нотариально.

В соответствии с пунктом 8 Приказа ГТК России от 25.05.2004г. №607 в перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, входит заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств.

Заявления Общества о возврате (зачете) денежных средств - денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106, №10317110/150709/ТР-4387102 и №10317110/050609/ТР-0480218 подписаны генеральным директором Общества, подписи во всех заявлениях расшифрованы и надлежаще заверены печатью Общества. Из материалов дела следует, что в подтверждение полномочий лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, к заявлениям Общества от 22.10.2010 г. о возврате обеспечения уплаты таможенных платежей - денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106, №10317110/150709/ТР-4387102 и №10317110/050609/ТР-0480218, внесенных заявителем на счет таможенного органа платежным поручением №462 от 05.05.2009 г., были приложены нотариально заверенные копии решения участника Общества №4 от 26.12.2006г. и приказа о вступлении в должность генерального директора Общества ФИО2 №2-к от 15.01.2007г., а в подтверждение образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств была предоставлена копия банковской карточки ООО «Вагрус» с образцом подписи генерального директора ФИО2, заверенная банком - ОАО АКБ «Новация» г.Майкоп, в котором у Общества открыт счет и с которого на счет таможенного органа от Общества поступили денежные средства, зачисленные в обеспечение уплаты таможенных платежей (денежных залогов).

Доводы таможенного органа относительно того, что платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств на счет таможенного органа, документы, на основании которых исчислялись и взимались таможенные платежи (копии) должны быть в обязательном порядке заверены подписью руководителя, главного бухгалтера и мастичной печатью организации, а предоставленная банковская карточка с образцом подписи заявителя может быть использована для подтверждения образца подписи лица лишь в случае, если она заверена нотариально (в соответствии со ст.80 Основ законодательства РФ о нотариате), также отклоняются судом, так как они не основаны на требованиях Таможенного кодекса Российской Федерации и Приказа ГТК России от 25.05.2004 г. №607, действовавших как на момент предоставления Обществом обеспечения уплаты таможенных платежей, так и на момент подачи заявлений о возврате (зачете) денежных средств от 22.10.2010 г.

Факт внесения Обществом на счет таможенного органа по платежному поручению №462 от 05.05.2009 г. в качестве обеспечения надлежащего и своевременного исполнения обязательств по уплате таможенных платежей по ГТД №10317110/220409/0002981 и ГТД №10317110/290409/0003115 денежных средств в сумме 554 871,50 руб. по таможенной расписке №10317110/150709/ТР-4387106, в сумме 448 983,42 руб. по таможенной расписке №10317110/150709/ТР-4387102 и в сумме 63 319,92 руб. по таможенной расписке №10317110/050609/ТР-0480218 подтверждается платежным поручением №462 от 05.05.2009 г., выданными Обществу таможенными расписками №10317110/150709/ТР-4387106, №10317110/150709/ТР-4387102 и №10317110/050609/ТР-0480218, отчетами о расходовании денежных средств по состоянию на 22.10.2010 г., на 13.06.2012 г. и не оспаривается заинтересованным лицом.

Исполнение обязательств, обеспеченных денежными залогами, также было подтверждено и не отрицалось таможенным органом (в письмах Новороссийской таможни от 29.10.2010 г. №13-13/33170, №13-13/33171 и №13-13/33168 отсутствуют ссылки таможенного органа на невозможность возврата денежных залогов по таможенным распискам в связи с неисполнением заявителем обязательств, обеспеченных денежными залогами).

Таким образом, Общество, исполнив обязательства, обеспеченные денежными залогами, в установленные таможенным законодательством сроки своевременно обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате денежных залогов.

При этом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что на основании статьи 345 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенным органом было принято решение №1648 от 12.11.2009 г. о зачете денежного залога, исчисленного по таможенной расписке №10317110/050609/ТР-0480218 в счет погашения задолженности Общества по уплате таможенных платежей, пеней по требованию от 07.10.2009 г. №1555 по ДТ 10317110/290409/0003115, в связи с чем, заявленное Обществом требование о возврате обеспечения уплаты таможенных платежей - денежного залога по таможенной расписке №10317110/050609/ТР-0480218 по заявлению от 22.10.2010 г. может быть удовлетворено лишь частично, а именно в части неизрасходованного остатка денежного залога по таможенной расписке №10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 1 421,34 руб.

Пунктом 5 статьи 357 Таможенного кодекса Российской Федерации определено условие для отказа таможенных органов произвести возврат залога - наличие у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в порядке такой задолженности. Иные основания для невозврата денежного залога нормами таможенного законодательства не определены.

На момент обращения с заявлениями от 22.10.2010 г. о возврате обеспечения уплаты таможенных платежей - денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106, №10317110/150709/ТР-4387102 и №10317110/050609/ТР-0480218 у общества задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в порядке такой задолженности, не имелось, была переплата, и остаток авансовых платежей по состоянию на 22.10.2010 г. составлял 641 618, 19 руб., что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств по состоянию на 22.10.2010 г.

Изложенное означает, что при отсутствии со стороны таможенного органа спора о фактической уплате обществом денежных залогов, исполнении обязательств, обеспеченных денежными залогами, отсутствии оснований для невозврата денежных залогов и соблюдении обществом трехлетнего срока для подачи заявления о возврате денежных залогов, у таможни отсутствовали законные основания для невозврата заявителю по заявлениям общества от 22.10.2010 г. денежного залога в сумме 554 871,50 руб. по таможенной расписке №10317110/150709/ТР-4387106, денежного залога в сумме 448 983,42 руб. по таможенной расписке №10317110/150709/ТР-4387102 и неизрасходованного остатка денежного залога в сумме 1 421,34 руб. по таможенной расписке №10317110/050609/ТР-0480218.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших на момент подачи обществом заявления от 22.10.2010 г. о возврате (зачете) денежных средств – излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб.) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика.

Согласно пункту 4 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Заявление о возврате (зачете) денежных средств и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Форма заявления о возврате (зачете) денежных средств и перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, утверждены Приказом ГТК России от 25.05.2004г. №607.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что заявление Общества от 22.10.2010г. о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб. было оформлено в соответствии с формой, утвержденной Приказом ГТК России от 25.05.2004 г. №607 (Приложение №2).

К заявлению в полном объеме и надлежаще оформленном виде прилагались все документы, предоставление которых предусмотрено Приказом ГТК России от 25.05.2004г. №607 (Приложение №1) и необходимо для принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей.

Заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб. содержало все необходимые сведения и все реквизиты, наличие которых в заявлении о возврате (зачете) денежных средств является обязательным.

При этом, судом не принимаются во внимание доводы таможни о том, что образец подписи заявителя должен быть удостоверен нотариально.

В соответствии с пунктом 8 Приказа ГТК России от 25.05.2004г. №607 в перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей входит заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств.

Заявление Общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб. подписано генеральным директором Общества, подпись в заявлении расшифрована и надлежаще заверена печатью Общества. Из материалов дела следует, что в подтверждение полномочий лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, к заявлению Общества от 22.10.2010 г. о возврате излишне уплаченных на счет Новороссийской таможни Южного таможенного управления ФТС России по платежным поручениям №630 от 24.10.2007 г., №673 от 21.10.2008 г., №836 от 01.12.2008 г., №902 от 19.12.2008 г., №462 от 05.05.2009 г. таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб.,, были приложены нотариально заверенные копии решения участника Общества №4 от 26.12.2006г. и приказа о вступлении в должность генерального директора Общества ФИО2 №2-к от 15.01.2007г., а в подтверждение образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств была предоставлена копия банковской карточки ООО «Вагрус» с образцом подписи генерального директора ФИО2, заверенная банком - ОАО АКБ «Новация» г.Майкоп, в котором у Общества открыт счет и с которого на счет таможенного органа от общества поступили денежные средства в оплату таможенных платежей.

Доводы таможенного органа относительно того, что платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств на счет таможенного органа, документы, на основании которых исчислялись и взимались таможенные платежи (копии) должны быть в обязательном порядке заверены подписью руководителя, главного бухгалтера и мастичной печатью организации, а предоставленная банковская карточка с образцом подписи заявителя может быть использована для подтверждения образца подписи лица лишь в случае, если она заверена нотариально (в соответствии со ст.80 Основ законодательства РФ о нотариате), также отклоняются судом, так как они не основаны на требованиях Таможенного кодекса Российской Федерации и Приказа ГТК России от 25.05.2004 г. №607, действовавших как на момент предоставления ООО «Вагрус» обеспечения уплаты таможенных платежей, так и на момент подачи заявлений о возврате (зачете) денежных средств от 22.10.2010 г.

Следовательно, заявителем при обращении в Новороссийскую таможню с заявлением от 22.10.2010 г. о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб. были в полном объеме предоставлены надлежаще оформленные документы, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации и Приказом ГТК России от 25.05.2004 г. №607.

Пунктом 9 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены условия, когда возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;

если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

У Общества на момент подачи заявления от 22.10.2010 г. о возврате (зачете) денежных средств - излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб. задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в порядке такой задолженности не было, была переплата, и остаток авансовых платежей по состоянию на 22.10.2010 г. составлял 641 618, 19 руб., что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств по состоянию на 22.10.2010 г. Сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, была более 150 рублей, а заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов – авансовых платежей было подано обществом до истечения установленного 3-х летнего срока.

Изложенное означает, что у Новороссийской таможни отсутствовали законные основания для невозврата Обществу излишне уплаченных по платежным поручениям №630 от 24.10.2007 г., №673 от 21.10.2008 г., №836 от 01.12.2008 г., №902 от 19.12.2008 г., №462 от 05.05.2009 г. таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по делам, рассматриваемых в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 2 000 руб.

В соответствии с п.16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», если в заявлении объединены несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование.

В Информационном письме от 24.07.2003 г. №73 «О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Президиум ВАС РФ разъяснил, что если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица).

Учитывая, что при подаче настоящего заявления были объединены требования неимущественного и имущественного характера заявителем на основании платежных поручений №__ от _______ и №___ от _________ была уплачена государственная пошлина в размере ___________ руб.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Поскольку требования заявителя в части возврата обеспечения уплаты таможенных платежей - денежного залога по таможенной расписке №10317110/050609/ТР-0480218 по заявлению от 22.10.2010 г. удовлетворено частично, а именно в части возврата неизрасходованного остатка денежного залога по таможенной расписке №10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 1 421,34 руб., то судебные расходы в части требований о возврате 61 898,58 руб., в которой заявителю отказано, относятся на заявителя.

В соответствии со статьей 104 АПК РФ основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина частично подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса РФ.

Соответственно, суд считает необходимым вернуть заявителю излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению № 204 от 22.02.11 в сумме 26517 руб.

Руководствуясь статьёй 120 Конституции Российской Федерации, статьями 27, 29, 65, 101, 102, 104, 110, 167-170, 176, 201, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Новороссийской таможни, выразившиеся в неосуществлении возврата ООО «Вагрус» излишне уплаченных на счет Новороссийской таможни по платежным поручениям №630 от 24.10.2007 г., №673 от 21.10.2008 г., №836 от 01.12.2008 г., №902 от 19.12.2008 г., №462 от 05.05.2009 г. таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 575 849, 41 руб., денежных залогов по таможенным распискам №10317110/150709/ТР-4387106 в сумме 554 871,50 руб., №10317110/150709/ТР-4387102 в сумме 448 983,42 руб., и остатка денежного залога по таможенной расписке №10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 1 421,34 руб., внесенных на счет Новороссийской таможни платежным поручением №462 от 05.05.2009 г., как противоречащие Таможенному кодексу Российской Федерации.

Обязать Новороссийскую таможню произвести возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов - авансовых платежей в сумме 464 199,84 руб., денежного залога по таможенной расписке №10317110/150709/ТР-4387106 в сумме 554 871,50 руб., денежного залога по таможенной расписке №10317110/150709/ТР-4387102 в сумме 448983,42 руб. и остатка денежного залога по таможенной расписке №10317110/050609/ТР-0480218 в сумме 1 421,34 руб. на расчетный счет ООО «Вагрус».

Обязать Министерство финансов Российской Федерации произвести возврат на расчетный счет ООО «Вагрус» денежных средств в сумме 111 649,57 руб., перечисленных Новороссийской таможней 30.01.2012 г. и 05.06.2012 г. как невостребованные платежи в Федеральный бюджет.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Новороссийской таможни (ОГРН <***>, дата внесения записи 28.01.2003 г., ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Вагрус» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.

Возвратить ООО «Вагрус» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 204 от 22.02.11 государственную пошлину в сумме 26517 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья И.П.Гонзус