ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-22470/10 от 25.04.2011 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А-32-22470/2010

03 мая 2011 г. 52/485

Резолютивная часть решения объявлена 25.04.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 03.05.2011 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Кондратова К.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой И.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления автомобильных дорог Краснодарского края, г.Краснодар,

к ИП ФИО1, г. Краснодар,

о взыскании 12 670,12 руб.,

при участии в заседании:

от истца – ФИО2, доверенность в деле,

от ответчика – ФИО3, доверенность в деле,

Требование заявлено о взыскании с ИП ФИО1, г. Краснодар, платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края в сумме 12 670,12 руб. в качестве компенсации за нанесенный ущерб.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Суд, изучив материалы дела, считает его подготовленным и полагает возможным завершить предварительное судебное заседание, определил перейти к судебному разбирательству в судебном заседании.

Возражений против перехода к судебному разбирательству в судебном заседании от сторон не поступило.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 25.04.2011 г. до 17-30 часов, после окончания которого судебное заседание продолжилось.

Дело рассматривается в порядке ст. 71 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что Управление автомобильных дорог Краснодарского края, г.Краснодар, образовано в результате переименования КК ГУ «Дорожный комитет», созданного на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 08.02.2001 г. № 58 «Об образовании дорожного комитета Краснодарского края». Согласно Уставу ГУ КК «Краснодаравтодор» является краевым органом управления автомобильными дорогами регионального значения (автомобильные дороги общего пользования находящиеся в государственной собственности Краснодарского края).

Согласно п. 1.4. Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений. Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным разрешением на перевозку.

Инструкцией тяжеловесный груз трактуется как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из параметров: нагрузка на одиночную ось не должна превышать 10 т., сдвоенную, строенную оси в зависимости от межосевого расстояния, полные массы АТС не должны превышать значений, приведенных в вышеназванной инструкции (п. 1.2. Инструкции).

Согласно п. 6.1. Инструкции контроль за соблюдением допустимых весовых параметров транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции. На территории Краснодарского края контроль за соблюдением допустимых весовых параметров с 01.01.2008 г.осуществляет Управление автомобильных дорог Краснодарского края, далее по тексту «Управление». Управление было создано в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 г. № 806. Управление является органом исполнительной власти Краснодарского края для осуществления функций государственного управления автомобильнымидорогами Краснодарского края общего пользования, находящимися государственной собственности Краснодарского края. В соответствии с Положением об управлении, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 г. № 806 (далее по тексту Положение) функциями Управления является обеспечение организации и осуществление весового контроля за транспортными средствами перевозящими тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального значения, а также обеспечение в установленном законом порядке взыскание сумм компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам регионального значения при перевозках тяжеловесных грузов (абзац 18, п.3.6. Положения).

Управление обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета
 в департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края
 печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и ее
 своим наименованием, а также соответствующие печати, бланки и штампы.
 Деятельность Управления финансируется за счет средств краевого бюджета,
 предусмотренных на содержание исполнительных органов государственной
власти Краснодарского края.

С учетом предоставленных прав и возложенных обязанностей Управления автомобильных дорог Краснодарского края, г. Краснодар, уполномочено выступать в суде истцом по искам о взыскании платы за пользование автодорогами края.

Правовыми основаниями возникновения правоотношений между истцом и владельцами автотранспортных средств являются Постановления Правительства РФ от 26.09.1995 г. № 962 «О взимании платы с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, провозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах», а также постановление главы администрации Краснодарского края от 07.07.2003 г. № 652 «Об утверждении ставок платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края».

ИП ФИО1, г. Краснодар, осуществлял перевозку грузов с использованием транспортных средствКАМАЗ 54112 государственный номер <***> с прицепом CN181ЕМ государственный номер ЕЕ 0682 23 04.12.2007 г., Нисан дизель государственный номер <***> с полуприцепом государственный номер ЕА 0707 23 01.03.2008 г., КАМАЗ 54 112 государственный номер <***> с прицепом DAEWOO государственный номер ЕК 3081 23 19.04.2008 г., МАЗ 54322 государственный номер <***> с прицепом ENERCO государственный номер ЕК 4657 23 28.05.2008 г., MANTGA 18.480 государственный номер <***> с прицепом DENNISON 4103 государственный номер ЕК 6062 23 15.06.2008 г., МАЗ 54329 государственный номер <***> с прицепом СN181ЕМ государственный номер ЕЕ 0682 23 04.07.2008 г., MANTGA 18.480 государственный номер <***> с прицепом DENNISON 4103 государственный номер ЕК 6062 23 21.07.2008 г., КАМАЗ 54 112 государственный номер <***> с прицепом DAEWOO государственный номер ЕК 3081 23 07.10.2008 г. по дорогам Краснодарского края.

В результате весового контроля произведен инструментальный контроль с использованием стационарного весового оборудования, принадлежащего ответчику автотранспорта.

При этом установлены факты нарушения требований, предъявляемые к нагрузкам на ось и общему весу провозимого груза, что подтверждается расчетными листами и актами от 04.12.2007 г. № 023282, от 01.03.2008 г. № 024756, от 19.04.2008 г. № 026668, от 28.05.2008 г. № 026864, от 15.06.2008 г. № 026952, от 04.07.2008 г. № 027674, от 21.07.2008 г. № 028213, от 07.10.2008 г. № 029778.

Акты подписаны и составлены в присутствии водителей указанных транспортных средств.

В адрес ответчика были направлены акты и расчет суммы ущерба, причиненного автодорогам края, однако, данные требования добровольно не исполнены, что послужило причиной предъявления иска в суд.

Общая сумма платы, рассчитанная по ставкам, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края № 652 от 07.07.2003 г. «Об утверждении ставок платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края», составляет 12 670,12 руб.

В ходе проверки транспортного средства работниками дорожного контроля производится визуальный осмотр, фиксируется марка и государственный номер транспортного средства, а определение габаритов груза производится с помощью технических средств. При этом система дорожного контроля при проезде транспортного средства по платформе весов, расположенной в дорожном полотне, автоматически определяет время проезда, вес и иные параметры транспортного средства, а также рассчитывает осевые нагрузки. Контроль за работой СДК осуществляет оператор. Все работники СПВК несут должностную ответственность за осуществляемые ими действия.

Согласно п. 5 Постановления Главы администрации края от 07.07.2003 г. № 652 Плательщиками компенсации ущерба являются владельцы и пользователи автомобильного транспорта, в том числе иностранные, перевозящие крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы.

Ответчик, возражая против удовлетворения заявленного требования, ссылается на то обстоятельство, что в актах, представленных в материалы дела, отсутствуют сведения о техническом средстве, на котором проводилось контрольное взвешивание, не указаны данные о сертификации контрольно-измерительного прибора, не приложен сертификат соответствия измерительного прибора, в связи с чем ответчик полагает, что истцом не представлены доказательства проведения контрольного взвешивания на исправном контрольно-измерительном приборе.

Кроме того, ответчик считает, что операторами СПВК № 2 неверно применена Инструкция для определения предельно допустимых нагрузок на оси грузовых автомобилей, что привело к неправильному определению перевозимого ответчиком груза как тяжеловесного.

Также ответчик полагает, что указанный спор должен рассматриваться в рамках дела об административном правонарушении.

Изучив доводы ответчика, суд не соглашается с ними по следующим основаниям.

Истец представил в материалы дела паспорт стационарного пункта весового контроля № 2, руководство по эксплуатации системы дорожного контроля СДК.Ам-01-000-000 РЭ, в котором имеются сведения о заводском номере 267 СДК.Ам-01-2-2, соответствии его государственным стандартам и техническим условиям ТУ 4274-005-49804336-01 и признан годным для эксплуатации.

Также истцом представлены сведения о проведении метрологических поверок стационарного пункта весового контроля № 2, последняя из которых проведена 25.08.2010 г. и паспорта на весы автомобильные, используемые при взвешивании, в паспортах которых имеются соответствующие отметки об их поверке.

Таким образом в материалах дела имеются сведения о техническом средстве, на котором проводилось взвешивание транспортных средств, его соответствии государственным стандартам и техническим условиям.

Суд соглашается с позицией истца о том, что автотранспортные средства, указанные в актах, являются седельными автопоездами (тягач с полуприцепом), в связи с чем все акты о нарушении правил перевозки тяжеловесных грузов правомерно были составлены с учетом положений пунктов 2.1., 2.2., 2.3. Приложения № 1 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, зарегистрированной в Минюсте РФ 08.08.1996 г. № 1146.

Судом на основании ходатайства ответчика был направлен запрос в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии о предоставлении сведений о годе проектирования транспортного средства полуприцеп DAEWOO, имеющий VINKL1BRPFNOSA001131. Судом получен ответ о том, что Росстандарт не имеет в установленной сфере деятельности полномочий по сбору и ведению сводных данных о годе проектирования транспортных средств, как отечественного, так и зарубежного производства, такая информация может быть получена только у изготовителя.

В связи с изложенным ответчик не подтвердил документально свой довод о том, что указанный прицеп был спроектирован в 1995 г., следовательно, применение ограничения осевой массы в 7 тонн вместо 8 тонн является неверным.

Суд также не принимает довод ответчика о том, что указанный спор подлежит рассмотрению в рамках дела об административном правонарушении, поскольку, по своей сути требование истца является требованием о возмещении ущерба, причиненного автомобильным дорогам Краснодарского края, в связи с чем спор подлежит рассмотрению в порядке искового судопроизводства.

Истец пояснил суду о том, что средства, полученные от взимания платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, направляются на ремонт указанных автомобильных дорог в целях компенсации ущерба, наносимого в результате провоза тяжеловесных грузов, а также на возмещение затрат, связанных с организацией пропуска движения и затрат, связанных с осуществлением надзора за состоянием автомобильных дорог и сооружений на них, включая контроль и техническое обследование.

Поскольку ответчик является собственником транспортных средств, КАМАЗ 54112 государственный номер <***> с прицепом CN181ЕМ государственный номер ЕЕ 0682 23, с прицепом DAEWOO государственный номер ЕК 3081 23, Нисан дизель государственный номер <***> с полуприцепом государственный номер ЕА 0707 23, МАЗ 54322 государственный номер <***> с прицепом ENERCO государственный номер ЕК 4657 23, MANTGA 18.480 государственный номер <***> с прицепом DENNISON 4103 государственный номер ЕК 6062 23, МАЗ 54329 государственный номер <***> с прицепом СN181ЕМ государственный номер ЕЕ 0682 23, он является и плательщиком вышеуказанной платы.

В связи с тем, что доказательства добровольной уплаты платежей, носящих обязательный характер, не представлены, требование об их принудительном взыскании с ответчика в сумме 12 670,12 руб. заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.

Судебные расходы суд в соответствии со ст. 110 АПК РФ относит на ответчика.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 64-66, 101, 102, 104, 110, 123, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Краснодар, ОГРН <***> в доход бюджета Краснодарского края 12 670,12 руб. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Краснодарского края.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Краснодар, ОГРН <***> в доход Федерального бюджета РФ 2 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную и (или) кассационную инстанцию арбитражного суда в установленном законодательством порядке.

Судья К.Н. Кондратов