ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-2343/2021 от 27.12.2021 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Постовая,32,

http://krasnodar.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ   

г. Краснодар                                                                                                       № А32-2343/2021

29 декабря 2021 г.

Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2021 г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 29 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Язвенко В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педько Л.О.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства жилищной политики и строительного надзора Республики Крым

к ООО «ЮЖНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА»,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление МВД России по г. Симферополю, ФИО1, ФИО2, ООО «Производственная компания Югтех», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, АО «ЛЮБЕРЕЦКИЙ ЗАВОД МОНТАЖАВТОМАТИКА», ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ «ЮГТЕХ», ФИО3, ФИО4, ФИО5, Администрации города Алушты, ФИО6, ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»,ФИО6

об отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации,

при участии:

от истца: не явились;

от ответчика: не явились;

от третьих лиц: не явились.

УСТАНОВИЛ:

Министерство жилищной политики и строительного надзора Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО «ЮЖНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА» об отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 № РК14219023010 по объекту «Строительство сблокированных жилых домов и площадки для отдыха со вспомогательными помещениями. Блок №7. I очередь», расположенному по адресу: Республика Крым, г. Алушта, п. Семидворье, мкр. Александрийская дача, код объекта в соответствии с классификатором зданий и сооружений – 1110,1; категория сложности – II (требования уточнены в порядке ст.49 АПК РФ определением суда от 08.06.2021).

Определением Арбитражный суд Республики Крым от 04.12.2020 дело № А83-12683/2020 передано по подсудности в Арбитражный суд Краснодарского края.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2021 удовлетворено ходатайство Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о процессуальной замене истца Службы государственного строительного надзора Республики Крым на Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.

Определениями суда от 20.01.2021, 08.06.2021 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Управление МВД России по г. Симферополю, ФИО1, ФИО2, ООО «Производственная компания Югтех», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, АО «ЛЮБЕРЕЦКИЙ ЗАВОД МОНТАЖАВТОМАТИКА», ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ «ЮГТЕХ», ФИО3, ФИО4, ФИО5, Администрации города Алушты, ФИО6, ООО «ПРОММАШ ТЕСТ», ФИО6.

В материалы дела от Министерства жилищной политики и строительного надзора Республики Крым поступило заявление о проведении судебного заседания в режиме онлайн с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел», которое рассмотрено и удовлетворено судом.

Судебное заседание не проведено с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме онлайн в связи неявкой сторон.

Представители третьих лиц и ответчика в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлены в порядке ст.123 АПК РФ.

В материалы дела от истца поступили дополнительные документы.

Возражений относительно рассмотрения спора в отсутствие сторон не поступило.Суд на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Исследовав документы и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым 11.06.2020 и в дополнение 23.06.2020 поступили информационные письма заместителя начальника управления - начальника следственного управления ФИО7 для рассмотрения вопроса об отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 № РК 14219023010 наименование объекта: Строительство сблокированных жилых домов и площадки для отдыха со вспомогательными помещениями, адрес объекта г. Алушта, п. Семидворье, мкр. Александрийская дача.

Заказчиками строительства согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 № РК 14219023010 являются ООО «Южная кадастровая палата» и ФИО1

На основании положений Постановления госсовета Республики Крым от 27 ноября 2019 года № 202-2/19 Декларативный порядок получения разрешения на строительство и ввод готовых строительством объектов в эксплуатацию действовал на территории Республики Крым до 15 января 2020 года.

В связи с тем, что на территории Республики Крым 15.01.2020 прекратили свое действие постановления Госсовета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2040-6/14 «О порядке выполнения подготовительных и строительных работ» и № 2039-6/14 «Об утверждении порядка принятия в эксплуатацию законченных Строительством объектов», которыми устанавливался порядок получения разрешительных документов, отличный от порядка, определенного в Градостроительном кодексе РФ.

Прекращено ведение записей в Едином реестре зарегистрированных деклараций о начале выполнения строительных работ, выданных разрешений на выполнение строительных работ, зарегистрированных деклараций о готовности объекта к эксплуатации и выданных сертификатов, отказов в регистрации таких деклараций и в выдаче таких разрешений и сертификатов.

Ввиду чего, истец указал, что в настоящее время лишен возможности самостоятельно отменять регистрацию деклараций зарегистрированных ранее самой Службой.

При этом, согласно информации, поступившей из Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Симферополю от 23.06.2020, а именно из акта осмотра, установлено, что участок местности, расположенный по адресу: Россия, <...> посёлок Семидворье, г. Алушта, на котором находится строящейся объект в виде 10 двухэтажных блокированных домов и площадка для отдыха со вспомогательными помещениями. Въезд на данный участок осуществляется через металлический шлагбаум, который выезда открыт. Дома при въезде на территорию, к осматриваемому объекту ведет грунтовая дорога не имеющая дорожного покрытия. При подъезде к осматриваемому объекту обнаружена задняя часть строительного объекта в виде 10 сблокированных домов, на каждый из которых имеет металлопластиковые окна и входную дверь из иного материала золотистых цветов. Далее пройдя к левому торцевому углу дома со стороны его задней части обнаружено Отсутствие наружной перегородки, в открытом доступе (помещение №1). Указанное помещение имеет грунтовое покрытие пола, стены выполнены из СИП панелей без отделки. Из технического помещения, через входной дверной проём в котором отсутствует дверная коробка и сама дверь в свободном доступе осуществляется вход в жилое помещение первого этажа. Находясь в жилом помещении установлено следующее: конструкция дома выполнена из СИП панелей, присутствует резка оконных и дверных проемов, при этом имеются наружные окна и двери, межкомнатные двери Отсутствуют, устройство обсадных коробок отсутствуют, монтаж чернового пола имеется, также имеется монтаж полотков помещений, внутренняя шлифовка стен Отсутствует, внутренняя окраска стен отсутствует, имеется монтаж водопроводной системы, отсутствует электрическая разводка, кроме того отсутствует элементы окон и дверей, натяжной потолок отсутствует, санитарные приборы отсутствуют, включатели и розетки отсутствуют, укладка чистого пола отсутствует, двухконтурные и иные котлы отсутствуют, холодное и горячее водоснабжение и водоотведения, лифт, мусоропровод, отопление отсутствуют.

Далее обнаружена лестница, выполнена из дерева, ведущая на второй этаж дома. На втором этаже дома отсутствие и присутствие строительных элементов, Украденных на первом этаже. Далее был осуществлен выход на территорию с уличной стороны к лицевой стороне осматриваемого объекта в ходе чего Установлено следующее: отсутствие благоустройства прилегающей к объекту территории, выполнены работы по устройству железобетонного фундамента, установить каким способом не представляется возможным, имеется кровля, отсутствует вертикальные желоба ливневой системе, отсутствует фасадочные работы, отсутствует наружная окраска стен, отсутствует ограждение и настил террасы, находящейся на втором этаже осматриваемого объекта. Кроме того, визуальным осмотром установлено газопровода, электрических сетей, водоснабжения, водоотведения способствующей благоприятному проживанию людей, а также эксплуатации осматриваемого объекта.

Ввиду чего у истца есть основания полагать о наличии недостоверных данных Декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2020 № РК 142190223010, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящими требованиями о признании права ответчика на объект отсутствующим.

При рассмотрении дела и разрешении спора арбитражный суд полагает исходить из следующего.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Третье лицо ФИО2 исковые требования поддержало, а также указало, что 14.07.2019 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым, ООО «ЮКП» была выдана Декларация о готовности объекта к эксплуатации, на объект недвижимости, расположенный по адресу: РК, г. Алушта, <...>», однако данный объект не мог быть введен в эксплуатацию, так как объект не достроен, отсутствуют коммуникации в полном объеме.

Спорная декларация о готовности объекта к эксплуатации послужила основанием для регистрации права собственности отдельных (третьих лиц) на сблокированные жилые дома с площадками для отдыха со вспомогательными помещениями (10 (десять) домов Блока № 7 1-й очереди строительства).

Согласно п. 6 ст. 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу статьи 8.1 ГК РФ, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно разъяснениям в пунктах 52 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

В силу правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09, от 15.06.2010 N 365/10, разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию является основанием для возникновения права собственности застройщика на объект недвижимого имущества, поэтому отмена данного разрешения в административном порядке не допустима, так как может являться основанием для прекращения возникшего права.

Возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.

Как следует из материалов дела, на момент вынесения оспариваемого постановления за третьими лицами зарегистрированы право собственности на объект недвижимости, при этом в качестве документа-основания для регистрации послужила оспариваемая декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 №РК14219023010.

Отмена оспариваемой декларации о готовности объекта к эксплуатации в административном порядке (в порядке самоконтроля) недопустима. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 N 14АП-1343/2019 по делу N А66-17739/2018.

Части 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Истец в обоснование исковых требований ссылается на то, что 15.06.2020 (вх. №6171/01-38) в адрес Службы Госстройнадзора РК поступило обращение МВД России по Г Симферополю (исх. № 49/25823 от 11.06.2020), в котором сообщалось о той, что следственным управлением УМВД России по г. Симферополю, в соответствии с [требованиями ст. 144 УПК РФ организовано проведение проверки по сообщению о Преступлении, зарегистрированному в КУСП за № 4907 от 08.04.2020 УМВД России по г.Симферополю.

Проведенной УМВД России по г. Симферополю проверкой установлено, что Должностные лица «Южная кадастровая палата» в период 2018-2019 заключали договора купли-продажи объектов недвижимости, в т.ч. с ФИО2, расположенных по адресу: г. Алушта, п. Семидворье, мкр. Александрийская дача, на земельном участке с кадастровым номером 90:15:040301:3957.

Также в обращении отмечено, что 04.07.2019 Службой Госстрой надзора РК зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации за № РК 14219023010, в раздел «Виды выполненных работ» которой внесены сведения о выполненных работах, которые фактически не выполнены; в раздел «Перечень инженерного оборудования объекта» внесены недостоверные сведения о холодном и горячем водоснабжении, водоотведении, лифте, мусоропроводе, отоплении, двухконтурных котлах, которые фактически на указанном объекте отсутствуют.

В ходе осмотра объекта произведенного в марте 2020 года с участием специалиста Службы установлено, что подключение сданного объекта к городским или автономный инженерным сетям (электросетям, водоснабжению, водоотведению (канализации), газопроводу) отсутствует, большая часть работ, сведения о которых внесены в декларации не выполнены либо отсутствуют.

Учитывая изложенное, УМВД России по г. Симферополю с целью недопущения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся на объекте, введенном в эксплуатацию с несоответствующими действительности строительными характеристиками, обратилось в Службу Госстройнадзора РК для принятия мер по отмене регистрации декларации № РК 14219023010 от 104.07.2019 о готовности объекта к эксплуатации, в связи с недостоверностью данных, внесенных в нее.

19.10.2018 Службой Госстройнадзора РК зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ №РК08218020478 по объекту «Строительство сблокированный жилых домов и площадки для отдыха со вспомогательными помещениями по адресу: Республика Крым, г. Алушта, <...>» заказчиками которой являются ООО «ЮЖНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА» и ФИО1.

Согласно сведениям, внесенным в декларацию о начале выполнения строительных работ №РК08218020478 от 19.10.2018: проектная документация по объекту разработана ООО «СПЛАЙН», экспертиза проекта строительства проведена ООО «ПРОММАШ ТЕСТ».

В декларации указано основание для разработки проектной документации, в соответствии со ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации — градостроительный план земельного участка № 472/02.10.3-01 от 24.08.2018. Документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком - выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, общей долевой собственности: 1/2, 90:15:040301:3957-90/090/2018-1 от 20.08.2018 г.; выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, общей долевой собственности: 1/2, 90:15:040301:3957-90/090/2018-2 от 20.08.2018 г. Площадь земельного участка 7427,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка. Общая площадь объекта в соответствии с проектной документацией 2914,28 кв.м. Согласно основных показателей задекларированного объекта - общее количество домов — 22 (шт.), в том числе: Пускового комплекса или очереди Блок № 4 (II очередь) - 3 дома; Пускового комплекса или очереди Блок № 5 (III очередь) - 2 дома; Пускового комплекса или очереди Блок № 6 (IV очередь) - 7 домов; Пускового комплекса или очереди Блок № 7 (I очередь) - 10 домов; Количество этажей представ пенных проектной документацией домов — 2 этажа.

Согласно Федерального конституционного закона № З-ФКЗ от 25.12.2018 «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статья 12.1 ФКЗ № 6 дополнена частью 1.2, в соответствии с которой, возможность регулирования градостроительных отношений на территории Республики Крым собственными нормативными правовыми актами по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, продлена до 31 декабря 2020 года.

В соответствии с нормами ФКЗ № 6 на территории Республики Крым Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года№ 2040-6/14 был утвержден Порядок выполнения строительных работ (далее - Порядок № 2040-6/14), в соответствии с которым осуществлялась регистрация деклараций о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к I - III категориям сложности; выдача разрешений на выполнение строительных работ - по объектам, относящимся к IV - V категориям сложности.

На момент регистрации декларации о начале выполнения строительных работ №PK08218020478 от 19.10.2018 на территории Республики Крым получение застройщиком разрешительного документа, дающего право на строительство объекта капитального строительства регламентировалось Порядком № 2040-6/14.

27.06.2019 в Службу поступила декларация о готовности объекта к эксплуатации «Строительство сблокированных жилых домов и площадки для отдыха со вспомогательными помещениями. Блок № 7. I очередь», расположенного по адресу: мкр. Александрийская дача, п. Семидворье, г. Алушта, Республика Крым, код объекта в соответствии с классификатором Зданий и сооружений — 1110,1; категория сложности — II; заказчики объекта: ООО «Южная кадастровая палата» и ФИО1

Процедура принятия в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, объектов капитального строительства регламентировалась Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством, утвержденным Постановлением Государственного Совета республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2039-6/14.

На момент регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 №РК14219023010, Порядок № 2039-6/14 действовал в редакции № 2 от 24.12.2014 г.

Пунктом 5 Порядка № 2039-6/14 предусматривалась возможность введения в эксплуатацию, предусмотренных проектной документацией пусковых комплексов (очереди), отдельно от объекта в целом. При этом пусковой комплекс (очередь) должен соответствовать требованиям по его безопасной эксплуатации в соответствии с функциональным назначением объекта».

Поступившая в Службу Госстройнадзора 27.06.2019 декларация о готовности объекта к эксплуатации «Строительство сблокированных жилых домов и площадки для отдыха со вспомогательными помещениями. Блок № 7. I очередь», расположенного по адресу: мкр. Александрийская дача, п.Семидворье, г. Алушта, Республика Крым, код объекта в соответствии с классификатором зданий и сооружений — 1110,1; категория сложности - II; заказчики объекта: ООО «Южная кадастровая палата» и ФИО1 была рассмотрена уполномоченными должностными лицами Службы на предмет полноты указанных в ней заказчиками данных, достаточных для внесения в Единый реестр и 04.07.2019 Служба Госстройнадзора РК зарегистрировала её под №РК14219023010.

Фактически, зарегистрированная в установленном порядке декларация о вводе объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства на территории Республики Крым по своей правовой природе является разрешительным документом, заменяющим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренное ст. 55 Градостроительного кодекса Российский федерации.

Одновременно нормами п. 24 Порядка № 2039-6/14 предусматривалось Право отмены Службой регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в регистрированной декларации, а также и по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившему в законную силу

В настоящее время Порядок № 2040-6/14 и Порядок № 2039-6/14 утратили свою силу с 15.01.2020 года, в связи с изданием Постановления Государственного Совета Республики Крым от 27.11.2019 №202-2/19, ввиду чего на момент обращения в Службу обращения УМВД России по г.Симферополю по вопросу отмены регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 №РК14219023010, собственные полномочия у Службы по отмене ее регистрации отсутствовали.

Истец считает, что внесение недостоверных сведений в декларацию о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 №РК14219023010 подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 19.03.2020, составленным следователем УМВД России по г. Симферополю ФИО8 в рамках проверки по КУСП № 3422 от 06.03.2019 УМВД России по г. Симферополю по адресу: Россия, Республика Крым, п. Семидворье, мкр. Александрийская дача при участии главного консультанта отдела строительного надзора № 2 управления государственного строительного надзора РК ФИО9, главного инженера ООО «Южная кадастровая палата» ФИО10, согласно которого установлено следующее:

«участок местности, расположенный по адресу: Россия, Республика Крым, мкр. Александрийская дача, п. Семидворье, г. Алушта на котором находится строительный объектов в виде 10-ти двухэтажных сблокированных домов и площадка для отдыха со вспомогательными помещениями. Въезд на указанный участок осуществлен через металлический шлагбаум, который на момент въезда открыт. Далее при въезде на территорию, к осматриваемому объекту ведет грунтовая дорога, не имеющая дорожного покрытия. При подъезде к осматриваемому объекту обнаружена задняя часть строительного объекта в виде 10-ти сблокированных домов, каждый из которых имеет металлопластиковое окно и входную дверь из того же материала золотистых цветов. Далее, пройдя к левому торцевому углу дома, со стороны его задней части обнаружено техническое помещение с отсутствующей наружной перегородкой, в открытом доступе. Указанное помещение имеет грунтовое покрытие пола, стены выполнены из СИП панелей. Без отделки. Из технического помещения, через входную группу (дверной проем) в которой отсутствует дверная коробка и сама дверь, в свободном доступе осуществляется вход в жилое помещение 1-го этажа. Находясь в жилом помещении установлено следующее: конструкция дома выполнена из СИП панелей, присутствует резка оконных и дверных проемов, при этом имеются наружные окна и двери, межкомнатные двери отсутствуют, устройство обсадных коробок отсутствует, монтаж чернового пола (с пирогом) имеется, также имеется монтаж потолков, внутренняя шлифовка стен отсутствует, внутренняя окраска стен отсутствует, имеется монтаж водопроводной и канализационной системы, отсутствует электрическая разводка, кроме того частично отсутствуют штробы под приложение электрических кабелей, отсутствуют наличники и доборные элементы окон и дверей, натяжной потолок отсутствует, санитарные приборы отсутствуют, включатели и розетки отсутствуют, укладка чистового пола отсутствует, плинтуса отсутствуют, двухконтурные и иные котлы отсутствуют, холодное и горячее водоснабжение отсутствует, водоотведение, лифт, мусоропровод, отопление отсутствуют. Далее обнаружена лестница из дерева, ведущая на второй этаж дома. На втором этаже установлено аналогичное отсутствие и присутствие строительных элементов, указанных на 1-м этаже. Далее был осуществлен выход на территорию уличной стороны, к лицевой стороне осматриваемого объекта, в ходе чего установлено следующее: отсутствие благоустройства Прилегающей к объекту территории, выполнены работы по устройству железобетонного Фундамента, установить наличие свай визуально не представилось возможным, имеется кровля (с Пирогом) и подшивами, отсутствуют вертикальный желоба ливневой системе отсутствуют фасадочные работы, отсутствует наружная окраска стен, отсутствует ограждения и настил на террасе, находящейся на втором этаже осматриваемого объекта, кроме того, визуальным осмотром установлено, что газопровода, электрических сетей, водоснабжения, водоотведения, способствующие благополучному проживанию людей, а также эксплуатации осматриваемого объекта не установлено».

Вместе с тем, в пункте 15 спорной декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 указано, что на объекте выполнены все предусмотренные проектной документацией в соответствии со строительными нормами, стандартами и правилами работы. Оборудование установлено согласно актам о его принятии после испытания в установленном порядке. Мероприятия по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмические мероприятия, предусмотренные проектом, проведены в полном объеме» Работы по отделке фасадов и благоустройств территории, сроки выполнения которых перенесены из-за неблагоприятных погодных условий — не указаны, то есть в соответствии с п. 15 декларации, заказчиками, в том числе подтверждено, что все работы по отделке фасадов и благоустройств территории выполнены в полном объеме.

При этом, в соответствии с проектной документацией «Строительство сблокированных жилых домов и площадки для отдыха со вспомогательными помещениями по адресу: Республика Крым, г. Алушта, <...>» 18-00-АР, разработанной ООО «Сплайн» в 2018 году по заказу ООО «Южная кадастровая палата», приложенной заказчиками к декларации о начале выполнения строительных работ №РК08218020478 от 19.10.2018, блок № 7 (первая очередь) представляет собой: -здание габаритами в осях 79,0 х 27,0 м. Высотой -8,225 м. Высота помещений первого этажа - 2,95 м., второго этажа - 2,95 - 4,1 м. Блок №7 - это десять сблокированных жилых дома, главный вход у которых расположен со стороны фасада в осях 23-1. В связи с большим перепадом земли по участку главный вход находится на втором этаже (листы 8-9 проектной документации: 17-69-ОПЗ 18-009-АР.ТЧ); В состав помещения входят прихожая, гостевая спальня, с/у, кухня-столовая, спальня, гардеробная, коридор, два балкона, терраса (лист 11 проектной документации: 17-69-ОПЗ 18-009-АР.ТЧ); - основной цвет фасада - светлая фасадная краска. Декоративный элемент фасада — деревянный брус цвета темной обшивки, ограждение террасы и эксплуатируемой кровли - остекление. Внутренняя отделка стен помещений - декоративная штукатурка, покраска стен, керамическая плитка с гидроизоляцией в с/у, и помещениях с мокрыми процессами, полы - керамическая плитка, потолки — декоративная штукатурка, покраска (листы 13-14 проектной документации: 17-69-ОПЗ 18-009-АР.ТЧ); - наружные стены — сип панель с утеплителем, с внешней стороны облицована магнезитной плитой — 12 мм, с внутренней стороны — двумя слоями огнестойкого гипсокартона, оштукатуренная с двух сторон. Перегородки — сип панель, с двух сторон облицована двумя слоями огнестойкого гипсокартона, оштукатуренная с двух сторон. Отделка - декоративная штукатурка, покраска, керамическая плитка. Покрытие пола из керамической плитки гидроизоляцией во влажных помещениях, керамической плиткой без гидроизоляции в сухих помещениях, ламинат. Потолки - декоративная шукатурка, покраска. Отделка во всех помещениях выполнена согласно нормативных документов (лист 15 проектной документации: 17-69-ОПЗ 18-009-АР.ТЧ); - оконные блоки однокамерные, металлопластиковые, оборудованные приспособлениями проветривания. Естественное освещение имеют все помещения кроме с/у. В здании помещения с постоянным пребыванием людей, (лист 16 проектной документации: 17-69-ОПЗ 18-009-АР.ТЧ); Аналогичные сведения в части проектных решений по внутренней и наружной отделке объекта - блока № 7 (первая очередь) сблокированных жилых домов и площадки для отдыха со вспомогательными помещениями отражены и на других листах проектной документации 18-009- АР по указанному объекту.

Согласно сведений, внесенных заказчиками в п. 6 декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 №РК14219023010, на объекте выполнены следующие виды работ: - устройство буронабивных свай; - монтаж лаг пола; - устройство обсадных коробок; - наружная и внутренняя шлифовка сен - наружная и внутренняя обработка огне-биозащитным составом; - наружная и внутренняя окраска стен; -монтаж окон и дверей; - монтаж электрической разводки; -установка наличников и доборных элементов окон и дверей; - монтаж натяжного потолка в санитарном узле; - установка санитарных приборов; - монтаж выключателей и розеток; - устройство ограждения террасы; - устройство настила террасы; -укладка чистового пола; -монтаж плинтусов; -установка двухконтурного котла.

При этом протоколом осмотра места происшествия от 19.03.2020, составленным следователем УМВД России по г. Симферополю подтверждается внесение недостоверных сведений в части вышеперечисленных в п. 6 декларации работ.

Кроме того, в рамках указанного осмотра выявлено и зафиксировано в протоколе от 19.03.2020 внесение недостоверных сведений в п. 12, п. 15 декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 №РК14219023010, заказчиками задекларирована установка на объекте (согласно актам о принятии после испытания) оборудования холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, лифта, мусоропровода, отопления, также указаны виды отопительных установок — двухконтурные котлы.

Таким образом, установлено отсутствие указанного в декларации оборудования.

Также согласно письма отУМВД России по г.Симферополю от 08.10.2021 г.№49/42768, проведенной проверкой установлено, что должностные липа ООО «Южная кадастровая: палата» в период 2018-2019 г. заключали договора купли-продажи объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Алушта п. Семидворье, мкр. Александрийская дача, на земельном участке с кадастровым номером 90:15:040301:3957. 04.07.2019 Службой государственного строительного надзора Республики Крым за № РК 14219023010 зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации, в которую в раздел «Виды выполненных работ» внесены сведения о выполненных работах, которые фактически не выполнены, что может свидетельствовать о внесении недостоверных сведений в официальные документы. Кроме того, в разделе декларации «Перечень инженерного оборудования объекта» внесены сведения о холодном и горячем водоснабжении, водоотведении, лифте, мусоропроводе, отоплении, двухконтурных котлах, которых фактически на объекте нет. Таким образом, в ходе осмотра объекта 20.03.2020 с участием специалиста Службы государственного строительного надзора Республики Крым установлено, что подключение сданного объекта к городским или автономным инженерным сетям (электросетям, водоснабжению, водоотведению (канализации), газопроводу) отсутствует, большая часть работ, сведения о которых внесены в декларации не выполнены либо отсутствуют. С целью недопущения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся на объекте, введенном в эксплуатацию с несоответствующими действительности строительными характеристиками, данная информация была направлена в Службу государственного строительного надзора Республики Крым для принятия мер.

Также УМВД России по г.Симферополю указал, что материалы доследственной проверки по указанным фактам, направлены 09.08.2021 за исх. № 49/4-3765 в адрес следственного отдела ОМВД России по г. Алуште для приобщения к материалам уголовного дела № 12101350019000242, возбужденного 08.06.2021 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Ходатайство ответчика о назначении по делу судебной экспертизы, подлежит отклонению в силу следующего.

В силу пункта 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Согласно пункту 22 Постановления N 23 денежные суммы, составляющие размер вознаграждения, подлежащего выплате за экспертизу, должны быть внесены на депозитный счет суда лицами, заявившими ходатайство о проведении экспертизы или давшими согласие на ее проведение в установленный судом срок, до назначения экспертизы. В случае неисполнения указанными лицами обязанности по внесению на депозитный счет суда денежных сумм в установленном размере суд выносит определение об отклонении ходатайства о назначении экспертизы и, руководствуясь положениями части 2 статьи 108 и части 1 статьи 156 АПК РФ, рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.

В соответствии с частью 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, вносятся на депозитный счет суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом. В случае, если в установленный арбитражным судом срок на депозитный счет арбитражного суда не внесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, арбитражный суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы, если дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств (часть 2 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Ввиду того, что ответчиком не были внесены денежные средства, достаточные для проведения экспертизы, судом отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы.

Вместе с тем, во исполнение определения арбитражного суда от 13.10.2021 сотрудниками Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым осуществлен выезд по адресу: мкрн. Александрийская дача, п. Семидворье, г. Алушта, Республики Крым с целью осмотра объекта капитального строительства «Строительство сблокированных жилых домов и площадки для отдыха с вспомогательными помещениями. Блок 7. I очередь».

Согласно представленного акта осмотра от 19.11.2021 установлено следующее: в соответствии с данными, находящимися в публичном доступе на сайте Росреестра https://pkk.rosreestr.ru/, сведения, а также координатные границы земельного участка с кадастровым номером 90:15:040301:3957 отсутствуют. Подъездные пути к объекту, адресные ориентиры отсутствуют, в связи с чем, идентификация объекта произведена через привязку местности к географическим координатам: широта и долгота. По адресу: Республики Крым г. Алушта, <...> находится объект капитального строительства, представленный в виде десяти двухэтажных сблокированных домов. Территория вокруг объекта не огорожена, установить границы земельного участка, на котором расположен объект, не представляется возможным. В целом не выполнено благоустройство территории. Территория вокруг объекта представляет собой грунтовое покрытие без дорожного покрытия с ямами, рытвинами, выбоинами, заполненными строительным мусором. Площадка для отдыха со вспомогательными сооружениями отсутствуют. Работы по устройству и утеплению фасадов не выполнены. С юго-восточной стороны осматриваемый объект в виде десяти двухэтажных сблокированных домов является двухэтажным (вид со стороны моря), с северо- западной стороны - одноэтажным. Снаружи все сблокированные дома имеют металлопластиковую входную дверь и металлопластиковые окна. У объекта полностью отсутствуют элементы входной группы. Фактически, с юго-восточной стороны объект расположен на неукрепленном склоне (косогоре). С восточной стороны в торцевой части объекта просматривается помещение, не имеющее наружной стены, находящееся в открытом доступе, имеющее грунтовое покрытие пола, строительные работы не завершены. Имеется кровля, ввиду того, что кровля является плоской, материал кровли не просматривается. Работы по фасадному утеплению объекта не завершены: имеются участки наружных стен с оголенными (необработанными) листами утеплителя, работы по наружной окраске стен не выполнены, отсутствуют вертикальные желоба ливневой системы, отсутствует ограждение террас (балконов) с юго-восточной стороны объекта. Визуальным осмотром наличие газопровода, электрических сетей, водоснабжения, водоотведения, способствующих благополучному проживанию людей, эксплуатации осматриваемого объекта не установлено. Поверхностный сток на объекте и прилегающей территории не организован. Бессистемный сброс поверхностного стока может привести к замачиванию грунтов основания, неравномерным осадкам и деформациям фундамента. Сброс поверхностных вод на юго - восточный незащищенный склон может спровоцировать активизацию опасных геологических процессов (оползни, оплывины, эрозия).

Вместе с тем судом установлено, что на указанный, введенный в эксплуатацию объект недвижимости, расположенный по адресу: РК, г. Алушта, <...>» в 2019 г. зарегистрировано право собственности ответчика, после чего он был разделен на 10 самостоятельных объектов - сблокированных домов, часть из которых в настоящее время перешло в собственность третьих лиц.

С учетом ответа заведующего отделом управления Росреестра по Республике Крым на запрос арбитражного суда об истребовании документов от 29.04.2021 г. № 29/-10/736 от 21.05.2021 г. на основании решения собственника о разделе, объект с кадастровым номером 90:15:040301:4265 был разделен на жилые дома с кадастровыми номерами: 90:15:040301:4285, 90:15:040301:4286, 90:15:040301:4287, 90:15:040301:4288, 90:15:040301:4289, 90:15:040301:4290, 90:15:040301:4291, 90:15:040301:4292, 90:15:040301:4293, 90:15:040301:4294.

В том числе, зарегистрировано право собственности на указанные объекты третьих лиц: сблокированный дом № 6 зарегистрирован на гражданина ФИО6, а также пять домов зарегистрировано на ООО «Группа компаний Югтех», что подтверждается зарегистрированными договорами купли- продажи сблокированного жилого дома с земельным участком. Между тем, ФИО6, который зарегистрировал свое право собственности, затем перепродал дом гражданину ФИО3

Также 01 ноября 2018 года между ООО «Южная кадастровая палата» и ФИО2 заключены два договора купли-продажи № 07/4 и № 07/5, на приобретение домов № 4 и № 5, соответственно, расположенные по адресу: РК, г. Алушта, <...>».

Таким образом, так как судом установлено и материалами дела подтверждено несоответствие сведений, указанных в оспариваемой зарегистрированной декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 №РК14219023010, фактическим обстоятельствам относительно объекта недвижимости - сблокированных жилых домов и площадки для отдыха со вспомогательными помещениями. Блок №7. I очередь, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, п. Семидворье, мкр. Александрийская дача, код объекта в соответствии с классификатором зданий и сооружений – 1110,1; категория сложности – II, что может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан и иных третьих лиц, исковые требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат возложению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы – отклонить.

Признать недействительной и отменить регистрацию декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.07.2019 № РК14219023010 по объекту «Строительство сблокированных жилых домов и площадки для отдыха со вспомогательными помещениями. Блок №7. I очередь», расположенному по адресу: Республика Крым, г. Алушта, п. Семидворье, мкр. Александрийская дача, код объекта в соответствии с классификатором зданий и сооружений – 1110,1; категория сложности – II.

Взыскать с ООО «ЮЖНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА» в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия, в арбитражный суд кассационной инстанции - в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                    В.А. Язвенко