ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-23539/13 от 11.11.2013 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул.Красная,6, веб сайт: www.krasnodar.arbitr.ru, info@ krasnodar.arbitr.ru

тел. (861) 268-46-00

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-23539/2013

«14» ноября 2013 года г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 14.11.2013 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ю.В. Любченко,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вишницкой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Таманьнефтегаз», ОГРН/ИНН <***>/<***>, Темрюкский район, п. Волна (наименование заявителя)

к Краснодарской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, г. Краснодар (наименование заинтересованного лица)

о признании незаконными действий

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 08.02.2013г. № 20;

от заинтересованного лица: не явился уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Таманьнефтегаз» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «Таманьнефтегаз») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Краснодарской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) при рассмотрении заявления от 26.04.2013г. о возврате денежного залога. Обязать Краснодарскую таможню осуществить действия по возврату суммы денежного залога в размере 1 037 576 руб. 09 коп., внесенного по платежному поручению № 1114 от 07.05.2010г., исчисленного в соответствии с таможенной распиской № 10306150/301012/ТР-6035010.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилось.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 05.11.2013г. объявлялся перерыв до 10 час. 20 мин. 11.11.2013г. (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет). Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения (часть 5 статьи 163 АПК РФ).

Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006г. N 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что поскольку перерыв объявляется на непродолжительный срок и в силу части 4 статьи 163 Кодекса после окончания перерыва судебное заседание продолжается, суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.

В связи с чем, неявка в судебное заседание после окончания перерыва и не извещение судом не присутствовавших в судебном заседании надлежащим образом извещенных сторон, о времени и месте продолжения судебного заседания не является препятствием для его продолжения.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Дело рассматривается по правилам ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ЗАО «Таманьнефтегаз» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по Темрюкскому району Краснодарского края в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, свидетельство серии 23 № 008170167.

ЗАО «Таманьнефтегаз» обратилось в Краснодарскую таможню с письмом Исх. № 1/378 от 06.11.2012г. с просьбой о предоставлении объяснений о порядке возврата денежных средств, помещенных под залог в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал.

В ответ заявителем было получено письмо Исх. № 07.1-04/23214 от 20.11.2012г. в соответствии с положениями которого, для подтверждения завершения процедуры увеличения уставного капитала, при подаче заявления Обществом должны быть представлены зарегистрированные в установленном порядке в налоговом органе учредительные документы, в том числе и зарегистрированный отчет об итогах выпуска акций, либо внесение сведения в государственный реестр эмиссионных ценных бумаг.

Для контроля за постановкой оборудования на баланс в качестве основных средств обществу необходимо представить подтверждающие документы, в частности инвентарные карточки учета объектов основных средств (ОС-6), акт приема-передачи объектов основных средств (ОС-1), расшифровку основных средств по 01 счету, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01,02,75,80, а также акт приема-передачи оборудования от иностранного инвестора Обществу.

26 апреля 2013 г. обществом было подано заявление в таможенный орган о возврате денежного залога в сумме 1 037 576,09 (один миллион тридцать семь тысяч пятьсот семьдесят шесть руб. 09 коп.), внесенного по платежному поручению № 1114 от 07.05.2010г., исчисленного в соответствии с таможенной распиской № 10309150/301012/ТР – 6035010, в связи с исполнением (прекращением) обязательства, обеспеченного денежным залогом, что подтверждается документами об увеличении уставного капитала за счет ввезенных товаров и бухгалтерскими учетными документами, подтверждающими принятие ввезенных товаров к бухгалтерскому учету в составе уставного капитала (в том числе в качестве основных производственных фондов).

К заявлению от 26 апреля 2013г. были приложены документы по перечню, установленному частями 2 и 3 ст. 149 и частями 4-7 ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с приложением документов, поименованных в письме Краснодарской таможни Исх. № 07.1-04/23214 от 20.11.2012г., а именно:

1) платежное поручение № 1114 от 07.05.2010г.;

2) таможенная расписка № 10309150/301012/ТР – 6035010;

3) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 № 007450875 от 31.12.2009г.;

4) изменения в Устав закрытого акционерного общества «Таманьнефтегаз», утверждено решением единственного акционера 16.12.2009г.;

5) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 № 007977871 от 29.11.2010г.;

6) устав закрытого акционерного общества «Таманьнефтегаз» (редакция № 14), утвержден решением единственного акционера 16.11.2010г.;

7) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 № 008352639 от 27.01.2011г.;

8) устав закрытого акционерного общества «Таманьнефтегаз» (редакция № 15), утвержден решением единственного акционера 31.12.2010г.;

9) уведомление о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества «Таманьнефтегаз» № 18-10-МЛ-04/670 от 25.02.2010г.;

10) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг (зарегистрировано 25.02.2010г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D);

11) уведомление о государственной регистрации дополнительного отчета об итогах выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества «Таманьнефтегаз» № 18-10-МЛ-04/5204 от 30.12.2010г.;

12) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (зарегистрирован 30.12.2010г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D);

13) Акт о приеме-передаче объекта основных средств № БП000000068 от 09.01.2013г. по форме № ОС-1;

14) акт № 2 от 26.04.2010г. приема-передачи оборудования от иностранного инвестора Обществу;

15) инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме № ОС-6 № БП0006192 от 09.01.2013г.;

16) расшифровку основных средств по 01 счету;

17) оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, 75, 80;

18) баланс Общества за 2012 год;

19) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 23 № 008170167;

20) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г. серия 23 № 001944655 от 09.09.2002г.;

21) решение единственного акционера ЗАО «Таманьнефтегаз» от 05.03.2013г.;

22) приказ № 192-Л от 07.03.2013г.;

23) образец подписи лица, подписавшего заявление, заверенный нотариально (аффидевит).

Заинтересованное лицо, рассмотрев полученное заявление и приложенные к нему документы, письмом Исх. № 19.4.-04/9686 от 07.05.2013г., отказало в возврате денежного залога, возвратив заявление без рассмотрения с формулировкой: «в связи с непредоставлением документов, подтверждающих исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залогом».

Заявитель, считая вышеуказанные действия таможенного органа по отказу возврате денежного залога, внесенного по платежному поручению № 1114 от 07.05.2010г., исчисленного в соответствии с таможенной распиской № 10309150/301012/ТР – 6035010 незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В силу ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Как видно из материалов дела, 16.12.2009г. ЗАО Инвестиционная компания «Beleggingsmaatschappij Nes D.V.» (место нахождения – Нидерланды, Schoolstraat 70, 2202 HG NORDWIJK, регистрационный номер 33255915), являясь единственным акционером общества, приняла решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 6 000 (шесть тысяч) рублей в количестве 38 833 (тридцать восемь тысяч восемьсот тридцать три) штуки.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 указанного решения в течение 1 (одного) года с даты, следующей за днем регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг в оплату размещаемых акций будет внесено ввозимое из Нидерландов имущество, состоящее из оборудования для перегрузочного комплекса сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефти и нефтепродуктов, поименованного в перечне, для целей использования в производственной деятельности в качестве основных производственных фондов.

20.05.2010 года при подаче обществом декларации на ввезенный товар (часть телескопического трапа-сходни), таможенным органом принято решение о предоставлении ЗАО «Таманьнефтегаз» льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, ввезенного в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал и задекларированного по ДТ N 10309150/200510/0000557.

Решение принято в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о Едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - постановление Правительства N 883).

Товар оформлен в таможенном режиме «выпуск для внутреннего потребления», как оборудование, поступившее от иностранного учредителя общества в качестве вклада в уставный капитал.

Таможенным органом 21.05.2010г. выпуск товара разрешен условно под обеспечение уплаты таможенных платежей. Обществом внесен денежный залог в размере 1 037 576,09 руб., оформлена таможенная расписка № 10309150/301012/ТР – 6035010.

Право собственности на часть телескопического трапа-сходни передано единственным акционером обществу по акту № 2 приема-передачи права собственности на имущество от 26.04.2010г.

Изменения в устав общества от 16.12.2009г. прошли государственную регистрацию 31.12.2009, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 № 007450875, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края. Устав общества в редакции № 14 от 16.11.2010г. прошел государственную регистрацию 29.11.2010, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 № 007977871, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края. Устав общества в редакции № 15 от 31.12.2010г. прошел государственную регистрацию 27.01.2011, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 № 008352639, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края.

Факт регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Общества и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в уполномоченном органе ФСФР России – Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (РО ФСФР РОСИИ В ПР) подтверждается уведомлением о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества «Таманьнефтегаз» № 18-10-МЛ-04/670 от 25.02.2010г.; решением о дополнительном выпуске ценных бумаг (зарегистрировано 25.02.2010г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D); уведомлением о государственной регистрации дополнительного отчета об итогах выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества «Таманьнефтегаз» № 18-10-МЛ-04/5204 от 30.12.2010г.; отчетом об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (зарегистрирован 30.12.2010г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D).

Телескопический трап-сходня принят на бухгалтерский учет, что подтверждается годовым бухгалтерским балансом общества, Актом о приеме-передаче объекта основных средств № БП000000068 от 09.01.2013г. по форме № ОС-1 и инвентарной карточкой учета объекта основных средств по форме № ОС-6 № БП0006192 от 09.01.2013г.

Общество, считая, что основания для удержания денежного залога отсутствуют, согласно требованиям постановления Правительства N 883, ст. 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), и представив подтверждающие документы, обратилось в таможенный орган с заявлением от 26" апреля 2013 г. о возврате денежного залога в размере 1 037 576,09 (один миллион тридцать семь тысяч пятьсот семьдесят шесть руб. 09 коп.).

Указанное заявление таможенный орган возвратил обществу без рассмотрения письмом от 07.05.2013 N 19.4.-04/9686, в котором не были конкретизированы допущенные нарушения, не отражена информация какие конкретные сведения и документы отсутствуют, что не позволило обществу определить причины возвращения заявления без рассмотрения и само по себе является нарушением требований, предусмотренных частями 2 и 4 ст. 149 Федерального закона N 311-ФЗ.

Согласно требованиям, установленным Письмом ФТС России от 29.04.2011 N 01-11/19942 «О возврате таможенных платежей», в котором обращено внимание таможенных органов на недопущение случаев формального отказа в рассмотрении заявления о возврате. Мотивированное объяснение причин невозможности рассмотрения заявления должно содержать информацию о сведениях, не указанных в заявлении, и конкретных документах, не представленных в таможенный орган, но которые необходимы для принятия решения о возврате таможенных пошлин, налогов.

Нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим порядок и условия предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, является постановление Правительства N 883.

Согласно требованию пункта 1 названного Постановления товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они:

- не являются подакцизными;

- относятся к основным производственным фондам;

- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами.

Пунктом 2 постановления Правительства N 883 предусмотрено, что в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал и освобожденных от уплаты ввозной таможенной пошлины, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Иных условий названное Постановление не содержит.

Таможенным органом не оспаривается, что Телескопический трап-сходня не является подакцизным товаром, ввезен на территорию Российской Федерации в установленный срок в целях формирования уставного капитала общества.

При таможенном оформлении товаров декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов на основании постановления Правительства N 883 и Налогового кодекса Российской Федерации, должен подтвердить заявленный статус товара - вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления указанных льгот.

Для определения статуса таких товаров в таможенных целях при принятии решения о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов применяются соответствующие федеральные законы, регулирующие порядок внесения вкладов (в том числе вещами) в уставные (складочные) капиталы организаций, к которым относится Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об акционерных обществах».

Принятие акционером общества решения об увеличении имеющегося размера уставного капитала за счет дополнительного вклада (в том числе в имущественном виде) отражается в учредительных документах. Такое решение подлежит выполнению в сроки, установленные в учредительных документах общества. По истечении срока, установленного для внесения дополнительных вкладов участником в уставный капитал общества, итоги внесения дополнительного вклада фиксируются в соответствии с Федеральным законом в учредительных документах общества с последующей государственной регистрацией в установленном законодательством Российской Федерации порядке.С момента государственной регистрации таких изменений в учредительных документах общества указанные документы имеют юридическую силу для третьих лиц, в том числе для таможенного органа.

После завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительного вклада в уставный капитал общества вещи, внесенные в качестве дополнительного вклада, приобретают статус имущества общества.

Постановление Правительства N 883, так же как и таможенное законодательство Российской Федерации, и соответствующие международные договоры, не содержат понятия «основные производственные фонды» и не раскрывают его значения.

Наиболее близкими к отношениям, связанным с уплатой таможенных платежей (освобождением от уплаты платежей), являются отношения, связанные с уплатой налогов и сборов, поскольку налоги (сборы) так же как и таможенные пошлины являются обязательными платежами, взимаемыми в пользу государства для формирования доходной части бюджета в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В законодательстве о налогах и сборах для обозначения имущества, используемого налогоплательщиком в качестве основного средства для производства и реализации товара в течение длительного времени используется аналогичный по содержанию термин "основное средство".

В рассматриваемом случае идет речь об использовании терминов в таможенном регулировании, тогда как в указанной норме говорится о неприменении законодательства о налогах и сборах к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц.

Согласно пункту 3 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, применяются в каждом из государств - членов таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств - членов таможенного союза, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза.

Кроме того пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что термины в области таможенного регулирования и таможенного дела используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза. Все иные термины используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Телескопический трап-сходня соответствует критериям основного средства, установленным налоговым законодательством Российской Федерации. Он также соответствует определению и критериям "основного средства", установленного «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (пункт 46), утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в полной мере соответствует признакам основного средства, определенным в пункте 4 «Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01», (утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н) и в «Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств» (утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н).

Судом установлено, что общество в соответствии с правилами составления бухгалтерского баланса отразило информацию о принятии Телескопического трапа-сходни на бухгалтерский учет в годовом бухгалтерском балансе в разделе "Основные средства", на соответствующую статью раздела.

Согласно части 2 статьи 137 Федерального закона N 311-ФЗ исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, установленных пунктом 1 статьи 85 ТК ТС, в случае условного выпуска товаров в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2), имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем (пункт 3), считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 4).

Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, - в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи (часть 5).

Пунктом 1 статьи 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статьей 145 Федерального закона № 311-ФЗ установлено, что при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 149 Федерального закона № 311-ФЗ возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующим за днем исполнения или прекращения обязательства.

В соответствии с преамбулой постановления Правительства N 883, оно принято в целях стимулирования привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций.

Под исполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом, понимается исполнение иностранным учредителем обязанности по фактическому внесению товара в уставный капитал общества, то есть достижения цели, имеющей правовое значение.

В данном случае, определяющее значение имеет факт целевого назначения товара, ввезенного как вклад в уставный капитал, в целях использования в производственной деятельности. Это обстоятельство не может быть рассмотрено как длящееся, а его исполнение - как допускающее постоянный контроль со стороны таможенного органа без возврата денежного залога. Иное входило бы в явное противоречие с целями инвестиционной политики Российской Федерации.

При отсутствии обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ввиду наличия оснований для применения льгот отсутствует и предмет обеспечения.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами.

Возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот, которые сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, определены в статье 211 ТК ТС.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи.

Возврат денежного залога не является препятствием для проведения в дальнейшем в отношении общества мероприятий таможенного контроля с целью выявления возможного нецелевого использования имущества и, в случае обнаружения в рамках таможенного контроля такой ситуации, применить возникающие из данного обстоятельства последствия. Доказательств, подтверждающих наличие у таможенного органа оснований полагать, что в случае нецелевого использования условно выпущенных товаров обязанность по уплате таможенной пошлины обществом не будет выполнена, материалы дела не содержат.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными полностью или частично.

В силу п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу ст. 201 АПК РФ суд при удовлетворении требований заявителя указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Заявитель предоставил суду доказательства несоответствия оспариваемых им действий Краснодарской таможни действующему законодательству и нарушение этими действиями (бездействием) прав и имущественных интересов общества.

Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий.

Таким образом требования ЗАО «Таманьнефтегаз» заявлены правомерно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

Сумма денежного залога подлежит возврату таможенным органом по заявлению лица, внесшего денежный залог, при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом.

В соответствии со статьями 101,102. 104,110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указанная глава кодекса не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

Согласно п. 47 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствования налогового администрирования» 01.01.2007 признан утратившим силу п.5. ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета.

В соответствии с п. 5 Информационного письма Президиума ВАС от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренных главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст.102 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу.

В соответствии с п.1. ст.102 АПК РФ государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и размерах, которые установлены федеральным законом.

На основании ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 100 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей; от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей; от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей; от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей; свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей; 2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4 000 рублей; 3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 2 000 рублей.

Из материалов дела усматривается, что государственная пошлина по рассматриваемому делу в соответствии со ст. 333.21 НК РФ составляет 25 375,77 руб. (Двадцать пять тысяч триста семьдесят пять рублей 77 копеек).

Обществом при подаче в Арбитражный суд Краснодарского края заявления было уплачено 2 000,00 рублей государственной пошлины, о чем свидетельствует платежное поручение № 5941 от 15.07.2013г., также было уплачено 23 375 рублей 77 копеек дополнительной государственной пошлины, о чем свидетельствует платежное поручение № 6556 от 05.08.2013г.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что с Краснодарской таможни подлежит взысканию 25 375,77 руб. (Двадцать пять тысяч триста семьдесят пять рублей 77 копеек) государственной пошлины в пользу ЗАО «Таманьнефтегаз».

Руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также статьями 27, 29, 65, 66, 101, 102, 104, 110, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201, 259 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия Краснодарской таможни при рассмотрении заявления ЗАО «Таманьнефтегаз» от "26" апреля 2013 г. о возврате денежного залога.

Обязать Краснодарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ЗАО «Таманьнефтегаз» (ОГРН/ИНН <***>/<***>) суммы в размере 1 037 576,09 (один миллион тридцать семь тысяч пятьсот семьдесят шесть руб. 09 коп.), внесенной по платежному поручению № 1114 от 07.05.2010г., исчисленной в соответствии с таможенной распиской № 10309150/301012/ТР – 6035010.

Взыскать с Краснодарской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, 350033, <...>) в пользу ЗАО «Таманьнефтегаз» (ОГРН/ИНН <***>/<***>) 25 375,77 руб. (двадцать пять тысяч триста семьдесят пять рублей 77 копеек) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Ю.В. Любченко