Дело № А32-2452/2021
город Краснодар 08 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 08 июля 2021 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «РОССЕТИ КУБАНЬ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Краснодар
к региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Краснодар
третье лицо: ДПК «АЛЬБАТРОС» (ОГРН <***>), г. Темрюк
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 10.01.2020 № 23АВ0852257,
от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 05.04.2021,
от третьего лица: не явился, уведомлен в порядке статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «РОССЕТИ КУБАНЬ» (далее по тексту – юридическое лицо, общество)обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене Приказа региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее по тексту – контролирующий орган) от 26.11.2020 № 11/2020 «Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ДПК «Альбатрос», об урегулировании спора с ПАО «Россети Кубань», связанного с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных ставок).
Представитель заявителя в судебном заседании присутствовал, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании присутствовал, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено о месте и времени слушания дела в порядке статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом; несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Согласно частям 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.
В судебном заседании 30.06.2021 объявлен перерыв до 01.07.2021 в 09 час. 40 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено, в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не велась, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Публичное акционерное общество «РОССЕТИ КУБАНЬ» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 17.09.2002, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>.
24.04.2020 ДПК «Альбатрос» направлена заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Кубань» объекта «ЭПУ дома отдыха», расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. ФИО3, ул. Курортная, 104. В качестве причины подачи заявки указано «увеличение существующей мощности».
В связи с отсутствием сведений и документов, указанных в пункте 10 Правил №861, ПАО «Россети Кубань» 28.04.2020 направило в адрес ДПК «Альбатрос» уведомление о необходимости представления недостающих сведений и документов. 22.05.2020 и 02.06.2020 ДПК «Альбатрос» представил запрашиваемые сведения и документы.
16.06.2020 общество направило в адрес ДПК «Альбатрос» в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах, а также технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора. В проекте договора плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств рассчитана на основании стандартизированных ставок, утвержденных приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25.12.2019 № 40/2019-э.
ДПК «Альбатрос» (353500, <...>) обратилось в контролирующий орган с заявлением об урегулировании спора с ПАО «Россети Кубань», связанного с установлением и применением платы за технологическое присоединение и(или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок).
26.11.2020 РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края вынесен приказ «Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ДПК «Альбатрос», об урегулировании спора с ПАО «Россети Кубань», связанного с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных ставок) (далее по тексту - Приказ №11/2020).
Пунктом 1 Приказа №11/2020 удовлетворены требования, указанные в заявлении ДПК «Альбатрос», а также определено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ДПК «Альбатрос», расположенные на земельном участке по адресу: Краснодарский край, и Темрюкский район, ст. ФИО3, ул. Курортная, д. 104, к электрическим сетям ПАО «Россети Кубань» должна быть определена из расчета 550 рублей (с НДС), умноженных на количество членов ДПК «Альбатрос».
Согласно пункту 2 Приказа №11/2020 ПАО «Россети Кубань» необходимо произвести расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ДПК «Альбатрос» в соответствии с пунктом 1 Приказа №11/2020.
Не согласившись с выводами контролирующего органа, юридическое лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании незаконным и отмене Приказа региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края от 26.11.2020 № 11/2020.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Услугой по передаче электрической энергии согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Судом установлено, что 26.11.2020 контролирующим органом вынесен приказ об удовлетворении требований, указанных в заявлении ДПК «Альбатрос» (353500, <...>) об урегулировании спора с ПАО «Россети Кубань», связанного с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок).
Заинтересованное лицо определило по итогам урегулирования спора, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ДПК «Альбатрос», расположенных на земельном участке, находящегося по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. ФИО3, ул. Курортная, д. 104, к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» должна быть определена из расчета 550 рублей (с НДС), умноженных на количество членов ДПК «Альбатрос».
В соответствии с пунктом 2 Приказа обществу было предписано произвести расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ДПК «Альбатрос», расположенных на земельном участке, находящегося по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. ФИО3, ул. Курортная, д. 104, к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» в соответствии с пунктом 1 Приказа.
По мнению заявителя, оспариваемый приказ подлежит отмене, поскольку действия заявителя по указанию в проекте договора № 20901-20-00567920-1 на технологическое присоединение объекта «ЭПУ дома отдыха» ДПК «Альбатрос» в размере 24 369 033 руб. 95 коп. обусловлены прямым указанием закона, а именно пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, а также приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25.12.2019 № 40/2019-э «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Краснодарского края и Республики Адыгея».
В соответствии с абзацами 1, 13 пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В отношении кооперативов размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество членов кооперативов, при условии присоединения каждым членом кооператива не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств кооперативов на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Из материалов дела следует, что дачный потребительский кооператив «Альбатрос» создан в организационно-правовой форме потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 1 проекта договора об осуществлении технологического присоединения № 20901-20-00567920-1, представленным заявителем в адрес ДПК «Альбатрос», ДПК «Альбатрос» подана заявка на технологическое присоединение в целях увеличения мощности ранее присоединенных к электрическим сетям энергопринимающих устройств кооператива, то есть, расстояние от энергопринимающих устройств кооператива до электрических сетей Заявителя составляет менее 300 метров (О метров), а категория надежности запланированного технологического присоединения третья.
В соответствии с пунктом 5 выданных заявителем технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое Присоединение 10 кВ, что является уровнем напряжения электрической сети до 20 кВ.
В соответствии с заявкой ДПК «Альбатрос» на технологическое присоединение заявителю был представлен списочный состав членов кооператива в количестве 52 человека, что при запрошенной максимальной присоединяемой мощности энергопринимающих устройств кооператива 320 кВт на каждого члена кооператива не более 6,16 кВт.
Сведения о том, что отдельными членами кооператива будет присоединена мощность более 15 кВт, в заявке ДПК «Альбатрос» на технологическое присоединение отсутствуют.
В соответствии с учредительными документами ДПК «Альбатрос», сведениями единого государственного реестра юридических лиц, данное юридическое лицо создано и существует в организационно-правовой форме потребительского кооператива.
В соответствии с абзацем 13 пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, установлен особый порядок применения льготного размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для кооперативов, который и должен применяться для разрешения настоящего спора, учитывая организационно-правовую форму ДПК «Альбатрос».
При этом довод общества относительно того, что поскольку в уставе ДПК «Альбатрос» указано, что данное юридическое лицо создано в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то к ДПК «Альбатрос» возможно применение норм, определяющих правовой статус садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, при формировании размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, не принимается судом ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ определены организационно-правовые формы, в которых могут быть созданы юридические лица в целях реализации гражданами своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав:
садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества,
садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы,
садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Для каждого из указанных видов юридических лиц законодатель определил особенности создания, порядок формирования общего имущества или имущества общего пользования.
С учетом особенностей создания и порядка формирования общего имущества или имущества общего пользования Правительством Российской Федерации были определены особые порядки применения льготного размера платы в размере 550 руб. за технологическое присоединение к электрическим сетям для кооперативов и для садоводческих товариществ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у контролирующего органа имелись достаточные правовые основания для вынесения оспариваемого приказа.
В процессе судебного разбирательства заявитель указал, что в пункте 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям термином «кооператив» подразумевается коммерческая организация, являющееся сообществом, основанном на членстве и предусматривающее объединение усилий его членов для осуществления коммерческой деятельности с целью достижения экономического роста.Данное толкование дано в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» только для такого вида кооператива, как производственных кооператив.При этом ДПК «Альбатрос» согласно пункту 2.1. Устава является некоммерческой организацией. В связи с чем, на ДПК «Альбатрос» не может быть распространен порядок применения льготной платы за технологическое присоединение, предусмотренный пунктом 17 Правил для кооперативов.
Между тем, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано в организационно-правовой форме производственного кооператива. Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в организационно-правовой форме потребительского кооператива.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством предусмотрены следующие виды кооперативов: производственный и потребительский.
Соответственно, не указание в тексте Правил цели создания и деятельности кооператива, к которому должен применяться льготный порядок ценообразования в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 17 Правил не может служить основанием для неприменения при расчетах за технологическое присоединение энергопринимающих устройств дачного потребительского кооператива к электрическим сетям льготного размера платы, предусмотренного для применения с кооперативами пунктом 17 Правил.
С учетом изложенного, заинтересованным лицом обоснованно и в соответствии с действующим законодательством был урегулирован спор между ДПК «Альбатрос» и обществом относительно размера платы за технологическое присоединение.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Ввиду отсутствия совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания незаконным приказа региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований юридического лица.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статьям 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 64-71, 110, 156, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Н.В. Хахалева