АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-24722/18
«6» августа 2018 года г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 2 августа 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 6 августа 2018 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Сочитеплоэнерго», г. Сочи (наименование заявителя)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар (наименование ответчика)
3-е лицо : ФИО1, г. Сочи,
о признании недействительным решения от 29.05.2018 года № 13704/8 по делу № ВП-79/2018,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2- представителя,
от ответчика: ФИО3 - представителя (до перерыва), ФИО4- представителя (после перерыва),
от 3-го лица : не явился, уведомлён,
У С Т А Н О В И Л :
Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Сочитеплоэнерго» (далее заявитель, МУП «СТЭ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее ответчик, управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 29.05.18 № 13704/8 по делу № ВП-79/2018.
Заявитель поддержал заявленные требования и указал на следующее:
Размещение информации в Единой информационной системе (также далее по тексту ЕИС) стало обязательным с 01.01.2016, когда Приказом Казначейства РФ № 354 от 22.12.2015 в эксплуатацию была введена Единая информационная система — открытый ресурс, в котором содержатся сведения о проводимой закупочной деятельности. Регулирует функционирование ЕИС Постановление Правительства № 1414 от 23.12.2015.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (далее Закон № 321-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе).
Положения Закона № 321-ФЗ предусматривают обязанность унитарных предприятий по применению положений Закона о контрактной системе с 01.01.2017 года ко всем закупкам, за исключением закупок осуществляемых за счет грантов, а также в случаях привлечения соисполнителей иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия. Таким образом, независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) унитарные предприятия.
С 01 января 2017 года унитарные предприятия осуществляют закупки с применением Закона о контрактной системе.
В силу пункта 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
Согласно части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48, 50 - 54 части 1 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется.
Планирование закупок, в соответствии с положениями статьи 16 Закона о контрактной системе, осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.
Согласно части 7 статьи 17 Закона о контрактной системе план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
План закупок служит исходным документом, в который заказчик включает информацию о товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления его функций и достижения иных целей (часть 1, пункт 3 части 2 статьи 17 Закона о контрактной системе). План-график составляется на его основе (часть 2 статьи 21 названного Закона).
Положениями статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В плане закупок заказчик должен обосновать потребность в товарах, работах или услугах, привести срок их приобретения и объем финансирования (п. п. 2, 4 - 6 ч. 2 ст. 17 Закона о контрактной системе З).
В плане-графике необходимо определить условия каждой закупки, в частности способ осуществления, цену, описать ее объект (п. п. 2, 4 ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в план закупок включается информация о закупках, извещение об осуществлении которых планируется разместить либо приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в которых планируется направить в установленных Федеральным законом случаях в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В оба документа включаются наименования объектов закупок и их идентификационные коды. В остальном состав сведений о закупках различен
Так, для каждой закупки в плане нужно указать идентификационный код. Такой код формируется из следующих элементов: (год закупки) + (ИКУ) + (номер закупки) + ("000") + (код объекта закупки) + (код вида расходов)
Для формирования плана закупок сотруднику контрактной службы, контрактному управляющему необходимо выяснить: 1) какие товары (работы, услуги) нужно приобрести в следующем году (годах); 2) когда (квартал, год) должна осуществляться поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), с какой периодичностью; 3) сколько денежных средств понадобится (с разбивкой по годам - при необходимости); 4) по какому коду вида расходов согласно бюджетной классификации оплачиваются товары (работы, услуги). Указанная информация требуется для присвоения закупкам идентификационного кода, их обоснования и заполнения формы плана.
Таким образом, в план закупок и план-график вносятся сведения о закупках, которые должны состояться в плановом периоде, а не об исполнении контрактов, которые заключены ранее и заказчик будет исполнять в плановом периоде.
Учитывая изложенное, требование о составлении и размещении плана закупок и плана-графика закупок к МУП «СТЭ» применяется только с 01.01.17 и только в отношении тех закупок, которые МУП «СТЭ» планирует осуществить и осуществляет в соответствии с Законом о контрактной системе.
Обязанность включения закупок, осуществляемых по договорам (контрактам) заключенным в рамках Закона о закупках до 01.01.17. в план закупок и план-график закупок Законом о контрактной системе не предусмотрены, равно как и ответственность за не включение в план закупок и план-график закупок, осуществляемых по договорам (контрактам) заключенным в рамках Закона о закупках до 01.01.17.
Договоры энергоснабжения № 227762 от 27.05.13 и № 241016 от 20.11.14 между ОАО «Кубаньэнергосбыт» и МУП «СТЭ» заключены в 2013 и 2014 годах соответственно, в рамках Закона о закупках и отражать их плане-графике 2017 и 2018 года для закупок по Закону о контрактной системе не требовалось. Такая обязанность у МУП «СТЭ» отсутствовала. Более того, для этого отсутствовали и правовые основания, и необходимая информация (например, отсутствие идентификационного кода закупки, т.к. в рамках Закона о закупках он не присваивался).
Ответчик в судебном заседании возражает против заявленных требований, доводы изложены в отзыве.
Третье лицо не явилось, уведомлено надлежащим образом.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.07.18 до 2.08.18.
Суд установил, что в управление поступила информация ФИО1, согласно которой предприятие заключило с гарантирующим поставщиком ПАО «ТНС энерго Кубань» контракт электроснабжения котельных и иных производственных помещений, расположенных на территории муниципального образования г/к Сочи. Однако информация о заключенном контракте в соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в ЕИС не размещена.
Соответствующие позиции закупок в плане-графике и в плане закупок отсутствуют.
Решением от 29.05.18 № 13704/8 по делу № ВП-79/2018 управление признало в действиях предприятия наличие нарушения части 1, части 10, части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с решением, предприятие обратилось в арбитражный суд.
При принятии решения суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания.
В хорде проверки в управление предприятием предоставлены: договор от 27.05.2013 № 227762, договор от 20.11.2014 № 241016. Указанные договоры заключены с гарантирующим поставщиком ОАО «Кубаньэнергосбыт» (в 2017 году изменено на наименование ПАО «ТНС энерго Кубань»).
В силу пункта 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В соответствии частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Заявитель указывает, что договоры заключены в рамках Закона о закупках .
С 01.01.17 унитарные предприятия осуществляют закупки с применением Закона о контрактной системе. Таким образом, с указанной даты МУП «СТЭ» при осуществлении закупок должно руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в полном объеме. Данный факт не отрицается предприятием. Запрет на расторжение заключенных до 01.01.2017 договоров Закон о закупках, Закон о контрактной системе не содержит.
В 2017, 2018 г. МУП «СТЭ» на основании пункта 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе договор не заключало.
Таким образом, предприятием с 01.01.17 не исполняются требования Закона о контрактной системе, регламентирующего определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок (часть 2 статьи 21 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (часть 11 статьи 21 Закона о контрактной системе).
2018 г. указанная закупка в плане-графике, плане закупок не предусмотрена. При этом, услуги оказываются на основании ранее заключенных договоров.
С учетом изложенного управление пришло к обоснованному выводу о нарушении предприятием положений ст.21 Закона о контрактной системе.
Доводы предприятия отклонены судом как основанные на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Судебные расходы по делу следует возложить на заявителя.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 121, 123, 167, 170, 176, 201, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в месячный срок с даты принятия.
Судья И.П. Гонзус