ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-24783/20 от 26.11.2020 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-24783/20

 «2» декабря  2020 г.                                                                                              г. Краснодар                                    

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2020 г.

Полный текст решения изготовлен  2 декабря 2020 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П.,   при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Григорьевым С.Э. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «ЮККА Плюс», г. Геленджик (наименование истца),

к Главному управлению ФССП России по Краснодарскому краю,

к Геленджикскому ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, г. Геленджик,

к судебному приставу-исполнителю Геленджикского ГОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО1, г. Геленджик

к судебному приставу-исполнителю Геленджикского ГОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО2, г. Геленджик (наименование ответчиков),

третье лицо: ИФНС России по г-к. Геленджику Краснодарского края,

об уменьшении на ¼ размера исполнительского сбора,

о возвращении обществу с ограниченной ответственностью «Юкка Плюс» излишне

взысканных сумм исполнительского сбора,

о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Юкка Плюс» отсрочки уплаты исполнительского сбора на шесть месяцев со дня вступления решения с силу

при участии:

от заявителя: не явился, уведомлён

от ответчика №1: не явился, считается уведомлённым

от ответчика №2: не явился, считается уведомлённым

от ответчика № 3: не явился, считается уведомлённым

от ответчика № 4: не явился, считается уведомлённым

от 3-го лица: не явился, считается уведомлённым

УСТАНОВИЛ:

            Общество с ограниченной ответственность «Юкка Плюс» (далее – заявитель, общество, ООО «Юкка Плюс», должник) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ГУФССП России по Краснодарскому краю, г. Краснодар (далее – ответчик № 1), к Геленджикскому ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, г. Геленджик (далее – ответчик № 2) о снижении размера исполнительского сбора, взыскиваемого с общества с ООО «Юкка Плюс» в рамках исполнительных производств имущественного характера: № 108104/19/23030-ИП от 30.12.2019 – до 135 246,16 руб., № 50475/20/23030-ИП от 15.05.2020 – до 224 487,83 руб., № 50474/20/23030-ИП от 15.05.2020 – до 27 227,175 руб., № 50473/20/23030-ИП от 15.05.2020 – до 63 329,37 руб., № 71962/19/23030-ИП от 15.10.2019 – до 85 347,67 руб.

о возвращении ООО «Юкка Плюс» излишне взысканных сумм исполнительского сбора в рамках исполнительных производств: № 50475/20/23030-ИП от 15.05.2020 – в сумме 74 829,27 руб., № 50474/20/23030-ИП от 15.05.2020 – в сумме 9 075,72 руб., № 50473/20/23030-ИП от 15.05.2020 – в сумме 21 109,79 руб., всего: 105 014,79 руб.

о предоставлении ООО «Юкка Плюс» отсрочки уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительных производств: №108104/19/23030-ИП от 30.12.2019, № 71962/19/23030-ИП от 15.10.2019 на шесть месяцев со дня вступления данного решения в силу.

            От Заявителя поступило ходатайство об отказе от требований о возвращении ООО «Юкка Плюс» излишне взысканных сумм исполнительского сбора в рамках исполнительных производств: № 50475/20/23030-ИП от 15.05.2020 – в сумме 74 829,27 руб., № 50474/20/23030-ИП от 15.05.2020 – в сумме 9 075,72 руб., № 50473/20/23030-ИП от 15.05.2020 – в сумме 21 109,79 руб., всего: 105 014,79 руб.

            Отказ от части требований судом принят.

            К участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Геленджикского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО1, судебный пристав-исполнитель Геленджикского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО2.

            К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ИФНС России по г-к. Геленджику Краснодарского края.

            От ООО «Юкка Плюс» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом удовлетворено. Правовая позиция изложена в исковом заявлении и в дополнительном правовом обосновании к исковому заявлению.

            Ответчики явку представителей в судебное заседание не обеспечили, считаются извещенными надлежащим образом, отзывы на заявление не представили.

            Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, считается извещенной надлежащим образом, отзыв на заявление не представило.

            В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие надлежаще уведомленных сторон.

            В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

            Исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований.

            Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Юкка Плюс" является юридическим лицом, что подтверждается Единым государственным реестром юридических лиц: ИНН <***>, ОГРН <***>;

            Судебным приставом-исполнителем ГОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО3 в отношении должника ООО "Юкка Плюс" 27.09.2019 возбуждено исполнительное производство № 64280/19/23030-ИП в пользу взыскателя ИФНС России по г-к. Геленджику Краснодарского края, сумма взыскания – 2 576 117,34 руб.

            В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке, судебным приставом–исполнителем ФИО1 вынесено постановление от 22.11.2019 о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составляет 180 328,21 руб.

            В связи с погашением основного долга, по исполнительному производству №64280/19/23030-ИП, судебным приставом–исполнителем ФИО1 30.12.2019 принято постановление о возбуждении отдельного исполнительного производства №108104/19/23030-ИП по взысканию исполнительского сбора в сумме 180 328,21 руб.

            Судебным приставом-исполнителем ГОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО1 в отношении должника ООО "Юкка Плюс" 16.08.2019 возбуждено исполнительное производство № 45476/19/23030-ИП в пользу взыскателя ИФНС России по г-к. Геленджику Краснодарского края, сумма взыскания – 4 275 958,56 руб.

            В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке, судебным приставом – исполнителем ФИО1 вынесено постановление от 08.10.2019 о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составляет 299 317,10 000 руб.

            В связи с погашением основного долга, по исполнительному производству № 45476/19/23030-ИП, судебным приставом–исполнителем ФИО1 15.05.2020 принято постановление о возбуждении отдельного исполнительного производства № 50475/20/23030-ИП по взысканию исполнительского сбора в сумме 299 317,10 руб.

Судебным приставом-исполнителем ГОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО1 04.03.2020 в отношении должника ООО "Юкка Плюс" возбуждено исполнительное производство № 20867/20/23030-ИП в пользу взыскателя ИФНС России по г-к. Геленджику Краснодарского края, сумма взыскания – 518 612,89 руб.

            В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке, судебным приставом–исполнителем ФИО1 вынесено постановление от 04.03.2020 о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составляет 36 302,90 руб.

            В связи с погашением основного долга, по исполнительному производству № 20867/20/23030-ИП судебным приставом–исполнителем ФИО1 15.05.2020 принято постановление о возбуждении исполнительного производства № 50474/20/23030-ИП по взысканию исполнительского сбора в сумме 36 302,90 руб.

Судебным приставом-исполнителем ГОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО1 16.03.2020 возбуждено исполнительное производство № 23912/20/23030-ИП в отношении должника ООО "Юкка Плюс" в пользу взыскателя ИФНС России по г-к. Геленджику Краснодарского края, сумма взыскания – 1 206 237,67 руб.

            В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке, судебным приставом–исполнителем ФИО1 вынесено постановление от 07.05.2020 о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составляет 84 439,16 руб.

            В связи с погашением основного долга, по исполнительному производству № 23912/20/23030-ИП, судебным приставом–исполнителем ФИО1 15.05.2020 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 50473/20/23030-ИП по взысканию исполнительского сбора в сумме 84 439,16 руб.

Судебным приставом-исполнителем ГОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 15.10.2019 в отношении должника ООО "Юкка Плюс" возбуждено исполнительное производство № 71962/19/23030–ИП в пользу взыскателя АО ДЭП №111, сумма взыскания – 1 625 669,86 руб.

            В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке, судебным приставом–исполнителем ФИО2 26.02.2020 вынесено постановление о взыскании с обществаисполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составляет 113 796,89 руб. в рамках исполнительного производства № 71962/19/23030–ИП.

            Общая сумма исполнительского сбора, начисленная обществу по указанным исполнительным производствам, составила 714 184 руб. 26 коп

            Не согласившись с размером исполнительского сбора, взыскиваемого на основании

постановлений, и в связи со сложным финансовым положением ООО «Юкка Плюс» обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о снижении размера исполнительского сбора на ¼, взыскиваемого с ООО "Юкка Плюс" в рамках исполнительных производств имущественного характера: № 108104/19/23030-ИП от 30.12.2019 – до 135 246,16 руб., № 50475/20/23030-ИП от 15.05.2020 – до 224 487,83 руб., № 50474/20/23030-ИП от 15.05.2020 – до 27 227,175 руб., № 50473/20/23030-ИП от 15.05.2020 – до 63 329,37 руб., № 71962/19/23030-ИП  от 15.10.2019 – до 85 347,67 руб.

и предоставлении ООО «Юкка Плюс» отсрочки уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительных производств: №108104/19/23030-ИП от 30.12.2019, № 71962/19/23030-ИП от 15.10.2019 на шесть месяцев со дня вступления решения в силу.

            При вынесении решения суд исходит из следующего.

            Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ

"Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") к исполнительным документам отнесены исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

            В силу статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав- исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1). Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий (часть 11).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 рассматриваемой статьи).

            В соответствии с частью 17 статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу,

выдавшим исполнительный документ.

            Согласно части 1 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае

неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

            Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации (часть 3).

            Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

            В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе

в порядке, установленном Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда с учетом степени вины должника в

неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника,

иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного судебным приставом- исполнителем в соответствии с частью 3 статьи 112 настоящего Закона.

            Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора

не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при

разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

            Таким образом, вопрос о возможности снижения исполнительского сбора должен быть рассмотрен, исходя из обстоятельств дела, а также с учетом характера совершенного

правонарушения и степени вины должника.

            Факт неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный

для добровольного исполнения, подтверждается материалами настоящего дела и заявителем по существу не оспаривается.

            Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного

обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.

            В соответствии правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 года N 13-П, от 17.01.2013 года N 1-П, от 25.02.2014 года N 4-П и от 19.01.2017 года N 1-П, определении от 02.04.2015 года N 654-0, исполнительский сбор, установленный статьей 112 Закона об исполнительном производстве, не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а

также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

            Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

            Поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному

ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

            Это означает, что взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированное, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного

правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 года № 305-КГ17-23457).

            При разрешении вопроса о возможности уменьшения размера исполнительского сбора суды самостоятельно оценивают фактические обстоятельства дела, представленные

доказательства и доводы, содержащиеся в заявлении должника. Уменьшение исполнительского сбора является правом суда.

            Из существа заявленных требований следует, что общество, не оспаривая законность и обоснованность взыскания с него исполнительского сбора, не оспаривая неисполнение в добровольном порядке в установленный срок, требования исполнительного документа, а также, не оспаривая по существу сами постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, указывает, со ссылкой на статью 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" на наличие оснований для уменьшения размера исполнительского сбора.

            В обоснование заявления о снижении размера исполнительского сбора и отсрочки его уплаты общество ссылается на невозможность исполнения требований исполнительного документа по независящим от него причинам, а именно тяжелого финансового положения, возникшего по следующим причинам:

            - согласно представленной налоговой декларации за 2019 год убытки по итогам работы общества в 2019 году составили 4 765 000 рублей, значительная дебиторская задолженность в бюджете общества в 2019 году составляла 7 898 000 рублей;

            - дебиторская задолженность в 2020 году составила 7 783 577,65 рублей согласно представленной в дело расшифровке дебиторской задолженности ООО "Юкка Плюс" по состоянию на 30.09.2020;

            - ИФНС России по г-к Геленджику неоднократно принимало решения о приостановке операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (19.02.2019, 28.06.2019, 13.08.2019, 18.09.2019, 01.10.2019, 09.10.2019,  28.10.2019, 31.12.2019), что явилось препятствием получения обществом кредита на погашение задолженности, заключении контрактов на выполнение работ, и расчетов по заключенным договорам;

            -основной вид деятельности общества (код ОКВЭД 01.61) – предоставление услуг в области растениеводства. Данная деятельность является сезонной, что создает в бюджете общества кассовый разрыв.           

            Представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что действия общества не были направлены на уклонение от исполнения обязательств по исполнительным документам, также общество не совершало действий, повлекших материальные затраты по исполнению исполнительных документов.

            Суд учитывает, что общество в 2019-2020 годах принимало меры к погашению сумм задолженности по исполнительным документам и на момент обращения в суд общая сумма основного долга, на которую начислен исполнительский сбор - 10 202 632,29 рублей была обществом практически полностью выплачена. Остаток долга составил 402 000,51 руб. по исполнительному производству № 71962/19/23030-ИП от 15.10.2019.

            Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что неисполнение должником требования исполнительного документа в установленный срок обусловлено тяжелым финансовым положением общества и расценивает это обстоятельство, как смягчающие его вину.

            По мнению суда, взыскание с данного общества исполнительского сбора в общей сумме 714 184,26 руб., может привести к невозможности исполнения обществом своих финансовых и иных обязательств, в том числе выплате заработной платы работникам.

            Исходя из вышеизложенного, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, а также предоставить отсрочку его уплаты в рамках исполнительных производств: № 108104/19/23030-ИП от 30.12.2019, 71962/19/23030-ИП.

            Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (части

9 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

            На основании вышеизложенного, исковые требования общества о снижении исполнительского сбора на ¼, а также требование о предоставлении отсрочки уплаты исполнительского сбора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

            Руководствуясь статьей 120 Конституции Российской Федерации, статьями 65, 123, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 112 Федерального закона от 02.10.2009 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд

Р Е Ш И Л:

            Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого с общества с ограниченной ответственностью «Юкка Плюс» в рамках исполнительных производств:

№ 108104/19/23030-ИП от 30.12.2019  -  до 135 246,16 руб.

№ 50475/20/23030-ИП от 15.05.2020  -  до 224 487,83 руб.

№ 50474/20/23030-ИП от 15.05.2020  -  до 27 227,175 руб.

№ 50473/20/23030-ИП от 15.05.2020  -  до 63 329,37 руб.

№71962/19/23030-ИП от 15.10.2019   - до 85 347,67 руб.

            Предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Юкка Плюс" отсрочку уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительных производств: № 108104/19/23030-ИП от 30.12.2019, 71962/19/23030-ИП от 15.10.2019 на шесть месяцев с вступления решения в законную силу.

            Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в месячный срок с даты принятия.

Судья                                                                                                И.П.Гонзус