ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-24887/20 от 11.11.2020 АС Краснодарского края

г. Краснодар                                                                                                 Дело № А32-24887/2020                    18 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2020.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 18.11.2020.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска», г. Новороссийск

к Черноморо-Азовскому морскому управлению Росприроднадзора, г. Новороссийск

об обжаловании ненормативного акта,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Новороссийска» (далее по тексту – юридическое лицо, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора (далее по тексту – контролирующий орган, управление) от 24.03.2020 № 007/03/87-КНД/ПР/2020 в части установленного срока исполнения предписания и установлении следующих сроков: по пункту 3 – 24 сентября 2021 года, по пункту 6 – 24 сентября 2021 года, по пункту 8 – 31 декабря 2020 года.

При принятии заявления к производству судом было установлено, что муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Новороссийска» подано ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины с приложением документов, подтверждающих имущественное положение заинтересованной стороны. В связи с чем, указанное ходатайство было удовлетворено.

Аудиозапись судебного заседания не ведется, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Согласно части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом; несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Новороссийска» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 22.02.2013, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>.

Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,на основании приказа от 20.02.2020 № 87-КНД, в период с 25.02.2020 по 24.03.2020 была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Водоканал города Новороссийска».

Копия приказа исполняющего обязанности руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 20.02.2020 № 87-КНД с уведомлением о проведении плановой выездной проверки юридического лица вручены заместителю директора МУП «Водоканал» 21.02.2020.

05.03.2020 контролирующим органом обследована территория объекта НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города: Краснодарский край, г. Новороссийск, п. Алексино.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальнымиправовыми актами:

1) В ходе проведения проверки МУП «Водоканал» (Объект НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города) было установлено, что предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность в границах водоохранной зоны Черного моря. 05.03.2020 в ходе осмотра установлено, что данная территория не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды;

2) В ходе проведения проверки установлено, что при эксплуатации объекта НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города оказывается негативное воздействие на окружающую среду. В процессе и в результате деятельности МУП «Водоканал» образуются отходы;

3) В ходе проведения проверки установлено, что при эксплуатации объекта НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Установлено, что предприятие осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах РФ - акватории Черное море. Через глубоководный выпуск, протяженностью 2110 метров МУП «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в водный объект - Черное море. В ходе эксплуатации данного водовыпуска предприятием осуществляются водолазные обследования и иные ремонтные работы. Однако, сведения о проведении государственной экологической экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации и получении положительного заключения в Черноморо-Азовском морском управлении Росприроднадзора отсутствует;

4) В ходе проверки установлено, что предприятие не осуществляет производственный экологический контроль в области охраны и использования водных объектов. Результаты проведения производственного контроля, полученных по результатам осуществления производственного экологического контроля, предприятием не представлены;

5) В 2019 году и 1 квартале 2020 года предприятие осуществило обращение с образующимися отходами, не имея разработанных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

6) МУП «Водоканал» при осуществлении своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду (НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города). С очистных сооружений через глубоководный выпуск осуществляется сброс сточных вод в акваторию Черного моря.

05.03.2020 были отобраны пробы морской воды. Согласно представленному экспертному заключению ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» от 11.03.2020 по результатам количественного химического анализа установлено, что концентрации загрязняющих веществ в отобранных пробах морской воды превышают нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 января 2017 года, регистрационный № 45203);

7) 05.03.2020 в ходе осмотра территории объекта НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города, а также представленной документации установлено, что на данной территории имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух МУП «Водоканал» не проводилась;

8) В ходе проведения проверки материалы, подтверждающие внесение квартальных авансовых платежей (плата за негативное воздействие на окружающую среду) МУП «Водоканал» не предоставило;

9) МУП «Водоканал» при осуществлении своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду (НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города). С очистных сооружений через глубоководный выпуск осуществляется сброс сточных вод в акваторию Черного моря. Данный глубоководный выпуск находится в неисправном состоянии, а именно: нарушена целостность глубоководной (сбросной) трубы. В трубе имеются многочисленные свищи.

Согласно пункту 14 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.01.2020 № 00-06.03.00.001-М-РСХБ-Т-2020-08179/00 одним из обязательных условий использования одного объекта (его части) является содержание в исправном состоянии эксплуатируемых водопользователем очистных сооружений. Таким образом, использование водного объекта (Черное море), может производиться МУП «Водоканал» только при выполнении им всех условий, прописанных в Решении.

05.03.2020 были отобраны пробы морской воды. Согласно представленному экспертному заключению ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» от 11.03.2020 по результатам количественного химического анализа установлено, что концентрации загрязняющих веществ в отобранных пробах морской воды превышают нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552. Таким образом, МУП «Водоканал» при эксплуатации глубоководного выпуска сточных вод при его неисправном состоянии, нарушены условия Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.01.2020 № 00-06.03.00.001-М-РСХБ-Т-2020-08179/00;

10) В ходе проведения проверки материалы, подтверждающие наличие плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций МУП «Водоканал» представлено не было;

11) В ходе проверки установлено, что представленная программа производственного экологического контроля МУП «Водоканал» утверждена 09.01.2020. Предприятие с момента начала действия Приказа Минприроды России от. 28.02.2018 № 74 (15.04.2018) до момента утверждения МУП «Водоканал» Программы (09.01.2020), осуществляло хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствии программы производственного экологического контроля, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года №74;

12) МУП «Водоканал» при осуществлении своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду (НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города). Предприятие имеет стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, через которые при их эксплуатации осуществляется выброс указанных веществ в атмосферу, источники сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среды. Установлено, что предприятие при осуществлении хозяйственной деятельности было обязано иметь, но не имело согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусмотренных пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», не имело возможности проводить такие мероприятия (согласованные с уполномоченным органом) в случае получения прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, не проводило мероприятия (согласованные с уполномоченным органом) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.

По результатам проверки составлен акт проверки от 24.03.2020 № 0024/03/87-КНД/ПР/2020, а также юридическому лицу выдано предписание от 24.03.2020 № 007/03/87-КНД/ПР/2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Новороссийска», не согласившись с предписанием контролирующего органа от 24.03.2020 № 007/03/87-КНД/ПР/2020, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании его незаконным в части установленного срока исполнения предписания и установлении следующих сроков: по пункту 3 – 24 сентября 2021 года, по пункту 6 – 24 сентября 2021 года, по пункту 8 – 31 декабря 2020 года.

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Частью 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу частей 1, 2 статьи 67 Закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее - Административный регламент).

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора разработан в целях повышения качества и эффективности проверок, проводимых государственными инспекторами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области охраны окружающей среды, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федерального государственного экологического надзора и устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении федерального государственного экологического надзора, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, их должностными лицами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (пункт 1 административного регламента).

Согласно пункту 7 Административного регламента предметом федерального государственного экологического надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Пунктом 8 Административного регламента установлено, что под федеральным государственным экологическим надзором понимается, в том числе, осуществление Росприроднадзором государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы Росприроднадзора федеральный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3 Административного регламента исполнение государственной функции осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - Росприроднадзор) (список территориальных органов Росприроднадзора приведен в приложении 1 к настоящему Административному регламенту).

Как следует из материалов дела, контролирующим органом в период с 25.02.2020 по 24.03.2020 была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой юридическому лицу выдано предписание от 24.03.2020 № 007/03/87-КНД/ПР/2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Юридическим лицом в рамках дела оспариваются пункты 3, 6, 8 предписания в части установления сроков их исполнения.

Основанием для вынесения указанных пунктов предписания послужил вывод государственного органа о том, что:

Пункт 3 предписания – срок устранения 25.01.2021: в ходе проведения проверки установлено, что при эксплуатации объекта НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Установлено, что предприятие осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах РФ - акватории Черное море. Через глубоководный выпуск, протяженностью 2110 метров МУП «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в водный объект - Черное море. В ходе эксплуатации данного водовыпуска предприятием осуществляются водолазные обследования и иные ремонтные работы. Однако, сведения о проведении государственной экологической экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации и получении положительного заключения в Черноморо-Азовском морском управлении Росприроднадзора отсутствует;

Пункт 6 предписания – срок устранения 24.06.2020: МУП «Водоканал» при осуществлении своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду (НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города). С очистных сооружений через глубоководный выпуск осуществляется сброс сточных вод в акваторию Черного моря. 05.03.2020 были отобраны пробы морской воды. Согласно представленному экспертному заключению ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» от 11.03.2020 по результатам количественного химического анализа установлено, что концентрации загрязняющих веществ в отобранных пробах морской воды превышают нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»;

Пункт 8 предписания – срок устранения 24.06.2020: МУП «Водоканал» при осуществлении своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду (НВОС 03-0123-002314-П Очистные сооружения канализации Южной части города). В процессе и в результате деятельности МУП «Водоканал» образуются отходы. Предприятие осуществляет обращение с образующимися отходами, в том числе их накопление. Также МУП «Водоканал» имеет источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производит выброс таких веществ в атмосферу при осуществлении своей хозяйственной деятельности, источники сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среды, производит сброс таких веществ в окружающую среду при осуществлении своей хозяйственной деятельности. В ходе проведения проверки материалы, подтверждающие внесение квартальных авансовых платежей (плата за негативное воздействие на окружающую среду), МУП «Водоканал» не предоставило.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Согласно части 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее - Порядок), проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии с частью 1 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Юридическое лицо, в обоснование заявленных требований по делу указало на то, что сроки, установленные оспариваемыми пунктами, являются заведомо неисполнимыми, в связи с тем, что решением Октябрьского районного суда города Новороссийска предприятию установлен срок – 36 месяцев для проведения работ по устранению превышения загрязняющих веществ в сбрасываемых водах;работы по модернизации очистных сооружений, в том числе ОСК Южной части города Новороссийска, будут выполнены в соответствии со сроками, установленными инвестиционной программой «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоотведения МО г. Новороссийск».

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В соответствии с содержанием заявления предприятие просит продлить срок исполнения пункта 3 предписания, необходимый для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, с 10 до 18 месяцев.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что срок устранения выявленного нарушения согласно пункту 3 предписания не нарушает положение законодательства о сроке проведения экологической экспертизы, установленное частью 4 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Довод заявителя об установлении решением Октябрьского районного суда города Новороссийска срока в 36-месячный срок принять меры, направленные на исключение фактов загрязнения водных объектов, не может быть принят судом, поскольку в рамках гражданского производства по иску природоохранного прокурора не рассматривался вопрос получения положительного заключения экологической экспертизы текущей хозяйственной деятельности.

В соответствии с данными инвестиционной программы запланировано выделение бюджетных денежных средств до 2021 года на реконструкцию ОСК Южной части города Новороссийска (в целях увеличения пропускной мощности сбросов).

Реконструкция очистных сооружений в указанных целях, поименованная в инвестиционной программе, не связана с вопросом финансирования разработки документации, обосновывающей текущую хозяйственную деятельность предприятия по сбросам загрязняющих веществ в Черное море посредством очистных сооружений Южной части города Новороссийска.

В материалы дела не представлены документальные доказательства того, что инвестиционной программой предусмотрено выделение финансовых средств на прохождение государственной экологической экспертизы. В связи с чем, указанный довод предприятия не может служить основанием для признания необоснованным установленного управлением в пункте 3 срока исполнения предписания.

Относительно доводов МУП «Водоканал города Новороссийска» поизменению срока, установленного в пункте 6 предписания (устранение нарушения ввиде сброса неочищенных сточных вод с превышением концентрацийзагрязняющих веществ посредством очистных сооружений Южной части городаНовороссийска), судом установлено следующее.

Исходя из содержания заявления предприятия по обжалованию срока, установленного в пункте 6 предписания, для исключения фактов загрязнения Черного моря необходима полная модернизация очистных сооружений. При этом, решением Октябрьского районного суда города Новороссийска по делу № 2-2949/2018 предприятию установлен срок для модернизации очистных сооружений исходя из данных инвестиционной программы.

Вместе с тем, изложенные заявителем доводы и представленные в их обоснование доказательства не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания ввиду его неисполнимости, в силу следующего.

По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).

Статьей 37 ВК РФ предусмотрено, что водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 44 ВК РФ).

При этом, обязанность соблюдения нормативов допустимого сброса сточных вод не поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. В связи с чем, отсутствие финансирования и длительность времени проведения работ по строительству очистных сооружений не свидетельствуют о неисполнимости предписания.

Относительно требования юридического лица о признании незаконным пункта 8 предписания (внесение квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду), суду не представлены документальные доказательства, подтверждающие нарушение контролирующим органом законодательства в части установления срока его исполнения, тогда как внесение платы водопользователем предусмотрено в законодательно установленные сроки.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты 3, 6, 8 предписания от 24.03.2020 № 007/03/87-КНД/ПР/2020 в части срока их исполнения соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

При изложенных обстоятельствах, оснований для признания незаконными пунктов 3, 6, 8 предписания от 24.03.2020 № 007/03/87-КНД/ПР/2020 в части срока их исполнения не имеется, в связи с чем, заявленные предприятием требования не подлежат удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

На основании вышеизложенного, расходы на оплату государственной пошлины подлежат взысканию с заявителя в федеральный бюджет (с учетом предоставления отсрочки).

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) государственную пошлину в сумме 3 000 рублей в доход федерального бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца со дня его принятия.   

Судья                                                                                                                           Н.В. Хахалева