ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-25684/18 от 04.02.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. (861) 293-81-03

Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                      Дело № А32-25684/2018

04 февраля 2019 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Семушина А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агирбовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о внесении изменений в договор аренды от 12.12.2011 № 11-06а-006

при участии в судебном заседании:

от истца – не явился

от ответчика – не явился

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Русс» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее – ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 12.12.2011 № 11-06а-006: в п. 1.1 договора аренды лесного участка от 12.12.2011 № 11-06а-006 изменить категорию земель, указав вместо категории «земли лесного фона» категорию земель «земли населенных пунктов»,  в п. 1.2 вместо цифры «14,3» га указать цифру «12,09 га». Требования мотивированы невозможностью использования спорного лесного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования, несоответствием фактической площади участка с площадью, указанной в договоре.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между обществом с ограниченной ответственностью «РУСС» и Министерством природных ресурсов Краснодарского края на основании протокола аукциона от 02.12.2011 № 11-06а-006 заключен договор аренды лесного участка от 12.12.2011 № 11-06а-006.

В соответствии с условиями договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, площадью 14,3 га, местоположение: Краснодарский край, лесничество Краснодарское, участковое лесничество Елизаветинское, квартал 5 А, выдела 2, 13, 14, 15, 16, 19, 23, части выделов 1, 7, 17. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-09-01-08-00088.

Целью предоставления лесного участка в аренду являлось осуществление рекреационной деятельности (п. 1.5, приложение № 3 к договору).

В соответствии с п. 3.3.1 договора арендатор имеет право приступить к использованию земельного участка, после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема – передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора.

Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном законом порядке 06.03.2012, регистрационный номер № 01/044/2012-302, участок передан по акту приема передачи лесного участка от 13.12.2013 № 93-09.

В обосновании исковых требований истец указывает, выполняя требования по подготовке проекта освоения лесов арендуемого лесного участка было установлено, что фактическая площадь земельного участка, которое общество с ограниченной ответственностью «Русс» вправе использовать в рекреационных целях, не соответствует площади лесного участка, указанной в договоре.

Общество с ограниченной ответственностью «Русс» указывает, что в результате проведенного обследования земельного участка было установлено наложение на спорный лесной участок (площадью 14,3 га) земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0134001:1027 (площадью 246 кв.м.), 23:43:0134001:370 (площадью 5490).

После обработки полученных измерений площадь земельного участка фактически переданного истцу составляет 12,09 га, в связи с чем, разница для осуществления рекреационной деятельности составила 2,21 га.

Кроме того, на основании письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 03.05.2018 № 29-4182-1 истцу стало известно о том, что в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар» спорный лесной участок находится в границах станицы Елизаветинская, а следовательно относится к категории земель – земли населенных пунктов.

Письмом от 01.06.2018 общество с ограниченной ответственностью «Русс» обратилось к министерству природных ресурсов с требованием уточнения площади лесного участка и категории земельного участка.

Министерством природных ресурсов Краснодарского края письмом от 21.06.18 № 202-06.2-18049/18 отказано в изменении существенных условий договора аренды лесного участка.

Истец полагает, что в результате предоставления в аренду лесного участка без проведения кадастровых работ, а также невыполнения министерством природных ресурсов требований закона по изменению категории и площади лесного участка, общество с ограниченной ответственностью «Русс» лишено возможности использовать лесной участок в соответствии с условиями договора.

Вышеуказанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.

При рассмотрении  заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушенного права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, а именно путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.

Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.

Частью 2 ст. 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 ЛК РФ.

Судом при рассмотрении дела установлено, что, спорный участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом. Предметом договора аренды является лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

На основании ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно пп. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Согласно ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

В силу ст. 3 ЗК РФ, ст. 3 ЛК РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.

Согласно ст. 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством, следовательно, аренда земель лесного фонда подчиняется правилам лесного законодательства.

В ст. 9 ЛК РФ установлено, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с настоящим кодексом.

Согласно п. 1 ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (п. 4 ст. 41 ЛК РФ).

Таким образом, ЛК РФ предусмотрено предоставление лесных участков в аренду юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 04.12. 2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2017 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с п. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2017 года, признается юридически действительным;

Таким образом, до 2017 года постановка на кадастровый учет земель лесного фонда при предоставлении участка не требовалась.

Из вышесказанного следует, что учет лесных участков производится на основании материалов лесоустройства. Отсутствие постановки лесного участка на кадастровый учет не влияет на права на этот участок.

Согласно п. 9 Приказа Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ,  осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Пунктом 3.3.1 договора также закреплена обязанность арендатора представить арендодателю в установленном порядке разработанный проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора.

Согласно п. 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1
ст. 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.

Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В разделе «Общие сведения» содержатся сведения:

- о лице, использующем лесной участок;

- вид использования лесов, дата и номер договора аренды лесного участка либо выданного уполномоченным органом свидетельства о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, дата и номер регистрации права, срок аренды, кадастровый номер лесного участка;

- сведения об органе государственной власти или органе местного самоуправления, предоставившем лесной участок в аренду или постоянное (бессрочное) пользование;

- копия договора аренды лесного участка с приложениями или свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

- сведения о разработчике проекта (наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, факса, электронный адрес).

- выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка, а в случае предоставления лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ указывается номер учетной записи в государственном лесном реестре и прикладывается план лесного участка.

Ввиду вышеизложенного доводы общества с ограниченной ответственностью «Русс» о невозможности эксплуатации не прошедшего кадастровый учет лесного участка, в том числе в целях рекреационной деятельности, противоречит нормам п. 5 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 и п.п. 4.1, 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ».

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства препятствующие истцу использовать арендованным лесным участком, а также исполнять условия договора аренды в части постановки участка на государственный кадастровый учет.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка. В соответствии с п. 6.5 договора аренды лесного участка нарушение существенных условий договора аренды, одним из которых является разработка проекта освоения лесов, является основанием расторжения договора аренды.

Истцом заявлено требование об обязании Министерство природных ресурсов Краснодарского края внести изменения в п. 1.1 договора аренды лесного участка, в частности изменить категорию земель, указав вместо категории «земли лесного фонда» категорию земель «земли населенных пунктов».

Так, общество с ограниченной ответственностью «Русс» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар за получением сведений из ИСОГД об арендуемом лесном участке.

Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства от 03.05.2018 № 29/4182-1 земельный участок, расположенный по адресу: ст. Елизаветинская, лесничество Краснодарское, участковое Лесничество Елизаветинское, квартал 5 А, выдела 2, 13, 14, 15, 16, 19, 23, части выделов 1, 7, 17, Елизаветинский сельский округ находится в границах ст. Елизаветинская.

Границы ст. Елизаветинской утверждены решением городской Думы Краснодара об утверждении генерального плана города Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15.

Вместе с тем, судом установлено, в рамка дела № 3а-551/2018 Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным иском о признании недействующим решения городской думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар» в части включения в границы муниципального образования г. Краснодар лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Краснодарского лесничества Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края.

В обоснование иска указано, что оспариваемым нормативным правовым актом включены в границы муниципального образования лесные участки из состава земель лесного фона, что препятствует осуществлению собственником – Российской Федерацией, функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передачи указанных участков в пользование.

В рамках рассмотрения дела № 3а-551/2018 краевым судом было установлено следующее.

Доводы административного иска относительно необоснованного включения оспариваемым нормативным правовым актом в границы муниципального образования город Краснодар лесных участков из состава земель лесного фонда нашли свое подтверждение. Соответствующие доводы подтвердились совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а также признанием административным ответчиком административного иска.

Решением от 11.04.2018 по делу № 3а-551/2018 суд признал недействующим со дня принятия решение городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар» в части включения в границы муниципального образования город Краснодар лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Краснодарского лесничества Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края, в том числе квартала 5 А.

Суд обязал городскую Думу Краснодара опубликовать решение или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются решения городской Думы Краснодара.

Таким образом, в рамках рассмотрения дела № № 3а-551/2018 судом была установлена принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда.

Указанные выводы суда в силу ст. 69 АПК РФ носят преюдициальный характер и не подлежат повторному доказыванию в рамках настоящего спора.

В силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот факт в отношениях между теми же сторонами.

Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 21.12.2011
№ 30 – П признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. В качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. К числу оснований для такого пересмотра относится установление приговором суда преступлений против правосудия (включая фальсификацию доказательств), совершенных при рассмотрении ранее оконченного дела.

Действия общества с ограниченной ответственностью «Русс» в части обращения с требованием об изменении категории земель нельзя признать добросовестными и соответствующими закону.

С учетом сложившихся обстоятельств истец мог узнать из публичного источника об отнесении спорного участка к землям лесного фонда решение суда от 11.04.2018, однако письмом от 01.06.2018 обратился к ответчику с требованием об изменении категории участка.

Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2
ст. 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (п. 3 ст. 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (п. 5 ст. 166 ГК РФ).

В обосновании доводов о несоответствии фактической площади земельного участка, которую истец вправе использовать в рекреационных целях, площади лесного участка, указанной в договоре, обществом с ограниченной ответственностью «Русс» ссылается на натурно техническое обследование арендуемого участка с участием геодезиста и представителя лесничества ФИО1 с применением GPS приборов.

В результате вышеуказанного обследования было установлено, что на спорный участок площадью 14, 3 га накладываются два земельных участка: с кадастровым номером 23:43:0134001:1027, площадью 246 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0134001:370, площадью 5 490 кв.м.

После обработки полученных измерений, площадь спорного земельного участка составляет 12,09 га, что подтверждается схемой измерений, в связи с чем разница между площадью, указанной в договоре (14,3 га) и площадью фактически переданной в аренду (12,09 га) для осуществления рекреационной деятельности составила 2,21 га.

В силу ст. 64 АПК РФ заключения экспертов являются доказательствами, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и устанавливает имеющие значение для дела обстоятельства на основании оценки всех доказательств в совокупности, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы, а заключение эксперта исследуется и оценивается наряду с другими доказательствами.

Факт предупреждения экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения принимается во внимание судом, оценивающим экспертные заключения в качестве допустимого и надлежащего доказательства.

Суд считает необходимым отклонить данное доказательство в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, поскольку представленное истцом суду заключение независимого эксперта со ссылкой на то, что эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности.

Кроме того в своем заключении эксперт не указывает на то, что имеется реальная невозможность использования лесного участка при выявленном наложении.

В рамках рассмотрения дела, истцом было заявлено ходатайство о назначении экспертизы по делу.

Выбор эксперта и экспертного заключения истец определил на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 82 АПК РФ арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

В соответствии с ч. 2 ст. 82 АПК РФ круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом с учетом обстоятельств, подлежащих установлению для правильного разрешения спора. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы.

Экспертиза назначается для разрешения вопросов, возникших в ходе судебного разбирательства, которые требуют специальных знаний.

Вопросы выбора экспертного учреждения, эксперта и формулировка вопросов являются компетенцией суда, рассматривающего дело по существу.

Как отмечено в абз. 3 п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 для получения информации о возможности проведения экспертизы, ее стоимости и сроках проведения от лица, обладающего специальными знаниями, а при поручении проведения экспертизы экспертному учреждению (организации) - также и об экспертах, которым она может быть поручена, суд вправе направить указанному лицу (экспертному учреждению, организации) соответствующее определение об отложении судебного разбирательства (предварительного судебного заседания) или перерыве в судебном заседании (предварительном судебном заседании) либо выписку из протокола судебного заседания (предварительного судебного заседания).

Для установления экспертной организации суд направлял запросы в экспертные учреждения в целях получения ответов о возможности проведения экспертизы по настоящему делу.

Так, определением от 14.11.2018 судом заблаговременно были направлены запросы в экспертные учреждения ФБУ «Краснодарская ЛСЭ» МЮ РФ (350000, <...>), ООО «НПП «ЮрИнСтрой»» (350033, <...>), ООО «КубаньЮгЭкспертиза» (350002, ФИО2 дамба 7, оф.6) о возможности проведения по настоящему делу судебной экспертизы, содержащей следующие вопросы:

1. Какова фактическая площадь лесного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, лесничество Краснодарское, участковое лесничество Елизаветинское, квартал 5А, выдела 2, 13, 14, 15, 16, 19, 23, части выделов 1, 7, 17?

2. Соответствует ли площадь лесного участка, указанная в договоре аренды лесного участка от 12.12.2011 № 11-06а-006, фактической площади лесного участка, которая передана по договору аренды лесного участка от 12.12.2011
 № 11-06а-006?

3. Имеются ли наложения границ иных земельных участков на лесной участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, лесничество Краснодарское, участковое лесничество Елизаветинское, квартал 5А, выдела 2, 13, 14, 15, 16, 19, 23, части выделов 1, 7, 17?

4. Соответствует ли конфигурация лесного участка, который передан по договору аренды лесного участка от 12.12.2011 № 11-06а-006, материалам отвода данного лесного участка?

В материалы дела поступили следующие ответы от экспертных организаций:

1. ООО «НПП «ЮрИнСтрой»» - срок проведения экспертизы до тридцати дней, стоимость – 300 450 руб.

2. ФБУ «Краснодарская ЛСЭ» МЮ РФ – срок проведения экспертизы до 30.03.2018, ориентировочная стоимость – 94 530 руб.

Однако истец доказательств перечисления денежных средств на депозитный счет арбитражного суда не представил, явку представителя в судебное заседание от 14.01.2019, 04.02.2019 не обеспечил.

Размер вознаграждения эксперту определяется арбитражным судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом
(абз. 2 ч. 2 ст. 107 АПК РФ).

Денежные средства, подлежащие выплате экспертам, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом. Если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами, требуемые денежные суммы вносятся сторонами на депозитный счет арбитражного суда в равных частях  (ч. 1
ст. 108 АПК РФ).

При наличии согласия на проведение экспертизы нескольких лиц, участвующих в деле, эти лица в отсутствие иного соглашения между ними обязаны внести на депозитный счет суда в равных частях денежные суммы, подлежащие выплате экспертам (абз. 4 п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»).

Как следует из материалов дела, ходатайство о проведении экспертизы по делу было заявлено истцом.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия. Данные положения относятся также к вытекающему из принципа состязательности праву лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 41 АПК РФ).

Указанные права гарантируются обязанностью участников процесса раскрывать доказательства до начала судебного разбирательства
(ч. 3 ст. 65 АПК РФ) и в порядке представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции, согласно которому такие доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (ч. 2 ст. 268 АПК РФ).

Истец не представил доказательств оплаты экспертизы в указанном размере.

На основании изложенного в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы следует отказать.

При этом спорный лесной участок в границах и площади по договору аренды учтен в государственном лесном реестре.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются по лесным кварталам и или лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр основаны на материалах лесоустройства.

По смыслу положения ст. 72 ЛК РФ объектом аренды по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, могут быть только лесные участки прошедшие государственный кадастровый учет.

При этом согласно ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса РФ» (в редакции закона на момент заключения договора) до 01.01.2012 допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственный кадастровый учета, осуществляется их государственный учет.

В соответствии со ст. 4.1 201-ФЗ государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
ст. 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими п. 1 ст. 69 ЛК РФ.

Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Согласно п. 1, 2 ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе, о лесных участках.

Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда на момент заключения договора аренды регулировался приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 № 310 (далее - Порядок).

В соответствии с п. 11 Порядка государственный учет проводится в случае предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда.

Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к настоящему Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в
п. 2 настоящего Порядка.

Согласно п. 12 Порядка по результатам государственного учета лицам, указанным в п. 5 настоящего Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.

Учитывая изложенное, наличие выданного и заверенного уполномоченным органом государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре.

Так, приложением к договору аренды является план лесного участка от 12.12.2011 с номером учетной записи в государственном лесном реестре
23-09-01-08-00088, площадью 14,5 га.

Истцом не представлены сведения о наличии в соответствии с
ч. 2, 3 ст. 74.1 ЛК РФ оснований для внесения изменений в государственный лесной реестр в части изменения площади и границ арендованного лесного участка.

Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии оснований в части изменения площади спорного лесного участка.

Кроме того суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.

Согласно ч. 2 ст. 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 ЛК РФ.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (ч. 3 ст. 74.1 ЛК РФ).

В данном случае если будет установлено, что с торгов был предоставлен лесной участок не соответствующий своим характеристикам, то такая сделка будет являться ничтожной.

Ничтожная сделка не может быть исцелена уменьшением площади участка до фактической.

При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Русс» следует отказать в полном объеме.

В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с ч. 1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Так как истцу в удовлетворении требований отказано в полном объеме, на основании  судебные расходы по настоящему делу распределении не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ

Р Е Ш И Л:

Ходатайство ООО «Русс» о назначении экспертизы оставить без удовлетворения.

В удовлетворении исковых требований ООО «Русс» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                    А.В. Семушин