ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-26173/06 от 29.01.2007 АС Краснодарского края

__________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Краснодар Дело № А-32-26173/2006-23/443

29 января 2007 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ломакиной И. П.

При ведении протокола судебного заседания судьей Ломакиной И.П. в судебном заседании рассмотрел дело

по заявлению Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В.С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Краснодар,

к ИФНС РФ № 4 по г. Краснодару, г. Краснодар,

Третье лицо – Центральное отделение по г. Краснодару УФК по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

о признании недействительными Решений ИФНС РФ № 4 по г. Краснодару № 14643, 14576/471, 14620/472, 14581/473 и Требований № 116774, 115249, 8908, 115250, 8909, 115251, 8910, 56887.

При участии в заседании: от заявителя – ФИО1 (по доверенности), ФИО2 (по доверенности), ФИО3 (по доверенности), ФИО4 (по доверенности),

от заинтересованного лица – не явился.

От третьего лица – ФИО5 (по доверенности).

Резолютивная часть Решения объявлена 22.01.2007. Полный текст Решения изготовлен 29.01.2007.

Заявлено требование о признании недействительными:

- Решения ИФНС РФ № 4 по г. Краснодару № 14643 от 27.07.06 по налогу на прибыль за 3 месяца квартальный 2006 г. в размере 436 962 руб., пени по налогу в сумме 4 163,54 руб.;

- Требования об уплате налога и пени № 116774 от 03.08.2006 г. в части взыскания налога на прибыль в сумме 346 962,0руб. и пени по налогу 4163,54руб.;

- Решения № 14576/471 от 25.07.06 по налогу на добавленную стоимость за январь 2006 г. в сумме 89 778,0 руб., пени по налогу в сумме 6 064,08 руб., штрафа в размере 2 265,59 руб.;

- Требования об уплате налога и пени № 115249 от 28.07.2006 г. в части взыскания НДС  в сумме 89 778,0руб., пени по налогу 6 064,08 руб.;

- Требования об уплате налоговой санкции по НДС № 8908 от 28.07.06 в размере 2 265,59 руб.;

- Решения № 14620/472 от 26.07.2006г. по налогу на добавленную стоимость за февраль 2006 г. в сумме 88 345,0 руб., пени по налогу в сумме 4 938,48руб., штрафа по НДС в размере 12 248,19руб.;

- Требования об уплате налога и пени № 115250 от 28.07.2006 г. в части взыскания НДС в сумме 88 345,0руб., пени по налогу 4 938,48руб.;

- Требования об уплате налоговой санкции по НДС № 8909 от 28.07.2006 в размере 12 248,19 руб.;

- Решения № 14581/473 от 26.07.06 за март 2006 г. (от сдачи федерального имущества в аренду) в части налога на добавленную стоимость в сумме 87 085,0 руб., пени по налогу в сумме 3 657,66 руб., штрафа размере 17 471,0 руб.;

- Требования об уплате налога и пени № 115251 от 28.07.2006 г. в части взыскания НДС  в сумме 87 085,0 руб., пени по налогу 3 657,66 руб.;

- Требования об уплате налоговой санкции № 8910 от 28.07.06 в части суммы 17 471,0руб.;

А также  Требования межрайонной ИФНС России № 6 по <...> от 08.09.06 об уплате налога и пени, в части взыскания налога на прибыль 1 кв. 2006 г.

Указанные требования Заявителя приняты судом с учетом уточнения заявленных требований.

Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В.С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Краснодар, (далее – Заявитель, ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии) обосновал свои требования тем, что денежные средства от сдачи в аренду имущества не являются доходами, облагаемыми налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость, так это дополнительные источники бюджетного финансирования.

Заинтересованное лицо требования Заявителя не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третье лицо требования Заявителя считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Судом исследованы представленные документы и установлено:

ИФНС РФ № 4 по г. Краснодару по результатам камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль и НДС были приняты оспариваемые ненормативные акты. Этими актами Заявителю начислены к уплате налоги, пени и штрафы по ст. 122 Налогового кодекса РФ.

Основанием для их начисления послужили выводы налогового органа о том, доходы от сдачи в аренду Заявителем имущества, находящегося в его оперативном управлении, должны облагаться НДС и включаться в расчет налогооблагаемой прибыли.

Суд считает, что обжалованные ненормативные акты подлежат признанию недействительными по следующим основаниям:

В проверенный период федеральное имущество, переданное Заявителю в оперативное управление, сдавалось третьим лицам в аренду. Он является государственным научным учреждением, источником финансирования которого являются средства федерального бюджета.

Согласно пп.1.3, 1.4, 5.1, 5.8. Устава ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии, утвержденного Российской академией сельскохозяйственных наук, его имущество является объектом федеральной собственности.

Собственником имущества, переданного Заявителю в оперативное управление, является государство в лице Российской академии сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия), которая осуществляет по отношению к нему функции Учредителя.

Российская академия сельскохозяйственных наук создана Указом Президента Российской Федерации от 30.01.92 № 84, который установил, что Россельхозакадемия является высшей самоуправляемой научной организацией, и действует на основании законов Российской Федерации и собственного устава.

В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации № 84 Россельхозакадемия является собственником основных фондов и другого имущества самой Академии, а также научных учреждений, входящих в ее систему.

Уставом Россельхозакадемии, принятым 05.02.92 учредительным собранием Академии, с изменениями от 02.02.98, предусмотрено, что Президиум Академии в установленном порядке создает, реорганизует, ликвидирует и переподчиняет учреждения, предприятия и организации Академии (п.п.1, 6, 38, 39, 46, 59 Устава Россельхозакадемии).

Статьей 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96 № 127-ФЗ установлено, что Россельхозакадемия является имеющей государственный статус некоммерческой организацией.

Она наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанным Федеральным законом и уставом Россельхозакадемии. В том числе, правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в ее состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.

Имущество, находящееся в оперативном управлении у ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии передано Россельхозакадемией (собственником федерального имущества) на основании договора о закреплении за Государственным научным учреждением Всероссийским научно-исследовательским институтом масличных культур им. В.С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук федерального имущества на праве оперативного управления от 02.07.04 № II.20, что подтверждено представленной в дело картой учета федерального имущества по состоянию на 01.07.06.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ научные организации Российской академии сельскохозяйственных наук имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое.

Данные действия осуществляются на основании решения Академии наук, которое должно быть согласовано с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.

Судом установлено, что на сдачу в аренду спорного недвижимого имущества Россельхозакадемией Заявителю было дано разрешение от 30.01.06 № 02-03/30 о сдаче в аренду в 2006 году без права выкупа и отчуждения указанного имущества по утвержденному списку.

На основании полученного Разрешения собственника имущества, ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии обращался в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю для заключения договоров аренды. Договоры аренды ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии заключал с арендаторами по типовой форме, утвержденной указанным Управлением, которое ведет реестр договоров использования федерального имущества и контролирует их исполнение (Письмо от 31.05.06 № 13-10/4574).

После проверки правильности оформления и постановки их на учет Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, копии договоров ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии подавало в отделение федерального казначейства по г. Краснодару, что является основанием для открытия лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей.Копии договоров аренды после их согласования в Управлении ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии направляло в Россельхозакадемию.

Включение налоговым органом по результатам камеральной проверки в состав внереализационных доходов средств дополнительного источника бюджетного финансирования от арендных платежей за 1 кв. 2006 год и начисление налога на прибыль по нему в сумме 346 962 руб., пени по налогу - 4 163,54 руб. является неправомерным по следующим основаниям:

в соответствии с подп.14 п.1 ст. 251 Налогового кодекса РФ доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы, являются в том числе, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией – источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Федеральными законами, которые определяют доходы от сдачи в аренду имущества в качестве средств целевого финансирования, являются Федеральный закон № 189-ФЗ от 26.12.05 «О Федеральном бюджете на 2006 год» и Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.96 «О науке и государственной научно-технической политике».

Статьей 30 Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2006 год» установлено, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания отраслевых академий наук, имеющих государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.

Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных статьей 34 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями только на содержание и развитие материально-технической базы научного учреждения и является целевым бюджетным финансированием.

В п. 2 ст. 321.1 НК РФ предусмотрено, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, а также расходы, производимые за счет этих средств.

В соответствии с п.1 Приказа Минфина РФ от 30.06.04 № 57н, утвердившего «Положение о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование» арендная плата за пользование федеральным имуществом, закрепленным за арендодателями, перечисляется арендаторами в доход федерального бюджета на счета управлений федерального казначейства Министерства финансов РФ по субъектам РФ, открытые на балансовом счете № 40101 «Доходы» и распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» в подразделениях расчетной сети Банка России или в кредитных организациях в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения доводится порядок оформления расчетных документов при перечислении арендной платы арендатором.

Данный порядок подтверждается также Письмом Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Краснодарскому краю от 18.01.05 № 13-10/194 и п. 3.2 договоров аренды.

В дело представлены копии указанных договоров. В вышеуказанных пунктах данных договоров установлено, что в платежных поручениях на перечисление денежных средств в доход федерального бюджета в поле «Получатель» указывается наименование в сокращенном виде Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, которому открыт счет № 40101, и в скобках наименование арендодателя в сокращенном виде (ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии) и номер его лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей (л/с <***>).

Согласно п. 5 Положения Управления федерального казначейства передают в установленном порядке территориальным органам федерального органа по управлению федеральным имуществом в согласованные с ними сроки информацию о поступивших в доход федерального бюджета арендных платежей.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» администратором поступлений в федеральный бюджет по коду 000 1 11 05031 01 0100 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, имеющим государственный статус» является Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом (код администратора поступлений в федеральный бюджет – 166).

Данное Управление должно осуществлять начисление соответствующих платежей, учитывать их поступление и отражать в бюджетной отчетности (Письмо Минфина от 05.09.05 № 42-7.1-01/2.4-250).

В п. 6 Положения определено, что ОФК осуществляют учет операций, связанных с образованием и использованием дополнительного источника бюджетного финансирования, на лицевых счетах по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей, открытых арендодателям в ОФК по месту открытия им лицевых счетов получателя средств федерального бюджета.

Приказом Министерства финансов РФ от 20.11.02 № 116н утвержден Порядок, в соответствии с которым территориальные органы федерального казначейства Минфина России осуществляют перечисление средств подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации с открытого им счета 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ» на счет 40105 «Средства федерального бюджета».

Для учета операций органами федерального казначейства, связанных с использованием средств дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии, как получателю источника дополнительного бюджетного финансирования, в органах казначейства на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета» открыт отдельный лицевой счет по коду 11 (л/с <***>).

На основании платежных поручений арендаторов, поступивших в казначейство из учреждения банка в качестве приложения по счету 40101, казначейством отражаются средства на лицевом счете л/с <***> учреждения, открытого в отделении федерального казначейства на балансовом счете 40105 и направляются в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы (Письмо ОФК от 08.11.06 № 50-02/763).

Россельхозакадемия на основании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год доводит до ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии Уведомление о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей для принятия ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии денежных обязательств, подлежащих оплате за счет источника дополнительного бюджетного финансирования.

ОФК на основании представленного ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии Уведомления отражает на лицевом счете л/с <***> лимиты бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.

Расходование средств по лицевому счету происходит строго в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств до учреждения через ОФК. При санкционировании кассового расхода ОФК также проверяет на соответствие кода бюджетной классификации указанного в платежном поручении проводимой операции.

Судом установлено из представленных документов, что расходование дополнительного бюджетного финансирования Заявитель осуществлял в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с утвержденной Россельхозакадемией сметой доходов и расходов по целевой статье 530 «Финансирование расходов, осуществляемое за счет средств, поступающих от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными организациями».

Из представленных выписок из лицевого счета <***> по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей следует, что в разделах I и II отражается не доход, а сумма источника  дополнительного бюджетного финансирования, в пределах которого можно использовать средства.

При ведении бухгалтерского учета ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии правомерно руководствовалось Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.06 № 25н.

Аналитический учет доходов (расходов) велся раздельно в рамках целевого финансирования, целевых поступлений и иных источников.

Поскольку обязанность вести учет поступления в бюджет арендной платы возложена на бюджетное учреждение, в бухгалтерском учете отражалось следующими записями:

- Дебет 1 205 02 560, Кредит 1 303 05 730 - начислена задолженность арендатора перед бюджетом по арендной плате по договору аренды;

- Дебет 1 303 05 830 , Кредит 1 205 02 560 - зачисление арендной платы на счет УФК;

- Дебет 1 501 05 Кредит 1 501 03 - учреждением получены лимиты бюджетных обязательств (по смете).

Из перечисленных бухгалтерских проводок, которые использовались в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях установлено, что доход ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии не начисляло и не получало.

Смета доходов и расходов средств, полученных от сдачи в аренду имущества, по целевой статье 530 утверждена вышестоящей организацией, ее исполнение отражено в форме 0503127. Не целевого использования указанных средств, в ходе налоговой проверки не установлено.

При составлении отчета об использовании бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127), Заявитель руководствовался Разъяснениями об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в федеральное казначейство к письму Минфина РФ от 05.09.05 № 42-7.1-01/2.4-250.

В п.17 данного разъяснения определено, как необходимо заполнять разделы 1, 2 и 3.

Отчет об исполнении бюджета заполняется в строгом соответствии с закреплением доходов федерального бюджета, расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета за соответствующими администраторами бюджетных средств в сводной бюджетной росписи федерального бюджета и в приложениях 11 и 12 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.05 № 152н.

При принятии оспариваемого решения налоговый орган неправомерно применил п. 4 ст. 250 НК РФ, так как Заявитель не является унитарным предприятием.

В силу п.п.1, 2 ст. 50, п.1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Основным видом деятельности ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии является научная деятельность.

Статьей 248 НК РФ установлено, что к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы. К внереализационным доходам п. 4 ст. 250 НК РФ, в частности, относит доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Таким образом, в соответствии с НК РФ арендные платежи являются доходом, если направлены на получение экономической выгоды арендодателем.

В соответствии со ст. 2 Гражданского Кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Так как доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям и финансируемым на основании смет доходов и расходов, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета, то получение указанных доходов не является самостоятельным видом деятельности, осуществляемой на свой риск. Они не могут считаться внереализационным доходом (прибылью) Заявителя. Эти денежные средства являются доходом федерального бюджета РФ.

Кроме того, субъекты предпринимательской деятельности, получающие собственные доходы, имеют право расходовать их на цели, определенные самостоятельно, в то время как Заявитель выделяемые ему из бюджета средства расходует строго по целевому назначению.

Однако в ходе проверки налоговая инспекция ссылаясь на Бюджетный кодекс РФ п.п.1, 4 ст. 41 и п.п.1, 2 ст.42; НК РФ п. 4 ст. 250 считает, что полученный доход от сдачи в аренду имущества должен облагаться налогом на прибыль, а оставшийся после уплаты налога доход в полном объеме учитывается в смете доходов расходов учреждения и отражается в доходах соответствующего бюджета как доход от использования имущества.

Довод налоговой инспекции о том, что средства дополнительного бюджетного финансирования при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль следует учитывать как внереализационные доходы, противоречит ст. 30 Федерального закона от 26.12.05 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», п. 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.96 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Статья 250 НК РФ, определяет исчерпывающий перечень таких доходов, в число которых средства дополнительного бюджетного финансирования не входят.

Для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, органом федерального казначейства ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии открыт лицевой счет № <***> на балансовом счете 40503 «Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации».

Основанием для его открытия являются Генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в которых перечислены источники формирования и направления использования внебюджетных средств.

Заявителю главным распорядителем средств федерального бюджета Российской академией сельскохозяйственных наук выдано Разрешение, согласно которому источниками формирования внебюджетных средств могут служить только те источники, которые определены самим разрешением. Такой источник, как формирование внебюджетных средств, в виде доходов от сдачи федерального имущества в аренду в указанном разрешении отсутствует.

Доходы от аренды федерального имущества Заявителю поступали непосредственно на счет по учету доходов федерального бюджета, открытый органу федерального казначейства, и в дальнейшем доводились уведомлением о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей. Затем ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии использовал указанные средства по утвержденной смете.

Суд считает, что в соответствии с пп.14 п.1 ст. 251 Налогового кодекса РФ, ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии правомерно не учитывало при определении налоговой базы налога на прибыль средства от аренды федерального имущества.

В ходе камеральной проверки налоговой инспекцией не выявлено нецелевого использования указанных средств.

Ссылаясь на ст. 41, 42 Бюджетного Кодекса РФ, налоговый орган не учитывает, что Приказ 57н и Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» является специальной нормой по отношению к БК РФ.

Также не была учтена специфика бюджетных учреждений, которые имеют преимущество при сдаче в аренду государственного имущества.

К таким учреждениям, в частности относится ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии, являясь научным учреждением Российской академии сельскохозяйственных наук, имеющей государственный статус.

Указанное преимущество при сдаче в аренду государственного имущества заключается в том, что Заявитель получает не доходы от сдачи его в аренду, а средства дополнительного бюджетного финансирования.

Указанные выводы суда подтверждаются также судебной практикой, (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.06.05 - Дело №Ф08-2401/2005-971А, Постановлениями Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.11.2004 г. - Дело №Ф-04-7607/2007, 5753-А45-14 и от 26.10.2005 г. - Дело № Ф04-7562/2005, 16166-А45-33, Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.06 - Дело № А41-К2-6281/06).

Судом также установлено, что признание налоговым органом средств дополнительного источника бюджетного финансирования от арендных платежей объектом налогообложения по НДС за январь, февраль, март 2006 год и начисление НДС по ним в сумме 89778,00 руб., 88345,00 руб., 87085,00 руб. является неправомерным.

Решения ИФНС России №4 по г. Краснодару № 14576/471 от 25.07.06,   № 14620/472 от 26.07.06, № 14581/473 от 26.07.06,   являются недействительными по следующим основаниям.

По данным налоговой проверки учреждение по доходам, полученным на основании заключенных договоров аренды в соответствии с п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).

Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

На основании п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендаторы признаются налоговыми агентами.

На них возлагается обязанность исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

На основании Письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.11.02 N 03-1-07/2875/15-АН789 «О зачислении НДС от арендной платы», Письма Федеральной налоговой службы от 14.02.05 № 03-1-03/208/13 «О налогообложении НДС аренды помещений» арендатор признается налоговым агентом в случаях, если арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, и имеются признаки трехстороннего договора; денежные средства от сдачи имущества в аренду в полном объеме перечисляются арендатором в федеральный бюджет на единый счет в орган федерального казначейства.

Российская академия сельскохозяйственных наук наделена компетенцией органа федеральной исполнительной власти и управления.

Из Указа Президента РФ от 30.01.92 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" и п.1 Письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.93 N С-13/ОП-210 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» следует, что имущество предприятий, учреждений и организаций, входящих в систему Российской академии сельскохозяйственных наук, является государственной собственностью.

При этом Россельхозакадемии делегированы полномочия Российской Федерации как собственника государственного имущества.

Указ Президента Российской Федерации № 84 от 30.01.92 является актом индивидуального характера, который в отношении конкретной организации, учитывая ее специфику, делает исключение из общего правила, установленного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, и закрепляет определенные правомочия собственника за указанной организацией. Переданное ей имущество остается государственной собственностью.

Следовательно, Госкомимущество России и комитеты по управлению имуществом Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга не вправе распоряжаться основными фондами, научными приборами, предприятиями, оборудованием и другим государственным имуществом, указанном в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 28.05.92 N 2861-1 и в Указе Президента Российской Федерации от 30.01.92 N 84, без согласования с соответствующей организацией.

В соответствии с гражданским законодательством РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Суд считает, что Российская академия сельскохозяйственных наук, являясь самоуправляемой некоммерческой организацией, осуществляет функции собственника и федерального органа исполнительной власти в отношении созданных ею предприятий, учреждений и организаций на базе федерального имущества, переданного Академии в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного государственным учреждениям.

Отсутствие Российской сельскохозяйственной академии в системе федеральных органов исполнительной власти, утвержденной данным Указом, не означает, что она не осуществляет полномочий федеральных органов исполнительной власти. Указанные функции закреплены за Россельхозакадемией Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», Указом Президента РФ № 84, а также Уставом Россельхозакадемии. Данный вывод суда подтвержден судебной практикой (Решение ВАС РФ № 16408/05 от 16.03.06, Постановление ФАС ЦО Дело № А54-4122/04-С9 от 27.06.05).

Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

В соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

По общему правилу учреждение не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, закрепленным за ним собственником.

Статьей 6 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" предусмотрено право научных учреждений Российской академии наук сдавать в аренду имущество, находящееся в федеральной собственности, на основании решения соответствующей академии наук. Это решение должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.

Следовательно, передача указанных полномочий соответствует п. 3 ст. 125 ГК РФ, а компетенция, переданная Россельхозакадемии, является исключением из компетенции органов власти по управлению федеральным имуществом.

Таким образом, договоры аренды ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии являются договорами, имеющими трехсторонний характер, которые заключаются между уполномоченным органом государственной власти по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности (Россельхозакадемия), балансодержателем имущества (ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии) и фирмой-арендатором. В соответствии с п.3 ст.161 НК РФ, а также письмом МНС РФ от 22.11.02 № 03-1-07/2875/15-АН789, налоговым агентом является арендатор, самостоятельно перечисляющий НДС в доход бюджета.

С учетом изложенного суд считает, что у Заявителя отсутствует объект налогообложения и, следовательно, не возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость. Указанная обязанность исчислять и уплачивать налог возникает у арендатора.

Учитывая специфику зачисления арендной платы на счета Отделения федерального казначейства и на лицевой счет заявителя, следует, что доход не был им получен и база для исчисления НДС отсутствует. В доход бюджета суммы НДС должны были перечисляться арендаторами. Поэтому доначисление налога на добавленную стоимость является неправомерным, а заявление в этой части подлежащим удовлетворению.

Судом рассмотрены также требования Заявителя о признании недействительным Требования № 56887 от 08.09.06. Установлено, что это требование издано межрайонной ИФНС РФ № 6 по Краснодарскому краю, г. Туапсе, однако, Заинтересованным лицом по делу является ИФНС РФ № 4 по г. Краснодару. Следовательно, в удовлетворении данного требования Заявителю надлежит отказать, так как это требование заявлено к ненадлежащему заинтересованному лицу, не привлеченному к участию по данному делу.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования Заявителя подлежат удовлетворению.

Суд, руководствуясь ст. ст. 49, 167-171, 176, 101, 110-112 АПК РФ, п.п. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 321.1, п.3 ст. 161 НК РФ, ст. 608 ГК РФ, Указом Президента Российской Федерации № 84 от 30.01.92, Указом Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.04,

Р Е Ш И Л:

  Уточнение требований принять.

Признать недействительными:

Решение ИФНС РФ № 4 по г. Краснодару № 14643 от 27.07.06 в части налога на прибыль за 3 месяца 2006 г. в размере 436 962 руб., пени по этому налогу - 4 163,54 руб.;

- Требование об уплате налога и пени № 116774 от 03.08.2006 г. в части взыскания налога на прибыль в сумме 346 962,0руб. и пени по налогу 4163,54руб.;

- Решение № 14576/471 от 25.07.2006г. по налогу на добавленную стоимость за январь 2006 г. в сумме 89 778,0 руб., пени по налогу в сумме 6 064,08 руб., штрафа в размере 2 265,59 руб.;

- Требование об уплате налога и пени № 115249 от 28.07.2006 г. в части взыскания НДС  в сумме 89 778,0руб., пени по налогу - 6 064,08 руб.;

- Требование об уплате налоговой санкции по НДС № 8908 от 28.07.06 в размере 2 265,59 руб.;

- Решение № 14620/472 от 26.07.2006г. по налогу на добавленную стоимость за февраль 2006 г. в сумме 88 345,0 руб., пени по налогу в сумме 4 938,48руб., штрафа по НДС в размере 12 248,19 руб.;

- Требование об уплате налога и пени № 115250 от 28.07.06 в части взыскания НДС в сумме 88 345 руб., пени по налогу - 4 938,48 руб.;

- Требование об уплате налоговой санкции по НДС № 8909 от 28.07.06 в размере 12 248,19 руб.;

- Решение № 14581/473 от 26.07.06 за март 2006 г. (от сдачи федерального имущества в аренду) в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 87 085,0 руб.,

- пени по налогу в сумме 3 657,66 руб., штрафа размере 17 471,0 руб.;

- Требование об уплате налога и пени № 115251 от 28.07.06 в части взыскания НДС  в сумме 87 085,0 руб., пени по налогу 3 657,66 руб.;

- Требования об уплате налоговой санкции № 8910 от 28.07.06 в части суммы 17 471 руб. как несоответствующие п.п. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 321.1, п.3 ст. 161 НК РФ, ст. 608 ГК РФ, Указу Президента Российской Федерации № 84 от 30.01.92, Указу Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.04.

Обязать ИФНС РФ № 4 по г. Краснодару устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В.С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Краснодар.

В части требований о признании недействительным  Требования межрайонной ИФНС России № 6 по <...> от 08.09.06 об уплате налога и пени отказать.

Возвратить Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В.С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Краснодар, из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по квитанции от 24.10.06.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края и /или/ в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья И. П. Ломакина.