ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-26369/16 от 20.07.2017 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем  Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

№ А32-26369/2016

г. Краснодар                                                                                                                 31 июля 2017г.

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2017г.

Полный текст решения изготовлен 31 июля 2017г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи  Миргородской О.П., при ведении протокола помощником судьи Гоовым Н.Ю., рассмотрев материалы производства по делу № А32-26369/2016

по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>

к  Федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский научно исследовательский институт биологической защиты растений», г. Краснодар, (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федеральному агентству научных организаций, (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ООО «ГЕО Инвест – Информ», г. Краснодар, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва

об изъятии земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, г. Краснодар (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением Федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский научно исследовательский институт биологической защиты растений» (далее - ответчик 1) с требованиями

1) об изъятии путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами:

-23:43:0135018:2187, общей площадью 2 962 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: общее пользование территории, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;

-23:43:0135018:2191, общей площадью 301 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: общее пользование территории, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;

-23:43:0135018:2164, общей площадью 20 996 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: общее пользование территории, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;

2) об определении возмещения за изымаемые земельные участки в размере 4 196 807 рублей.

Требования мотивированы тем, что земельные участки попадают в зону реконструкции участка автомобильной дороги г. Темрюк – г. Краснодар – г. Кропоткин, граница Ставропольского края, 142+850-150+850 в городе Краснодаре, решение об изъятии участка принято уполномоченным органом; поскольку соглашение, предусмотренное законом, сторонами не подписано, для изъятия необходимо получить решение суда с установлением размера компенсации.

Ответчик 1 против удовлетворения требований возражал  по доводам изложенным в отзыве.

Определением суда от 06.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено Территориальное управление Федерального агентство по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее – ТУ Росимущества в КК).

Определением суда от 21.12.2016 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Федеральное агентство научных организаций г. Москва (далее – ответчик 2, ФАНО России).

Определением суда от 13.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва (далее – Росимущемство).

В настоящее судебное заседание стороны и третьи лица, уведомленные надлежащим способом о времени и месте судебного разбирательства в порядке, установленном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, явку представителей не обеспечили.

Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отсутствие представителей сторон и третьих лиц.

Позиция ФАНО России изложена в отзыве на иск, согласно которого агентство является ненадлежащим ответчиком по делу, а также то, что решение об изъятии земельного участка принято неуполномоченным на то органом.

ТУ Росимущества в КК в своем отзыве на иск также просило суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд, изучив материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает исковые требования, подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В связи с необходимостью реконструкции на территории муниципального образования город Краснодар объекта регионального значения (автомобильной дороги) принят приказ министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края от 08.12.2015 № 226 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Краснодарского края» (далее - Приказ).

Согласно п. 1 указанного приказа принято решение об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0135018:2187, 23:43:0135018:2191, 23:43:0135018:2164 образованных из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0135018:340, площадью 2 411 275 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, предоставленного Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Всероссийский научно – исследовательский институт биологической защиты растений» для ведения сельскохозяйственного производства, в целях реконструкции объекта: «Участка автомобильной дороги г. Темрюк – г. Краснодар – г. Кропоткин – граница Ставропольского края, км 142 +850-150+850 в городе Краснодар».

В соответствии с приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 27.02.2015 № 40 место размещения объекта строительства соответствует документам территориального планирования (схеме территориального планирования Краснодарского края, проекту планировки).

Иные варианты возможного размещения объекта (реконструкции автомобильной дороги) регионального значения отсутствуют.

Уведомлением от 09.12.2015 № 207-13534/15-ОНО ответчик был письменно уведомлен о принятом решении.

С целью определения размера возмещения за изымаемые земельные участки министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края   заключило договор с оценочной организацией на проведение оценки рыночной стоимости спорных земельных участков.

Согласно отчету об оценке от 18.01.2016 № 10/16-О, подготовленному ООО «ГЕО Инвест-Информ», денежная сумма, подлежащая выплате ответчику в качестве возмещения, составила 4 196 807 руб. 90 коп.

Министерством подготовлен проект соглашения с правообладателем изымаемого земельного участка, в котором предусмотрены условия изъятия земельного участка, в том числе сроки выплаты и размер выплаты возмещения.

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен представителю ответчика, о чем свидетельствует входящая отметка на сопроводительном письме о подписании соглашения об изъятии земельных участков от 15.03.2016 № 99.

Однако ответчиком соглашение об изъятии земельных участков не было подписано.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

При решении вопроса об обоснованности заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Действующее земельное законодательство устанавливает принципиальную возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При этом частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)  изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно ст.10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе, со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно п.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ,  изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Также в п.4 названной нормы указано, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, Приказом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 27.02.2015 № 40 утверждена документация планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории)  для размещения объекта капитального строительства «Реконструкция участка автомобильной дороги г. Темрюк – г. Краснодар – г. Кропоткин – граница Ставропольского края, км. 142+850-150+850 в городе Краснодар».

В соответствие с чем, 08.12.2015 Министерством строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края принят приказ № 226 об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края в целях реконструкции участка автомобильной дороги.

Исходя из положений ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Проект соглашения об изъятии для принятия решения вручен представителю ответчика, о чем свидетельствует входящая отметка на сопроводительном письме о подписании соглашения об изъятии земельных участков от 15.03.2016 № 99.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент обращения в суд с исковым заявлением (29.07.2016) истцом соблюден установленный ст. 282 ГК РФ срок обращения в суд с иском об изъятии земельного участка.

Согласно положениям п. 1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Такой порядок предусмотрен ст. 279 ГК РФ, в соответствии с положениями которой земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путём выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Из положений данной правовой нормы следует, что рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные собственнику земельного участка в связи с его изъятием, являются составными частями выкупной цены изымаемого земельного участка.

Согласно ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. ч. 1,5 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения.

Истцом в материалы дела представлен отчет от 18.01.2016 № 10/16-О об оценке рыночной стоимости убытков, причиняемых правообладателю изъятием земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0135018:2187, 23:43:0135018:2191, 23:43:0135018:2164.

Согласно данному заключению денежная сумма, подлежащая выплате ответчику в качестве возмещения составляет 4 196 807 рублей 90 копеек.

Ответчики возражения относительно размера суммы подлежащей возмещению не заявили.

Согласно п. 4 ст. 279 ГК РФ решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

С момента государственной регистрации решения соответствующего органа исполнительной власти об изъятии земельного участка в Государственный кадастр недвижимости могут вноситься сведения об изменении вида разрешенного использования (или категории земель) в целях использования участка в будущем для государственных или муниципальных нужд (ч. 3.1 ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

По смыслу п. 2 ст. 281 ГК РФ с учетом положений ст. 280 ГК РФ, собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается соответствующим образом.

В разделе VI (вопрос N 8) Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано, что при определении рыночной стоимости земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, необходимо руководствоваться тем видом разрешенного использования, который был установлен в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

 Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Арбитражного суда СКО от 12 ноября 2015 г. по делу N А32-4944/2014.

В случае возникновения иных убытков, ответчик не лишен возможности предъявления самостоятельных требования путем обращения с новым иском в порядке  статей 15, 16, 16.1, 1069 ГК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца об изъятии для федеральных нужд путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ответчика на спорные земельные участки, посредством перечисления со стороны истца возмещения за изымаемые для федеральных нужд земельных участков в размере 4 196 807 руб. 90 коп.

Указанная правовая позиция также находит свое отражение в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 N 15АП-4529/2017 по делу № А32-113909/2016.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Изъять для государственных нужд Краснодарского края путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно исследовательский институт биологической защиты растений», г. Краснодар, (ИНН <***>, ОГРН <***>) земельные участки:

- с кадастровым номером 23:43:0135018:2187, общей площадью 2 962 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: общее пользование территории, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, по выкупной стоимости 512 426 рублей;

- с кадастровым номером 23:43:0135018:2191, общей площадью 301 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: общее пользование территории, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, по выкупной стоимости 52 073 рублей;

- с кадастровым номером 23:43:0135018:2164, общей площадью 20 996 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: общее пользование территории, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, по выкупной стоимости 3 632 302 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.         

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                             О.П. Миргородская