ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-27271/20 от 17.11.2020 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-27271/2020

18 января 2021 г.

Резолютивная часть решения от 17 ноября 2020 г.

Полный текст судебного акта изготовлен 18 января 2021 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Кирий О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Глущенко О.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ПАО «ФСК ЕЭС» в лице филиала МЭС Юга, Ставропольский край, г. Железноводск (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 09.07.2018 № 96-18;

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 30.12.2019 № 52-52980/19-41-15,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «ФСК ЕЭС» в лице филиала МЭС Юга, Ставропольский край, г. Железноводск (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края от 13.05.2020 № 52-37-10-15223/20 (вход. от 15.05.2020 № М5/ПЗ/1/64) об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута, об обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, направить в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1063 в предложенных заявителем границах (указанных в исковом заявлении), либо направить в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута.

Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении исковых требований в редакции ходатайства от 10.11.2020 г.

При рассмотрении данного ходатайства суд установил, что заявитель просит:

1.Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 13.05.2020 № 52-37-10-15223/20 (вход. от 15.05.2020 № М5/П3/1/64) об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута.

2. Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу,

- направить в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет в отношении частей земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1063 в предложенных заявителем границах:

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ1

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528166.16

1376920.35

2

528166.73

1376921.18

3

528165.90

1376921.75

4

528165.33

1376920.92

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ2

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528207.45

1376891.79

2

528208.02

1376892.62

3

528207.19

1376893.19

4

528206.62

1376892.37

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ3

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528248.54

1376863.30

2

528249.11

1376864.12

3

528248.28

1376864.70

4

528247.71

1376863.87

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ4

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528289.80

1376834.66

2

528290.38

1376835.48

3

528289.55

1376836.06

4

528288.97

1376835.23

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ5

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528330.86

1376806.12

2

528331.44

1376806.95

3

528330.61

1376807.52

4

528330.03

1376806.69

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ6

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528371.78

1376777.68

2

528372.35

1376778.50

3

528371.52

1376779.08

4

528370.95

1376778.25

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ7

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528412.88

1376749.08

2

528413.45

1376749.91

3

528412.62

1376750.49

4

528412.05

1376749.66

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ8

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528453.80

1376720.73

2

528454.38

1376721.56

3

528453.55

1376722.13

4

528452.98

1376721.30

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ9

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528494.50

1376692.44

2

528495.08

1376693.27

3

528494.25

1376693.84

4

528493.68

1376693.01

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ10

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528535.27

1376664.16

2

528535.85

1376664.99

3

528535.02

1376665.56

4

528534.45

1376664.73

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ11

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528575.99

1376635.73

2

528576.57

1376636.56

3

528575.74

1376637.13

4

528575.17

1376636.30

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ12

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528616.42

1376607.80

2

528616.99

1376608.63

3

528616.16

1376609.20

4

528615.59

1376608.37

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ13

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528657.84

1376579.19

2

528658.41

1376580.02

3

528657.58

1376580.59

4

528657.01

1376579.76

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ14

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528698.66

1376550.99

2

528699.23

1376551.82

3

528698.40

1376552.39

4

528697.83

1376551.57

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ15

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528739.76

1376522.56

2

528740.34

1376523.39

3

528739.51

1376523.96

4

528738.94

1376523.13

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ16

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528780.93

1376494.06

2

528781.51

1376494.89

3

528780.68

1376495.46

4

528780.11

1376494.64

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ17

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528847.17

1376509.03

2

528846.95

1376510.02

3

528845.97

1376509.80

4

528846.19

1376508.82

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ18

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528861.85

1376482.78

2

528861.37

1376483.66

3

528860.48

1376483.18

4

528860.97

1376482.30

- либо, направить в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» предложение о заключении соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет в иных границах с приложением схемы границ сервитута.

3. Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» подписанные экземпляры соглашения об установлении сервитута в отношении частей земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1063.

Судом установлено, что ходатайство об уточнении требований не противоречит требованиям ст. 49 АПК РФ, в связи с чем, подлежит удовлетворению.

Учитывая удовлетворение ходатайства заявителя об уточнении в редакции от 10.11.2020 г. ранее заявленное истцом ходатайство об уточнении в редакции от 30.10.2020 г. рассмотрению не подлежит ввиду его неактуальности.

Представитель департамента в судебном заседании пояснил, что заявитель привел исковые требования в соответствие с обращением.

Кроме того, представитель заинтересованного лица возражал по сроку обязания департамента подписать соглашение, указанному заявителем в п.3 просительной части уточненных требований.

Представитель заявителя пояснил, что закон предусматривает 30-ть дней, а общество просит установить 60-ть дней, что не нарушает прав департамента.

В судебном заседании судом в порядке ст. 163 АПК РФ судом объявлен перерыв до 17-00 час. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствии сторон, без ведения аудиозаписи.

При указанных обстоятельствах спор рассматривается по правилам статьи 156 АПК РФ в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.

В силу части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства, касающиеся существа спора.

ПАО «ФСК ЕЭС» является собственником объекта недвижимого имущества «Отпайка от линии электропередачи 10 кВ оп. № 71 В Л 10 кВ «М-8» ПС 35/10 «Медведовская» ЗКРП 500 кВ Кубанская-Тихорецк», о чем свидетельствует регистрационная запись № 23-23-05/2013/2012-731 от 16.05.2013 г.

Объект размещен на земельном участке с кадастровым номером 23:31:0801000:1063, образованном из земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:271.

Согласно сведениям ФГИС ЕГРН на земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации Краснодарский край 17.05.2017 г.

Постановлением главы администрации МО Тимашевский район от 18.11.2005 г. № 3167 согласовано место размещения ВЛ 500 Тихорецк-Крымская, утвержден акт выбора земельного участка для строительства ВЛ 500 Тихорецк-Крымская не территории МО Тимашевский район.

Строительство Объекта осуществлялось в составе объекта капитального строительства ВЛ 500 Тихорецк-Крымская на основании разрешения на строительство от 04.10.2009 г. № RU-23-70.

В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию от 20.12.2012 г. RU-23-88 объект недвижимого имущества «отпайка от линии электропередачи 10 кВ оп. № 71 В Л 10 кВ «М-8» ПС 35/10 «Медведовская» ЗКРП 500 кВ Кубанская-Тихорецк» введен в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства «ВЛ 500 кВ «Кубанская - Тихорецк».

На период эксплуатации, площадь земельных участков, занимаемых под опорами ВЛ, рассчитывается в соответствии с требованиями «Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередач и опор линий связи, обслуживающих электрические сети», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 г. № 486.

Площадь частей земельного участка для размещения 18 опор объекта, расположенных в границах земельного участка, составляет 18 кв.м., что занимает 0,002% от общей площади земельного участка.

В соответствии со статьей 39.23 ЗК РФ в адрес Департамента имущественных отношений Краснодарского края ПАО «ФСК ЕЭС» письмом от 07.04.2020 г. № М5/ПЗ/1/501 направлено заявление о заключении соглашения об установлении сервитута на срок до трех лет на часть земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1063, используемого ПАО «ФСК ЕЭС» для размещения объекта недвижимости «Отпайка от линии электропередачи 10 кВ оп. № 71 ВЛ 10 кВ «М-8» ПС 35/10 «Медведовская» ЗКРП 500 кВ Кубанская-Тихорецк», с приложением схемы расположения частей земельного участка на кадастровом плане территории.

По результатам рассмотрения обращения ПАО «ФСК ЕЭС» департаментом направлен отказ в заключении соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка от 13.05.2020 г. № 52-37-10-15223/20.

Отказ мотивирован тем, что установление сервитута приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Кроме того, в соответствии со статьей 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута. Однако указанные требования заявителем выполнены не были.

Истец, считая отказ департамента незаконным, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Положениями главы 24 АПК РФ установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком) устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).

Особенности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы в главе V.3 ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 39.26 ЗК РФ.

Так, в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута (пункт 1 статьи 39.26 Земельного кодекса).

Пунктом 3 статьи 39.26 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:

1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;

3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;

4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

Случаи, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута, перечислены в пункте 4 статьи 39.26 ЗК РФ:

1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Таким образом, установленный перечень оснований для отказа в установлении сервитута является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В данном случае оспариваемый отказ департаментом мотивирован тем, что размещение объекта препятствует использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также не предоставлением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

Настаивая на правомерности отказа департамент в ходе рассмотрения дела указал на то, что в силу действующего законодательства размещение опор линий электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям.

Кроме того, департамент пояснил, что в силу пункта 2 статьи 78 ЗК РФ допускается использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Согласно части 9 статьи 23 ЗК РФ установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель. То есть при условии подготовки проекта рекультивации земель.

Более того, заинтересованное лицо настаивало на том, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, является обязательным приложением к заявлению об установлении сервитута части земельного участка.

Департамент считает, что общество не имеет права на сервитут, поскольку сервитут может устанавливаться только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом). Заявитель имеет право обратиться за предоставлением земельных участков, занятых сооружениями, в аренду, либо оформить публичный сервитут.

Заявитель с доводами заинтересованного лица относительно необходимости размещения объектов электросетевого хозяйства только исключительно на обособленных земельных участках, переведенных из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в другую категорию «земли промышленности, энергетики, транспорт, связи, радиовещания, телевидения информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасностииземель иногоспециального назначения» не согласился.

Так, общество указало, что действующим законодательством предусмотрены случаи размещения объектов электросетевого хозяйства без формирования обособленных земельных участков и постановки их на кадастровый учет. В частности, таким случаем является установление сервитута на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности сроком до трех лет. Заявитель считает, что размещение объектовэлектросетевогохозяйства (линейных объектов) на земельных участкахсельскохозяйственного назначения без изменения разрешенного видаиспользования земельного участка допускается.

Более того, заявитель пояснил, что предоставление проекта рекультивации земельного участка изсостава земель сельскохозяйственного назначения, в случаеустановлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в целях размещения введенного в эксплуатацию объекта электросетевого хозяйства (линейного объекта), не требуется, поскольку ЗК РФ не содержит требований о наличии проекта рекультивации земель в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, заявитель пояснил, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в связи с размещением промышленных объектов не требуется предоставление проекта рекультивации частей земельных участков, предоставленных на период строительства, в целях размещения промышленного объекта.

Заявитель также не согласился с доводами департамента об обязательном предоставлении схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

Суд, считает доводы департамента необоснованными, ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.

Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статьи 9, 15, 21, 24, 27, 29) установлены ограничения на размещение линейных объектов в границах зон природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, за исключением случаев, когда международными договорами установлены иные правила (статья 37).

Пунктом 11 ст. 23 ЗК РФ установлено, что деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

Пунктом 1 ст. 39.23 ЗК предусмотрено размещение линейных объектов, сооружений связи на условиях сервитута на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в случае если это не препятствует разрешенному использованию земельного участка.

Согласно Пункту 4 ст. 39.25 ЗК РФ допускается по соглашению сторон установление сервитута без осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута, в том случае, если сервитут устанавливается на срок до трех лет.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены случаи размещения объектов электросетевого хозяйства без формирования обособленных земельных участков и постановки их на кадастровый учет. В частности, таким случаем является установление сервитута на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности сроком до трех лет.

Площадь частей спорного земельного участка для размещения 18 опор объекта, расположенных в границах земельного участка, составляет 18 кв.м., что занимает 0,002% от общей площади земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Основания и необходимость в установлении сервитута для обеспечения прохода и проезда сотрудников ПАО «ФСК ЕЭС» через земельный участок с целью эксплуатации электропередач электросетевого хозяйства «Отпайка от линии и 10 кВ оп. № 71 ВЛ 10 кВ «М-8» ПС 35/10 «Медведовская» ЗКРП 500 кВ Кубанская-Тихорецк» отсутствуют, так как порядок взаимоотношений собственниками (землепользователями, землевладельцами, арендаторами) регламентирован помимо гражданского и земельного кодекса, постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

ПАО «ФСК ЕЭС» не препятствует собственникам (землевладельцам, землепользователям, арендаторам) в пользовании земельными участками, не занятых опорами действующих высоковольтных линий электропередач, плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов хозяйства производятся с предварительным уведомлением (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков.

Согласно позиции, изложенной в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (утв. Президиумом ВерховногоСуда РФ 14.112018 г) наличие охранной зоны энергообъекта не исключает возможность установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости (линейного объекта), не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, и впределах тойчасти земельного участка, которая занята опорами высоковольтных линий.

Согласно пункту 2 статьи 78 ЗК РФ, использование земель сельскозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Основания и порядок установления публичного сервитута главой V.7. ЗК РФ «Установление публичного сервитута в отдельных целях».

Вместе с тем, в настоящем деле спор не затрагивает правоотношенияпо установлению публичного сервитута.

Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением об установлении сервитута в отношении частей земельного участка, находящегося и государственной или муниципальной собственности для размещения объекта недвижимого имущества «Отпайка от линии электропередачи10 кВ оп. № 71 В Л 10 кВ «М-8» ПС 35/10 «Медведовская» Кубанская-Тихорецк», по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.23 ЗК РФ.

Основания и порядок установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности предусмотрены главой V.3. ЗК РФ. При этом, ЗК РФ не содержит требований о наличии проекта рекультивации земель в случае установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Следовательно, нормы права о необходимости наличия проекта рекультивации земельного участка, установленные пунктом 2 статьи 78 ЗК РФ, в настоящем случае неприменимы.

Пунктом 6 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что перевод земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в связи со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.

Земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами в период строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии электропередачи ширина которой превышает расстояние между осямикрайних фаз на2 метра с каждой стороны (п. 8 «Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи опор линий связи, обслуживающих электрические сети»,утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 г. № 486).

Однако, в настоящем случае строительство объекта завершено, имеетсяразрешение на ввод в эксплуатацию от 20.12.2012 RU-23-88.

Заявитель претендует на части земельного участка не для целей строительства линейного объекта, а для обеспечения возможности эксплуатации существующего объекта недвижимого имущества, эксплуатация опор включает использование объекта по назначению (передачи электроэнергии), его техническое обслуживание и ремонт.

Таким образом, на период размещения (эксплуатации) объектов электроэнергетики проект рекультивации земельных участков,предоставленных на период строительства, не требуется

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 г. по делу № А32-22540/2017.

Требования к содержанию и форме схемы границ сервитута на кадастровом плане территории не установлены, в предоставленной ПАО«ФСК ЕЭС»схеме расположения частей земельного участка накадастровомплане территории, имеется описание местоположенияграниц сервитута.

В соответствии с ч. 4 ст.39.25 ЗК РФ, граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Вместе с тем, согласно пункту 4 ст. 39.25 ЗК РФ, на срок до трех допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Схема границ сервитута на кадастровом плане территории для заключения соглашения об установлении сервитута части земельного участка, заключаемого в соответствии с пунктом 4 статьи 39.25 ЗК РФ без осуществления государственного кадастрового учета такой части и осуществления государственной регистрации такого сервитута, не является схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Какие-либо требования к схеме границ сервитута не предусмотрены, законом не наделен какой-либо орган государственной власти или органместного самоуправления полномочиями по утверждению единой формытакой схемы.

Таким образом, содержание и форма этой схемы определяются наусмотрение лица, которое направляет заявление о заключении соглашения обустановлении сервитута.

Установление публичного сервитута, либо приобретениеземельных участков на праве аренды не являются единственнымиоснованиями для оформления правоотношений в целях размещенияобъектов электросетевого хозяйства (линейных объектов).

Право собственности ПАО «ФСК ЕЭС» в отношении недвижимого имущества «Отпайка от линии электропередачи 10 кВ оп, № 71 ВЛ 10 кВ «М-8» ПС 35/10 «Медведовская» ЗКРП 500 кВ Кубанская-Тихорецк» зарегистрировано до 01.09.2018 г., о чем свидетельствует регистрационная запись № 23-23-05/2013/2012-731 от 16.05.2013 г.

В силу п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях: размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.6. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичногосервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 г. и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7ЗК РФ в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2022 г.

При этом, данная норма не является императивной, иными словами не налагает на сетевые организации обязанность размещать объектыэлектросетевого хозяйства на земельных участках исключительно на условиях публичного сервитута, или на праве аренды в том случае, если право собственности на линейные объекты возникло до 01.09.2018 г.

Пунктом 1 статьи 39.23 ЗК РФ прямо предусмотрено, что в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для целей размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, подлежит установлению сервитут.

Таким образом, собственник линейного объекта также вправеобратиться ксобственнику земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на которомрасположен объект электросетевого хозяйства (линейный объект), заустановлениемсервитута в целях эксплуатации (размещения) линейногообъекта в порядке, предусмотренном главой V.3. ЗК РФ

Приведенные департаментом в оспариваемом отказе мотивы для отказа, а также озвученные в ходе рассмотрения дела доводы не указаны в качестве оснований для отказа в установлении сервитута (пункте 4 статьи 39.26 ЗК РФ).

Таким образом, решение департамента имущественных отношений Краснодарского края от 13.05.2020 г. № 52-37-10-15223/20 (вход. от 15.05.2020 № М5/ПЗ/1/64) об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута в пользу общества не соответствует статье 39.26 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы общества.

В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201АПК РФ).

Пунктом 3 статьи 39.26 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:

1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;

3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;

4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

В рассматриваемом случае обществом заявлено об установлении сервитута в отношении частей земельных участков на срок до 3 лет (пункт 4 статьи 39.25 ЗК РФ).

С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов общества и в соответствии с приведенными нормами на департамент следует возложить обязанность по направлению в течение 30-ти дней заявителю проекта соглашение об установлении сервитута в отношении частей земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1063.

Доводы заявителя о необходимости направления проекта соглашения в течение 60-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу, а также необходимости направления уведомления о возможности заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет в отношении частей земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1063 в предложенных заявителем границах, либо предложения о заключении соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет в иных границах с приложением схемы границ сервитута, отклоняются судом в силу вышеуказанного п. 3 ст. 39.26 ЗК РФ, предусматривающего как определенный срок так и совершение одного из действий. Поскольку предложенные заявителем границы департаментом в судебном порядке не оспорены, суд выносит решение по заявленным границам.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины следует возложить на департамент.

Руководствуясь ст. ст. 110, 156, 163, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Ходатайство истца об уточнении – удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 13.05.2020 № 52-37-10-15223/20 (вход. от 15.05.2020 № М5/П3/1/64) об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» проект соглашения об установлении сервитута в отношении частей земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1063 со следующими координатами:

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ1

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528166.16

1376920.35

2

528166.73

1376921.18

3

528165.90

1376921.75

4

528165.33

1376920.92

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ2

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528207.45

1376891.79

2

528208.02

1376892.62

3

528207.19

1376893.19

4

528206.62

1376892.37

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ3

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528248.54

1376863.30

2

528249.11

1376864.12

3

528248.28

1376864.70

4

528247.71

1376863.87

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ4

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528289.80

1376834.66

2

528290.38

1376835.48

3

528289.55

1376836.06

4

528288.97

1376835.23

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ5

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528330.86

1376806.12

2

528331.44

1376806.95

3

528330.61

1376807.52

4

528330.03

1376806.69

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ6

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528371.78

1376777.68

2

528372.35

1376778.50

3

528371.52

1376779.08

4

528370.95

1376778.25

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ7

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528412.88

1376749.08

2

528413.45

1376749.91

3

528412.62

1376750.49

4

528412.05

1376749.66

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ8

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528453.80

1376720.73

2

528454.38

1376721.56

3

528453.55

1376722.13

4

528452.98

1376721.30

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ9

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528494.50

1376692.44

2

528495.08

1376693.27

3

528494.25

1376693.84

4

528493.68

1376693.01

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ10

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528535.27

1376664.16

2

528535.85

1376664.99

3

528535.02

1376665.56

4

528534.45

1376664.73

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ11

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528575.99

1376635.73

2

528576.57

1376636.56

3

528575.74

1376637.13

4

528575.17

1376636.30

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ12

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528616.42

1376607.80

2

528616.99

1376608.63

3

528616.16

1376609.20

4

528615.59

1376608.37

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ13

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528657.84

1376579.19

2

528658.41

1376580.02

3

528657.58

1376580.59

4

528657.01

1376579.76

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ14

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528698.66

1376550.99

2

528699.23

1376551.82

3

528698.40

1376552.39

4

528697.83

1376551.57

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ15

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528739.76

1376522.56

2

528740.34

1376523.39

3

528739.51

1376523.96

4

528738.94

1376523.13

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ16

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528780.93

1376494.06

2

528781.51

1376494.89

3

528780.68

1376495.46

4

528780.11

1376494.64

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ17

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528847.17

1376509.03

2

528846.95

1376510.02

3

528845.97

1376509.80

4

528846.19

1376508.82

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

У

Условный номер части ЗУ 23:31:0801000:1063:ЧЗУ18

Площадь части земельного участка 1 кв.м.

1

528861.85

1376482.78

2

528861.37

1376483.66

3

528860.48

1376483.18

4

528860.97

1376482.30

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с департамента имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ПАО «ФСК ЕЭС» в лице филиала МЭС Юга, Ставропольский край, г. Железноводск (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Данное решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия, в арбитражный суд кассационной инстанции - в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.В. Кирий