ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-27422/12 от 29.08.2013 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-27422/2012

29.08.2013

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.А. Чеснокова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Земляковой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Галеон Рус», г. Краснодар,

к Новороссийской таможне,

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10317000-366/2012 от 23.08.2012,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 доверенность,

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Галеон Рус» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне, г. Новороссийск (далее – заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным постановления Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении №10317000-366/2012 от 23.08.2012 по части 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При надлежащем, в том числе в силу действующей в силу частей 4 и 5 статьи 123 АПК РФ презумпции извещения заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Данных о нарушении органами почтовой и телеграфной связи действующих в сфере доставки судебной корреспонденции правил у суда не имеется. При этом со стороны суда было обеспечено своевременное размещение текстов принятых по делу промежуточных судебных актов, опосредующих движение дела, в общедоступных официальных базах «Картотека арбитражных дел» и «Банк решений арбитражных судов» в системе Интернет, а также направление судебной корреспонденции по всем известным адресам лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании 22.08.2013 объявлялся перерыв до 29.08.2013 до 11-45.

Суд, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ООО «Галеон Рус» зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН <***>, ИНН <***>).

01.07.2010 между фирмой «ALAN YIRST.,FZE.,Ras Al Khaimah», ОАЭ и ООО «Галеон Рус», г. Краснодар, Россия заключен контракт № GR-AH-2012/07 о купле-продаже товаров в ассортименте, количестве согласно спецификациям к данному контракту.

10.05.2012 Обществом в ОТО и ТК Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни была подана декларация на товары (далее – ДТ) № 10317100/100512/0006241 на товар №1 «комплектующие для общепромышленного оборудования из нержавеющей стали, ОКП 374200, краны шаровые, состоят из: корпуса, запорного шара с ручным приводом, предназначены для перекрывания потока, применяется в трубопроводах низкого давления, не военного назначения, краны шаровые на шпильках исполнения сварка-сварка различных размеров в количестве 400 шт., краны шаровые дюймовые исполнения резьба-сварка различных размеров в количестве 200 шт., без артикула – 600 шт., производитель «WENZNOU KERUI VALVE INDUSTRY CO., LTD», Китай, код товара 8481808190.

В качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, на данный товар была представлен сертификат соответствия № РОСС СN.АВ57. В05462 от 26.08.2010 на продукцию «арматура трубопроводная», выпускаемая изготовителем «WENZNOU KERUI VALVE INDUSTRY CO., LTD», органом по сертификации ООО «Альттест».

12.05.2012 в ходе осуществления таможенного контроля в форме таможенного досмотра вышеуказанного товара (акт таможенного досмотра № 10317100/120512/001174) должностным лицом отдела таможенного досмотра Новороссийского центрального таможенного поста было установлено, что фактически товар представляет собой «краны шаровые на шпильках и краны шаровые дюймовые» размеры и количество которых соответствуют указанным в ДТ № 10317100/100512/0006241.

Вместе с тем, по мнению таможенного органа при проведении данного таможенного досмотра должностное лицо не обнаружило на товаре и его упаковке сведений об изготовителе товара.

14.05.2012 Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни направил запрос в орган по сертификации ООО «Альттест» с просьбой сообщить, распространяется ли выданный данным органом сертификат соответствия № РОСС СN.АВ57. В05462 от 26.08.2010 на товар, заявленный в ДТ № 10317100/100512/0006241, с учётом отсутствия на товаре и его упаковке сведений об изготовителе товара.

Согласно полученного ответа ООО «Альттест» подтвердило выдачу сертификат соответствия № РОСС СN.АВ57. В05462 от 26.08.2010. При этом было указано, что действие сертификата соответствия не распространяется на продукцию, которая не имеет маркировки, содержащей наименование фирмы-производителя, непосредственно на изделии или упаковке.

18.06.2012 по факту представления декларантом в ОТО и ТК Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни сертификата соответствия № РОСС СN.АВ57. В05462 от 26.08.2010, который не распространяется своё действие на товар № 1 ДТ № 10317100/100512/0006241 таможенным органом в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении (далее - АП) по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

18.07.2012 таможенным органом в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении.

23.08.2012 таможенным органом вынесено постановление по делу об АП №10317000-366/2012 по части 3 ст. 16.2 КоАП РФ, на основании которого общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Суд установил, что оспариваемое постановление принято таможней в пределах его полномочий. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.

В соответствии со ст. 179, 180, 181, 182 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Пунктами 1 и 2 статьи 181 ТК ТС предусмотрено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; сведения об исчислении таможенных платежей.

Согласно пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.

К таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки – иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, комплекс декларирования затрагивает не только заполнение ДТ и представление данного документа таможенным органам, но и представление документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Такими сведениями, которые необходимы для выпуска товара и исчисления и уплаты таможенных платежей, являются качественные и количественные характеристики, вес, стоимость и код по ТН ВЭД ТС, документы, подтверждающие соблюдения запретов и ограничений.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого постановления) заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом правонарушения являются урегулированные нормами таможенного законодательства публичные правоотношения, возникающие при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушения образует недостоверное декларирование заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а равно представление недействительных документов о наименовании, описании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.

Суд считает, что таможенным органом не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Судом установлено, что в материалах дела имеется сертификат соответствия № РОСС СN.АВ57. В05462 от 26.08.2010 (сроком действия до 25.08.2013) на «арматуру трубопроводную из коррозионностойкой стали, в том числе краны шаровые на шпильках и краны шаровые дюймовые», выпускаемую изготовителем «WENZNOU KERUI VALVE INDUSTRY CO., LTD», выданная органом по сертификации продукции ООО «Альттест». Указанный сертификат соответствия № РОСС СN.АВ57. В05462 от 26.08.2010 принят на основании протокола испытаний №№ (1560-1563)-261 от 20.08.2010 ИЛ продукции машиностроения ЗАО «Региональный орган по сертификации и тестированию» «РОСТЕСТ-МОСКВА», рег. № РОСС RU.0001.21МИ09, адрес: 117418, <...>.

Кроме того, факт выдачи указанного сертификата соответствия подтверждается органом по сертификации продукции ООО «Альттест», а его представления декларантом таможенному органу подтверждается материалами дела, в частности протоколом об административном правонарушении, где указано, что ООО «Галеон Рус» представило в ОТО и ТК Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской сертификат соответствия № РОСС СN.АВ57. В05462 от 26.08.2010.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», в статьях 28-30 указано на действия в области обязательного подтверждения соответствия, а также условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и нарушений данных требований со стороны общества не имеется.

В указанном Федеральном законе предусмотрены действия заявителя по обязательной сертификации товара. Для проведения испытаний и получения сертификата соответствия на товар, заявитель обязан предоставить документы, подтверждающие приобретение товара (контракт), наименование и обозначение товара, а также данные о его производителе.

Получив в установленном порядке сертификат соответствия № РОСС СN.АВ57. В05462 от 26.08.2010, распространяющего своё действие на «арматуру трубопроводную из коррозионностойкой стали, в том числе краны шаровые на шпильках и краны шаровые дюймовые», выпускаемую изготовителем «WENZNOU KERUI VALVE INDUSTRY CO., LTD» общество надлежащим образом выполнило законодательно установленные требования.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

При этом доказывание обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности в силу императивно установленных требований законодательства Российской Федерации должно основываться на выполнении всех возможных и необходимых действий, предоставленных законом специально уполномоченному государственному органу в пределах его компетенции.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно пункта 3.5. Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра), утверждённых приказом ФТС РФ от 25.10.2011 № 2190 при выявлении в ходе таможенного досмотра фактов несоответствия фактических характеристик, количества, либо сведений о товарах (наименовании, стране происхождения, изготовителе и др.) сведениям, имеющимся в распоряжении должностного лица, проводящего таможенный досмотр, данные факты отражаются в акте таможенного досмотра. Также при выявлении в результате таможенного досмотра признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле должностное лицо, проводившее досмотр, незамедлительно после окончания таможенного досмотра и фиксации выявленных фактов в акте таможенного досмотра принимает меры, предусмотренные КоАП России

При этом, материалы дела, в частности акт таможенного досмотра № 10317100/120512/001174 и письмо ООО «Альттест» исх. № 171 от 21.05.2012, не содержат доказательств того, что на товаре, заявленном декларантом в ДТ № 10317100/100512/0006241 и упаковке товара отсутствовали сведения об изготовителе товара.

Учитывая, что бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, лежит на административном органе, суд исходит из того, что таможенным органом не представлены доказательства отсутствия на товаре сведений об изготовителе товара.

При этом доказывание обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности в силу императивно установленных требований законодательства Российской Федерации должно основываться на выполнении всех возможных и необходимых действий, предоставленных законом специально уполномоченному государственному органу в пределах его компетенции.

В силу положений п. 1 ст. 183 и п.п. 2, 3 ст. 65 ТК ТС в соответствии с возложенными на таможенные органы функциями по проверке сведений, заявленных при декларировании товара вопрос о достоверности либо недостоверности сведений надлежит рассматривать через совокупность условий, позволяющих таможенному органу оценить направленность действий лица, производящего декларирование товара.

В соответствии с правами, делегированными таможенным органам, предусмотренными п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы вправе требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

При этом, материалы дела не содержат сведений о каких-либо требованиях таможенного органа в адрес таможенного представителя, декларанта либо иных лиц, направленных на получение дополнительной либо иной необходимой информации.

Согласно части 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Согласно части 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с диспозицией статьи 16.2 КоАП РФ, в ней содержится исчерпывающий перечень понятия недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых наступает административная ответственность.

В примечании к главе 16 КоАП РФ указано, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами пронимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, иные документы, не имеющие юридической силы.

Суд приходит к выводу, что сертификат соответствия № РОСС СN.АВ57. В05462 от 26.08.2010, который был выдан органом по сертификации ООО «Альттест» не может быть признан недействительным документом, подтверждающим соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, так как Новороссийская таможня не доказала факт того, что данный сертификат соответствия не распространяет своё действие на товар № 1, заявленный декларантом в ДТ № 10317100/100512/0006241.

Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, что в силу прямого указания п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Новороссийской таможни №10317000-366/2012 от 23.08.2012 о привлечении ООО «Галеон Рус» к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья А.А. Чесноков