ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-28283/06 от 07.06.2007 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-28283/2006-57/587

07.06.2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.В. Русова,

при ведении протокола судебного заседания судьей С.В. Русовым,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, г. Анапа,

к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

3-е лицо: Государственный регистратор Кривуля М.М., г. Краснодар,

о признании незаконным отказа и об обязании произвести государственную регистрацию,

при участии в заседании:

от заявителя – Лычагина М.В., доверенность от 20.06.2006 г. № 01.1500,

от заинтересованного лица – Юртаева С.А., доверенность от 07.11.2006 г. № 94,

от Государственного регистратора Кривули М.М. – не явились, уведомлены,

Требования заявлены к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа от 08.11.2006 г. № 21-02/2684 в государственной регистрации перехода права собственности объектов недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: г-к. Анапа, с. Цыбанобалка, ул. Заречная, дом № 78/4, кв. № 2; квартиры, расположенной по адресу: г-к. Анапа, х. Вознесенский, ул. Молодежная, дом № 54, кв. № 87; квартиры, расположенной по адресу: г-к. Анапа, ул. Ленина, дом № 153, кв. № 21; квартиры, расположенной по адресу: г-к. Анапа, с. Цыбанобалка, ул. Заречная, 41, кв. № 2 и об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Основанием заявленных требований указал на нарушение заинтересованным лицом при вынесении оспариваемого отказа ст. 125 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Заинтересованное лицо в судебном заседании и в отзыве заявленные требования не признало, считает оспариваемый отказ законным и обоснованным.

Государственный регистратор Кривуля М.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (телеграфное уведомление от 30.05.2007 г. № 131/4702), заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Дело рассматривается по правилам ст. 200 АПК РФ.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в рамках

(см. лист 2)

лист 2 решения по делу № 57/587

реализации федеральной программы по отселению граждан из ветхого и аварийного жилья за счет средств федерального, краевого бюджета и привлеченных средств на основании проведенного в установленном порядке конкурса были приобретены в муниципальную собственность 4 квартиры.

08.08.2006 г. документы для государственной регистрации права муниципальной собственности были сданы в отдел по Анапскому району Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, о чем в книгу учета входящих документов № 26/044/2006 были внесены записи № 96:97:98, №  99:100:101, № 102:103:104, № 105:106:107.

После сдачи документов отделом по Анапскому району Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю государственная регистрация права муниципальной собственности на квартиру № 2 по ул. Заречной 41 в п. Цыбанобалка (вх. № 102:103:104 от 08.08.2006 г.) и квартиру № 21 по ул. Ленина, 153 г. Анапа (вх .№ 96:97:98 от 08.08.2006 г.) произведена не была.

По остальным 2-м квартирам государственная регистрация права муниципальной собственности была приостановлена до 30.09.2006 г. (уведомление о приостановлении государственной регистрации от 01.09.2006 г. № 26/04/2006-105-106 и № 26/044/2006-099-101).

25.09.2006 г. Главой муниципального образования город-курорт Анапа на имя государственного регистратора М.М. Кривуля было направлено письмо № 01.2438 о возобновлении государственной регистрации с обоснованием устранения причин, способствующих приостановлению государственной регистрации.

Однако, до настоящего времени государственная регистрация права собственности произведена не была.

В адрес Главы муниципального образования город-курорт Анапа 08.11.2006 г. за № 21-02/2684 было направлено письмо, в котором указано что при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты недвижимости, были выявлены нарушения требований норм федерального законодательства. А именно: в представленном на государственную регистрацию договоре купли-продажи по доверенности от 04.08.2006 г. неверно указан субъект права, именуемый Покупателем.

В соответствии с договором купли-продажи по доверенности от 04.08.2006 г. Покупателем является Администрация муниципального образования г-к Анапа, от имени которой выступает Управление по строительству, ЖКХ и ТЭК Администрации муниципального образования г-к Анапа в лице начальника управления О.А. Пухкалова.

Указанный выше отказ заинтересованного лица от 08.11.2006 г. № 21-02/2684 и оспаривается заявителем по настоящему делу.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

(см. лист 3)

лист 3 решения по делу № 57/587

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Таким образом, заинтересованным лицом правомерно проводилась правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты недвижимости.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в подраздел II ЕГРП вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимости, а также о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, данные удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись.

В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Следовательно, правообладателем, может быть только муниципальное образование, а администрация может приобретать и осуществлять права и обязанности от имени муниципального образования.

В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок

(см. лист 4)

лист 4 решения по делу № 57/587

деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 22 Устава муниципального образования г.-к. Анапа структуру органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа составляют:

- представительный орган – Совет муниципального образования город-курорт Анапа;

- глава муниципального образования – Глава муниципального образования город-курорт Анапа;

- исполнительно-распорядительный орган – администрация муниципального образования город-курорт Анапа.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 31 Устава, Глава муниципального образования г.-к. Анапа в пределах своих полномочий представляет муниципальное образование г.-к. Анапа в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования г.-к. Анапа.

Согласно п.п. 20 п. 1 указанной выше ст. Устава, управляет и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с порядком, установленным Советом.

Решением Совета муниципального образования г.-к. Анапа ХХV сессии Совета муниципального образования г.-к. Анапа первого созыва от 02.06.2006 г. № 284 утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования г.-к. Анапа. В данном положении не закреплено прав администрации муниципального образования г.-к. Анапа на распоряжение муниципальным имуществом от своего имени.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 30 данного Устава Глава муниципального образования г.-к. Анапа возглавляет Администрацию муниципального образования г.-к. Анапа.

В силу п.п. 6 п. 2 ст. 31 Устава Глава муниципального образования г.-к. Анапа формирует администрацию, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия в соответствии с настоящим уставом, утверждает штатное расписание администрации, организует работу с кадрами, проводит аттестацию муниципальных служащих в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 33 Устава Администрация муниципального образования г.-к. Анапа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования г.-к. Анапа, наделенным данным Уставом, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Устава обладает правамиюридического лица; согласно п. 6 ст. 33 Устава состоит из управлений, комитетов, отделов и других.

К полномочиям администрации относится; в соответствии с п. 1 ст. 34 Устава разработка проекта местного бюджета, исполнение местного бюджета, составление отчета о его исполнении; в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 35 Устава, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, определенным Советом; перевод земли из одной категории в другую в установленном порядке.

Также, согласно ст. 39 Устава, администрация осуществляет учет

(см. лист 5)

лист 5 решения по делу № 57/587

муниципального жилищного фонда и контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществляет перевод жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности; согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений; обеспечивает содержание, строительство муниципального жилищного фонда создает условия для жилищного строительства.

Исходя из вышеизложенного и на основании ст. 46 Устава, администрация является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций.

Таким образом, заинтересованным лицом правомерно было направлено в адрес Главы муниципального образования город-курорт Анапа письмо от 08.11.2006 г. № 21-02/2684, в котором указано что при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты недвижимости, были выявлены требований норм федерального законодательства.

Кроме того, обжалуемое письмо не содержит фактического отказа в государственной регистрации прав, а содержит ссылку на то, что 02.10.2006 г. на основании абзаца 3 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации было отказано.

Определением арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2007 г. заявителю предлагалось уточнить заявленные требования, представить суду Положение об администрации муниципального образования г.-к. Анапа, структуру администрации г.-к. Анапа с указанием статуса ЖКХ и ПЭК. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что данное положение отсутствует, заявленные требования не уточнил (см. протокол судебного заседания от 31.05.2007 г.).

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью либо частично.

В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а так же обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В судебном заседании заявитель не представил суду доказательств несоответствия обжалуемого им письма заинтересованного лица действующему законодательству и нарушение этим актом его прав и законных интересов.

(см. лист 6)

лист 6 решения по делу № 57/587

Заинтересованное лицо, в свою очередь, доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого письма, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. ст. 101, 102, 104, 110 АПК РФ при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины, подлежат отнесению на заявителя.

В силу ст. 333.37 НК РФ муниципальные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, государственная пошлина по данному делу взысканию не подлежит.

Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2007 г.

Руководствуясь ст. ст. 64-66, 101, 102, 104, 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края.

Судья С.В. Русов