АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-30501/2010
11 января 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 января 2012 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железновой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
Межрегиональной природоохранной и правозащитной благотворительной общественной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», г. Майкоп
к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, г. Краснодар
третье лицо: Государственное учреждение Краснодарского края «комитет по лесу», г. Краснодар
о признании недействительным приказа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1- доверенность от 07.11.2011 №ЭВ-34/3-11
от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 20.06.2011
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная природоохранная и правозащитная благотворительная общественная организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», г. Майкоп (далее – заявитель, организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, г. Краснодар (далее - департамент) с требованием о признании недействительным приказа департамента от 29.04.2010 №84-эк., которым утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала государственного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» №77.
Решением суда первой инстанции от 24.02.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.05.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности и не создает препятствия к ее осуществлению; доказательства поступления заключения общественной экологической экспертизы в адрес заинтересованного лица не представлены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа решение суда первой инстанции от 24.02.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.05.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом кассационной инстанции в своем постановлении указал, что суд не исследовал обстоятельства, связанные с составлением и утверждением заключения общественной экологической экспертизы, не исследован вопрос о наличии и исследовании материалов произведенной общественной экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы, надлежаще не исследовали и не дали правовую оценку доводу о недопущении представителей организации к участию в качестве наблюдателей при проведении государственной экологической экспертизы. Судами также не исследовался вопрос об обеспечении извещения департаментом общественной организации, проводившей общественную экологическую экспертизу, о начавшейся государственной экологической экспертизе.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное в постановлении, полно и всесторонне исследовать доказательства, правильно установить обстоятельства по делу и принять законный и обоснованный судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном заявлении и представленном в судебное заседание дополнительном письменном пояснении.
Так указывает, что департамент не правомерно не привлек в нарушение статьи 22 Закона РФ «Об экологической экспертизе» к участию в качестве наблюдателей в заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту «Строительства противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу» общественную организацию. Организация обращалась с письмом в адрес департамента с просьбой обеспечить такое участие.
Департаментом не была учтена проведенная общественная экологическая экспертиза в нарушение статьи 25 Закона РФ «Об экологической экспертизе», которое было направлено в адрес департамента для утверждения письмом от 06.12.2009.
Дополнительно указал, что департаментом в рамках проведения государственной экологической экспертизы не правомерно было отказано в утверждении заключения общественной экологической экспертизы. Общественная экспертиза не имела таких пороков, которые не позволяли учесть его в ходе проведения государственной экологической экспертизы
Представитель департамента в судебном заседании против удовлетворения заявленного требования возражал, поддержал доводы, ранее изложенные в отзыве и представленном дополнительном письменном пояснении.
Так указывает, что оспариваемый приказ соответствует нормам законодательства и не нарушает права заявителя. В ходе обсуждения проекта учитывалось общественное мнение выраженное в ходе общественных слушаний по данному проекту.
Представленное для утверждения заключение по общественной экологической экспертизе утверждено не было, следовательно, указанное заключение не имеет юридической силы и не принималось во внимание при проведении государственной экологической экспертизе. Информация о проведении государственной экологической экспертизы была размещена на сайте департамента в Интернете, на момент подачи первого заявления об участии в качестве наблюдателей проект, подлежащий государственной экспертизе представлен не был, а на дату второго заявления от 26.07.2010 государственная экологическая экспертиза была уже проведена. Заявки на участие в заседаниях экспертной комиссии в период проведения экспертизы от иных общественных организаций не поступало. Информирует общественность о поведении государственной экологической экспертизы согласно пункта 3.1.1 Приказа от 16.05.2000 №372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации Заказчик – ГУ КК «Комитет по лесу».
Дополнительно указал, что общественная экспертиза была организована ранее чем считалась зарегистрированной, выявленные нарушения при проведении общественной экологической экспертизы послужили основанием в отказе в ее утверждении и следовательно она не имела юридической силы.
Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте проведения судебного заседания в порядке подпункта 6 пункта 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явилось, что не явилось препятствием для проведения судебного заседания.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в отдел нормирования качества окружающей среды и государственной экологической экспертизы департамента были представлены откорректированные по замечаниям внештатных экспертов проектные материалы по объекту «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу»».
Экспертная комиссия, утвержденная приказом департамента от 19.03.2010
№ 48-ЭК, рассмотрела указанные материалы проекта и выдала заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу» № 77, утвержденное приказом департамента от 29.04.2010 № 84-ЭК.
Из материалов дела следует, что организация обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с заявлением о признании незаконным действий департамента по утверждению заключения государственного экологической экспертизы № 77 по проекту «Строительства противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу», признании недействительным заключения государственного экологической экспертизы № 77 по проекту «Строительства противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу», утвержденное приказом департамента от 29.04.2010 № 84-эк, признании недействительным и не подлежащим применению приказа департамента от 29.04.2010 № 84-эк, об обязании департамента провести повторную государственную экологическую экспертизу проекта «Строительства противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу» с привлечением наблюдателей от организации и с учетом заключения общественной экологической экспертизы по указанному выше проекту.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 24.09.2010 в удовлетворении заявленных требований организации было отказано в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. Разъяснено право обратиться с указанным заявлением в арбитражный суд.
Не согласившись с приказом департамента от 29.04.2010 № 84-ЭК, организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Закона об экологической экспертизе).
Исходя из пункта 7.1 статьи 11 Закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов:
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию;
заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 Федерального закона.
В соответствии со статьей 15 указанного закона заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Следовательно, специально уполномоченным органом по утверждению заключений по государственной экологической экспертизе обладает Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.
Из материалов дела следует, что организация обращалась к главе муниципального образования города-курорта Анапа с заявлением от 10.02.2009 № EW-20/1-09, поступившим в администрацию 12.02.2009, о проведении общественной экологической экспертизы.
Однако, в материалы дела не представлен ответ администрации на указанное заявление.
Следовательно, заявление считается зарегистрированным.
В соответствии со статьей 4 Закона одним из видов экологической экспертизы в Российской Федерации является общественная экологическая экспертиза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Согласно пункту 2 указанной статьи заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела организацией было подготовлено заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов рабочий проект «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу» утвержденная приказом от 28.11.2009г. Экспертная комиссия, проводившая общественную экологическую экспертизу была утверждена приказом от 10.02.1009г. и от 17.11.2009г.
Организация обратилась с письмом от 06.12.2009г. за №EW-353/1-09 в департамент об утверждении заключения общественной экологической экспертизы проект «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу».
Письмом от 28.12.2009г. №42-4100/09-8.2. департамент сообщил, что рассмотрел представленное заключение и считает выполненным его с нарушением норм законодательства об экологической экспертизе и в связи с нарушением процедуры организации и проведения общественной экологической экспертизы отказал в утверждении представленного заключения.
Организация повторно обратилась с письмом от 18.02.2010г. за №EW-38/1-10 в департамент об утверждении заключения общественной экологической экспертизы проект «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу».
Письмом от 03.03.2010 за №42-782/10-07.2 департамент повторно отказал в утверждении указанного заключения ввиду допущенных отступлений от норм законодательства об экологической экспертизе, без указания конкретных нарушений со ссылкой на нормы законодательства о проведении общественной экологической экспертизы.
При таких обстоятельствах судом установлено, что департамент необоснованно отказал в утверждении заключения общественной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 25 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» при проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Судом по настоящему делу установлено, что при проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы проведенной организацией не учитывалось.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» одним из принципов экологической экспертизы является принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
Организация обращалась в департамент с заявлением от 24.06.2009 № EW-121/1-09, поступившим в департамент, в котором просит департамент обеспечить для организации право участвовать в качестве наблюдателя через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы.
В ответ на указанное заявление департаментом было направлено организации письмо от 15.07.2009 № 42-2013/09-8.2, в котором департамент сообщил, что рабочий проект «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу» в департамент не поступал, в случае предоставления проектной документации будет учтено мнение общественности.
Как следует из материалов дела, ГУ КК «Комитет по лесу» обратился в департамент с заявлением от 17.02.2010 № 111-324 о проведении государственной экологической экспертизы проектных материалов по объекту «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу».
Экспертная комиссия, утвержденная приказом департамента от 19.03.2010 № 48-ЭК, рассмотрела указанные материалы проекта 28.04.2010г. и выдала заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу» № 77, утвержденное приказом департамента от 29.04.2010 № 84-ЭК.
Информация на сайте департамента о рассматриваемых проектах, в том числе и включающая РП «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала ГУ КК «Комитет по лесу» была размещена только 15 апреля 2010г. за 14 дней до проведения заседания экспертной комиссии.
Письмом от 26.07.2010 организация обратилась с требованием обеспечить участие в качестве наблюдателей при проведении государственной экспертизы уполномоченного представителя организации ФИО1 и представить сообщения по ряду возникших вопросов.
Доказательств надлежащего уведомления организации о времени и месте проведения заседаний экспертной комиссии по проведению государственной экологической экспертизы, а также размещения на сайте департамента указанной информации, суду не представлено.
Следовательно, организация не была надлежащим образом извещена о времени и месте проведения заседания экспертной комиссии по проведению государственной экологической экспертизы, чем были нарушены ее права и законные интересы на принятие участия при обсуждении данного проекта.
Судом не могут быть приняты доводы департамента, как документально необоснованные и не соответствующие законодательству о проведении экологической экспертизы.
При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что приказ от 29.04.2010 №84-эк Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, которым утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала государственного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» №77не соответствует нормам законодательства в области проведения экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности и нарушает права и законные интересы общественной организации и заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным приказ от 29.04.2010 №84-эк Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, которым утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества – филиала государственного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» №77, как не соответствующий Закону Российской Федерации «Об экологической экспертизе».
Взыскать с Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, г. Краснодар в пользу Межрегиональной природоохранной и правозащитной благотворительной общественной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», г. Майкоп судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей уплаченных по квитанции от 25.10.2010г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.М. Шкира