ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-30896/18 от 10.03.2020 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-30896/2018

Резолютивная часть решения оглашена 10 марта 2020 года, полный текст решения изготовлен 17 марта 2020 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Николаева А.В., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи помощником судьи
Першогуба Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению

Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Армавир (ИНН 2372007930 ОГРН 1142372000418),

к акционерному обществу «Тандер» (ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Центральное» (ИНН 2372011670 ОГРН 1152372000516),

о приведении помещения в первоначальное состояние,

при участии: от истца- представитель по доверенности Финогеева С.Г., от ответчика- представитель по доверенности Овчаров А.В., от третьего лица- не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Армавир обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу «Тандер» о приведении помещения в первоначальное состояние.

Истцом и ответчиком обеспечена явка в судебное заседание представителей по доверенности.

Ответчиком в материалы дела представлен отзыв относительно заявленных исковых требований, согласно которому акционерное общество «Тандер» просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

АО «Тандер» является собственником нежилых помещений расположенных на первом этаже многоэтажного жилого дома, расположенного в г.Армавире по улице Новороссийская, 115.

Согласно материалам искового заявления, АО «Тандер» самовольно перепланировало нежилые помещения по адресу: г. Армавир улица Новороссийской, 115, а именно с фасада здания (витрина магазина), дополнительно установлена входная дверь в помещение №16 площадью 172,2 м2 (расположена на расстоянии 1,1м слева от угла витрины), а существующая входная дверь в помещение №16 перенесена левее на 4м. В помещении №1 (по техническому паспорту) площадью 64,7 м2 установлена гипсокартонная перегородка с входным проемом, делящая данное помещение на две части.

Факт выполнения самовольной перепланировки зафиксирован ООО «Центральное» актом от 27.08.2018, а так же администрацией муниципального образования город Армавир.

Истец указывает, что в Администрацию муниципального образование город Армавир с заявлением о согласовании проведения перепланировки нежилых помещений в жилом доме по улице Новороссийской, 115 в городе Армавире АО «Тандер» не обращалось; постановление о согласовании проведения переустройства и перепланировки вышеуказанных помещений главой муниципального образования город Армавир не принималось.

В связи с вышеизложенным, Администрацией муниципального образования город Армавир в адрес ответчика направлено письмо о необходимости приведения нежилых помещений в первоначальное состояние в срок до 01.02.2018.

Перенизанное письмо оставлено адресатом без удовлетворения.

Указанные выше обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способы защиты нарушенных гражданских прав подлежат применению только по иску лица, чьи права и законные интересы нарушены или оспариваются.

На основании пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство.

Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц (часть 2 статьи 53 ГК РФ).

Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.

Пунктом 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса установлено, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Подпунктами 6 пунктов 1 статей 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального жилищного контроля отнесено к вопросам местного значения городского поселения и городского округа.

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Жилищного кодекса орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с Постановлением Администрации муниципального образования город Армавир от 19.06.2012 №1863 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги: «Согласование или отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме», муниципальная услуга «Согласование или отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме» (далее – Муниципальная услуга) предоставляется администрацией муниципального образования город Армавир, ответственный исполнитель услуги - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир.

Таким образом, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир, будучи структурным подразделением Администрации муниципального образования город Армавир, является уполномоченным органом для обращения с настоящим исковым заявлением о приведении помещения в первоначальное состояние.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца 3 статьи 12 Кодекса защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Законом Краснодарского края от 15.07.2005 № 896-КЗ «О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края» (далее - Закон) определено, что данный закон устанавливает порядок согласования и проведения переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию, на территории Краснодарского края в целях предотвращения аварийных ситуаций в жилищном фонде и обеспечения безопасности проживания граждан.

Таким образом, Законом введены дополнительные гарантии правовой защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при осуществлении перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах.

Согласно статье 1 Закона, перепланировка нежилого помещения определена как комплекс строительно - планированных мероприятий, связанных с изменением конфигурации и (или) планировочной структуры нежилого помещения с сохранением или изменением его функционального назначения, в том числе устройство, перенос или разборка перегородок', устройство, перенос или закрытие дверных, оконных и иных проемов, изменение площади балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводится по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно статье 11 Закона Краснодарского края от 15 июля 2005 г. N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" самовольными являются переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 7 настоящего Закона, или с нарушением условий проведения работ, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9 настоящего Закона.

Лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее нежилое помещение, несет предусмотренную законодательством ответственность.

Собственник или уполномоченный собственником наниматель (арендатор) помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести это помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые устанавливает орган, осуществляющий согласование.

Если в срок, установленный органом, осуществляющим согласование, самовольно переустроенное и (или) перепланированное нежилое помещение не будет приведено в прежнее состояние, орган, осуществляющий согласование, вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением указывает, что в Администрацию муниципального образование город Армавир с заявлением о согласовании проведения перепланировки нежилых помещений в жилом доме по улице Новороссийской, 115 в городе Армавире АО «Тандер» не обращалось; постановление о согласовании проведения переустройства и перепланировки вышеуказанных помещений главой муниципального образования город Армавир не принималось.

Ответчик, возражая относительно заявленных исковых требований, указывает следующее.

Перед проведением ремонтных работ АО «Тандер» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Армавир за согласованием дизайн-макета фасада здания магазина «Магнит» (письмо от 09.10.2017 исх. №647). Однако, в ответ поступило предложение согласовать козырек с жильцами многоквартирного дома (письмо от 16.02.2018 исх.№32-34/141/08).

Ответчиком получено письмо от 20.11.2017 исх.№01-80/9435/17-30 с предложением привести нежилое помещение магазина в прежнее состояние или получить разрешение на перепланировку в установленном законодательством порядке до 01.02.2018.

Письмом от 23.01.2018 исх. №23 АО «Тандер» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Армавир с просьбой согласовать проведение перепланировки помещения магазина.

Письмом от 16.02.2018 исх. №32-34/141/08 Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир сообщило, что не уполномочено на согласование перепланировки помещений магазина, расположенных в многоквартирном доме и было рекомендовано обратиться управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир.

01.03.2018 АО «Тандер» направило установленный законом пакет документов на имя начальника жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г.Армавир (письмо от 01.03.2018 исх. №67) с просьбой согласовать проведением перепланировки помещения магазина. Однако, письмом от 12.04.2018 исх. №25-485 «О возврате документов без рассмотрения» пакет документов возвращен без рассмотрения по причине подготовки искового заявления в суд.

Ответчик указывает, что АО «Тандер» провело перепланировку нежилых помещений магазина, расположенных на первом этаже многоэтажного жилого дома, находящихся по адресу: г. Армавир, улица Новороссийская, 115, соблюдая пожарные, санитарные, градостроительные нормы. Разработаны проекты, заключен договор строительного подряда с организацией, имеющей на это допуск саморегулирующей организации.

Таким образом, ответчик полагает, что АО «Тандер» предприняты надлежащие меры для легализации произведенной перепланировки.

Для всестороннего исследования обстоятельств дела и реализации иных задач судопроизводства в арбитражном суде, Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 производство по делу приостановлено, назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Профэкспертиза» (г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 120), эксперту Киселеву Дмитрию Алексеевичу.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

1. Соответствуют ли нежилые помещения с кадастровым номером 23:38:0110015:108 расположенные по адресу: г. Армавир, ул. Новороссийская, д. 115, строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, создают ли угрозу жизни и здоровью граждан?

2. Является ли перепланировка нежилых помещений с кадастровым номером 23:38:0110015:108 расположенные по адресу: г. Армавир, ул. Новороссийская, д. 115, необходимым условием соответствия нежилых помещений обязательным требованиям противопожарных норм и требованиям СНИП, в том числе для объектов торговли?

3. Возможен ли возврат перепланированных нежилых помещений с кадастровым номером 23:38:0110015:108 расположенные по адресу: г. Армавир, ул. Новороссийская, д. 115, в первоначальное состояние без существенного ущерба для имущества и утраты его функциональных качеств?

4. Повлекла ли перепланировка нежилых помещений с кадастровым номером 23:38:0110015:108 расположенные по адресу: г. Армавир, ул. Новороссийская, д. 115, 3 уменьшение объема общего имущества жильцов многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Новороссийская, д. 115?

5. Определить не нарушает ли расположение нежилых помещений с кадастровым номером 23:38:0110015:108 расположенные по адресу: г. Армавир, ул. Новороссийская, д. 115, режим использования общего имущества многоквартирного дома, внешних стен, придомовой территории, а также соблюден ли уровня шума и санитарноэпидемиологических норм для нежилого помещения в составе многоквартирного жилого дома? В случае положительного ответа указать, в чем именно заключается соответствующее нарушение?

19.12.2019 в адрес арбитражного суда поступило экспертное заключение, согласно которому экспертом сделаны следующие выводы.

Отвечая на первый вопрос, экспертом сделан следующий вывод.

Нежилые помещения с кадастровым номером 23:38:0110015:108 расположенные по адресу: г Армавир, ул Новороссийская, д 115 соответствует строительным /СНиП/, санитарным /СанПиН/ нормам, нормам пожарной безопасности; не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

При ответе на второй вопрос эксперт указывает, что перепланировка нежилых помещений с кадастровым номером 23:38:0110015:108 расположенных по адресу: г Армавир, ул. Новороссийская, д 115, является необходимым условием соответствия данных нежилых помещений нормам пожарной безопасности. Устройство /в том числе и перенос/ 2- ух дополнительных дверных проемов в витраже на лицевом фасаде ближе к левому торцу жилого дома /витраж не является несущей конструкцией многоквартирного жилого дома/, не предусмотренных проектной, рабочей документацией обусловлено необходимостью соблюдения норм пожарной безопасности п. 7.2.2, табл. 19 СП 1.13130.2009 системы противопожарной защиты. эвакуационные пути и выходы согласно которым расстояние от любой точки торгового зала объекта до ближайшего эвакуационного выхода не должно превышать 25м, а также обусловлено необходимостью повышения пожарной безопасности людей в случае пожара путем наличия дополнительного аварийного выхода согласно п. 4.2.8 СП 1.13130.2009 системы противопожарной защиты. эвакуационные пути и выходы. наличие противопожарной перегородки с заполнение дверного проема противопожарной дверью между пом. 2 и пом. 3 /отделение зоны разгрузки и склада объекта от помещений постоянного нахождения людей: покупатели, рабочий персонал/, предусмотренной рабочей документацией, шифр Арф/73234/17.ПЗ.АР л12 л.д. 48, обусловлено необходимостью соблюдения ч. 1 ст. 88 Федерального закона 123-ФЗ технический регламент о требованиях пожарной безопасности, согласно которой части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

Отвечая на третий вопрос, эксперт делает вывод о том, что возврат перепланированных нежилых помещений с кадастровым номером 23:38:0110015:108 расположенных по адресу: г Армавир, ул. Новороссийская, д 115 в первоначальное состояние без существенного ущерба для имущества и утраты его функциональных качеств невозможно, т.к. требует значительного переустройства внутренних помещений /демонтаж новых перегородок, восстановление предшествующих/; разрушения/восстановления значительного количества отделочных покрытий стен, полов, подвесных потолков внутренних помещений, наружных отделочных покрытий, витража /демонтаж новых, восстановление предшествующих дверных проемов/, а также переустройства внутренних инженерных систем водоснабжения, отопления, вентиляции/кондиционирования, электроснабжения.

Отвечая на четвертый вопрос, эксперт делает вывод о том, что Перепланировка нежилых помещений с кадастровым номером 23:38:0110015:108 расположенных по адресу: г Армавир, ул Новороссийская, д 115 не повлекла уменьшение объема общего имущества жильцов многоквартирного дома т. к. перепланировке подверглись только внутренние помещения объекта без затрагивания основных несущих конструкций многоквартирного жилого дома; входы/выходы из объекта изолированы от входов/выходов в подъезды многоквартирного жилого дома; загрузка/разгрузка объекта продукцией предусмотрена с торцов многоквартирного жилого дома, что соответствует требованиям строительных /СНиП/, санитарных /СанПиН/ норм и описано в части исследования по вопросу 1 о соответствии нормам.

Исследуя пятый вопрос, эксперт пришел к выводу о том, что расположение нежилых помещений с кадастровым номером 23:38:0110015:108 по адресу: г Армавир, ул Новороссийская, д 115, не нарушает режим использования общего имущества многоквартирного дома, внешних стен, придомовой территории, не нарушает уровень шума, т.к. перепланировке подверглись только внутренние помещения объекта без затрагивания основных несущих конструкций многоквартирного жилого дома; входы/выходы из объекта изолированы от входов/выходов в подъезды многоквартирного жилого дома; загрузка/разгрузка объекта продукцией предусмотрена с торцов многоквартирного жилого дома; на объекте не обнаружено технологическое оборудование /машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники/, являющееся источниками повышенного шума, вибрации под /рядом с/жилыми помещениями, что соответствует требованиям строительных /СНиП/, санитарных /СанПиН/ норм и описано в части исследования по вопросу 1 о соответствии нормам.

В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Заключение судебной экспертизы определено законом в качестве доказательства, не имеющего заранее установленной силы и не обладающего преимуществом перед иными доказательствами и, как все иные доказательства, подлежит оценке по общим правилам в совокупности с другими доказательствами.

Экспертное заключение содержит ответы на поставленные судом вопросы, каких-либо противоречий не содержит, соответствует в части оформления требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем сомнений в его достоверности не имеется; выводы эксперта являются полными и обоснованными, соответственно, экспертное заключение обладает признаками относимости и допустимости доказательства по делу.

Истец выводы экспертного исследования не оспорил в установленном порядке.

С учетом выводов экспертного исследования, следует отметить, что проведенная перепланировка нежилых помещений, соответствует действующим строительным нормам и правилам, пожарным правилам, не создает угрозы причинения вреда, напротив проведенная перепланировка являлась необходимым условием соответствия нежилых помещений требованиям противопожарных норм и требованиям СНИП, в том числе для объектов торговли, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме не затронуто, препятствий в пользовании собственникам перепланированные помещения не создают, что подтверждается проведенной по делу судебной экспертизой.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 40 ЖК РФ, отсутствует нарушение прав собственников квартир многоквартирного дома.

При этом, удовлетворение исковых требований по основаниям отсутствия согласования перепланировки, приведет не только к причинению ответчику несоразмерного последствиям нарушения, ущерба, но и к угрозе причинения вреда третьим лицам вследствие несоответствия помещений требования пожарных норм и правил, а также строительных норм и правил.

Основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований также является установленный экспертом факт невозможности приведения помещений в первоначальное состояние.

Как следует из заключения судебной экспертизы, приведение помещений в первоначальное состояние повлечет не только существенный ущерб имуществу ответчика, утрату функциональных качеств нежилых помещений, но и приведет к несоответствию помещений требованиям противопожарных и строительных норм и правил.

Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода о необоснованности заявленных требований.

Руководствуясь гл. 20 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья А.В.Николаев