ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-34303/16 от 12.12.2016 АС Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-34303/2016

15 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2016 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.,

при ведении протокола судебного разбирательства помощником судьи Железновой З.В.,

проведя судебное заседание по заявлению

Новороссийского районного казачьего общества Черноморского окружного казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества, г. Новороссийск
 (ИНН 2315073133, ОГРН 1022302399569)

к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края, г. Новороссийск
 (ИНН 2315091333, ОГРН 1022302382277),

третье лицо: Кубанское войсковое казачье общество, г. Краснодар,

о признании незаконным решения от 26.09.2016 № 033V12160002042,

при участии в заседании:

от заявителя: Юрин В.П. – атаман (выписка из ЕГРЮЛ), Терещенко Л.С. – доверенность от 31.10.2016, Ситников А.А. – доверенность от 21.11.2016,

от заинтересованного лица: Засядько Г.А. – доверенность от 11.01.2016 № 03-1,

от третьего лица: не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Новороссийское районное казачье общество Черноморского окружного казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества, г. Новороссийск (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене пункта 5 решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края, г. Новороссийск (далее – пенсионный фонд) от 26.09.2016 № 033V12160002042.

Представители заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, поддержали доводы, изложенные в заявлении. Так указали, что у пенсионного фонда отсутствовали основания для начисления сумм страховых взносов на суммы ежемесячных доплат общества своим членам за их участие в деятельности добровольных народных дружин, не связанной с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с обществом и с осуществлением трудовых функций.

Обществом представлено заявление о взыскании судебных расходов в сумме 39 000 рублей.

Представитель пенсионного фонда в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражает, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Так указал, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку суммы ежемесячных доплат общества своим членам за их участие в деятельности добровольных народных дружин подлежат включению в облагаемую страховыми взносами базу.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, пенсионным фондом была проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности и полноты уплаты страховых платежей за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по итогам которой был составлен акт проверки
 от 24.08.2016 № 033V10160002845.

По результатам рассмотрения акта и материалов выездной проверки, с учетом представленных плательщиком возражений, пенсионным фондом вынесено решение
 от 26.09.2016 № 033V12160002042 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере
 340 138,76 рублей, начислена пеня за неуплату страховых взносов с 01.01.2013 по 31.12.2015 в размере 243 653,12 рубля, доначислено страховых взносов на общую сумму 1 700 693,80 рубля.

Считая решение пенсионного фонда недействительным в части включения в состав облагаемой страховыми взносами вознаграждений в пользу как работников общества за выходы на дежурство, таки и привлеченных казаков на добровольной основе для участия в охране общественного порядка в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни; по участию в защите государственной границы Российской Федерации; по охране окружающей среды и защите животных, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании решения пенсионного фонда в части начислений страховых взносов, пеней и штрафов в размере 2 254 848,11 руб., в том числе:

- недоимка по страховым взносам в размере 1 678 153,95 руб., из них: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии –
 1 292 979 руб., на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии – 69 360 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 315 814,95 руб.;

- пени в размере 241 063,37 руб., из них: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – 178 870,39 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии – 16 846,13 руб., на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования –
 45 346,85 руб.;

- штрафы в размере 335 630,79 руб., из них: на страховую часть трудовой пенсии – 258 595,80 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 13 872 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 63 162,99 руб.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ казачье общество является плательщиком страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В свою очередь согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.

Из приведенных норм законодательства следует, что производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, когда они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей. Иные выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, произведенные обществом выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Соответственно, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах гражданина, состоящего в трудовых отношениях, не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона № 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, общество не производило своим членам выплаты, которые подлежали бы включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку указанные выплаты производилась членам общества (в том числе и его работникам) в качестве вознаграждения (компенсации) за участие в деятельности добровольных народных дружин, которое не связано с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с Анапским обществом и с осуществлением трудовых функций.

Судом установлено, что общество не является собственником денежных средств, за счет которых производились указанные выплаты.

Согласно постановлениям Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2010 № 825 «Об утверждении ведомственной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества на 2011-2013 годы», главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.10.2013 № 1107 «О государственной Программе Краснодарского края «Казачество Кубани» получателем субсидий на реализацию мероприятий на осуществление деятельности по участию в охране общественного порядка в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни, по участию в защите государственной границы Российской Федерации, по охране окружающей среды и защите животных является Кубанское войсковое казачье общество.

В соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.07.2011 № 699 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "»Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Краснодарского края на 2012-2014 годы» и постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 № 1156 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Противодействие незаконному обороту наркотиков» получателем субсидий на организацию участия в мероприятиях по предупреждению незаконного распространения наркотических средств на территории Краснодарского края, также является Кубанское войсковое казачье общество.

Из материалов дела следует, что общество в силу положений Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» входит в структуру Кубанского войскового казачьего общества. Члены (казаки) общества являются соответственно и членами (казаками) Кубанского войскового казачьего общества.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 05.12.2005
 № 154-ФЗ "»О государственной службе российского казачества» российское казачество в установленном порядке:

1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответствующие соглашения заключены Кубанским войсковым казачьим обществом и уполномоченными органами (ГУВД по Краснодарскому краю, Региональное управление ФСКН РФ по Краснодарскому краю и т.д.).

В целях реализации вышеуказанных соглашений в казачьих обществах, входящих в структуру Кубанского войскового казачьего общества, созданы добровольные народные дружины (казачьи дружины).

Деятельность, осуществляемая членами казачьих дружин, является добровольной, член казачьего общества (казак) состоящий в казачьей дружине добровольно осуществляет данные функции, в свободное от основной работы времени и по собственной инициативе.

В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 02.04.2014
 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.

Статьей 21 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность материального стимулирования деятельности народных дружинников и выделение средств в частности на компенсацию расходов, понесенных народным дружинником, связанных с участием в деятельности дружины.

С учетом изложенного судом установлено, что в рассматриваемом случае спорные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами, поскольку производились членам общества (в том числе и его работникам) в качестве вознаграждения (компенсации) за участие в деятельности добровольных народных дружин и не связаны с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с обществом и с осуществлением трудовых функций. Спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, в данном случае у пенсионного фонда отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения от 26.09.2016
 № 033V12160002042, что подтверждается судебной практикой, а именно Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2016 по делу № А32-32259/2015.

При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что решение пенсионного фонда от 26.09.2016 № 033V12160002042 подлежит признанию незаконным и отмене в части доначисления страховых взносов в сумме 1 678 153,95 руб., доначисления суммы пени на страховые взносы в сумме 241 063,37руб; привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 335 630,79руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо исходя из количества самостоятельно заявленных и удовлетворенных требований неимущественного характера.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие факт несения судебных расходов, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Оплата истцом государственной пошлины подтверждается платёжными поручениями № 497 от 27.09.2016 в сумме 3000 рублей, № 643 от 22.11.2016 в сумме
 3000 рублей за подачу заявления о принятии обеспечительных мер.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь.

В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя (адвоката), понесённые лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом с другого лица.

В пункте 20 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 82 указано, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов представитель, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, имеющиеся сведения о ценах на рынке юридических услуг, продолжительность и сложность дела и т.д.

В пункте 3 Информационного письма ВАС РФ от 05.12.2007 № 121 указано, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты.

Как видно из материалов дела, между обществом и адвокатом Ситниковым А.Н. заключен договор возмездного оказания юридических услуг от 21.11.2016 № 19-2016, предметом которого является представление интересов заявителя в Арбитражном суде Краснодарского края по делу № А32-34303/2016. При этом, вознаграждение установлено в размере 30 000 рублей.

Подтверждением реальности понесённых расходов на оплату услуг представителя является квитанция № ЛХ 276037 от 21.11.2016 на сумму 30 000 рублей.

Исходя из наличия судебной практики по рассматриваемой правой проблеме, качества подготовки обращения в суд, оценив разумность и обоснованность размера понесенных обществом затрат, относимость этих затрат к судебным издержкам, участия представителя заявителя в судебных заседаниях от 21.11.2016 и 12.12.2016, возражений ответчика, суд полагает, что оплата услуг представителя в сумме
 15 000 руб. является разумными затратами, на участие в двух судебных заседаниях.

Таким образом, заявление истца в части судебных расходов подлежит удовлетворению в сумме 21 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным Решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Новороссийске Краснодарского края № 033V12160002042 от 26.09.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части:

- доначисления страховых взносов в сумме 1 678 153,95 руб., доначисления суммы пени на страховые взносы в сумме 241 063,37руб;

- привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Закона РФ от 24.07.2009г. №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 335 630,79руб., как не соответствующее нормам Закона РФ от 24.07.2009г. №212-ФЗ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе в городе Новороссийске Краснодарского края, г. Новороссийск (ИНН 2315091333, ОГРН 1022302382277) в пользу Новороссийского районного казачьего общества Черноморского окружного казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества, г. Новороссийск
 (ИНН 2315073133, ОГРН 10223023999569) понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 (шесть тысяч) рублей уплаченной по
 п/п №497 от 27.09.2016г., №643 от 22.11.2016, расходы на услуги представителя в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В остальной части во взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.М. Шкира