Арбитражный суд Краснодарского края
именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А32- 34986/2010
г. Краснодар «06» апреля 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 30.03.2011г.
Полный текст решения изготовлен 06.04.2011г.
Арбитражный суд Краснодарского края
в составе судьи Миргородской Оксаны Павловны
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко Н.В.
рассмотрев в судебном заседании
дело по иску Заместителя прокурора Краснодарского края, г. Краснодар
к Муниципальному учреждению здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи, ИНН <***>, г.Краснодар
к ООО «Багратион», ИНН <***>, г. Краснодар
о признании сделки недействительной
при участии в предварительном судебном заседании:
от истца: Круглов В.Ю.прокурор
Установил:
Заместитель прокурора Краснодарского края, г. Краснодар обратился в арбитражный суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи, г.Краснодар и к ООО «Багратион», г. Краснодар о признании недействительным (ничтожным) заключенный 02..08.2010 между ответчиками муниципальный контракт на оказание услуг для муниципальных нужд МО г.Краснодар №928131/10-004966. Заявленное прокурором требование обосновано тем, что указанный договор в соответствии со ст.168 ГК РФ является недействительным, так как не соответствует требованиям закона и иных правовых актов, в частности статей 3, 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», Постановлениею Правительства от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», в соответствии с которыми охрана МУЗ КГК БСМП частным охранным предприятием является неправомерной и в силу важности объекта подлежит государственной охране.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие ответчиков, по имеющимся в деле материалам.
В материалах дела имеется отзыв на иск Муниципального учреждения здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи, г.Краснодар, в котором ответчик с иском не согласился, указал на то, что предметом договора является оказание услуг по охране территории МУЗ КГК БСМП (станции СМП).
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заместителя прокурора, суд установил, что 02.08.2010г. между Муниципальным учреждением здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи (заказчик) и ООО «Багратион» (исполнитель) заключили муниципальный контракт №928131/10-004966 на оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования г.Краснодар, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по охране территории для муниципальных нужд МУЗ КГК БСМП (станции СМП), а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги.
Вышеуказанным договором стороны определили предмет договора, взаимные права и обязанности сторон, сумму договора (2 168 100 руб.), порядок расчетов, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, срок действия договора до 31.12.2010г.
Полагая муниципальный контракт №928131/10-004966 от 02.08.2010г. неправомерным, заместитель прокурора обратился в суд с настоящим иском.
Суд считает, что представленные прокурором и сторонами документы, а также подлежащие применению к рассматриваемым отношениям положения Гражданского кодекса РФ, других правовых актов, дают основания для удовлетворения заявленного иска. При этом суд исходил из следующего.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.92 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 118-ФЗ) охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи. При этом предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО «Багратион» осуществляет охранную деятельность на основании лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности №00157 от 10.03.2004г. выданной ГУВД по Краснодарскому краю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 № 587 «Вопросы частной охранной и сыскной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. В него включены «государственные объекты микробиологической и фармацевтической промышленности, а также объекты по хранению и переработке наркотических и токсичных веществ, сильнодействующих ядов и химикатов, психотропных веществ и препаратов».
Первое основное возражение ответчика МУЗ КГК БСМП сводится к тому, что в соответствии с данным договором охрана оказывает диспансеру лишь услуги по охране территории и предмет договора не предполагает охрану имущества, в том числе, в которых хранятся психотропные вещества.
Данное возражение ответчика суд полагает несостоятельным, поскольку пунктом 1 Технического задания, являющегося приложением к муниципальному контракту предусматривается обеспечение охраны имущества, поддержание общественного порядка и безопасности на территории подстанций скорой медицинской помощи. С учетом того, что иного вида и способа охраны МУЗ КГК БСМП не имеет, суд считает, что объектом охраны по оспариваемому договору является весь объект в целом, предмет договора охватывает также и охрану помещений и имущества.
Утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 перечень
объектов, подлежащих государственной охране, включает в себя не только государственные объекты (государственной формы собственности), но и иные объекты. На это указывает буквальное толкование и смысл данной нормы, определяющий, что государственной охране подлежат «...также объекты по хранению и переработке наркотических и токсичных веществ, сильнодействующих ядов и химикатов, психотропных веществ и препаратов».
В отзыве на иск МУЗ КГК БСМП подтвердило, что имеет лицензию № 23-06-000038 от 28.12.2007г. на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, а также лицензию № 23-07-000023 от 28.12.2007г. на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список IIIв соответствии с Федеральным Законом от 08.01.1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствам и психотропных веществах». Согласно приложению № 1 от 28.12.2007г. к указанным лицензиям МУЗ КГКБСМП осуществляет отпуск, перевозку, приобретение и хранение наркотических средств и психотропных веществ.
Местом хранения наркотических средств и психотропных веществ МУЗ КГКБСМП являются здания подстанций скорой медицинской помощи № 1,2, 3,4,7,9, охрана которых также осуществляется ООО «Багратион».
По мнению суда, заместителем прокурором представлены доказательства того, что муниципальный контракт №928131/10-004966 на оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования г.Краснодар от 02.08.2010г. в части охраны объекта МУЗ КГК БСМП не соответствует требованиям закона и иных правовых актов: ст.ст. 3, 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности», Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, в соответствии с которыми, охрана помещений и имущества диспансера частным охранным предприятием является неправомерной.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что противоречащая закону сделка признается судом недействительной и тогда, когда на момент рассмотрения дела в суде срок ее действия прекратился.
Аналогичная правовая позиция изложена в ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 6 августа 2009 г. N ВАС-9952/09
Государственная пошлина по делу составляет 4 000 рублей. В соответствии со ст. 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, с МУЗ КГК БСМП и ООО «Багратион» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 000 рублей с каждого.
Руководствуясь статьями 52, 156, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Муниципальный контракт №928131/10-004966 на оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования г.Краснодар от 02.08.2010г., заключенный между Муниципальным учреждением здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи ИНН <***>, г.Краснодар и ООО «Багратион», ИНН <***>, г. Краснодар, признать недействительным.
Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи, ИНН <***>, г.Краснодар в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины.
Взыскать с ООО «Багратион», ИНН <***>, г. Краснодар в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья О.П. Миргородская