г. Краснодар Дело № А32-36913/2021
01.06.2022
Резолютивная часть решения оглашена 31.05.2022
Решение в полном объеме изготовлено 01.06.2022
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ГКУ КК «Центр занятости населения Мостовского района»
к ИП ФИО1 (ОГРНИП <***>)
о взыскании 192 0000 руб.
при участии:
от истца: ФИО2-представитель по доверенности
от ответчика: ФИО3-представитель по доверенности
установил:
ГКУ КК «Центр занятости населения Мостовского района» (далее - ГКУ КК ЦЗН Мостовского района) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ИП ФИО1о взыскании 192 0000 руб.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить иск в полном объеме, представляет возражения на отзыв.
Ответчик, возражает против требований.
Согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители после окончания перерыва в судебное заседание не явились.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав присутствующую сторону, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
23.08.2019 ФИО1 государственным казенным учреждением Краснодарского края "Центр занятости населения Мостовского района" была предоставлена государственная услуга по содействию самозанятости, в т.ч. выплачена единовременная финансовая помощь при государственной регистрации индивидуального предпринимателя, как лицу прошедшему курсы повышения квалификации по направлению центра занятости.
Данная единовременная финансовая помощь при государственной регистрации индивидуального предпринимателя предоставляется на основании и в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.06.2012 № 710 «Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации».
22.11.2019 с государственным казенным учреждением Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района ФИО1 подписала договор №32600002/1929 о предоставлении единовременной финансовой помощи (приложение № 1). Платежным поручением от 04.12.2019 № 42190 (приложение №2) ФИО1 перечислены денежные средства в размере 192 000 рублей (единовременная финансовая помощь).
Согласно п. 3 Порядка Единовременная финансовая помощь предоставляется безработным гражданам и гражданам, завершившим профессиональное обучение в рамках предоставления государственной услуги содействия самозанятости безработных граждан центрами занятости населения.
Необходимыми условиями предоставления единовременной финансовой помощи являются:
регистрация в установленном законодательством порядке гражданина в качестве безработного;
получение рекомендации о предоставлении единовременной финансовой помощи на основании представленного на рассмотрение гражданином бизнес-плана;
получение гражданином в центре занятости населения по результатам предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан рекомендации о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства;
заключение соответствующего договора между центром занятости населения и гражданином о предоставлении единовременной финансовой помощи;
государственная регистрация гражданина в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 30 дней со дня заключения договора между центром занятости населения и гражданином о предоставлении единовременной финансовой помощи.
Порядком предусмотрено, что рекомендации о предоставлении единовременной финансовой помощи выдаются комиссией, созданной приказом руководителя центра занятости населения, на основании представленного на рассмотрение гражданином бизнес-плана, в рамках предоставления государственной услуги содействия самозанятости безработных граждан.
Размер единовременной финансовой помощи составляет 24-кратную максимальную величину пособия по безработице, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Граждане несут ответственность за достоверность представляемых документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за использованием средств краевого бюджета, выделенных на выплату безработным гражданам финансовой помощи на регистрацию и единовременной финансовой помощи, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 2.1.5. договора №32600002/1929 ФИО1 должна возвратить в течение 10 дней в полном объеме предоставленную единовременную финансовую помощь в случаях:
- установления недостоверности документов, на основании которых «Гражданин» признан безработным и ему назначено пособие по безработице;
- использования единовременной финансовой помощи не по целевому назначению, (под целевым назначением в рамках данного Договора «Стороны» подразумевают расходование средств единовременной финансовой помощи на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом);
- государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ранее истечения 24-х месяцев со дня регистрации предпринимательской деятельности;
- не предоставления документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов единовременной финансовой помощи, в срок, указанный в пункте 2.1.3. настоящего договора.
Ссылаясь на то, что ИП ФИО1 не были представлены документы, подтверждающие произведенные расходы в размере 24 000 руб., ГКУ КК ЦЗН Мостовского района направило в адрес ответчика претензию 30.03.2021 с требованием возвратить единовременную финансовую помощь в размере 192 000 руб.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке денежные средства возвращены не были, истец Центр занятости населения обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Давая оценку заявленным исковым требованиям суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Согласно ст. 19 Приказа Минтруда России от 24.12.2013 N 773н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" государственная услуга в части оказания гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, финансовой помощи предоставляется в соответствии с установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядком.
Согласно ч. 1 ст. 7.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Согласно ч. 2 ст. 7.1.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Согласно ст. 19 Приказа Минтруда России от 24.12.2013 N 773н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" государственная услуга в части оказания гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, финансовой помощи предоставляется в соответствии с установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядком.
В соответствии с ч. 6 ст. 7.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в случае использования субвенций не по целевому назначению уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ст. 3 ФЗ "О занятости населения в РФ" содержится исчерпывающий перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными. В соответствии с данным перечнем безработными не могут быть признаны граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными, а также граждане, перечисленные в ст. 2 вышеназванного Закона.
По условиям Договора, заключенным с ИП ФИО1 последняя обязалась (далее - гражданин):
В соответствии с технико-экономическим обоснованием (бизнес - планом) вида деятельности (81.22 деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений) осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 24 месяцев с даты регистрации предпринимательской деятельности и в течение этого срока (в случае прекращения деятельности) не претендовать на получение пособия по безработице.
2.1.2.Использоватъ единовременную финансовую помощь в соответствии с целевым назначением.
2.1.3. Предъявить в «Центр» в течение _60_ дней с момента получения единовременной финансовой помощи документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов (квитанции, счета-фактуры и другое) на цели, указанные в технико-экономическом обосновании (бизнес -плане).
2.1.4. Предоставлять возможность проверки «Центром» выполнения обязательств по данному договору (1 раз в 3 месяца).
2.1.5. Возвратить в течение 10 дней в полном объеме предоставленную единовременную финансовую помощь в случаях:
- установления недостоверности документов, на основании которых «Гражданка» признана безработной и ей назначено пособие по безработице;
- использования единовременной финансовой помощи не по целевому назначению, (под целевым назначением в рамках данного Договора «Стороны» подразумевают расходование средств единовременной финансовой помощи на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом);
- государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ранее истечения 24-х месяцев со дня регистрации предпринимательской деятельности;
- не предоставления документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов единовременной финансовой помощи, в срок. указанный в пункте 2.1.3. настоящего договора.
Сторонами Договора согласован бизнес-план предпринимательского проекта – деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая.
В разделе бизнес-плана "Производственный план" определена общая стоимость проекта - 256200 руб., наименование затрат.
Центр занятости в обоснование иска ссылается на то, что предпринимателем не были предоставлены документы, подтверждающие произведенные расходы единовременной финансовой помощи на 24000 (двадцать четыре тысячи) рублей, в срок указанный в пункте 2.1.3 договора.
По мнению Центра занятости, данные обстоятельства являются основанием для возврата перечисленной ответчику финансовой помощи в размере 192 000 руб., на основании п. 2.1.5 Договора.
В подтверждение обоснованности целевого расходования средств субсидии на сумму 24 000 руб. ответчиком Центру занятости представлены первичные документы: договор на создание сайта от 22.01.2020, договор на создание и использование веб-сайта от 12.01.2021, смета на создание и использование сайта, график работы над сайтом, акт выполненных работ на сумму 24 000 руб. от 27.04.2021, платежное поручение на сумму 24 000 руб. от 05.05.2021, фотоматериалы.
К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ или услуг, фактически получая денежные средств из бюджета, не является "получателем бюджетных средств" в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.
В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
Бюджетный кодекс не предусматривает начисления процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.
Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий договора от 22.11.2019 № 32600002/1929 о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что документы, подтверждающие расходование денежных средств были предоставлены в Центр с нарушением шестидесятидневного срока, установленного п. 2.1.3 Договора, а именно 03.06.2021.
К тому же, судом установлено, что предпринимателем одной из статей затрат в бизнес-плане значится сайт и его продвижение. Однако, в заголовке сайта указаны услуги «Квартиры аренда посуточно», что противоречит бизнес-плану по ОКВЭД 81.22- Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений. Использование бюджетных средств не в соответствии с целевым назначением противоречит п. 2.1.1 и 2.1.2 договора.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что ответчик действовал недобросовестно, так как в ходе проверки были выявлены нарушения договорных обязательств в части нарушение сроков предоставления документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов и использования финансовой помощи не по целевому назначению.
Таким образом, ответчиком нарушены требования пункта 2.1.2 и 2.1.3 договора.
Согласно положениям статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства сторон договорных правоотношений должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства и условиями договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет потерпевшего, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В соответствии с п. п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В рассматриваемом случае единовременная финансовая помощь таким платежом не является. Исковые требования заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Заявление ответчика о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежит в силу следующего.
Согласно ст. 196 ГК РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно п. 2.1.3 ответчик обязался представить в Центр документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи не позднее 60 дней со дня получения финансовой помощи.
Денежные средства в адрес ответчика перечислены платежным поручением N 42190 от 04.12.2019. С настоящим иском истец обратился в Мостовской районный суд 23.04.2021 г., соответственно, срок исковой давности не пропущен.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины следует отнести на ответчика и взыскать в доход Федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 171 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ИП ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) в пользу ГКУ КК «Центр занятости населения Мостовского района» (ИНН <***>) 192 000 руб. задолженности по договору о предоставлении единовременной финансовой помощи от 22.11.2019 № 32600002/1929.
Взыскать с ИП ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6760 руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья Р.А. Нигоев