АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар
13 апреля 2021 г. Дело № А32-36958/2020
Резолютивная часть решения суда оглашена 06 апреля 2021г.
Полный текст судебного акта подготовлен 13 апреля 2021г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Н.В. Семененко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халимовым В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ФИО1, г. Сочи,
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7
по Краснодарскому краю (ИНН <***>), Краснодарский край, г. Сочи,
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16
по Краснодарскому краю (ИНН <***>), г. Краснодар,
о признании незаконным действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц садоводческого некоммерческого товарищества «Весна»,
о признании недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц от 15.02.2016 г. за государственным регистрационным номером 2162366065068 о прекращении деятельности садоводческого некоммерческого товарищества «Весна»,
об обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16
по Краснодарскому краю восстановить садоводческое некоммерческое товарищество «Весна» в Едином государственном реестре юридических лиц,
при участии:
от заявителя: ФИО2 (по доверенности от 26.09.2020);
от ИФНС № 7: не явился (извещение РПО № 35099156455907);
от МИФНС № 16: ФИО3 (по доверенности от 30.11.2020),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, г. Сочи обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю (ИНН <***>), Краснодарский край, г. Сочи к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Краснодарскому краю (ИНН <***>), г. Краснодар о признании незаконным действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц садоводческого некоммерческого товарищества «Весна» о признании недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц от 15.02.2016 г. за государственным регистрационным номером 2162366065068 о прекращении деятельности садоводческого некоммерческого товарищества «Весна» об обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Краснодарскому краю восстановить садоводческое некоммерческое товарищество «Весна» в Едином государственном реестре юридических лиц.
ИФНС № 7 в судебное заседание не явилась явку представителя не обеспечила, извещена надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени проведения судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения спора по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд направляет судебные акты по месту нахождения юридического лица, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и содержащей толкование положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи, с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Прибывший в судебное заседание представитель заявителя, заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому просит суд признать недействительным решение № 628 от 23.10.2015 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарского края об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц садоводческого некоммерческого товарищества «Весна» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
исключить запись в Едином государственном реестре юридических лиц от 15.02.2016 г. за государственным регистрационным номером 2162366065068 о прекращении деятельности садоводческого товарищества «Весна» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
обязать МИФНС России № 16 по Краснодарскому краю восстановить Садоводческое некоммерческое товарищество "Весна" в Едином государственном реестре юридических лиц, как действующее юридическое лицо.
Представитель МИФНС № 16 возражал против удовлетворения ходатайства заявителя, поскольку полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат вовсе.
Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, судом рассмотрено и удовлетворено как непротиворечащее нормам действующего законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя также дал пояснения суду по существу заявленных требований, настаивал на их удовлетворении, ссылался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель МИФНС № 16 возражал против удовлетворения требований заявителя, также дал пояснения суду, ссылался на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 06.04.2021 объявлялся перерыв до 15 часов 45 минут после окончания которого, судебное заседание было продолжено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Садоводческое некоммерческое товарищество "Весна" (далее - Товарищество, СНТ "Весна") зарегистрировано решением Лазаревского райисполкома г.Сочи № 215/4 от 13.04.1988 г.
Товарищество осуществляет свою деятельность на земельном участке, общей площадью 7,68 га, предоставленным ему в бессрочное пользование решением Исполнительного комитета Сочинского Городского Совета народных депутатов г.Сочи от 21.10.1987 г. № 530/2, постановлением администрации Лазаревского района от 18.05.1994 г- № 251/2 и расположенным по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, пос.Нижняя Мамедка.
В дальнейшем Товарищество прошло регистрацию в регистрационно-лицензионной палате администрации г.Сочи 04.03.2002 г., поставлено на учет в налоговом органе 05.03.2002 г. с присвоением ИНН <***>, включено в Единый государственный реестр юридических лиц - ОГРН <***>.
В настоящее время СНТ "Весна" осуществляет свою деятельность на основании Устава в редакции 2002 г.
Председатель товаршцесхва ФИО1, уполномоченный общим собранием членов СНТ Весна, осуществлял сбор и подготовку документов для предоставления утвержденного Устава в новой редакции в МРИ ФНС № 16 по Краснодарскому краю поэтому для нотариального удостоверения формы Р13001 им была запрошена выписка из ЕГРЮЛ в отношении СНТ "Весна", путем направления заявления от 09.07.2020 г в налоговую инспекцию.
Как стало известно 4 августа 2020 г. из полученной выписки из ЕГРЮЛ
№ 236620200121450 СНТ "Весна" исключена из Единого государственного реестра юридических лиц МРИ ФНС России № 7 по Краснодарскому краю.
Основанием для исключения регистрирующим органом Товарищества из Единого государственного реестра юридических лиц 15.02.2016 г. послужил вывод инспекции о том, что Товарищество фактически прекратило свою деятельность, не представляло налоговую отчетность, не осуществляло операций по банковским счетам в течении 12 месяцев.
Инспекция неправомерно исключила юридическое лицо из ЕГРЮЛ, Товарищество фактически свою уставную деятельность не прекращало, а осуществляло и осуществляет ее на протяжении длительного времени, с момента создания.
Подтверждением указанного, являются фактические обстоятельства подтверждающие наличие органов управления Товарищества, как на момент принятия решения регистрирующим органом об исключении СНТ "Весна" из Единого государственного реестра юридических лиц, так и в настоящее время.
Кроме того, доказательствами деятельности Товарищества являются списки действующих членов СНТ в количестве 92-х человек, внесение взносов членами Товарищества, протоколы общих собраний членов СНТ "Весна" и Правления, договор с ПАО "ТНС энерго Кубань" от 03.11.2006 г. № 244485, дополнительное соглашение №> 244485 от 30.12.2011, договора № 17-1/19 от 17.01.2019 г., № 17-7/20 от 17.07.2020 г. акты сверок, счета и квитанции об оплате за период с 2016 г. по настоящее время.
Товарищество осуществляет управление общим имуществом: земельным участком, линиями уличного освещения 2 км., электротрансформатором ТПЛ-119, КРУНом, линиями электропередач ВЛ-10 кВ - 500 метров, ИВЛ-0,4 кВ - 3 км., дорогами, 768 секций забора, шлагбаумом.
Деятельность юридического лица, в частности садоводческого товарищества, не ограничивается представлением отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и осуществлением операций по банковским счетам.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения заявителей в Арбитражный суд Краснодарского края.
Исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела
в соответствии со статьями 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из реестра в порядке, предусмотренном данным Законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра (пункт 2 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного Закона, заявления кредиторов и иных заинтересованных лиц о несогласии с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ не направлены в регистрирующий орган, то он исключает это юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из реестра может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Межрайонная ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю на основании приказа УФНС России по Краснодарскому краю от 18.02.2016 № 01-01/41 @ «О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в Межрайонную ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю» осуществляет полномочия регистрирующего органа на территории Краснодарского края.
Согласно графику передачи функций по государственной регистрации юридических лиц, утвержденного приказом УФНС России по Краснодарскому краю от 28.10.2016 г. № 01-01/509@ «О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в Межрайонную ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю» МИФНС № 7 по Краснодарскому краю передала 09.11.2016 г. данные функции МИФНС № 16 по Краснодарскому краю.
Из материалов дела видно, что МИФНС № 7 по Краснодарскому краю на основании справки от 13.10.2015 г. № 081022-0 «О непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах», а также справки от 13.10.2015 г. № 081022-С «Об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов» приняла решение от 23.10.2015 г. № 628 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Весна».
Данное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 №42(554) от 28.10.2015/1239.
В качестве адреса для направления возражений указан адрес МИФНС № 7 по Краснодарскому краю: 354000, <...> б.
В связи с тем, что с момента опубликования в органах печати решения о предстоящем исключении Товарищества из ЕГРЮЛ в срок, установленный Федеральным законом № 129-ФЗ в адрес МИФНС № 7 по Краснодарскому краю не поступили возражения от заявителя, либо иных заинтересованных лиц, по утвержденной форме Р38001, а также наличие документально подтверждённых признаков недействующего лица, указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, к которым отнесены такие признаки как отсутствие движений денежных средств по расчетному счету и непредставление юридическим лицом отчетности за последние 12 месяцев, МИФНС № 7 по Краснодарскому краю внесена запись 15.02.2016 г. ГРН 2162366065387 об исключении Садоводческого некоммерческого товарищества «Весна» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Довод ответчика о том, что СНТ «Весна» должна была подать мотивированное заявление о несогласии с предстоящим исключением из ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации, а также то, что ответчиком принято оспариваемое решение, в том числе в связи с отсутствием заявления от заинтересованного лица по утвержденной форме Р38001, истец считает необоснованным и незаконным.
Утвердивший форму Р38001 приказ Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц", зарегистрирован в Минюсте РФ 20 мая 2016 г., регистрационный № 42195.
При этом настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 мая 2016 г.
Таким, образом материалами дела подтверждается, что исключение садоводческого некоммерческого товарищества «Весна» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц 15.02.2016 г. произведено Федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю не только в связи с позицией инспекции о том, что товарищество практически прекратило свою деятельность, но и в связи с тем, что в трехмесячный период от заинтересованного лица не поступило заявления по форме Р38001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@, вступевшего в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования 25.05.2016 г.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона 08.08.2001 г. № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
О своем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц СНТ «Весна» узнало из выписки ЕГРЮЛ № 236620200121450, полученной ФИО1 04.08.2020 г. на основании поданного им от имени председателя СНТ «Весна» заявления 09.07.2020 г. в МРИ ФНС России № 7 по Краснодарскому краю.
Оснований полагать, что СНТ «Весна» должно было бы ранее указанной даты предположить, что регистрирующий орган внес указанную запись в ЕГРЮЛ, у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительского кооператива, к которому в том числе относятся жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и иные кооперативы.
Понятие садоводческого товарищества раскрывается в пункте 1 статьи 123.12 ГК РФ, в соответствии с которым товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Соответственно, неосуществление садоводческим товариществом в течение последних двенадцати месяцев операций по банковским счетам основанием для признания ее недействующей не является.
Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к административной ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, притом, что в силу действующего законодательства налоговые органы осуществляют контрольные функции путем реализации проверочных мероприятий в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
СНТ «Весна» является некоммерческой организацией, созданной для удовлетворения потребностей граждан.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Весна» зарегистрировано решением Лазаревского райисполкома г.Сочи № 215/4 от 13.04.1988 г.
Товарищество осуществляет свою деятельность на земельном участке, общей площадью 7,68 га, предоставленным ему в бессрочное пользование решением Исполнительного комитета Сочинского Городского Совета народных депутатов г.Сочи от 21.10.1987 г. № 530/2, постановлением администрации Лазаревского района от 18.05.1994 г. № 251/2 и расположенным по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, пос.Нижняя Мамедка.
В дальнейшем Товарищество прошло регистрацию в регистрационно-лицензионной палате администрации г.Сочи 04.03.2002 г., поставлено на учет в налоговом органе 05.03.2002 г. с присвоением ИНН <***>, включено в Единый государственный реестр юридических лиц - ОГРН <***>.
Как следует из материалов дела и подтверждается заявителем, СНТ «Весна», действительно, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, так как не имело банковских счетов, и в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
Нормы статьи 21.1 Федерального закона 08.08.2001 г. № 129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Между тем, как пояснил представитель заявителя, представив достаточно относимых и допустимых доказательств, в спорный период СНТ «Весна» свою уставную деятельность фактически не прекращало.
Так, доказательствами деятельности Товарищества являются списки действующих членов СНТ в количестве 92-х человек, заявлениями о входе и выходе из состава членов СНТ «Весна», внесение взносов членами Товарищества, протоколы общих собраний членов СНТ «Весна» и Правления товарищества с 2015 по 2020 г., договора с ОАО «Кубаньэнергосбыт», в дальнейшем с ПАО «ТНС энерго Кубань», дополнительные соглашения к ним, договора на оперативно-техническое обслуживание № 10-01/15 от 10.01.2015 г., № 17-1/19 от 17.01.2019 г., № 17-7/20 от 17.07.2020 г. акты сверок расчетов, счета на оплату и квитанции об оплате за период с 2014 г. по настоящее время.
Доказательств обратного суду не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 06.12.2011 г. № 26-П и от 18.05.2015 г. № 10-П, определения от 17.01.2012 г. № 143-О-О и от 17.06.2013 г. № 994-О) указал, что правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Таким образом, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 г. № 26-П, следует, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.
Согласно статье 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. № 506 (с последующими изменениями) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба в лице ее территориальных подразделений является органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции путем реализации проверочных мероприятий в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
Учитывая специфику регулируемых правом общественных отношений налогового органа и налогоплательщика, последний является подчиненной (слабой) стороной в публичных правоотношениях.
Вынося оспариваемое решение, налоговый орган не учел, что, по смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», открытие банковского счета является правом, а не обязанностью юридического лица, за исключением случаев, установленных названным федеральным законом, и кроме того, не указал в оспариваемом решении, какую именно отчетность, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, должно сдавать товарищество, являющееся некоммерческой организацией (деятельность товарищества носит некоммерческий характер). Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 N 306-КГ17-7238).
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 17.01.2012 г. № 143-О-О, правовое регулирование, предусматривающее в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельности (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный порядок - порядок исключения из ЕГРЮЛ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей (Постановление от 6 декабря 2011 года № 26-П).
Суд также учитывает, что в Постановлении от 06.12.2011 г. № 26-П Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление религиозной организацией (в рассматриваемом Конституционным судом Российской Федерации случае) в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения религиозной организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли религиозная организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
Иное истолкование положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», как допускающих возможность внесудебного исключения религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц без учета специфики ее деятельности и целей, ради которых она создается, приводило бы к чрезмерному ограничению прав и свобод, гарантированных каждому статьями 28 и 30 Конституции Российской Федерации, что недопустимо.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указывает далее Конституционный суд Российской Федерации, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они предполагают возможность признания религиозной организации недействующей и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц только в судебном порядке и только в случае, если будет установлено - учитывая, что деятельность религиозных организаций сама по себе к предпринимательской не относится и не связана с регулярным осуществлением операций по банковским счетам, - фактическое прекращение данной религиозной организацией своей уставной деятельности.
Изучив материалы дела, суд принимает довод заявителя о том, что СНТ «Весна» осуществляло и осуществляет деятельность, что исключение СНТ «Весна» из ЕГРЮЛ в рассматриваемом случае не соответствует цели закона, нарушает права не только СНТ «Весна», но и граждан - членов СНТ «Весна».
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд считает, что действия регистрирующего органа по исключению СНТ «Весна» из реестра юридических лиц не соответствуют положениям действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
ходатайство об уточнении заявленных требований – удовлетворить.
Признать недействительным решение № 628 от 23.10.2015 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц садоводческого некоммерческого товарищества «Весна» (ИНН <***>, ОГРН <***>) полностью.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Краснодарскому краю исключить запись из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.02.2016 г. за государственным регистрационным номером 2162366065387 о прекращении деятельности садоводческого некоммерческого товарищества «Весна» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 16 по Краснодарскому краю восстановить садоводческое некоммерческое товарищество «Весна» в Едином государственном реестре юридических лиц, как действующее юридическое лицо.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю в пользу ФИО1, г. Сочи расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Выдать ФИО1, г. Сочи справку на возврат из федерального бюджета Российской Федерации государственной пошлины
в размере 600 руб., уплаченной согласно чек-ордера от 13.08.2020.
Данное решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия, в арбитражный суд кассационной инстанции - в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.В. Семененко