ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-38600/09 от 17.02.2010 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-38600/2009-51/722

17 февраля 2010 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Базавлук И.И.

судей: Шкира Д.М., Бондаренко И.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Базавлук И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

предпринимателя Губанова Николая Александровича г. Краснодар

к Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края г. Краснодар

о признании недействующим приказов № 14/2008-газ, № 36/2008-э от 24.11.2008г., обязании установить цены

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Губанов Н.А. – предприниматель

от ответчика: Уланов Р.А. – представитель по доверенности от 11.01.2010г.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Губанов Н.А. обратился с заявлением к Региональной энергетической комиссии г. Краснодар о признании недействующим приказов № 14/2008-газ, № 36/2008-э от 24.11.2008г., обязании установить цены на природный газ – 1 рубль за кубометр с правом снижения, без права повышения, на элекстроэнергию 1 рубль за кВт/час с правом снижения, без права повышения.

Заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении.

Ответчик в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражает.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и выслушав пояснения сторон в судебном заседании, суд установил.

Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 24.11.2008 № 14/2008-газ «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края» (в редакции приказа от 24 декабря 2008 года № 17/2008-газ) установлены розничные цены на природный газ для 4 газоснабжающих организаций.

Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 24.11.2008 № 36/2008-э «Об установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» установлены тарифы на электрическую энергию, применяющиеся при расчетах с различными категориями потребителей.

Полагая указанные приказы несоответствующими закону, заявитель обратился в суд с данным заявлением.

При рассмотрении данного заявления суд полагает исходить из следующего.

В соответствии с главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым нормативным правовым актом, наличие у органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, полномочий на его принятие, соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно ч. 1 ст. 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативном) правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемым нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, составляющими розничных цен на газ являются: оптовые цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа.

Указанные составляющие розничной цены на газ регулируются федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) - Федеральной службой по тарифам.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно- эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырьё для его производства» утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652 «О региональной энергетической комиссии-департаменте цен и тарифов Краснодарского края» возложены на Региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского края г. Краснодар.

Регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, ответчик осуществляет в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и исключительно при пересмотре ФСТ России составляющих розничных цен.

Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 года № 194-э/12, в соответствии с которыми осуществлялся расчет розничных цен на газ на 2009 год.

Составляющие розничных цен на газ утверждены приказами ФСТ России от 24 декабря 2008 года № 413-э/11 «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации», в т.ч. оптовые цены на газ, реализуемый населению Краснодарского края, в следующих размерах: с 1 января 2009 года - 1389,00 руб./тыс. м , с 1 апреля 2009 года - 1486,00 руб./тыс. м , с 1 июля 2009 года - 1590,00 руб./тыс. м , с 1 октября 2009 года - 1689,00 руб./тыс. м; от 5 декабря 2008 года № 322-э/4 (в редакции приказа ФСТ России от 24.12.2008г. №436-э/21) «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям, на территории Краснодарского края», в т.ч. тариф на услуги по транспортировке газа для ОАО «Краснодаргоргаз», который осуществляет поставку и транспортировку газа населению г. Краснодара, в размере 295,50 руб./тыс. м; от 5 декабря 2008 года № 322-э/4 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Краснодарского края» утверждена плата за снабженческо-сбытовые услуги ООО «Краснодаррегионгаз» для группы потребителей население в размере 155,94 руб./тыс. м.

В соответствии с Методическими указаниями, приказом РЭК от 24.11.2008 № 14/2008-газ «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края» (в редакции приказа Заинтересованного лица от 24 декабря 2008 года № 17/2008-газ) для ОАО «Краснодаргоргаз», осуществляющего реализацию газа населению г. Краснодара, утверждены розничные цены на природный газ в следующих размерах, с НДС: с 1 января 2009 года - 1,99 руб./м3; с 1 апреля 2009 года-2,10 руб./м3 ; с 1 июля 2009 года - 2,22 руб./м3 , с 1 октября 2009 года - 2,34 руб./м3.

При росте оптовой цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению (декабрь 2009г. к декабрю 2008г.), на 27,7%, розничные цены на газ для населения г. Краснодара вырастут на 27,2%, что на 0,5% ниже роста оптовых цен на газ, установленных ФСТ России.

Расчет розничных цен на природный газ, установленный оспариваемым нормативным актом, приведен в Экспертном заключении № 47-Газ от 24.12.2008.

На федеральном уровне сохраняется перекрестное субсидирование оптовых цен на газ, предназначенный для реализации населению, путем установления ФСТ России более высоких оптовых цен на природный газ реализуемых промышленным потребителям.

Указанным Приказом ФСТ России от 24 декабря 2008 года 413-э/11 для промышленных потребителей Краснодарского края установлены следующие оптовые цены на газ (без НДС): с 1 января 2009 года - 1 953 руб./1000 м3; с 1 апреля 2009 года - 2 089 руб./1000 м3; с 1 июля 2009 года - 2 234 руб./1000 м3; с 1 октября 2009 года - 2 372 руб./1000 м3.

Таким образом, оспариваемый приказ заинтересованного лица от 24.11.2008 № 14/2008-газ «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края» (в редакции приказа Заинтересованного лица от 24 декабря 2008 года № 17/2008-газ) не обеспечивает неосновательное обогащение ОАО «Газпром».

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе, устанавливают тарифы на электрическую энергию, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.

Аналогичные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

На территории Краснодарского края указанные полномочия в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О Региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края» переданы ответчику.

Таким образом, приказ Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 24.11.2008 № 36/2008-э «Об установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» был принят в пределах имеющихся полномочий.

Расчет тарифов на электрическую энергию производится в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» от 26.02.2004 №109.

В соответствии с указанным нормативным правовым актом, ФСТ России приказом от 06.08.2004 № 20-э/2 были утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.

Конечная стоимость единицы электрической энергии в соответствии с пунктом 10 Методических указаний для всех категорий потребителей по уровням напряжения складывается из следующих составляющих: стоимости производства единицы электрической энергии (мощности) либо покупки единицы электрической энергии (мощности) от других поставщиков; единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии; оплаты услуг по организации функционирования торговой системы оптового рынка, оказываемых НП «АТС»; величины сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 127-э/1 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2009 год», установлены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с указанным приказом ФСТ России минимальный размер тарифа на электрическую энергию для населения Краснодарского края установлены следующие предельные тарифы на электрическую энергию: минимальные - 2,53 руб./кВтч; максимальные - 2,57 руб./кВтч.

Установление тарифа на электрическую энергию на уровне 1 руб./кВтч для населения в 2009 году на территории Краснодарского края противоречит нормам действующего законодательства.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что оспариваемые тарифы установлены в соответствии с действующим законодательством.

Доводы заявителя о том, что оспариваемыми нормативными актами нарушаются положения статьи 20 Конституции Российской Федерации, являются необоснованными по следующим основаним.

В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, и смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

В связи с изложенным, проверку соответствия оспариваемых нормативных актов статье 20 Конституции Российской Федерации должен осуществлять Конституционный суд Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что оспариваемыми нормативными актами граждане понуждаются к заключению кабальных сделок в нарушение статьи 544 ГК РФ и статьи 13 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», являются необоснованными.

Так, статья 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 определяет условия и порядок возмещения убытков потребителю и оплаты неустойки изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) за нарушение прав потребителей.

Статья 544 ГК РФ определяет порядок расчетов потребителя за потребленную энергию.

Следовательно, данные нормы не определяют порядок и условия защиты граждан от заключения кабальных сделок.

Понятия кабальной сделки, последствия их заключения и порядок признания их недействительными установлены статьей 179 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 указанной нормы закона сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Заявитель не указал, каким образом оспариваемые нормативные акты противоречат 544 ГК РФ.

Ссылка заявителя на принятие оспариваемых актов исключительно во вред гражданам в нарушение ст. 10 ГК РФ, является необоснованной.

Статьей 10 ГК РФ определены пределы осуществления гражданский прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Заинтересованное лицо в результате принятия оспариваемых нормативных актов реализовало свои полномочия по государственному регулированию тарифов на электрическую энергию и розничных цен на природный газ, реализуемый населению.

Следовательно, вопросы применения оспариваемых нормативных актов относятся к административным отношениям.

Таким образом, принятие ответчиком оспариваемых нормативных актов не является формой реализации гражданских прав.

Что касается требований заявителя об обязании ответчика установить цены на природный газ – 1 рубль за кубометр с правом снижения, без права повышения, на электроэнергию 1 рубль за кВт/час с правом снижения, без права повышения, то при рассмотрении данного требования, арбитражный суд исходит из следующего.

Согласно статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений, указанных в пункте 2 данной статьи: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу либо о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов суд не наделен полномочиями обязать Региональную энергетическую комиссию - Департамент цен и тарифов Краснодарского края г. Краснодар установить определенный уровень цен на природных газ и электроэнергию.

Поскольку оспариваемые акты соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает имущественные права заявителя, не создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, суд пришел к выводу о необоснованности требований заявителя.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 191-195 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Признать соответствующими Постановлению Правительства РФ от 29.12.2000г. № 1021 и соответствующими ст. 6 ФЗ РФ от 14.04.1995г. № 41 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» приказы Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края г. Краснодар от 24.11.2008г. № 14/2008 и № 36/2008.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.

Председательствующий И.И. Базавлук

Судьи: Д.М. Шкира

И.Н. Бондаренко