ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-38829/18 от 13.12.2018 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-38829/18

17 декабря  2018 г.                                                                                                 г. Краснодар                                    

                                    Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2018 г

Полный текст решения изготовлен  17 декабря   2018 г.

            Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар  (наименование заявителя)

к арбитражному управляющему ФИО1, г. Ростов-на-Дону  (наименование ответчика)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 - представителя,

от ответчика : не явился,  считается  уведомлённым,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее управление, заявитель)   обратилось с требованиями к   арбитражному управляющему ФИО1 (далее арбитражный управляющий, финансовый управляющий, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее КоАП РФ)  на основании протокола об административном правонарушении от 14.09.2018 № 01642318.

Заявитель   поддержал требования.

Ответчик не явился, считается уведомлённым в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В представленном  отзыве  требования не  признаёт и указал на следующее.

В соответствии с пунктами  2 и 4 статьи  20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, в интересах должника и кредиторов.

Первое собрание кредиторов ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» было назначено на 29.06.2018 г., после рассмотрения требований следующих кредиторов:

-           ООО «Дунай» (25.06.2018),

-           ООО «СН-ГЭС Комплектация» (25.06.2018),

-           АО «Мосгипротранс» (26.06.2018)

-           ООО «БАЛТМОР-проект» (27.06.2018)

-           ООО «Минутка» (28.06.2018)

По мнению ответчика арбитражный управляющий действовал в соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В случае проведения собрания кредиторов до рассмотрения требований вышеуказанных пяти кредиторов, первое собрание кредиторов ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» было бы ими оспорено. В результате были бы увеличены текущие расходы на повторные почтовые отправления уведомлений о новом собрании кредиторов и публикации на ЕФРСБ (о результатах несостоявшегося собрания и о назначении нового собрания кредиторов).

2.) Согласно пункта 3 статьи 62 Закона о банкротстве наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 163 АПК РФ перерыв в судебном заседании может быть объявлен на срок, не превышающий пяти дней.

В соответствии с нормами части 1 статьи 41 АПК РФ арбитражный управляющий заблаговременно направил в Арбитражный суд Краснодарского края ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании 02.07.2018 г. в 10:00 (по рассмотрению отчета временного управляющего) с целью приобщения в суд материалов первого собрания кредиторов 29.06.2018 (в связи с рассмотрением требований вышеуказанных кредиторов в период с 25.06.2018  -28.06.2018).

Данный факт подтверждается скриншотом с электронного сервиса «Мой Арбитр» по делу №А32-15705/2017 14/49-Б.

Следовательно, арбитражный управляющий действовал в соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.

 Данные действия были направлены на минимизацию сроков проведения процедуры наблюдения в отношении должника. Объявление перерыва (на срок до пяти дней) не противоречит нормам законодательства о банкротстве и предусмотрено частью 2 статьи 163 АПК РФ.

3) Результаты первого собрания кредиторов, состоявшегося 29.06.2018  приобщены в дело в максимально короткие сроки, а именно в лень проведения собрания кредиторов, что подтверждается ходатайством о приобщении документов через канцелярию Арбитражного суда Краснодарского края с отметкой суда от 29.06.2018.

4) Анализ финансового состояния должника должен был быть проведен арбитражным управляющим в установленный законом срок исходя из полученных им сведений из государственных органов и организаций.

Анализ финансового состояния соответствует всем требованиям, Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года № 367 и содержит все необходимые разделы и выводы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года № 367 анализ финансового состояния проводится не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. Таким образом, в анализе финансового состояния был исследован не менее, чем 2-летний период, что соответствует вышеуказанным требованиям.

ИФНС России №1 по г. Краснодару в своем ответе была представлена бухгалтерская отчетность должника данные которых были использованы для анализа финансового состояния должника. В обязанности временного  управляющего входит обязанность по запрашиванию необходимой информации и использование ответов компетентных органов в дельнейшей своей деятельности. Ответ  и  представленная отчетность должника являлась надлежащими сведениями, которые временный управляющий  может использовать. Ввиду отсутствия в ИФНС России №1 по г. Краснодару бухгалтерской отчетности должника за 2017 г. она не могла быть отражена в анализе Финансового состояния.  

5) Аудиторское заключение, составленное ООО «ФинансТехнолоджи» о бухгалтерской (финансовой) отчетности ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» за период с 01Ш.2015 г. по 31.12.2015 г. подтверждает достоверность бухгалтерской отчётности ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» в период который в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона  от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об аудиторской деятельности по состоянию на конец предшествующего отчетному году превышает 60 миллионов рублей .

Согласно пункта  2 статьи  70 Закона о банкротстве если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

На основании вышеизложенного следует, что  временный управляющий ФИО1 не должна была привлекать аудитора  аудитора, так как при составлении анализа финансового состояния Должника были использованы документы бухгалтерского учета  и финансовой (бухгалтерской) отчетности, достоверность  которых  подтверждена аудиторским заключением, проведенным ООО «ФинансТехнолоджи».

В судебном заседании с 6.12.2018 до 17 час. 30 мин. 13.12.2018 объявлялся перерыв.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2017 по делу № А32-15705/2017 в отношении ЗАО «Проектный институт «НЕФТЕПРОЕКТ» (далее – должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО3.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2018 по делу № А32-15705/2017 временным управляющим должника утверждена ФИО1, член САУ «СРО «Дело».

За период деятельности в качестве временного управляющего ЗАО «Проектный институт «НЕФТЕПРОЕКТ» ФИО1 допущены нарушения норм Закона о банкротстве и иных норм, регламентирующих вопросы банкротства, в связи с чем  письмом  № 09-749 от 4.09.2018 ответчик  уведомлен  о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении 14.09.2018 в 15-00 час. по адресу <...>, каб. 302 (получено лично 4.09.2018).

Без участия  ФИО1, управлением составлен протокол об административном правонарушении от 14.09.2018 № 01642318, в котором ответчику вменено следующее:

1. Временным управляющим не исполнена обязанность по проведению собрания работников, бывших работников должника.

На основании пункта 1 статьи 12.1 Закона о банкротстве, организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим. Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Закона о банкротстве, надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве.

При изучении материалов, опубликованных на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://www.bankrot.fedresurs.ru), установлено, что первое собрание кредиторов должника проведено 29.06.2018 (сообщение от 04.07.2018 № 2836472).

Следовательно, собрание работников, бывших работников должника временному управляющему надлежало провести не позднее 22.06.2018, однако указанная обязанность ФИО1 не исполнена. В карточке должника сведения о проведении собрания работников, бывших работников должника отсутствуют.

Кроме того, отчет временного управляющего от 29.06.2018 не содержит сведений о проведении временным управляющим собрания работников, бывших работников ЗАО «Проектный институт «НЕФТЕПРОЕКТ».

Датой совершения административного правонарушения является дата, не позднее которой временному управляющему надлежало провести собрание работников, бывших работников должника, а именно: 22.06.2018.

Местом совершения арбитражным управляющим данного правонарушения является адрес должника – <...> Н.

2. Временным управляющим своевременно не представлены в арбитражный суд истребованные документы.

Согласно пункта 2 статьи 67 Закона о банкротстве, временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2017 по делу № А32-15705/2017 в отношении ЗАО «Проектный институт «НЕФТЕПРОЕКТ» введена процедура наблюдения. Судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего назначено на 10.04.2018.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 по делу № А32-15705/2017 судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего отложено на 02.07.2018, арбитражному управляющему предписано представить в материалы дела отчет, финансовый анализ, заключение о выявлении признаков фиктивного и (или) преднамеренного банкротства, заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника, материалы первого собрания кредиторов должника, материалы по итогам процедуры наблюдения.

С учетом положений Закона о банкротстве, временному управляющему следовало исполнить обязанность по представлению указанных в определении суда документов не позднее 27.06.2018.

Однако при ознакомлении с материалами дела № А32-15705/2017 установлено, что ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов ФИО1 подано в Арбитражный суд Краснодарского края 29.06.2018, что подтверждается штампом канцелярии суда о приеме документов, а также данными Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

29.06.2018 временным управляющим приобщены следующие документы:

- анализ финансового состояния должника на 49 л.;

- заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и/или фиктивного банкротства должника на 11 л.;

- заключение о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок должника на 4 л.;

- сшив Приложения к анализу финансового состояния должника; заключению о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и (или) фиктивного банкротства; заключению о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» на 107 л.

При изучении указанных документов установлено, что они датированы 18.06.2018, следовательно, препятствия к представлению арбитражному суду указанных документов до 27.06.2018 отсутствовали.

Кроме того, на нарушение срока представления документов указано также в определении Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2018 по делу № А32-15705/2017.

Судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего отложено на 04.09.2018.

Такие действия (бездействие) арбитражного управляющего свидетельствуют о недобросовестном отношении к возложенным на него обязанностям временного управляющего, а также существенно затягивают процедуру банкротства.

Датой совершения данного правонарушения является дата, не позднее которой временному управляющему следовало представить истребованные документы в арбитражный суд, а именно: 27.06.2018.

Местом совершения арбитражным управляющим данного правонарушения является адрес должника – <...> Н.

3. Временным управляющим не приняты своевременные исчерпывающие меры по истребованию документов, необходимых для проведения анализа финансового состояния и подготовки заключения о наличии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства.

Согласно пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве, временный управляющий обязан:

- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

- проводить анализ финансового состояния должника;

- выявлять кредиторов должника;

- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

- уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

- созывать и проводить первое собрание кредиторов.

В соответствии с пунктом  2 статьи 67 Закона о банкротстве, временный управляющий обязан представить в арбитражный суд  отчет  о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных  п. 7 ст. 12  Закона о банкротстве, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

К отчету временного управляющего прилагаются:

заключение о финансовом состоянии должника;

заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника;

обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2017 по делу № А32-15705/2017 в отношении ЗАО «Проектный институт «НЕФТЕПРОЕКТ» введена процедура наблюдения. Судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего назначено на 10.04.2018.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 по делу № А32-15705/2017 судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего отложено на 02.07.2018. В соответствии с определением, временному управляющему надлежало осуществить меры, предусмотренные Законом о банкротстве, в срок до 02.07.2018.

Согласно сообщению, включенному в ЕФРСБ 08.06.2018 № 2770613, временным управляющим назначено проведение собрания кредиторов должника на 29.06.2018.

В повестку собрания включены, в том числе, отчет временного управляющего, а также принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии в отношении ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» конкурсного производства.

Анализ финансового состояния должника от 18.06.2018 содержит сведения об отсутствии у временного управляющего документов должника, необходимых для проведения анализа, а именно:

- результатов ежегодных инвентаризаций, проводимых должником (не представлены должником);

- положений об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур (не представлены должником);

- материалов налоговых проверок и аудиторских заключений (не представлены должником);

- нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника (не представлены должником).

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства от 18.06.2018 содержит указание на невозможность проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства в связи с отсутствием документов.

Как указано в пункте  47 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в случае отказа или уклонения руководителя должника от передачи перечисленных документов арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 АПК РФ (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего – оригиналы документов и сами ценности). В определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на нарушивших свои обязанности лиц штраф (ч. 9 ст. 66 АПК РФ). В случае необходимости суд вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у других лиц, у которых имеются соответствующие документы.

Таким образом, временному управляющему следовало заблаговременно обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательств, и подготовить анализ финансового состоянии должника и заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства должника с учетом полученных документов.

Однако, арбитражным управляющим своевременно не приняты исчерпывающие меры к получению документов у должника. Так, согласно информации, включенной в Картотеку арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), временный управляющий обратилась с ходатайством об истребовании доказательств лишь 28.08.2018, после подготовки анализа финансового состоянии должника и заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства должника, а также даты судебного заседания по итогам процедуры наблюдения (02.07.2018). До настоящего момента указанное ходатайство судом не рассмотрено.

Бездействие временного управляющего по принятию исчерпывающих мер к получению документов, необходимых для проведения анализа финансового состояния должника, подготовке заключений о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника, приводит к затягиванию процедуры банкротства.

Местом совершения арбитражным управляющим данного правонарушения является адрес должника – <...> Н.

4. Временным управляющим не исполнена обязанность по привлечению аудитора.

На основании пункта 2 статьи 70 Закона о банкротстве, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учёта и составление финансовой (бухгалтерской) отчётности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

При отсутствии документов бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счёт средств должника.

На основании пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит проводится, в том числе, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному году превышает 60 миллионов рублей.

В соответствии с подпунктом  «л» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367, анализу подлежат все направления (виды) деятельности, осуществляемые должником в течение не менее чем двухлетнего периода, предшествующего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения в отношении должника процедур банкротства, их финансовый результат, соответствие нормам и обычаям делового оборота, соответствие применяемых цен рыночным и оценка целесообразности продолжения осуществляемых направлений (видов) деятельности.

Согласно разделу «Анализ активов и пассивов должника» анализа финансового состояния должника от 18.06.2018, совокупные активы ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» по состоянию на 31.12.2016 составляли 39 557 000 руб., на 31.12.2015 – 89 123 000 руб., на 31.12.2014 – 213 098 000 руб., что превышает законодательно установленную величину активов, при которой требуется проведение обязательного аудита бухгалтерской отчётности. Следовательно, в силу требований пункта 4 статьи 5 Закона «Об аудиторской деятельности», ведение бухгалтерского учёта и составление финансовой (бухгалтерской) отчётности ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ», за 2014-2016 гг. подлежат обязательному аудиту.

В соответствии с подпунктом  «а» пункта 4 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367, финансовый анализ проводится на основании статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков.

Сведения о проведении аудита бухгалтерской отчётности за 2014-2016 гг. в анализе финансового состояния должника отсутствуют.

В перечне исследуемых при проведении анализа финансового состояния документов аудиторские заключения за 2014-2016 гг. также не указаны.

Как указано на стр. 2 анализа финансового состояния должника, анализ выполнен временным управляющим ФИО1 Отчет временного управляющего от 29.06.2018 также не содержит сведений о привлечении аудитора для проведения анализа финансового состояния ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ».

Датой совершения административного правонарушения является дата составления анализа финансового состояния должника, а именно: 18.06.2018.

Местом совершения арбитражным управляющим данного правонарушения является адрес должника – <...> Н.

5. Временным управляющим ненадлежащим образом проведен анализ финансового состояния должника.

В силу пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Согласно пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве, временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;  

выявлять кредиторов должника;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Правила проведения финансового анализа приняты в соответствии и во исполнение пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве, согласно которому Правительство Российской Федерации утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, в том числе Правила проведения финансового анализа.

Порядок проведения финансового анализа установлен Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом «л» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам, анализу подлежат все направления (виды) деятельности, осуществляемые должником в течение не менее чем двухлетнего периода, предшествующего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения в отношении должника процедур банкротства, их финансовый результат, соответствие нормам и обычаям делового оборота, соответствие применяемых цен рыночным и оценка целесообразности продолжения осуществляемых направлений (видов) деятельности.

При изучении анализа финансового состояния должника от 18.06.2018, представленного временным управляющим в Управление в рамках проводимого административного расследования, установлено следующее.

На стр. 1 анализа финансового состояния должника обозначен исследуемый период, а именно: 05.05.2014 – 18.06.2018.

Анализ финансового состояния должника от 18.06.2018 в разделе «Анализ активов и пассивов должника» содержит сведения о показателях за период с 31.12.2014 по 31.12.2016.

При этом временным управляющим не проанализированы совокупные активы ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» по состоянию на 31.12.2017, которые согласно данным бухгалтерского баланса должника за 2017 год составили 18 621 000 руб. Таким образом, указанные сведения временным управляющим в анализ финансового состояния должника от 18.06.2018 не включены.

Датой совершения административного правонарушения является дата составления анализа финансового состояния должника, а именно: 18.06.2018.

Местом совершения арбитражным управляющим данного правонарушения является адрес должника – <...> Н.

С учетом положений о подведомственности, предусмотренных статьей 23.1 КоАП РФ, управление обратилось с заявлением в арбитражный суд  о рассмотрении материалов административного дела по существу и решения вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса.

При принятии решения суд исходит из следующего.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие события административного правонарушения, факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочий административного органа, составившего протокол, установленной законом административной ответственности за совершение данного правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что арбитражным управляющим допущены  вменяемые ему нарушения.

Доводы  ответчика отклонены судом ввиду следующего.

1. На основании пункта 1 статьи 12.1 Закона о банкротстве, организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим. Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Закона о банкротстве, надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве.

Управлением арбитражному управляющему вменяется неисполнение обязанности по проведению собрания работников, бывших работников должника. При изучении карточки должника в ЕФРСБ установлено, что первое собрание кредиторов должника проведено 29.06.2018, соответственно, временному управляющему следовало провести собрание работников, бывших работников должника не позднее 22.06.2018, однако соответствующая обязанность ФИО1 не исполнена.

В карточке должника сведения о проведении собрания работников, бывших работников должника отсутствуют.

Кроме того, отчет временного управляющего от 29.06.2018 не содержит сведений о проведении временным управляющим собрания работников, бывших работников ЗАО «Проектный институт «НЕФТЕПРОЕКТ».

2. Согласно пункта 2 статьи 67 Закона о банкротстве, временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2017 по делу № А32-15705/2017 в отношении ЗАО «Проектный институт «НЕФТЕПРОЕКТ» введена процедура наблюдения. Судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего назначено на 10.04.2018.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 по делу № А32-15705/2017 судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего отложено на 02.07.2018, арбитражному управляющему предписано представить в материалы дела отчет, финансовый анализ, заключение о выявлении признаков фиктивного и (или) преднамеренного банкротства, заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника, материалы первого собрания кредиторов должника, материалы по итогам процедуры наблюдения.

 С учетом положений Закона о банкротстве, временному управляющему следовало исполнить обязанность по представлению указанных в определении суда документов не позднее 27.06.2018.

Однако при ознакомлении с материалами дела № А32-15705/2017 установлено, что ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов ФИО1 подано в Арбитражный суд Краснодарского края 29.06.2018, что подтверждается штампом канцелярии суда о приеме документов, а также данными Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

29.06.2018 временным управляющим приобщены следующие документы:

- анализ финансового состояния должника на 49 л.;

- заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и/или фиктивного банкротства должника на 11 л.;

- заключение о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок должника на 4 л.;

- сшив Приложения к анализу финансового состояния должника; заключению о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и (или) фиктивного банкротства; заключению о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» на 107 л.

Управлением арбитражному управляющему вменяется несвоевременное представление документов в арбитражный суд, а именно: анализа финансового состояния должника; заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и/или фиктивного банкротства должника; заключения о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок должника.

При изучении указанных документов установлено, что они датированы 18.06.2018, следовательно, препятствия к представлению арбитражному суду указанных документов до 27.06.2018 отсутствовали.

Кроме того, Законом о банкротстве не предусмотрена необходимость утверждения собранием кредиторов указанных документов.

Также, на нарушение срока представления документов указано также в определении Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2018 по делу № А32-15705/2017.

Судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего отложено на 04.09.2018.

Такие действия (бездействие) арбитражного управляющего свидетельствуют о недобросовестном отношении к возложенным на него обязанностям временного управляющего, а также существенно затягивают процедуру банкротства.

3. Относительно довода арбитражного управляющего об отсутствии в налоговом органе бухгалтерской отчетности за 2017 год суд полагает следующее.

В силу пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Согласно пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве, временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять кредиторов должника;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Правила проведения финансового анализа приняты в соответствии и во исполнение пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве, согласно которому Правительство Российской Федерации утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, в том числе Правила проведения финансового анализа.

Порядок проведения финансового анализа установлен Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом «л» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам, анализу подлежат все направления (виды) деятельности, осуществляемые должником в течение не менее чем двухлетнего периода, предшествующего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения в отношении должника процедур банкротства, их финансовый результат, соответствие нормам и обычаям делового оборота, соответствие применяемых цен рыночным и оценка целесообразности продолжения осуществляемых направлений (видов) деятельности.

При изучении анализа финансового состояния должника от 18.06.2018, представленного временным управляющим в управление в рамках проводимого административного расследования, установлено следующее.

На стр. 1 анализа финансового состояния должника обозначен исследуемый период, а именно: 05.05.2014 – 18.06.2018.

Анализ финансового состояния должника от 18.06.2018 в разделе «Анализ активов и пассивов должника» содержит сведения о показателях за период с 31.12.2014 по 31.12.2016.

При этом временным управляющим не проанализированы совокупные активы ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» по состоянию на 31.12.2017, которые согласно данным бухгалтерского баланса должника за 2017 год составили 18 621 000 руб. Таким образом, указанные сведения временным управляющим в анализ финансового состояния должника от 18.06.2018 не включены.

В своем отзыве арбитражный управляющий должника ссылается на отсутствие в налоговом органе бухгалтерской отчетности за 2017 год. При этом, в рамках проведения административного расследования в отношении ФИО1 управлением в адрес УФНС России по Краснодарскому краю был направлен запрос от 03.09.2018 № 09-749/31769 о представлении бухгалтерского баланса ЗАО «Проектный институт «НЕФТЕПРОЕКТ» за 2017 год.

Сопроводительным письмом от 10.09.2018 № 22-25/37517 в адрес управления направлен указанный документ, впоследствии бухгалтерский баланс должника за 2017 год представлен управлением в материалы дела № А32-38829/2018 при подаче заявления о привлечении к административной ответственности.

4. На основании пункта 2 статьи 70 Закона о банкротстве, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учёта и составление финансовой (бухгалтерской) отчётности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

При отсутствии документов бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счёт средств должника.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит проводится, в том числе, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному году превышает 60 миллионов рублей.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367, анализу подлежат все направления (виды) деятельности, осуществляемые должником в течение не менее чем двухлетнего периода, предшествующего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения в отношении должника процедур банкротства, их финансовый результат, соответствие нормам и обычаям делового оборота, соответствие применяемых цен рыночным и оценка целесообразности продолжения осуществляемых направлений (видов) деятельности.

Согласно разделу «Анализ активов и пассивов должника» анализа финансового состояния должника от 18.06.2018, совокупные активы ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» по состоянию на 31.12.2016 составляли 39 557 000 руб., на 31.12.2015 – 89 123 000 руб., на 31.12.2014 – 213 098 000 руб., что превышает законодательно установленную величину активов, при которой требуется   проведение   обязательного   аудита   бухгалтерской   отчётности.

Следовательно, в силу требований пункта 4 статьи 5 Закона «Об аудиторской деятельности», ведение бухгалтерского учёта и составление финансовой (бухгалтерской) отчётности ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ», за 2014-2016 гг. подлежат обязательному аудиту.

Кроме того, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит проводится, в том числе, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества. Несоблюдение данного требования, влечет недостоверность финансового анализа и использование неподтвержденных документально данных.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367, финансовый анализ проводится на основании статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков.

Сведения о проведении аудита бухгалтерской отчётности за 2014-2016 гг. в анализе финансового состояния должника отсутствуют.

В перечне исследуемых при проведении анализа финансового состояния документов аудиторские заключения за 2014-2016 гг. также не указаны.

Как указано на стр. 2 анализа финансового состояния должника, анализ выполнен временным управляющим ФИО1 Отчет временного управляющего от 29.06.2018 также не содержит сведений о привлечении аудитора для проведения анализа финансового состояния ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ».

Позже в материалы дела № А32-38829/2018 арбитражным управляющим представлено аудиторское заключение ООО «ФинансТехнолоджи» о бухгалтерской (финансовой) отчетности ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015. Однако сведения об указанном заключении в анализе финансового состояния должника от 18.06.2018 отсутствуют.

Из анализа названных выше норм законодательства следует, что арбитражный управляющий обязан привлечь аудитора в случае, если отсутствует информация о проведенном аудите бухгалтерской отчетности за двухлетний период, предшествующий возбуждении дела о его банкротстве и за период процедуры наблюдения.

Таким образом, ФИО1 надлежало привлечь аудитора для проведения анализа финансового состояния должника.

Следовательно, арбитражный управляющий ФИО1 в период проведения процедуры конкурсного производства в отношении ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» не выполнил обязанности, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве), тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что арбитражный управляющий предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), в материалы дела  не представлено.

Таким образом, нарушения требований Закона о банкротстве, допущенные ответчиком  образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности арбитражным управляющим не представлено. Следовательно, материалы дела свидетельствуют о наличии оснований  для удовлетворения требований управления и привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3  статьи 14.13 Кодекса.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.04.2005 № 122-0 указано, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Оснований для признания совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ  суд не усматривает.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Учитывая, что арбитражный управляющий ранее привлечён к административной ответственности  решением арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2018 по делу №А32-16665/2018 (вступило в законную силу 21.09.2018)  ответчику следует назначить наказание  в виде административного штрафа 25000 руб.

            Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности  в течение 60-ти дней  после вступления решения в законную силу  по следующим реквизитам:

Получатель

УФК Минфина РФ по Краснодарскому краю

(Управление Росреестра по Краснодарскому краю)

ИНН/КПП

2309090540/230801001

Банк получателя

ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю,
г. Краснодар

БИК банка:

040349001

Р/счет

40101810300000010013

КБК

32111670010016000140

ОКТМО

03701000

Наименование платежа

«Денежные взыскания (штрафы)»

Плательщик штрафа

ФИО1

ИНН <***>

УИН

32100000000001536795

            Доказательства оплаты  штрафа ответчику представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера  арбитражного дела.

            В случае неуплаты штрафа  ответчик может быть привлечен к административной ответственности по  статьи 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Руководствуясь статьями 2.1, 4.1, 4.2,  14.13, 26.1-26.3, 26.11, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьями 2, 9, 27, 29, 64, 65, 71, 167-170, 176, 202-206  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,   суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь  ФИО1, дата рождения 02.11.1980, уроженку г. Ростова-на-Дону, зарегистрированную по адресу : <...>,     к административной ответственности по  части 3 статьи 14.13 КоАП РФ на основании  протокола об административном правонарушении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 14.09.2018 № 01642318 и  назначить наказание  в виде  административного штрафа 25000 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в 10-дневный срок со дня принятия.

Судья                                                                                                  И.П. Гонзус