ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-4102/15 от 29.07.2015 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

Дело № А32-4102/2015

г. Краснодар                                                                                      “ 05 ” августа 2015г.

Резолютивная часть решения объявлена 29.07.2015. Полный текст решения изготовлен 05.08.2015.

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе судьи С.В. Березовской

при ведении протокола судебного заседания судьей С.В. Березовской 

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению ООО "Южная строительная компания" (ОГРН 1082315005167, ИНН 2315145370), г.Новороссийск, Краснодарского края к Департаменту поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края (ОГРН 1062308024371, ИНН 2308120713), г.Краснодар, 3-и лица: Министерство финансов Краснодарского края, г.Краснодар, Министерство экономического развития РФ, г. Москва, Министерство экономики Краснодарского края, г.Краснодар о признании незаконным решения

при участии:

от заявителя: Гунин А.И. – представитель по доверенности от 03.02.2015;

от заинтересованного лица: Скотникова Е.А. – представитель по доверенности от 04.03.2015 № 33-203/15-01-05;

от 3-их лиц – не явились

установил:

ООО "Южная строительная компания" (далее – общество), г.Новороссийск, Краснодарского края обратилось с заявлением к Департаменту поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края (далее – Департамент), г.Краснодар и просит:

- признать незаконным отказ Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий ООО «Южная Строительная компания» в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды, выраженный в приказе от 18.12.2014 № 466 и письме от 19.12.2014 № 201-6443/14-05-03;

- признать незаконным отказ Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий ООО «Южная Строительная компания» в целях возмещения части затрат по лизинговым платежам, понесенным в рамках договоров финансовой аренды, выраженный в приказе от 27.11.2014 № 336 и письме от 28.11.2014 № 201-5748/14-05-03/12;

- обязать Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в полном объеме устранить допущенные нарушения, путем принятия решения о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий ООО «Южная Строительная компания» в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса и затрат по лизинговым платежам, понесенным в рамках договоров финансовой аренды в соответствии с заявлениями Общества № 25092014-1743-23-181, 25092014-1740-23-181, 25092014-1733-23-181, 29092014-2018-23-181, 29092014-2050-23-181, 29092014-2041-23-181, 29092014-2044-23-181, 29092014-2046-23-181, регистрационные номера заявлений 767/2509, 773/2509, 783/2509, 270/2909-Л, 271/2909-Л, 272/2909-Л, 273/2909-Л, 274/2909-Л).

В соответствии со ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей третьих лиц.

В ходе судебного заседания заявитель поддержал доводы заявления.

Заинтересованное лицо в удовлетворении заявления просит отказать и представил письменные пояснения по существу заявления, которые в порядке ст. 66 АПК РФ приобщены к материалам дела.

Стороны пояснили, что дополнительных документов и ходатайств не имеют.

Для оглашения резолютивной части судебного акта в судебном заседании 29.07.2015 судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 30.07.2015 в 17-20 час. Информация об объявлении перерыва в судебном заседании была размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу: http://krasnodar.arbitr.ru.

После перерыва судебное заседания было продолжено. Стороны в судебное заседание после перерыва не прибыли, дополнительных документов и ходатайств не представили. Аудиозапись судебного заседания не велась.

Заявление рассматривается судом по правилам ст. 200 АПК РФ в отсутствие сторон и третьих лиц по имеющимся материалам дела.

Изучив материалы дела, суд установил, что в удовлетворении требований ООО "Южная строительная компания" следует отказать в полном объеме в виду нижеследующего.

Как следует из материалов дела, 25.09.2014 ООО «Южная Строительная компания» обратилось в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - Министерство) с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды (заявления № 25092014-1743-23-181, 25092014-1740-23-181, 25092014-1733-23-181; регистрационные номера заявлений 767/2509, 773/2509, 783/2509).

29 сентября 2014 года заявитель обратился в Министерство с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по лизинговым платежам, понесенным в рамках договоров финансовой аренды (заявления № 29092014-2018-23-181, 29092014-2050-23-181, 29092014-

2041-23-181, 29092014-2044-23-181, 29092014-2046-23-181; регистрационные номера заявлений 270/2909-Л, 271/2909-Л, 272/2909-Л, 273/2909-Л, 274/2909-Л).

Приказами Министерства от 18.12.2014 № 466 и от 27.11.2014 № 336 заявителю отказано в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды, а также затрат по лизинговым платежам, понесенным в рамках договоров финансовой аренды (письма Министерства от 19.12.2014 № 201-6443/14-05-03 и от 28.11.2014 № 201-5748/14-05-03/12).

ООО "Южная строительная компания" считая указанные решения Министерства об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий незаконными, обратилось с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 3 названной статьи нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

На основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1201 утверждена государственная программа Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее – Государственная программа).

Подпрограммой «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы» (далее – Подпрограмма) к Государственной программе (приложение № 1) утвержден Порядок субсидирования из краевого бюджета части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства, который изложен в приложении № 1 к Подпрограмме и Порядок субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, который изложен в приложении № 2 к Подпрограмме.

Департамент является координатором Подпрограммы, осуществляет текущее управление Подпрограммой, а также органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на разъяснение Подпрограммы в соответствии с Законом Краснодарского края от 06.06.1995 № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края».

Указанные выше Порядки приняты в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 04.04.2008 № 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае».

Как указано ранее, 25.09.2014 общество обратилось в адрес Департамента с тремя заявлениями на участие в отборе в соответствии с Порядком субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – Порядок по первому взносу).

К заявлениям заявитель представил пакеты документов: к договору финансовой аренды № 28073-ФЛ/КД-13 от 16.10.2013 (далее - договор лизинга № 28073-ФЛ/КД-13); к договору финансовой аренды № 28220-ФЛ/КД-13 от 24.10.2013 (далее - договор лизинга № 28220-ФЛ/КД-13); к договору финансовой аренды № 28557-ФЛ/КД-13 от 21.11.2013 (далее -договор лизинга № 28557-ФЛ/КД-13).

29.11.2014 общество обратилось в адрес Департамента с пятью заявлениями на участие в отборе в соответствии с Порядком субсидирования из краевого бюджета части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – Порядок по лизинговым платежам).

К данным заявлениям заявитель представил пакеты документов: к договору финансовой аренды № 28073-ФЛ/КД-13 от 16.10.2013 (далее - договор лизинга № 28073-ФЛ/КД-13); к договору лизинга № 28557-ФЛ/КД-13 от 21.11.2013 (далее - договор лизинга № 28073-ФЛ/КД-13); к договору лизинга № 28220-ФЛ/КД-13 от 24.10.2013 (далее - договор лизинга № 28220-ФЛ/КД-13); к договору лизинга № 28289-ФЛ/КД-13 от 28.02.2013 (далее - договор лизинга № 28289-ФЛ/КД-13); к договору лизинга № 15301-ФЛ/КД-11 от 19.12.2013 (далее -договор лизинга № 15301-ФЛ/КД-11).

В соответствии с подпунктами 2.3.1 пунктов 2.3 Порядка по лизинговым платежам и Порядка по первому взносу (далее – Порядки субсидирования) Департаментом проведена проверка полноты сведений, содержащихся в представленных документах и соблюдения Истцом условий оказания поддержки, в результате которой выявлены нарушения требований, установленных законодательством и указанными выше Порядками субсидирования.

Приказами от 27.11.2014 № 336 «Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу с ограниченной ответственностью «Южная строительная компания» (далее – приказ № 336) и от 18.12.2014 № 466 «Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу с ограниченной ответственностью «Южная строительная компания» (далее – приказ № 466) ответчик принял решение об отказе заявителю в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий.

В соответствии с подпунктами 2.3.3 пунктов 2.3 Порядков субсидирования Департамент направил обществу письменные уведомления о принятом решении от 19.12.2014 № 201-6443/14-05-03 и от 28.11.2014  № 201-5748/14-05-03/12.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суд оценил представленные доказательства и с учетом непредставления документов, предусмотренных подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Порядков, невыполнения условий оказания поддержки, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Так, в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), организация и осуществление региональных программ в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также частью 2 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ устанавливается право, а не обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации в целях реализации своих полномочий.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 указанного Федерального закона, и условиям, предусмотренным региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, не представив соответствующие документы и не выполнив условия оказания поддержки, установленные региональными программами, несут риск отказа в предоставлении субсидии.

Из анализа изложенных норм права следует, что Подпрограмма, которой утверждены Порядки субсидирования, является нормативным правовым актом, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в Краснодарском крае, определяющим условия и порядок предоставления субсидий, в том числе документы, необходимые при предоставлении субсидии.

Данный документ принят в рамках полномочий, не противоречит действующему законодательству, не оспорен в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и согласно пункту 5 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» подлежит обязательному применению и исполнению всеми государственными органами края, органами местного самоуправления в крае, должностными лицами, а также находящимися на территории края предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при предоставлении субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам и субсидии на уплату первого взноса утверждены Порядками субсидирования.

Подпунктами 2.2.1 пунктов 2.2 Порядков субсидирования установлен перечень документов, предоставляемых субъектом малого и среднего предпринимательства, при обращении в Уполномоченный орган или многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанные требования являются императивными и их выполнение проверяется при проведении Уполномоченным органом проверки документов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» антикоррупционной экспертизе подлежат все правовые акты и их проекты.

Проект Государственной программы и соответственно Подпрограммы и приложения к ней при разработке проходил все необходимые согласования и экспертизы. Требования к оформлению документов прописывались таким образом, чтобы максимально избежать коррупционных факторов как со стороны Уполномоченного органа, так и со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, такие как: возможность откорректировать документы субъектом малого и среднего предпринимательства после получения от какой-либо организации и до представления в Уполномоченный орган, возможность дополнения материалов, замены, подмены документов, представленных для субсидирования и другие возможные случаи.

В представленных заявителем документах выявлены следующие нарушения требований, установленных законодательством и Порядками субсидирования, послужившие основанием для отказа в предоставлении субсидий.

В соответствии с подпунктами 2.2.1 пунктов 2.2 Порядков субсидирования претенденты на получения субсидии предоставляют в Уполномоченный орган следующие документы:

- выписки и копии платежных поручений банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), сшитые, пронумерованные (в случае представления более одного листа текста), заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке;

- реестр платежных поручений по договору финансовой аренды (лизинга) по форме согласно приложению № 4 и № 5 к Порядкам субсидирования (соответственно).

Только в таком порядке оформленные и заверенные выписки банков, иных кредитных организаций являются подтверждением уплаты лизинговых платежей для Уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии.

В представленных пакетах документов по договорам лизинга банковские выписки и платежные поручения по авансовым платежам не заверены банком в установленном законодательством порядке.

Пунктом 1 Положения Банка России от 16.07.2012 № 385-П установлено, что кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с правилами, приведенными в Приложении к настоящему Положению. Однако правилами, приведенными в приложении, установлен порядок выдачи выписок из лицевого счета, но не установлен порядок заверения выписок банка, также не установлен запрет заверять выписки банка печатью банка.

Указанное подтверждено аналогичными требованиями о предъявлении заверенных печатью банка выписок банка другими органами государственной власти Российской Федерации, установленными соответствующими нормативными правовыми актами.

Так, в Приказе Федеральной налоговой службы от 25.07.2012
№ ММВ-7-2/519 «Об утверждении Порядка представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующих форм справок и выписки» указано, что справки (выписки) подписываются представителем банка, заверяются печатью банка и вручаются должностному лицу налогового органа либо направляются в налоговый орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

- в Инструкции  ЦБР от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» указано, что выписки из лицевых счетов банковских счетов покупателей акций, подтверждающие поступление денежных средств в валюте Российской Федерации и (или) иностранной валюте (выписки могут быть оформлены в виде единого комплекта документов, для чего они должны быть прошиты, пронумерованы и подписаны уполномоченным лицом, подпись которого заверяется печатью кредитной организации).

Таким образом, доводы заявителя о том, что Положением Банка России от       16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее – Положением Банка России от 16.07.2012 № 385-П) предусмотрено, что выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации, признаны судом несостоятельными.

Судом исследована представленная заявителем копия информационного письма ОАО «Банк Уралсиб» от 26.03.2015 № 423, согласно которой заверение платежных поручений осуществляется в соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденных Центральным Банком Российской Федерации и пунктом 45 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденных Центральным Банком Российской Федерации от 16.07.2012 № 385-П и от 19.06.2012 № 383-П, соответственно.

Судом учтено, что  основанием для отказа в предоставлении субсидий заявителю  является не только предоставленные им ненадлежащим образом оформленные платежные поручения, но и предоставление им выписок из банка или иной кредитной организации, оформленных с нарушением требований подпунктов 2.2.1 пунктов 2.2 Порядка субсидирования из краевого бюджета части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок по лизинговым платежам) и Порядка субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – Порядок по первому взносу Порядки субсидирования), являющиеся приложениями № 1 и № 2 Подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы» (далее – Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 
№ 1201 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Указанные нормативные документы не регулируют порядок заверения копий платежных поручений и выписок банков или иных кредитных организаций. В пункте 45 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденных Центральным Банком Российской Федерации от 19.06.2012 № 383-П предусмотрены лишь наименование и значение реквизита, поставляемого банком на платежном поручении, а не на его копии.

Как установлено указанными выше пунктами Порядков субсидирования, выписки и копии платежных поручений банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), должны быть сшиты, пронумерованы (в случае представления более одного листа текста), заверены банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке.

При этом, данные подпункты Порядков субсидирования не устанавливают дополнительных реквизитов к форме платежных поручений, а лишь закрепляют общепринятое правило о надлежащем заверении копии документа, путем проставления оттиска печати.

Помимо документов, указанных в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 Порядков субсидирования, в порядке межведомственного информационного взаимодействия Уполномоченным органом запрашивается в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства информация налогового органа, подтверждающая отсутствие (наличие) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.

Согласно полученной в порядке межведомственного информационного взаимодействия информация по договорам лизинга № 28557-ФЛ/КД-13,
№ 28073-ФЛ/КД-13, № 28289-ФЛ/КД-13 и № 28220-ФЛ/КД-13 (заявление от 25.12.2014) по состоянию на 25.09.2014 у заявителя имелась задолженность по уплате налогов, сборов, пеней (запрос № 3224596).

В соответствии с подпунктом 1.7.5 пункта 1.7 Порядка субсидирования по первому взносу субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, не имеющим неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.

К заявлениям от 29.09.2015 в реестрах платежных поручениях (приложение № 5 к Порядку по лизинговым платежам) к договорам лизинга  № 28220-ФЛ/КД-13 отсутствуют сведения о платежном поручении № 1089 от 23.09.2014 и № 28289-ФЛ/КД-13 отсутствуют сведения о платежном поручении № 1090 от 23.09.2014.

Заявитель указывает, что  на момент подачи заявления о предоставлении ему субсидий в соответствии с Порядком по первому взносу у него не имелось не исполненной задолженности перед бюджетом, что обосновывает платежными поручениями № 1102 и № 1103 от 25.09.2014 и указывает, что фактическое зачисление платежа в бюджетную систему Российской Федерации не влияет на указанное обстоятельство.

Платежное поручение - это расчетный (платежный) документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (пункт 1 статьи 863 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), подпункты 1.12 и 5.1 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»).

По общему правилу, для осуществления расчетов платежными поручениями необходимо заключить договор банковского счета, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (пункт 1 статьи 845 ГК РФ).

Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета (статья 865, пункт 1 статьи 863, статья 849 ГК РФ).

Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на счете плательщика, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком (пункт 3 статьи 864 ГК РФ).

Обязательство банка плательщика перед клиентом по платежному поручению считается исполненным в момент надлежащего зачисления соответствующей денежной суммы на корреспондентский счет банка получателя, если договором банковского счета клиента и банка плательщика не предусмотрено иное (пункт 3 постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 № 5).

Условия и порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закона  № 209-ФЗ) устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в  распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы  включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (пункт 2 статьи 14 Закона  № 209-ФЗ).

В силу части 1 статьи 7 указанного Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, запрещается требовать от заявителя документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.

Согласно подпункту 2.2. пункта 2.2 Порядка по первому взносу Уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства информацию из налогового органа, подтверждающую отсутствие (наличие) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;

Субъект малого и среднего предпринимательства вправе представить такие документы, сведения и иные документы по собственной инициативе (подпункт 2.2.3 пункта 2.2. Порядка по первому взносу).

Как определено подпунктом 2.2.4 указанного пункта Порядка по первому взносу, представленная субъектом малого и среднего предпринимательства справка налогового органа, подтверждающая отсутствие (наличие) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, должна быть выдана по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней.

Исходя из положений подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Порядка по первому взносу у Департамента отсутствует право требования дополнительных документов, однако такое право предоставления документом и сведений, а также иных документов, согласно подпункту 2.2.3 пункта 2.2 данного Порядка, предоставлено участнику отбора.

Заявитель при подаче заявлений от 25.09.2014 о предоставлении ему субсидий таким правом не воспользовался.

В связи с чем, Департаментом направлен соответствующий запрос и согласно полученной в порядке межведомственного информационного взаимодействия информации по состоянию на 25.09.2014 у общества имелась задолженность по уплате налогов, сборов, пеней (запрос № 3224596).

Департаментом также 25.03.2015 направлен запрос в ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края.

Из полученной 27.04.2015 справки налогового органа № 76855 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей следует, что у заявителя по состоянию на 25.09.2014 имелась задолженность по налогу на имущество организаций по имуществу в сумме 16,40 руб., им также не уплачены денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных налоговым законодательством в размере 200,0 руб.

Общество, подавая заявление о предоставлении субсидий 25.09.2014, не предоставило данные об отсутствии у него задолженности перед бюджетом.

Поскольку нормативные положения Порядка по первому взносу не предусматривают возможности предоставления дополнительных документов после даты их подачи в Департамент, то Департамент, проведя анализ предоставленных документов, с учетом запроса в порядке межведомственного взаимодействия, правомерно отказал ему в предоставлении субсидий, указав о нарушении им требований подпункта 1.7.5 пункта 1.7 Порядка по первому взносу.

Кроме того, согласно извещению о проведении отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с подпунктом 2.1.2 пункта 2.2 Порядка по первому взносу и размещенного на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://admkrai.krasnodar.ru) и на Интернет-сайте «Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края» (www.mbkuban.ru) заявления и документы от субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края принимались с 15.09.2014 по 26.09.2014:

1) многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенными на территории Краснодарского края, в соответствии с порядком и графиком работы многофункциональных центров (контактная информация о многофункциональных центрах размещена на Едином портале многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края www.e-mfc.ru);

2) министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, одним из способов:

2.1 предварительно зарегистрировавшись в электронной очереди на Интернет-сайте «Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края» (www.mbkuban.ru) и подать в установленные дату и время заявление и документы на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства;

2.2 без предварительной регистрации в электронной очереди на Интернет-сайте «Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края» (www.mbkuban.ru) подать заявление документы на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке очередности, образованной субъектами малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствует регистрация в электронной очереди, фактически прибывшими в день подачи заявлений и документов на участие в отборе в уполномоченный орган, в рабочие дни (понедельник – четверг с 9.00 часов до 13.00 часов, с 14.00 часов до 18.00 часов, пятница с 9.00 часов до 13.00 часов, с 14.00 часов до 17.00 часов) по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, дом 8, кабинет 3.

Требование Порядка по первому взносу о том, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства не имеющим неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах направлено на исключение возможности получения субсидий, лицами, имеющие просрочки по указанным выше платежам, и предусмотрено в целях оказания помощи добросовестным участникам оборота.

Судом исследованы доводы общества о нарушении его законных прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и признаны несостоятельными в виду нижеследующего.

С учетом положений подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 10, статьи 14, пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие региональных программ является правом органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ, и условиям, предусмотренным региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, учитывая правовую природу субсидии, то есть то, что субсидия является не доходом, а помощью субъекту малого и среднего предпринимательства, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов или финансового возмещения понесенных затрат, не является безусловно гарантированной выплатой, а выплачивается лишь при соблюдении определенных условий, непредоставление субсидии не может повлечь за собой причинение вреда или убытков, то есть реального ущерба и упущенной выгоды, неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота.

Аналогичный правовой вывод отражен в постановлениях от 07.03.2012 № 02АП-143/12, от 27.12.2011 № 19АП-5825/11 и от 26.10.2011 по делу № А71-12914/2011, где указано, что субсидии в их правовом смысле не являются безусловно гарантированными лицам выплатами из средств бюджета, а подлежат выплате только лишь при соблюдении установленных законом требований. При невыполнении либо ненадлежащем выполнении предусмотренного законодательством порядка подачи документов в рамках процесса получения бюджетных субсидий, риск неполучения соответствующей бюджетной поддержки лежит на лице, желающем такую субсидию получить.

В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального Закона № 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы; не выполнены условия оказания поддержки; ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Аналогичные требования содержатся в пунктах 2.4 Порядков субсидирования, а именно участнику отбора субъектов малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий в случае, если: не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы; не выполнены условия оказания поддержки; ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Судом также признаны несостоятельными ссылки заявителя на положения Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации - законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не регулируется налоговым законодательством.

В соответствии со статьей 1 Закона № 209-ФЗ, данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Следовательно, финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Законом № 209-ФЗ, а не положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что обществом не были представлены документы предусмотренные подпунктами 2.2.1 пунктов 2.2 Порядков субсидирования и не выполнены условия оказания поддержки, приказы Департамента № 336 и  № 466 об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу с ограниченной ответственностью «Южная строительная компания» и уведомления о принятом решении от 19.12.2014 № 201-6443/14-05-03 и от 28.11.2014 № 201-5848/14-05-03/12 не противоречат действующему законодательству – Федеральному Закону  № 209-ФЗ, Порядкам субсидирования.

Следует также отметить, что согласно пунктам 1.3 Порядков субсидирования по первому взносу предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Уполномоченному органу.

Пунктом 1 статьи 1, статьям 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определено, что предоставление субсидии юридическим лицам из бюджета относится к бюджетным правоотношениям и является бюджетными ассигнованиями, под которыми понимается предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, то есть расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, текущим финансовым годом является год, в котором осуществляется исполнение бюджета (статьи 6, 12 БК РФ).

В соответствии со статьей 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Данные положения БК РФ означают невозможность исполнения бюджета по расходам после 31 декабря в рамках бюджетных обязательств, существовавших в определенном финансовом году.

Спорные правоотношения касаются бюджетных обязательств, существовавших в 2014 году, и в настоящее время они прекратили свое действие. Бюджетные ассигнования, выделенные Департаменту в 2014 году в рамках подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы», освоены.

Кроме того, в связи с внесенными постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.04.2015 № 338 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1201 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» субсидирование части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства в 2015-2017 года не предусмотрены.

Исходя из положений пункта 5 статьи 78 БК и требований подпунктов 2.3.4 пунктов 2.3 Порядков субсидирования субсидий субъекту малого и среднего предпринимательства предоставляются на основании договора о предоставлении бюджетных средств, заключаемого Уполномоченным органом с таким субъектом.

В случае удовлетворения судом требований заявителя об устранении допущенных нарушений, путем принятия решения о предоставлении обществу бюджетных средств в форме субсидий, влечет впоследствии заключение с ним договора субсидирования.

Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 161 БК РФ, положения которой распространяются и на органы государственной власти, заключение и оплата государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации осуществляется в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа) осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

При таких обстоятельствах, требования заявителя являются необоснованными, в их удовлетворении следует отказать в полном объеме.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу в месячный срок и может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные в гл.гл. 34, 35 АПК РФ.

Судья                                                                                                С.В. Березовская