ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-41420/2021 от 16.02.2022 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                              Дело № А32-41420/2021

09 марта 2022 года                                                                                                  

Резолютивная часть решения вынесена 16.02.2022

Полный текст решения изготовлен 09.03.2022

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдамака Э.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ОГРН <***>), г. Москва

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сочинский Национальный Парк» (ОГРН <***>), г. Сочи и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН <***>), г. Москва

о признании незаконными решений и обязании выдать разрешение на прибывание на территории национального парка

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Акционерное общество «Кубанские магистральные сети» (ОГРН <***>), г. Краснодар

при участии:

от заявителя: ФИО1 доверенность, ФИО2, доверенность,

от ФГБУ «Сочинский национальный парк»: ФИО3, доверенность,

от Минприроды РФ: не явился, уведомлен

от третьего лица: ФИО4, доверенность,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ «Сочинский Национальный Парк» (далее – учреждение), оформленного письмом от 08.06.2021 № 01-13/2310 в части предъявления требований о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых планируется проведение работ по расчистке просек линии электропередачи от древесно-кустарниковой растительности, и проектов освоения лесов, прошедших государственную экспертизу; о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды), направленного письмом от 22.07.2021 №15-50/10198-ОГ (далее – Решение Минприроды), в части отсутствия разрешения на пребывание на территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС», в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» (далее – Закон «Об особо охраняемых территориях»); об обязании Учреждения и Минприроды выдать ПАО «ФСК ЕЭС» разрешение на пребывание на территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» и его подрядных организаций сроком на 12 месяцев (с момента вступления решения в законную силу) для выполнения работ по расчистке ВЛ 220 кВ Шепси – Дагомыс от древесно-кустарниковой растительности ручным способом.

Заявитель в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме со ссылкой на представленные доказательства.

Учреждение возразило против удовлетворения заявленных требований по доводам представленного отзыва.

Минприроды возразило против удовлетворения заявленных требований по доводам представленного отзыва.

Третье лицо  поддержало заявленные требования в полном объеме по доводам представленного отзыва.

В судебном заседании 09.02.2022 объявлялся перерыв до 16.02.2022 до 09 час. 50 мин., поле перерыва судебное заседание продолжено.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд установил следующее.

Заявитель  в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по эксплуатации сети. 

ПАО «ФСК ЕЭС» на основании договора использования объектов электросетевого хозяйства от 30.12.2005 №ДИ-73/107/30-49 владеет ВЛ 220 кВ Шепси-Дагомыс (далее – Линия электропередачи, ВЛ) и осуществляет ее эксплуатацию.

Приказом Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 № 325 «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» ВЛ 220 кВ «Шепси-Дагомыс» включена в перечень объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Часть Линии электропередачи с 1967 года размещена на территории, которая в 1983 года вошла в состав Сочинского национального парка, что подтверждается техническим паспортом ЛЭП.

Между Учреждением и Заявителем заключены соглашения об установлении сервитута от 28.11.2013 № 4-143/1, № 4-144/1, № 4-145/1 и от 04.02.2014 № 4-151/1, в отношении лесных участков, необходимых для реконструкции линии электропередачи, с условием о последующей пролонгации данных соглашений.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранной зоне Линии электропередачи №23.49.2.69., требуется выполнение работ на территории Сочинского национального парка.

ПАО «ФСК ЕЭС» направило уведомление от 24.05.2021 №Ц5/1/551 (в порядке п. 17, 18 Правил установления охранных зон (утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160)) с информацией, перечисленной в п. 10 Правил использования лесов (утверждены приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434), и заявление о выдаче разрешения на пребывание персонала на территории Сочинского национального парка в адрес Учреждения и  Минприроды.

Учреждение в ответ на уведомление от 24.05.2021 №Ц5/1/551 письмом от 08.06.2021 № 01-13/2310 сообщило, что для согласования вопроса выполнения работ по расчистке просек вдоль ВЛ необходимо предоставить правоустанавливающие документы на земельные участки, проекты освоения лесов, прошедшие государственную экспертизу.

08.07.2021 письмом №Ц5/1/667 ПАО «ФСК ЕЭС» направило в дополнение к письму от 24.05.2021 № Ц5/1/551 копии соглашений об установлении сервитута от 28.11.2013 № 4-143/1, № 4-144/1, № 4-145/1 и от 04.02.2014 № 4-151/1, заключенные с Учреждением, проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экспертизы в отношении проектной документации (по 1 этапу).

Минприроды России письмом от 22.07.2021 № 15-50/10198-ОГ сообщило об отсутствии возражений в проведении работ, указав, что вопросы организации работ на ООПТ (определение подъездных путей, мест стоянки техники, оформления допусков, определение метода утилизации порубочных остатков и неликвидной древесины и др.) находятся в ведении ФГБУ «Сочинский национальный парк».

  Не согласившись с вышеуказанными ответами учреждения и Минприроды заявитель обратился в арбитражный суд. 

Принимая решение, суд исходил из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 101 Земельного кодексаРоссийской Федерации порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным Кодексом и лесным законодательством.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи.

Частью 5 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

В соответствии  с п. 4 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.

Таким образом, положения Лесного кодекса Российской Федерации во-первых, допускают использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на землях лесного фонда (подпункт  4 части 1, часть 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ), во-вторых, устанавливают использование лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, без предоставления лесных участков (п. 4 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лица, использующие леса без предоставления лесных участков, не обязаны обеспечивать составление проекта освоения лесов, что следует из статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации и проведение его государственной экспертизы (статья 89 Лесного кодекса Российской Федерации).

Леса, произрастающие в особо охраняемых зонах, относятся к защитным лесам, их правовой режим регулируется статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации и предусматривает ограничения, для использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

При этом, объем ограничений помимо Лесного кодекса Российской Федерации, установлен так же в  Законе «Об особо охраняемых территориях».

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, проведение сплошных рубок лесных насаждений возможно, если это предусмотрено правовым режимом функциональных зон.

Согласно части 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на территориях национальных парков, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

В части 1 статьи 12 Закона «Об особо охраняемых территориях» установлено, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Идентичный подход применяется в приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (далее – Особенности использования).

В соответствии с пунктом 6 Особенностей использования, в лесах, расположенных на территориях национальных парков, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, размещение линии электропередачи и проведение сплошных рубок на территории национального парка возможно, если правовым режимом функциональной зоны это предусмотрено.

Приказом Минприроды России от 27.09.2013 № 411 утверждено Положение о Сочинском национальном парке. В соответствии с пунктом 10.4 Положения о Сочинском национальном парке, в зоне хозяйственного назначения, допускается реконструкция, ремонт и эксплуатация дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, существующих в границах национального парка.

В приложении 1 к Положению приведены состав и описание границ функциональных зон Сочинского национального парка, а в приложении 2 приведена карта-схема функционального зонирования Сочинского национального парка. Линия электропередачи размещена в зоне хозяйственного назначения Сочинского национального парка, что установлено при рассмотрении дела № А32-16021/2020 постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.09.2021 (стр. 7).

Таким образом, размещение линии электропередачи 220 кв Шепси – Дагомыс на территории Сочинского национального парка допускается статьей 12 Закона «Об особо охраняемых территориях», пунктом 6 Особенностей использования, пунктом 10.4 Положения о  Сочинском национальном парке и что опровергает довод учреждения о том, что Положение о Сочинском национальном парке содержит прямой запрет на размещение  ВЛ на территории Сочинского национального парка.

Суд считает, что ссылка учреждения на подпункт «д» пункта 2 статьи 15 Закона «Об особо охраняемых территориях», подпункт 5 пункта 9 Положение о Сочинском национальном парке безосновательна, так как данный пункт содержит запрет на строительство линий электропередач, эксплуатацию хозяйственных и жилых объектов, а ВЛ 220 кВ «Шепси – Дагомыс» уже построена и размещена в границах Сочинского национального парка с 1967 года и сама ВЛ не является хозяйственным или жилым объектом, а представляет собой технически сложный опасный производственный объект.

В соответствии со ст. 8.3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 января 2007 года.

Факт размещения ВЛ 220 КВ Шепси-Дагомыс до 01.01.2007 подтверждается следующими доказательствами:

- техническим паспортом, в котором прямо указано (стр. 3), что ВЛ 220 КВ Шепси-Дагомыс введена в эксплуатацию в 1967 году;

- ВЛ 220 кВ «Шепси-Дагомыс» поименована в разделе 5 приложения 1 к Указу Президента РФ от 15.08.1992 № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации»;

- Приказом Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 № 325 «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» ВЛ 220 кВ «Шепси-Дагомыс» включена в перечень объектов электросетевого хозяйства, подлежащих к включению в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Кроме того, из свидетельства о регистрации права собственности от 17.03.2008 следует, что ВЛ 220 кВ Шепси – Дагомыс была передана в собственность третьего лица на основании протокола внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани № 17 от 13.01.2006 и разделительного баланса ОАО «Кубаньэнерго», реорганизуемого в форме выделения, утвержденного протоколом №17 от 13.01.2006 внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Кубаньэнерго».    

Вышеуказанные документы подтверждают факт размещения Линии электропередачи до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, то есть до 01.01.2007 года, а следовательно, допустимость выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В развитие части 5 статьи 45 Лесного кодекса Приказом Минприроды от 10.07.2020 г. № 434 были утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее – Правила) и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее – Перечень).

 В соответствии с пунктом 9 Правил в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.

Согласно Перечню использование лесных участков без установления сервитута может осуществляться, в том числе для проведения выборочных и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.

Таким образом, суд считает, что ссылка учреждения на статью 88 Лесного кодекса Российской Федерации,  а также пункт 3 Особенностей использования, как на основания для предоставление проекта освоения лесов, не имеет правого значения, так как в ней установлена необходимость составления проекта освоения лесов только для тех лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.    

В соответствии с пунктом 10 Правил для проведения указанных в пунктах 8 и 9 Правил выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, не позднее 15 дней до завершения рубки, а при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина;

б) объем и породный состав вырубаемой древесины;

в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (лесничество, участковое лесничество, выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта электросетевого хозяйства и проектный номинальный класс напряжения);

г) срок завершения рубки лесных насаждений.

При этом в п. 10 Правил также установлен прямой запрет на требование о направлении заявителем иной информации, помимо указанной в пункте 10 Правил.

Направление заявителем информации, указанной в п. 10 Правил, подтверждается уведомлением от 24.05.2021 № Ц5/1/551, в котором указаны наименование заявителя, объем и породный состав вырубаемой древесины, сведения о местонахождение лесных участков в соответствии с материалами лесоустройства, а также диспетчерское наименование объекта электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения и срок завершения работ.

Основанием к принятию решения учреждения об отказе в выдаче разрешения на пребывание персонала, оформленного письмом от 08.06.2021 № 01-13/2310, явилось непредоставление в ФГБУ «Сочинский национальный парк» правоустанавливающих документов на земельные участки, проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу.

Иные основания для принятия решения об отказе в письме от 08.06.2021 № 01-13/2310 отсутствуют.

В соответствии с п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Таким образом, документы, запрашиваемые Учреждением, отсутствуют в пункте 10 Правил и не поименованы в перечне информации, подлежащей направлению в уполномоченный орган при проведении работ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов. 

Нормативного акта, содержащего требования к форме и порядку выдачи разрешения ФГБУ «Сочинский национальный парк» для пребывания персонала на территории особо охраняемой природной территории в материалы дела не представлено, в связи чем, суд делает вывод, что решение Учреждения, выраженное в письме от 08.06.2021 № 01-13/2310, не основано на нормах права.

Суд пришел к выводу, что заявитель не осуществляет на территории национального парка строительство или реконструкцию линии электропередачи.

Заявитель как пользователь линии электропередачи, возведенной на территории национального парка до введения в действие Лесного кодекса, вправе осуществлять выборочные и при определенных условиях сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации этого линейного объекта. Для выполнения этих работ компании не требовалось подтверждение прав на лесные участки.

Заявитель  как лицо, использующее леса без предоставления лесных участков, вправе был проводить эти работы без проекта освоения лесов и без проведения его государственной экспертизы. Режим зоны хозяйственного назначения национального парка, в границах которой размещена линия электропередачи, допускает проведение данных работ.

Суд пришел к выводу, что учреждение, потребовав от заявителя правоустанавливающие документы на лесные участки, прошедший государственную экспертизу проект освоения лесов незаконно воспрепятствовало пользователю линии электропередачи в исполнении обязанностей, установленных Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Оспариваемым решением учреждения создана угроза возникновения аварийной ситуации и несвоевременного устранения ее последствий.

Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа  от 27.09.2021 по делу № А32-16021/20.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено заблаговременное согласование с министерством осуществления пользователем линии электропе редачи, возведенной на территории национального парка до 01.01.2007, рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации этого линейного объекта (Определение ВС РФ от 25.01.2022 № 308-ЭС21-26746 по делу № А32-16021/20). 

Условия использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, регламентированы Правилами установления охранных зон электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными  постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009г. № 160 «О порядке установления охранных зон электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее – Правила установления охранных зон).

Согласно пункту 21 Правил установления охранных зон, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Пунктом 23 Правил установления охранных зон, на сетевые организации возложены  следующие обязательства:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубка или обрезка крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Таким образом, из Правил установления охранных зон следует обязанность заявителя по обеспечению безопасности граждан и созданию необходимых условий для эксплуатации линейных объектов в границах охранной зоны линии электропередачи 220 кВ Шепси-Дагомыс.

Границы охранной зоны Линии электропередачи установлены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости за № 23.49.2.69.

В результате принятого учреждением решения об отказе в выдаче разрешения на пребывание персонала заявитель лишен возможности исполнять свои обязанности, предусмотренные договором  использования объектов электросетевого хозяйства от 30.12.2005 №ДИ-73/107/30-49, Правилами установления охранных зон, Правилами использования лесов на территории Сочинского национального парка и осуществлять нормальную эксплуатацию ВЛ 220 кВ Шепси – Дагомыс, тем самым, ФГБУ «Сочинский национальный парк» создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, оспариваемым решением учреждения создана угроза возникновения аварийной ситуации и несвоевременного устранения ее последствий. 

Учитывая вышеизложенное, у суда имеются основания для удовлетворения требования ПАО «ФСК ЕЭС» в части признания недействительным решения ФГБУ «Сочинский национальный парк», направленного письмом от  08.06.2021 № 01-13/2310, в части предъявления требований о необходимости предоставления правоустанавливающих документов  на земельные участки, на которых планируется проведение работ по расчистке просек ВЛ 220 кВ «Шепси – Дагомыс» от древесно-кустарниковой растительности, и проектов освоения лесов, прошедших государственную экспертизу.

Требование заявителя о признании незаконным решения Минприроды России, направленного письмом от 22.07.2021 № 15-50/10198-ОГ, в части отсутствия разрешения на пребывание на территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС», в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В ответ на уведомление заявителя от 24.05.2021 № Ц5/1/551, которое было направлено как в адрес Учреждения, так и в адрес Минприроды, последнее письмом от 22.07.2021 № 15-50/10198-ОГ сообщило, что что не возражает против проведения ПАО «ФСК ЕЭС» работ по содержанию ВЛ 220 кВ «Шепси - Дагомыс» при условии соблюдения действующего законодательства. При этом дополнительно сообщалось, что вопросы организации работ по ООПТ (определение подъездных путей, мест стоянки техники, оформления допусков, определения метода утилизации порубочных остатков и др.) находятся в ведении учреждения. 

В силу пункта 4 статьи 15 Закона «Об особо охраняемых территориях» с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Согласно пункту 6 статьи 15 Закона «Об особо охраняемых территориях» пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк.

Исходя из приведенных норм Закона «Об особо охраняемых территориях», допуск на территорию национальных парков физических лиц осуществляется посредством выдачи федеральным государственным бюджетным учреждением либо федеральным органом исполнительной власти специального разрешения.

В свою очередь, сотрудники юридического лица допускаются на территорию национальною парка в целях организации (осуществления) какой-либо деятельности только при согласовании данной деятельности с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк.

Таким образом, федеральный законодатель установил разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории национальных парков.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2056-р Сочинский национальный парк отнесен к ведению Минприроды.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды  осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии с подпунктом 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Минприроды согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Письмом от 22.07.2021 № 15-50/10198-ОГ Минприроды согласовало ПАО «ФСК ЕЭС» возможность осуществления работ по содержанию линий электропередач, дополнительно сообщив, что вопросы организации работ на особо охраняемой природной территории (определение подъездных путей, мест стоянки техники, оформления допусков, определение метода утилизации порубочных остатков и пр.) находятся в ведении ФГБУ «Сочинский национальный парк».

Таким образом, оспариваемое решение Минприроды не нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку вопрос допуска на территорию Сочинского национального парка Минприроды разрешен положительно.

Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая признание недействительным решения учреждения, подлежит удовлетворению требование ПАО «ФСК ЕЭС» об обязании ФГБУ «Сочинский национальный парк» выдать ПАО «ФСК ЕЭС» разрешение на пребывание на территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» и его подрядных организаций сроком на 12 месяцев (с момента вступления решения в законную силу) для выполнения работ по расчистке ВЛ 220 кВ Шепси – Дагомыс от древесно-кустарниковой растительности ручным способом, поскольку в силу п. 3 ч. 4, п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ признание оспоренного решения недействительным возлагает на государственные органы обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.

Требование об обязании учреждения выдать разрешение на пребывание персонала ПАО «ФСК ЕЭС» и его подрядных организаций заявлено в совокупности с признанием незаконным решения учреждения об отказе в выдаче разрешения, что не противоречит положениям гл. 24 АПК РФ и ч. 5 ст. 201 АПК РФ, предусматривающим наряду с указанием в резолютивной части о признании оспариваемых действий органа, осуществляющего публичные полномочия незаконными, принятие мер по восстановлению нарушенных прав, в том числе посредством возложения на него обязанности совершения определенных действий, принятие решений или иным образом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя (ч. 5 ст. 201 АПК РФ).

Требование заявителя об обязании Минприроды выдать ПАО «ФСК ЕЭС» разрешение на пребывание на территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» и его подрядных организаций сроком на 12 месяцев (с момента вступления решения в законную силу) для выполнения работ по расчистке ВЛ 220 кВ Шепси – Дагомыс от древесно-кустарниковой растительности ручным способом не подлежит удовлетворению в связи с тем, что решение Минприроды, изложенное в письме от 22.07.2021 № 15-50/10198-ОГ, является законным и не нарушает права заявителя.

Судебные расходы в порядке п.1 ст. 110 АПК РФ распределяются пропорционально удовлетворенным и отказанным требованиям, с учетом того, что ФГУБ «Сочинский национальный парк» от уплаты государственной пошлины не освобожден и что при предъявления заявления в суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 6000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение ФГУБ «Сочинский национальный парк», направленное письмом от 08.06.2021 г. № 01-13/2310 в части предъявления требований о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых планируется проведение работ по расчистке просек линии электропередачи от древесно-кустарниковой растительности, и проектов освоения лесов, прошедших государственную экспертизу.

Обязать ФГУБ «Сочинский национальный парк» выдать ПАО «ФСК ЕЭС» разрешение на пребывание на территории ФГУБ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» и его подрядных организаций сроком на 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу для выполнении работ по расчистке ВЛ 220 кВ Шепси - Дагомыс от древесно-кустарниковой растительности ручным способом.

В удовлетворении требования о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, направленное письмом № 15-50/10198-ОГ от 22.07.2021 г. в части отсутствия разрешения на пребывание на территории ФГУБ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» - отказать.

Взыскать с ФГУБ «Сочинский национальный парк» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>)  расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                       А.А. Чесноков